Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Планета Знаний"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Пояснительная записка

Программа курса «Окружающий мир» 1-4 классы (авторы Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов)

Содержание программы

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся 3 класс

Тематический план учебного курса

Тематическое планирование

Календарно – тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc237.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир           Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов       2 класс  (2 часа в неделю -  70 часов)

Пояснительная записка.

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем. Это и определяет его цель - формирование представлений о при роде, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

  1. систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  2. формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаи модействии;
  3. знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
  4. социализация ребенка;
  5. развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание,
    обобщение и др.);
  6. воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  7. формирование самостоятельной познавательной деятельности;

— воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.

При отборе содержания курса учитывались принципы, отраженные в «Концепции содер жания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено), утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17 июня 2003 года. Ве дущим из них является принцип целостности, который достигается за счет интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа - человек - общество». Сведения о каждой составляющей этой сис темы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных зна ний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвове дения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодейст вуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в кур се элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Чело век в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о че ловеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной дейст вительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь. сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноцен ного развития человека: общение с окружающим миром и его познание.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка. Данный принцип реализуется за счет со здания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различ ной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития. а не самоцель.

В связи со сказанным большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на организм и окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приемам владения собой.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эсте тического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных зада ний на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установле ние причинно-следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии уча ствовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для раз вития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной состав ляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о дости жениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного от ношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип спира-левидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим обучение в начальной школе целесообразно рас сматривать как ряд этапов (витков спирали). Так, на первом этапе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. На втором этапе преобладает знакомство с группами объектов и обязательное рассмотрение элементарных примеров их взаимодействия. На следующем этапе осуществляется более детальное рассмотрение отдельных объектов, а на завершающем - групп таких объектов.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспе чивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через вы деление инвариантного минимума содержания образования и вариативной части. Ключевые компетенции обучающихся:

На первый план выдвигается компетентностный подход в преподавании, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы , направленное на развитие и совершенствование эмоционально-развивающей, ценностно-ориентированной, , информацилонной, исследовательской компетенций.

  1. эмоционально-развивающая компетенция, состоящая в воздействии окружающей природы на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы,развитию эмоциональной отзывчивости личности и бережного отношения к окружающей нас природе как на отражение человеческих переживаний,эмоций,чувств;
  2. ценностно-ориентированная компетенция,позволяющая обучающимся использовать преобретённые знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации вприроде, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным кретериям;
  3. информационная компетенция,обеспечивающая расширение общего художественного информационного пространства через освоение обучающимися основных источников и каналов информации об искуссстве( в том числе удиовизуальных, компью-        терных, текстовых и др).
  4. исследовательская компетенция ,обеспечивающая большие возможности для развития наблюдательности (наблюдение,опыты,экспериментирование.практические работы).Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления,обосновывают свои выводы.
  5. коммуникативная компетенция, формируемая готовность следовать этическим нормам поведения в школе.на улице,дома а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для допол нительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творче ских и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон).

Они предполагают наличие определенного уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержа ния учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

                        Технологии  обучения:

 Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов: групповой опрос, диспут, опыт, урок-практикум, урок-отчёт или презентация проекта и т.д. Использование ИКТ.

                               Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

- виды работ, связанные с исследованием объекта , проведение опыта, эксперементирование;

-  выполнение практических работ;

- составление учащимися авторской работы в различных жанрах

( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);

- наблюдение за явлениями природы, поведением  окружающих, сбор соответствующего материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- участие в дискуссии;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде).

              Виды и формы контроля:

      Текущий, тематический, итоговый (самостоятельная  работа), выставка поделок.

  Каждый раздел завершается проверочными  заданиями «Мозаика заданий» и проверочные работы,   где       представлены разнообразные формы контроля и само  Проверочные задания направлены на закрепление и проверку знаний учащихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями государственного станд

  Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.

     Проекты выполняются учащимися на добровольной основе.

В программе выделены «Основные требования к уровню знаний и умений учащихся». Эти требования определяют обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу ка ждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение.

Кроме того, в программе определены знания и умения, которыми дети могут овладеть за счет более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом «Планета знаний», который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя (под общей ре дакцией И. А. Петровой).

Развернутое тематическое планирование составлено по учебнику:

Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир. 2 кл. / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. - М.: Астрель, 2011.

Количество часов в год - 70. Количество часов в неделю - 2.

Количество часов в        I четверти - 18.

Количество часов во        II четверти - 14.

Количество часов в        III четверти - 20.

Количество часов в        IV четверти - 18.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу второго года обучения

Учащиеся должны знать:

  1. о значении наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
  2. строение и назначение термометра;
  3. назначение справочной литературы;
  4. названия планет земной группы: Меркурий, Венера, Марс;
  5. название нашей планеты (Земля) и нашей звезды (Солнце);
  6. Луна - спутник Земли;
  7. глобус - модель Земли;
  8. названия материков и океанов;
  9. об источниках звука;
  10. о вреде шума;
  11. правила безопасного обращения с электроприборами;
    — о значении камня в жизни человека;
  12. условия жизни растений и животных;

-        характерные признаки времен года (продолжительность дня, положение Солнца на небо склоне, состояние неба, температура воздуха, вид осадков, состояние растений и животных);

  1. о значении совместного труда в обществе;
  2. о значении бюджета;
  3. правила поведения в общественных местах.

