ОТЧЁТ О НАБЛЮДЕНИЯХ ЗА ПРИРОДОЙ С ДЕТЬМИ
методическая разработка по окружающему миру по теме
1. База наблюдений
2. Способы организации наблюдений
3. Особенности проведения наблюдения детьми
4. Результаты проведения наблюдений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_nablyudeniyam.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЁТ ПО НАБЛЮДЕНИЯМ
ЗА ПРИРОДОЙ
(В ПЕРИОД С ФЕВРАЛЯ ПО МАЙ 2011 ГОДА)
План
- База наблюдений ………………………………………………..
- Способы организации наблюдений ……………………………
- Особенности проведения наблюдения детьми ……………….
- Результаты проведения наблюдений …………………………
1. База наблюдений
Наблюдения проводились на базе МБОУ «Щегловская СОШ» Кемеровского района Кемеровской области. 2га площадь территории школы. На территории находится большая берёзовая роща, участок для выращивания овощей (картофель, свёкла, морковь, капуста), цветники. В берёзовой роще помимо берёз растут следующие деревья: сосны, ели, а также кустарники: черёмуха, калина, рябина, акация. В роще производится санитарный спил старых берёз и ведётся посадка молодых саженцев. На участке для овощей каждый год выращивается картофель и другие овощи для школьной столовой. Все работы выполняются руками школьников. Школа состоит из двух зданий (начальная школа находится в отдельном здании), вокруг них разбито большое количество цветочных клумб, за каждым классом закреплена своя территория, поэтому летом и ранней осенью школа утопает в ярких красках цветочных растений.
Наблюдения проводились совместно со 2 классом.
Характеристика класса
Состав класса.
Количественный состав обучающихся в классе: 4 девочки и 8 мальчиков в возрасте 8-9 лет. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается.
Дети проживают в п. Щегловский – 10 чел., в деревне Подъяково – 2 чел.
Большая часть детей учится с увлечением. На классном часе были распределены поручения по ведению наблюдений в соответствии с желаниями детей. Ребята ответственно относятся к выполнению поручений. Капитан класса возглавляет всю работу в классе.
Сплочённость класса.
Класс по количественному составу является небольшим, учащиеся относятся друг к другу положительно, готовы прийти на выручку. Дети проживают в разных населенных пунктах, поэтому затрудняется их общение после школьных занятий. Однако дети, живущие в одном поселке, проводят время и после школы.
Организованность класса.
Большинство детей в классе дружат, помогают друг другу, участвуют в общих делах, выполняют поручения. Дети пытаются не только руководить, но и подчиняются требованиям. Но так как детский коллектив ещё не сформирован, возникают некоторые проблемы в организации с детьми наблюдений.
Общественное мнение.
В классе ещё не совсем сформировано, но ребята уже пытаются высказывать своё мнение, осуждать негативные поступки товарищей. Формируется критичное отношение к собственным поступкам. Некоторые ребята болезненно воспринимают критику со стороны товарищей, учителя.
Выводы:
- уровень развития класса средний;
- достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации;
- дети легко вовлекаются в различные виды деятельности.
2. Способы организации наблюдений
2.1. Наблюдения за погодой проводились коллективно, всем классом. В классном уголке помещён календарь погоды. В классе организовано дежурство, и дежурный ученик каждый день вносит данные в таблицу календаря. (см. таблица 1)
Таблица 1
Дата | Температура | Осадки | Направление ветра | Облачность | Примечание |
Обработанные данные помещаются в сводную таблицу (см. таблица 2), в которой отражена среднемесячная температура воздуха, обильность осадков, направления ветра и облачность. Такие природные явления как оттепель, изморозь и т.д. отмечены в примечании.