Учащиеся должны уметь:

  1. приводить примеры приборов и инструментов;
  2. пользоваться термометром;
  3. различать тела природы и изделия;
  4. приводить примеры тел и веществ;
  5. приводить примеры источников энергии;
  6. приводить примеры растений суши и водоемов (3-4 примера);
  7. приводить примеры животных суши и водоемов (3—4 примера);
  8. различать времена года по характерным признакам;
  9. правильно вести себя дома, на улице, в гостях.

Учащиеся могут знать:

  1. имена некоторых ученых и изобретателей (3-4 примера);
  2. о путешествии как способе познания мира;
  3. о великих географических открытиях;
  4. названия планет Солнечной системы; отличие планеты от звезды;
  5. об использовании электрической энергии в жизни человека;
  6. о значении звука, света и цвета в жизни человека;
  7. о значении окружающей среды;
  8. о приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде;
  9. некоторые взаимосвязи в живой природе;
  10. о влиянии деятельности человека на живую природу.

Учащиеся могут уметь:

  1. приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком и газообразном);
  2. проводить наблюдения и простейшие опыты, фиксировать их результаты;
  3. определять время по часам;
  4. приводить примеры признаков приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде.

2 класс

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Ра бочие тетради № 1, № 2. — М.: АСТ, Астрель.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение во 2 классе по учеб нику «Окружающий мир». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель.

Тематическое планирование.

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика
деятельности учащихся

Как люди познают мир.

Первые представления о науке как способе познания ми ра. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.

Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометрв| определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символе! и знаков человеком.

Искусство как способ познания мира.

Первые представления о космосе:  звёзды,  созвездия, планеты. Солнечная система.

Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.

Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.

Космические исследования: наблюдения за планетами и звездами с помощью приборов;  искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.

Как человек изучал земной шар: некоторые географиче ские открытия, исследование морей и океанов.

Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в (в природе и жизни человека. В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня. Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде. Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.

Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки (и

 приспособленности к условиям жизни. Общее представление о взаимосвязях между растениями животными в природе. Влияние человека на живую при-роду, необходимость бережного отношения к природе.

Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека (общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.

Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, день-. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи. Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки их преодоление. Освоение правил поведения в обществе

Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.

О науке.  Что такое наука?

 Науки бывают разные.

Ученые России. Человек изобретатель.

Экскурсия в лес. Экскурсия к водоёму

Как  учёные  изу чают мир. Умей видеть. Приборы и инструменты. Измерение температуры и времени.

Справочники, словари, энцик лопедии. Об искусстве. Обобщение по теме «Как люди познают мир».

 

Мы живём на планете Земля.

Что такое космос? Солнечная система. Планеты. Солнечная система. «Падающие звезды». Кометы. Голубая планета Земля. Как древние люди представляли себе Землю. Как устроена Земля. Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей. Спутник Земли- Луна. Исследования космоса. Что такое глобус. Почему день сменяет ночь. Как изучали земной шар. Путешествия. Как изучали земной шар. Знаменитые путешественники. Ошибка Колумба. Путешествия викингов. Как изучали земной шар. Исследование глубин морей и океанов.

Природа вокруг нас.

Тела и вещества. Что такое вещество? Об энергии. От костра до котла. Свет и цвет. Свет и цвет. Зеркала. Цвет радуги. Свет и цвет. О мире звука. О звуке. В мире звука. Верёвочный телефон. В мире звука. Шум вредит здоровью. О музыке. В мире камня. Коллекция камней. Камни-самоцветы. Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей. В мире живой природы. На опушке. Иван-чай. В мире живой природы. О насекомых. Бабочки и жуки. В мире живой природы. В береговой роще. В мире живой природы. В низине. В мире живой природы. В ельнике. В мире живой природы. У лесного озера. В мире живой природы. Лягушка. В мире живой природы. В сосновом бору.  Берегите лес!

Люди вокруг нас.

Человек в обществе. Жизнь в первобытном обществе. Труд в жизни человека. Семья. Отец и сыновья. Бюджет семьи. О деньгах. Бюджет семьи. Будем вежливы. Кого называют вежливыми. Будем вежливы. Книжка, которой двести лет.

Будем вежливы. Разговор по телефону. Будем вежливы. Как подарить подарки. Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей. О друзьях- товарищах. Два товарища. Что может помешать дружбе. О друзьях- товарищах. О привычках. Как избавиться от плохих привычек. Путешествие в город Экоград.

Рассказывать о значении науки в жизни лю дей; приводить примеры разных наук. Рассказывать о наблюдениях, проведённых во время летних каникул.

Объяснять назначение приборов и инструментов. Измерять температуру воды, воздуха и тела че ловека; записывать результаты измерения тем пературы воздуха в дневнике наблюдений. Приводить примеры некоторых символов и объяснять их значение.

Рассказывать о назначении искусства; приво дить примеры различных видов искусства; ха рактеризовать своё отношение к различным видам искусства. Определять время по часам.

Наблюдать за объектами и явлениями приро ды; фиксировать результаты наблюдений; рас сказывать о наблюдаемых объектах и явлениях. Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об учёном России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятель ность по выбору).

Рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме. Рассказывать, как изменялись состояние неба, температура воздуха и осадки в течение осени; называть характерные признаки осени; приво дить примеры взаимосвязей между неживой и живой природой и трудом людей. Называть основную причину осеннего похоло дания и сокращения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне; использовать пословицы, поговорки, стихи и загадки, характеризуя осенние изменения в природе.

Объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли.

Называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России.

Моделировать  положение планет Солнечной системы относительно Солнца. Находить дополнительную информацию о кос мосе, исследованиях космоса, используя раз личные источники информации (с помощью взрослых), планировать своё участие в проект ной деятельности.

Различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; срав нивать и классифицировать тела и вещества.

Объяснять значение энергии для жизни; право дитъ примеры источников энергии. Приводить примеры природных и искусствен ных источников света, прозрачных и непроз рачных предметов; объяснять причину образо вания тени от предметов.

Объяснять, от чего зависит цвет предметов; на зывать цвета радуги по порядку. Рассказы вать о красоте окружающего мира. Объяснять причину возникновения звука. Объ яснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения. Приводить примеры горных пород и рассказы вать об их использовании.

Характеризовать зиму, выделяя существен ные признаки; использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки при характеристике зимы. Объяснять, что называют окружающей средой. Приводить примеры, растений и животных, встречающихся на опушке леса, в берёзовой ро ще, ельнике, сосновом лесу.

Обсуждать правила поведения в природе, объ ясняя их необходимость и выполнять их; уча ствовать в коллективных мероприятиях по ох ране природы.

Знать правила поведения в лесу, значение леса в жизни человека.

Доказывать, что человек часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника). Сравнивать жизнь людей в первобытном обще стве и в наши дни. Ценить значение семьи; рассказывать,  как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных тради циях. Объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распре деления доходов в семье. Выполнять   правила   поведения   на   улице,   в транспорте, в школе и дома. Давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки; называть основную при чину весеннего потепления и увеличения продол жительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне. Самостоятельно находить информацию в спра вочнике, размещённом в учебнике. Подбирать и объяснять пословицы о дружбе. Придумывать и рисовать иллюстрации (плакаты) на заданную тему. Выбирать форму участия в проектной деятель ности и планировать своё участие (с опорой на шаблон в рабочей тетради)

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний

УЗЗВУ – урок закрепления  знаний и выработки умений

УКИЗ – урок комплексного использования знаний

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

УПОКЗ – урок проверки, оценки и контроля знаний             

                           

 

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Тип

урока

Элементы

содержания

Основные задачи изучения, доминирующие виды деятельности

Вид

контроля

УУД

Дата планируемая.

Дата факт.

1

2

3

4

5

6

7

I четверть (18 часов)

Как люди познают мир (15 ч)

1

О науке. Что такое наука.

У с. 6-7

Т с. 3 № 1

УИПЗЗ

О науке. Науки бывают разные.

У с. 8-9

Т с. 3 № 2

УИПЗЗ

Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу.

Дать детям первоначальное представление о науке, познакомить с ее различными отраслями. Показать необходимость совместной работы разных ученых в процессе изучения окружающего мира. Дать представление о постепенности развития научного знания в обществе; познакомить детей с деятельностью некоторых знаменитых учёных России, показать их вклад в науку;

воспитывать уважение к научному познанию мира и людям науки — ученым.

Продолжить формирование информационной грамотности

Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом.

Рассказывать о значении науки в жизни людей; приводить примеры разных наук.

Рассказывать о наблюдениях, проведенных во время летних каникул.

Объяснять назначение приборов и инструментов.

Измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений.

Приводить примеры некоторых символов и объяснять их значение.

Рассказывать о назначении искусства; приводить примеры различных видов искусства; характеризовать свое отношение к различным видам искусства.

Определять время по часам.

✶✶✶

Совместно проводить опыты в малых группах, распределять работу по измерению температуры и фиксации результатов наблюдений, обсуждать свои наблюдения.

2.

Разнообразие природы. Наблюдения живой и неживой природы.

Задания по группам.

3.

О науке. Ученые России. Человек – изобретатель.

У с. 10-13

УИПЗЗ

Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

4.

Экскурсия в лес.

Урок экскурсия

Наблюдения явлений природы по сезонам года

Формировать у учащихся общее представление о лесе; показать разнообразие растений и животных леса, некоторые признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи. Убедить в необходимости бережного отношения к обитателям леса и выполнения правил поведения в лесу. Развивать чувство прекрасного

Фронтальный и индивидуальный опрос.

5.

Экскурсия к водоему.

Урок экскурсия

Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений.

Познакомить учащихся с условиями обитания живых существ в водоеме; показать разнообразие обитателей водоема, их приспособительные признаки и некоторые взаимосвязи. Воспитывать бережное отношение к обитателям водоема. Развивать эстетические чувства детей

Фронтальный опрос.

6

Как ученые изучают мир.