Таблица 2
Месяц | Температура | Осадки | Направление ветра | Облачность | Примечание |
Февраль | В среднем температура в феврале от -1° С до -22°С. Самые холодные дни были 22-24 февраля, самый тёплый день – 18 февраля. | Снегопады преобладали в первой половине месяца. | Ветры преобладали южного, юго-западного направления | Ясные дни февраля – 8,15,22, 23, 24,27. Пасмурные – 1,5, 16,17, 25,26. С переменной облачностью – остальные дни. | 3, 7,8,11,15,22 февраля была изморозь |
Март | В среднем температура воздуха в марте была от -22°С (в начале месяца) до + 3°С (в дневные часы) | Снегопады преобладали с 9 по 24 марта. | Ветры преобладали южного, юго-западного, западного направления. 12 февраля дул северный ветер. | Ясные дни месяца:12-14, 23, 25, 26, 30,31 марта. Большей частью преобладала в марте переменная облачность. Пасмурные дни: 15, 16, 28 марта. | 9 марта была оттепель, 10, 27 – гололедица, 22 марта был туман и изморозь на деревьях и проводах. |
Апрель | В апреле ночные температуры: -4°С (в первой половине) до +9°С (во второй половине) Самые тёплые дни: с 12 по 16 марта, с20 по 22 марта. | В апреле снегопады сменились на дожди и снег с дождём. Дни без осадков: 12, 13, 16, 22, 24, 25 марта. | Преобладают южные и юго-западные ветры. | Солнечных и ясных дней становится больше: 12-16, 19, 21, 25. Малооблачные дни: 1-3, 17, 22, 23, 26-30 апреля. | Быстро тает снег, хотя ещё бывают и метели. 4 марта выпало очень много мокрого снега, лепили снеговиков, но они быстро растаяли. Наблюдали за скворцами, заселяются в построенные наши родителями скворечники. 13 апреля ночью в районе деревни Старая Балахонка вскрылась река Томь. 23 апреля был сильный шквалистый ветер. 28 апреля снег с дождём, был град. 29 – был сильный туман. 30 – местами были заморозки. |
Май | Ночная температура в начале месяца колеблется от -1°С до +7°С, во второй половине – от +5°С до 14°С. 20 – 24 мая стояла жаркая летняя температура от +20°С до +26°С. 9, 10 мая стояла холодная погода со снегом от -2°С до -4°С. | В первые пять дней месяца шли дожди, 8,9 мая шёл снег. Во второй половине месяца дожди были редки. | Большая половина месяца была безветренной. Были ветры южного и юго-западного направления | 9 мая были заморозки на почве. 12 мая зацвели черёмуха, нарциссы. 13 мая было штормовое предупреждение, сильный, шквалистый ветер. |
- Один из самых интересных для детей способов наблюдения за природой несомненно, экскурсия. Проводилось три экскурсии: зимняя и две весенних. Первая экскурсия проводилась в школьной берёзовой роще 11 февраля. В этот день на деревьях, проводах была изморозь, лёгкий морозец, переменная облачность. Это мы отметили в своих «Научных дневниках», которые начали вести ещё осенью. Этот дневник по мере его заполнения помогал нам проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе. В нем ребята отмечали даты, когда была изморозь на деревьях, сильные метели, оттепели, гололедица. Во время экскурсии дети учились распознавать деревья зимой, записали, какие деревья удалось определить: берёза, сосна, ель, кустарники: черёмуха, рябина и т.д. Наблюдали, какие птицы прилетают к кормушке: снегири, синицы. Видели дятла и белку. На экскурсии удалось рассмотреть на снегу следы мышей. В конце экскурсии сделали вывод о том, что изменилось в живой и неживой природе с приходом зимы. Дети из класса, которые живут в п. Солнечный, по дороге домой из окна автобуса видели косуль, лис, зайцев и сов.
Вторая экскурсия проводилась в 23 марта. Наблюдали за изменениями в природе, которые происходят с приходом весны: первые проталины, ручьи, прилёт первых скворцов. Отметили прибавление светового дня, повышение температуры воздуха с наступлением весны. Вторую экскурсию проводили 12 мая. Отметили появление первой травки, первоцветов: кандык, ветреница, мать-и-мачеха и т.д. Отметили цветение черёмухи, появление листочков на деревьях. Экскурсии помогли школьникам увидеть своими глазами сезонные изменения в природе.
- Еще один из способов наблюдения - наблюдение из окон класса. Наблюдали за каждодневными изменениями погоды, температурой и птицами, прилетающими к кормушке, висящей за окном.
3. Особенности проведения наблюдения детьми
Проведение наблюдения с детьми требует от учителя большой подготовки в организации экскурсий и т.д. Но хорошо планируемая деятельность рождает у детей чувство коллектива, персональной значимости каждого ребёнка в выполнении определённой задачи. Были распределены различные виды деятельности по наблюдениям, они имели сменный характер, чтобы детям не наскучила однообразная деятельность. Дети с удовольствием вели «Научные дневники», заполняли календарь погоды, отмечали сезонные изменения, обменивались впечатлениями.
4. Результаты проведения наблюдений
Работа с детьми по наблюдению за природой имела положительные результаты. В процессе наблюдений у школьников формировались:
- навыки слаженной работы в коллективе;
- умение доводить начатое дело до конца;
- умение видеть в обычном необычное;
- умение наблюдать, сравнивать, анализировать;
- умение видеть и понимать прекрасное в природе;
- желание охранять природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».
Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности, дает более качественные результаты, если неотрывно связан...
Перспективное планирование "Наблюдение в природе"
Перспективное планирование "Наблюдение в природе". Средняя группа...
Наблюдения в природе
Наблюдения в природе с сентября по май для учеников 2 класса...
Дневник наблюдений за природой. Осень.
Ребенок наблюдая за природой фиксирует данные и свои наблюдения....
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе наблюдений за природой и рассматривание пейзажных картин
Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что это-источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных, чувственных восприятий к четким понятиям», а познание разли...
ЛЕТО . НАБЛЮДАЕМ ЗА ПРИРОДОЙ. Картотека наблюдений за природой
№ 1 Наблюдение за солнцем ...
Рекомендации родителям по наблюдению за природой с детьми во время самоизоляции
Наблюдение для детей Так как мы целый месяц сидим дома, и многое можем пропустить, природа нас не ждет, даю вам некоторые рекомендации по наблюдению за природой с детьми.Для тех, кто имеет частны...