У с. 14-15

Т с. 4-5 № 4-6

УИПЗЗ

Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений.

Дать первое представление о методах научного познания (наблюдение, эксперимент). Учить детей проводить простейшие опыты и фиксировать их результаты; развивать наблюдательность, учить оценивать результаты, полученные в ходе опыта. Развивать творческие способности учащихся

Фронтальный опрос

Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников.

Оценивать красоту окружающей природы. Фантазировать и составлять устные или письменные сочинения на заданную и свободную тему.

Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях.

7.

Как ученые изучают мир.

У с. 16-17

Т с. 6 № 7-8

УИПЗЗ

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу и общество, самого себя.

Фронтальный опрос

8.

Умей видеть.

У с. 18-19

Т с. 7 № 9-10

УКИЗ

Наблюдение в природе, сравнение наблюдаемых объектов.

Целенаправленно развивать внимание и наблюдательность учащихся; познакомить учащихся с дневником наблюдений и правилами работы с ним. Тренировать наблюдательность учащихся в ходе выполнения заданий учебника и рабочих тетрадей

Текст. Самостоятельная работа.

Проводить наблюдения за погодой, природой и трудом людей, фиксировать их результаты в дневнике наблюдений (в рабочей тетради).

Самостоятельно проводить наблюдения за комнатным растением, домашним животным (по плану в рабочей тетради).

Самостоятельно проводить опыт (влияние света на развитие проростка фасоли); высказывать предположение (выдвигать гипотезу) об ожидаемых результатах опыта.

Пользоваться схемами и рисунками для получения информации.

Самостоятельно пользоваться справочником в конце учебника.

Пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых). Рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования.

Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов.

Планировать свое участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об ученом России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору).

Готовить устные сообщения о прогнозе погоды. Проводить наблюдения за погодой.

Составлять собственный словарь с объяснени ем значения незнакомых слов. Планировать своё участие в проектной деятель ности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). Пользоваться часами и рассказывать о строении часов.

9

Умей видеть. Тренируй свою наблюдательность.

У с. 20-21

Т с. 8 № 11-12

Дневник наблюд.

Т с. 21-23

УКИЗ

Опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха, воды; времени по часам), создание несложных моделей.

Индивидуальный опрос. Работа в парах.

10

Приборы и инструменты.

У с. 22-23

Т с. 9-10 № 13-14

УИПЗЗ

Создание несложных моделей.

Познакомить учащихся с назначением различных приборов и инструментов; показать, как различные технические приспособления облегчают труд ученых

Работа в парах.

11

Измерение температуры.

У с. 24-25

Т с. 11-12 № 15-19

УИПЗЗ

Измерение температуры.

Познакомить с устройством и назначением термометров; выполнить практическую работу по измерению температуры воды; учить фиксировать температуру условными знаками.

Фронтальный опрос

12.

Измерение времени.

У с. 26-27

Т с. 13 № 20-21

УИПЗЗ

Измерение температуры. Годовое движение Земли. Високосный год.

Учить детей измерять время по часам

Фронтальный и индивидуальный опрос.

13.

Справочники, словари, энциклопедии. Древняя библиотека.

У с. 32-33

Т с. 14 № 22-23

УИПЗЗ

Природа как важнейшее условие жизни человека. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.

Продолжить развивать информационную грамотность учащихся.: познакомить учащихся с различными справочниками, учить пользоваться ими. Дать представление о знаках и символах, их значении в жизни человека. Развивать творческие способности учащихся.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

14.

Справочники, словари, энциклопедии. Знаки и символы.

У с. 34-35

Т с. 15 № 24-25

УЗЗВУ

Как люди познают мир. Опыты с природными объектами, простейшие измерения  (температуры воздуха, воды, времени по часам), создание несложных моделей.

Работа в парах, оформление опытов в тетради.

15.

Об искусстве. Обобщение по теме «Как люди познают мир».

У с. 36-39

Т с. 16 № 26-27

Проверочная работа№ 1

 с. 17-18.

УОСЗ

Как люди познают мир.

Показать, что искусство, как и наука, является средством познания окружающего мира; показать отличие искусства от науки; раскрыть значение искусства в жизни человека. Развивать эмоциональную сферу учащихся..

Фронтальный опрос. Проверка знаний по теме «Мозаика заданий».

Внеклассная деятельность учащихся  Проект "Знание - сила" У с. 40-41 Т с. 19-20

Мы живём на планете Земля (14 ч)

16

Что такое космос.

Звёздное небо.

У с. 44-45

Т с. 30 №29

УИПЗЗ

Форма и размеры Земли.

Выявить имеющиеся у детей знания по данному разделу; с опорой на них сформировать первые научные представления о космосе, звездах, созвездиях. Продолжить формирование представлений о возможных источниках информации, способах ее поиска. Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память, коммуникативные способности учащихся

Фронтальный опрос

Называть 2-3 созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе.

Рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме.

Объяснять, почему Солнце кажется нам больше других звезд, почему Луну называют спутником Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам почти одинаковой величины.

17

Что такое космос.

Созвездия.

У с. 46-47

Т с. 29 № 28

УОСЗ

Земля- планета.

Фронтальный опрос

18

Солнечная система. Планеты.

У с. 48-49

Т с. 31 № 30-31

УИПЗЗ

Планеты Солнечной системы. Планеты Земной группы.

Сформировать научные представления о Солнечной системе, ее составе. Раскрыть содержание понятий «звезда», «планета». Учить работать со схемами. Развивать творческие способности

Самостоятельная работа.

ІІ четверть  - 14 часов.

19

Солнечная система. «Падающие звезды». Кометы.

У с. 50-51

Т с. 32-33 № 32-34

УИПЗЗ

Звёзды, созвездия. Полярная звезда. Большая Медведица и малая Медведица.

Сформировать научные представления о Солнечной системе, ее составе. Раскрыть содержание понятий «звезда», «планета». Учить работать со схемами. Развивать творческие способности

Оформление заданий в таблицах, устный опрос.

Пересказывать своими словами небольшую часть текста учебника с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы; рассказывать об исследовании космоса, искусственных спутниках Земли, использовать информацию, полученную из дополнительных источников.

Рассказывать, как изменялись состояние неба, температура воздуха и осадки в течение осени; называть характерные признаки осени; приводить примеры взаимосвязей между неживой и живой природой и трудом людей.

Называть основную причину осеннего похолодания и сокращения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне;

использовать пословицы, поговорки, стихи и загадки, характеризуя осенние изменения в природе.

Объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли.

Называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России.

Объяснять, почему происходит смена дня и ночи на Земле; выполнять опыт, демонстрирующий смену дня и ночи на Земле.

Объяснять различие в исследованиях учеными земного шара в прошлом и настоящем;  рассказывать о знаменитых путешественниках; объяснять значение исследований глубин морей и океанов для человечества.

✶✶✶

Придумывать истории на тему «Полет на Луну» совместно с другими учащимися.

Оценивать результаты своей работы и работу одноклассников в рабочих тетрадях.

Участвовать в совместных практических работах (находить на глобусе материки, океаны, сравнивать их по величине).

Оценивать свои достижения по усвоению знаний, выполняя задания рубрики «Мозаика заданий» и заданий проверочных работ.

Моделировать положение планет Солнечной системы относительно Солнца.

Узнавать новое о планетах и звездах, используя различные источники. Объяснять, почему Землю называют «голубой планетой».

Самостоятельно проводить наблюдения за звездами, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.

Моделировать путешествие «Москва—Владивосток» на глобусе, обсуждать и выбирать маршрут.

Находить дополнительную информацию о космосе, исследованиях космоса, используя различные источники информации (с помощью взрослых), планировать свое участие в проектной деятельности.

20

Голубая планета Земля.

У с. 52-53

УИПЗЗ

Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе.

Сформировать представление о Земле как планете. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы. Сформировать представление о значении Солнца для жизни на Земле

Устный опрос.

21

Голубая планета Земля. Как древние люди представляли себе Землю. Как устроена Земля.

У с. 54-55

УОСЗ

Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе. Как человек познает природу, общество, самого себя.

Самостоятельная работа.

22

Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей.

У с. 28-31

Тетрадь (Дневник наблюдений)

УОСЗ

Наблюдения за осенними изменениями в природе и труде людей.

Подвести итоги наблюдений за осень; учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы. Развивать творческие способности учащихся)

Индивидуальный опрос. Практическая работа.

23

Спутник Земли - Луна.

У с. 56-57

Т с. 34-35 № 36-38

УИПЗЗ

Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе.

Сформировать у учащихся научное представление о естественном спутнике Земли — Луне. Развивать интеллектуальные способности учащихся, их творческую инициативу, навыки сотрудничества

Устный опрос.

24

Исследование космоса.

У с. 58-59

Т с. 35-36 № 39-40

УИПЗЗ

Как человек познает природу, общество, самого себя.

Расширить представления учащихся о способах познания мира. Способствовать патриотическому воспитанию, показав достижения ученых России в области космонавтики. Показать, как изобретение телескопов, аппаратов для космических полетов увеличили возможности ученых в исследовании космоса

Фронтальный опрос

25

Что такое глобус.

У с. 60-61

Т с. 37 № 41-41

УОСЗ

Глобус. Океаны и материки.

Сформировать представления о глобусе как модели Земли, материках и океанах. Продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира. Развивать пространственное воображение учащихся

Практическая работа.

26

Что такое глобус. Почему день сменяет ночь.

У с. 62-62    УИПЗЗ

Северное и Южное полушария. Суточное вращение Земли.

Практическая работа.

27

Как изучали земной шар. Путешествия.

У с. 64-65

УКИЗ

Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе.

Познакомить учащихся с историей географических открытий. Развивать умственные и творческие способности учащихся, сотрудничество

Дидактическая игра.

28

Как изучали земной шар. Знаменитые путешественники.

У с. 66-67

Т с. 38 № 43    УКИЗ

Как человек познает природу, общество, самого себя.

Фронтальный опрос

29

Как изучали земной шар. Исследование глубин морей и океанов.

У с. 68-69

Т с. 38-41 № 44-45

Проверочная работа №2

Т с. 42-43       УОСЗ

Как человек познает природу, общество, самого себя.

Продолжить формирование представлений о познаваемости мира методами научного познания. Повторить и обобщить знания по разделу; провести проверочную работу по усвоению знаний по разделу. Обсудить достижения и ход работы участников проекта «Мы живем в Космосе»

Проверка знаний по теме «Мозаика заданий».

Внеклассная деятельность учащихся  Проект "Мы живём в космосе" У с. 76-77  Т с. 44-47

Природа вокруг нас (23 ч)

30

Тела и вещества. Тела.

У с. 6-7 ( 2 часть)

Т с. 3-4 № 1-2

УИПЗЗ

Вещества, смеси. Состав воздуха. Газообразные вещества.

Сформировать представление о телах и веществах, их разнообразии. Развивать умение работать со схемами, наблюдательность и внимательность. Продолжить формирование умения работать в группе

Устный опрос.

Различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества.

Объяснять значение энергии для жизни; приводить примеры источников энергии. Правильно обращаться с различными источниками энергии (газовыми плитами, электрическими приборами и т.п.).

31

Тела и вещества. Что такое вещество.

У с. 8-9

Т с. 4 № 3-4  УИПЗЗ

Состояние веществ: твердое, жидкое, газообразное.

Устный опрос.

32

Об энергии.

У с. 10-13

Т с. 5 № 5-6

УИПЗЗ

Безопасное поведение на дорогах, водоемах, при пожаре.

Дать первые представления о значении энергии, познакомить с разнообразными источниками энергии. Продолжить знакомство с правилами безопасного поведения в быту

Индивидуальный опрос. Практическая работа.

ІІІ четверть – 20 часов.

33

Об энергии. От костра до котла.

У с.14-15

Т с. 6 № 7

УИПЗЗ

Безопасное поведение на дорогах, водоемах, при пожаре.

Дать первые представления о значении энергии, познакомить с разнообразными источниками энергии. Продолжить знакомство с правилами безопасного поведения в быту

Устный опрос. Работа в парах.

Приводить примеры природных и искусственных источников света, прозрачных и непрозрачных предметов; объяснять причину образования тени от предметов.

Объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть порядок цветов радуги. Рассказывать о красоте окружающего мира.

Объяснять причину возникновения звука. Объяснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения.

Приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании.

Характеризовать зиму, выделяя существенные признаки; использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки при характеристике зимы.

Объяснять, что называют окружающей средой. Приводить примеры растений и животных, встречающихся на опушке леса, в березовой роще, ельнике, сосновом лесу.

Находить ответы на вопросы в тексте учебника.

Различать наиболее известные съедобные и ядовитые грибы.

Описывать окружающую среду конкретных живых объектов, выделять признаки их приспособленности к среде.

Объяснять значение слов: светолюбивый, теневыносливый, влаголюбивый, засухоустойчивый и правильно их применять при описании объектов. Приводить примеры влияния изменений условий жизни на живые существа, используя текст учебника.

Обсуждать правила поведения в природе, объясняя их необходимость и выполнять их; участвовать в коллективных мероприятиях по охране природы.

Рисовать плакаты, подбирать стихи, рассказы, сказки, песни на заданную тему.

✶✶✶

Читать схемы и извлекать нужную информацию.

Оценивать результаты своей работы и работы других учащихся при работе в парах.

Сотрудничать в постановке эксперимента, распределять обязанности при подготовке эксперимента и его проведении.

Участвовать в коллективной подготовке театра теней.

Выражать настроение в рисунках.

Оценивать свое поведение и поведение других детей в природе;

Проводить опыты самостоятельно и в группах (определение прозрачности предметов, зависимость температуры воздуха от расстояния до источника энергии, изменение тени в зависимости от расстояния до источника света, связь звука с колебаниями предметов воздуха).

Экспериментировать с различными предметами (телами и веществами), сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы об их свойствах, фиксировать получаемые результаты в таблице.

Использовать справочник для получения новых сведений.

Выбирать форму участия в проектной деятельности: находить информацию, используя дополнительные источники, готовить устное или письменное сообщение, составлять «Красную книгу леса» (на краеведческом материале),  участвовать в коллективной подготовке викторины на тему «Лес в нашей жизни»

34

Свет и цвет.

У с. 16-17

Т с. 7-8 № 8-11

УИПЗЗ

Работа с готовыми моделями; создание несложных моделей.

Устный опрос. Работа в парах.

35

36

Свет и цвет. Зеркала.

У с. 18-19

Т с. 9-11№ 12-15

УКИЗ

Работа с готовыми моделями; создание несложных моделей.

Познакомить с особенностями отражения света блестящими предметами и зеркалами. Развивать внимательность и наблюдательность детей

Индивидуальный опрос. Дидактическая игра.

37

Свет и цвет. Цвета радуги.

У с. 20-21

Т с. 11 №16-17

УКИЗ

Работа с готовыми моделями; создание несложных моделей.

Дать первое представление о причинах цветового разнообразия предметов;

учить воспринимать красоту окружающего мира

Индивидуальный опрос. Дидактическая игра.

38

В мире звука. О звуке.

У с. 22-23

УИПЗЗ

Работа с готовыми моделями; создание несложных моделей.

Сформировать первые представления о причине возникновения звука. Учить детей получать знания о мире путем экспериментирования. Дать представление о вреде шума для здоровья людей, познакомить с мерами по охране здоровья от вредного воздействия шума. Продолжить формирование умения работать в группе

Фронтальный и индивидуальный опрос.

39

В мире звука. Веревочный телефон.

У с. 24-25

УИПЗЗ

Работа с готовыми моделями; создание несложных моделей.

Изготовление верёвочного телефона. Практическая работа.

40

В мире звука. Шум вредит здоровью. О музыке.

У с. 26-27

Т с. 12-13 № 18-20

УКИЗ

Работа с готовыми моделями; создание несложных моделей. Личная гигиена.

Работа в парах.

41

В мире камня. Коллекция камней.

У с. 28-30

Т с. 14 № 21

УИПЗЗ

Твердые, жидкие и газообразные вещества.

Дать первое представление о горных породах и минералах; показать значение камня в жизни человека. Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память. Развивать творческие и коммуникативные способности младших школьников

Фронтальный опрос.

42

В мире камня. Камни-самоцветы

У с. 31

Т с.14 № 22-23

УКИЗ

Твердые, жидкие и газообразные вещества.

Творческая работа цветными материалами (рисунок на тему «Нам не нужна война»)

43

В мире камня. Камни- самоцветы.

У с. 28-31

Т с. 15-17 № 24-28

УКИЗ

Твердые, жидкие и газообразные вещества.

Индивидуальный опрос.

44

Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей.

У с. 70-73 (1 часть)

Дневник наблюдений

Т (1 часть) с. 24-25

УОСЗ

Наблюдения за зимними изменениями в природе и труде людей.

Подвести итоги наблюдений за зиму, используя дневники наблюдений;

учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека. Воспитывать ответственное отношение к объектам природы

Устный опрос.

45

В мире живой природы. На опушке. Иван – чай.

У с. 32-34

Т с. 18-19 №29-33

УИПЗЗ

Мир живой природы. Природное сообщество «Луг», «Опушка». Взаимосвязь растений и животных.

Познакомить учащихся с разнообразием живой природы. Выявить некоторые признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды и взаимосвязи между ними. Показать необходимость бережного отношения к живой природе; воспитывать понимание красоты природы средствами искусства

Самостоятельная работа.

46

В мире живой природы. О насекомых. Бабочки и жуки.

У с. 34-35

Т с. 20  № 34

УИПЗЗ

Животные: разнообразие; особенности их внешнего вида, питания, размножения. Взаимосвязь растений и животных.

Работа в парах.

47

В мире живой природы. В березовой роще.

У с. 36-38

Т с. 20 № 34-35

УИПЗЗ

Мир живой природы. Природное сообщество «Берёзовая роща». Взаимосвязь растений и животных.

На примере березового леса показать влияние одних растений на другие, растений на животных. Учить детей характеризовать окружающую среду, выделять признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды

Устный опрос, работа в парах.

48

В мире живой природы. В низине.

У с. 39

УИПЗЗ

Мир живой природы. Природное сообщество «Низина». Взаимосвязь растений и животных.

Знать растительный и животный мир в низине; правила безопасного поведения при встрече со змеями.

Уметь находить в тексте учебника объяснение терминов; описывать редкое растение- купальницу; отличать ужа от гадюки; пользоваться справочной литературой

Беседа по вопросам.

49

В мире живой природы. В ельнике.

У с. 40-42

Т с. 21-22 №36-38

УИПЗЗ

Мир живой природы. Природное сообщество «Ельник». Взаимосвязь растений и животных.

На примере елового леса показать, как изменение условий жизни влияет на живые существа. Продолжить формирование бережного отношения к природе. Учить детей выделять признаки объектов природы и сравнивать их между собой

Беседа по статье.

50

В мире живой природы. Лиственница.

У с. 43

Т с. 23-24 № 39-42

УИПЗЗ

Мир живой природы. Природное сообщество родного края.

Беседа по вопросам.

51

В мире живой природы. У лесного озера.

У с. 44-46

Т с. 25 № 43-45

УИПЗЗ

Мир живой природы. Природное сообщество «Лесное озеро». Взаимосвязь растений и животных.

Продолжить формирование знаний о разнообразии условий жизни живых существ; сформировать представление о некоторых растениях и животных, типичных для неглубоких пресных водоемов и их приспособленности к жизни у воды, на ее поверхности и в самой воде

Работа по группам. Работа в парах.

52

В мире живой природы. Лягушка.

У с. 47

Т с. 26 № 46

УИПЗЗ

Животные: разнообразие; особенности их внешнего вида, питания, размножения. Взаимосвязь растений и животных

Фронтальный опрос.

.

ІV четверть – 16 часов.

53

В мире живой природы. В сосновом лесу.

У с. 48-49

Т с. 27-28 № 47-50

УИПЗЗ

Мир живой природы. Природное сообщество «Сосновый лес». Взаимосвязь растений и животных.

Учить детей описывать условия жизни в разных сообществах и сравнивать их между собой; продолжить формирование умений выделять признаки приспособленности живых объектов к условиям жизни

Практическая работа.

54

Берегите лес!

У с. 50-51, 56-57

 Т с. 29-32 № 51-54

Проверочная работа №3

Т с. 33-36

УОСЗ

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Правила поведения в природе. Взаимосвязь растений и животных.

Продолжить воспитание у детей бережного отношения к живой природе;

познакомить с правилами поведения в лесу

Устный опрос. Проверка знаний по теме «Мозаика заданий»

Внеклассная деятельность учащихся  Проект "Жизнь леса" У с. 58-59  Т с. 37-39

Люди вокруг нас (12 ч)

55

Человек в обществе.

У с. 62-63

Т с. 40 № 55 УИПЗЗ

Человек- существо социальное, член общества.

Сформировать первоначальное представление об обществе. Формировать представление о биосоциальной сущности человека; показать значение общества в жизни человека. Показать, как развивалось общество от первобытных времен до наших дней

Устный опрос.

Доказывать, что человек часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника).

Сравнивать жизнь людей в первобытном обществе и в наши дни.

Ценить значение семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных традициях.

Объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье.

✶✶✶

Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей;

выполнять некоторые правила этикета; проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность.

Выполнять правила поведения на улице, в транспорте, в школе и дома.

Оценивать свое поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях.

Обсуждать правила общения по телефону, моделировать ситуации общения по телефону.

Давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки; называть основную причину весеннего потепления и увеличения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне. Наблюдать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы.

Самостоятельно находить информацию в справочнике, размещенном в учебнике. Подбирать и объяснять пословицы о дружбе. Придумывать и рисовать иллюстрации (плакаты) на заданную тему.

Выбирать форму участия в проектной деятельности и  планировать свое участие (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

56

Человек в обществе. Жизнь в первобытном обществе.

У с. 63-65

УИПЗЗ

Условия, необходимые для жизни на земле. Здоровье человека. Общее представление  о строении и основных функциях организма человека.

Самостоятельная работа.

57

Труд в жизни человека.

У с. 66-67

Т с. 41 № 56 УИПЗЗ

Школа, учебный труд. Труд в жизни человека.

Показать значение труда в обществе и взаимозависимость всех членов общества друг от друга; воспитывать уважение к труду

Работа в парах и по группам.

58

Семья.

У с. 68-70

Т с. 42-43 № 57-58

УИПЗЗ

Младший школьник и семья. Правила взаимоотношения со взрослыми и сверстн.

Показать разнообразие состава семей, распределение обязанностей в семье;

воспитывать заботливое отношение к членам семьи

Фронтальный опрос.

59

Семья. Отец и сыновья.

У с. 71

Т с. 44-45 № 59-60

УИПЗЗ

Младший школьник и семья. Хозяйство семьи.

Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос.

60

Бюджет семьи. О деньгах. У с. 72-73

Т с. 46-47 № 61-63

УИПЗЗ

Младший школьник и семья. Хозяйство семьи.

Раскрыть значение денег в обществе; показать необходимость правильного распределения денежных средств семьи

Практическая работа.

61

Бюджет семьи.

У с. 74-75

Т с. 49 № 64-65

УКИЗ

Младший школьник и семья. Хозяйство семьи.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

62

Будем вежливы. Кого называют вежливыми.

У с. 76-77

Т с. 50 № 66-67

УИПЗЗ

Сверстники, друзья. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.

Продолжить формирование знаний о правилах культурного поведения в обществе; познакомить с некоторыми правилами этикета

Работа в группах.

63

Будем вежливы. Книжка, которой двести лет.

У с. 78-79

Т с. 51 № 68-69

УИПЗЗ

Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.

Фронтальный опрос.

64

Будем вежливы. Разговор по телефону.

У с. 80

Т с. 52 № 70

УИПЗЗ

Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.

Тест.

65

Будем вежливы. Как подарить подарки.

У с. 81

Т с. 53-54 № 71-73

УИПЗЗ

Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.

Беседа по вопросам. Фронтальный опрос.

66

Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей.

У с. 52-55

Дневник наблюдений

Т №1 с. 26-28

УОСЗ

Наблюдения за весенними изменениями в природе и труде людей.

Подвести итоги наблюдений за весну, используя дневники наблюдений;

учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека; воспитывать ответственное отношение к объектам природы

Беседа по вопросам.

67

О друзьях- товарищах. Два товарища. Что может помешать дружбе.

У с. 82-85

Т с. 55-56 № 72-75

УИПЗЗ

Сверстники, друзья. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.

Показать значение дружбы во взаимоотношениях людей, ее ценность;

показать влияние вредных привычек на взаимоотношения людей

Беседа по вопросам.

68

Лето. Неживая природа летом. Растения и животные летом.

У с. 86-89

Проверочная работа № 4

Т с. 57-60

Дидактическая игра. Фронтальный опрос. Проверка знаний по теме«Мозаика заданий»

69-70

Резервные уроки

Внеклассная деятельность учащихся  Проект "Наши питомцы" У с. 90-91  Т с. 61-63


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...

рабочая программа по окружающему миру (УМК"планета знаний) 1 класс

рабочая программа по окружающему миру(УМК"планета знаний) 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Планета знаний"

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной п...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...