Наш посёлок - Литовко.
презентация к уроку по окружающему миру (1,2,3,4 класс) по теме
Материал к уроку краеведения "Наш посёлок - Литовко".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_posyolok-litovko.zip | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Наш посёлок – Литовко.
Цель: Формирование представления у учащихся о топонимике (науке о выяснении происхождения и развития географических названий) посёлка.
Задачи:
- Познакомить учащихся с происхождением названия поселка, с прошлым посёлка; помечтать о его будущем.
- Развивать кругозор, умение работать в группе.
- Воспитывать любовь к малой Родине.
Предварительная работа: рассматривание старых фотографий с видами поселка, экскурсии по современному поселку, чтение стихотворений о посёлке, беседы с жителями посёлка о происхождении названий улиц посёлка Литовко, написание сочинений на тему «Наш посёлок в будущем», рисование рисунков на тему «Природа нашего посёлка».
Ход урока
1.Организационный момент. ( Проверка готовности к уроку)
Учитель:
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
3. Объявление темы урока, постановка целей.
Учитель:
- Где вы живёте? На этот вопрос каждый ответит по-разному. Один – в г.Москве, другой – в г.Амурске.(Работа с картами России и Хабаровского края). Каждый город, каждое село, каждый посёлок, каждая деревня имеют своё название. Многие из вас, пожалуй, не раз задумывались над тем, почему так назван город, село, река, озеро, улица и другие места. И наверно не раз спрашивали у родителей об этом.
Мы с вами живём в посёлке Литовко. (Работа с картой Хабаровского края) (Слайд № 2) Кто знает почему у нашего посёлка такое название? (Ответы детей).
- Ребята, есть целая наука о происхождении географических названий, она называется – топонимика. (Работа со словарём).
Ребята сформулируйте тему нашего урока.
Учащиеся: Наш посёлок – Литовко.
Поставьте цель урока: что вы сегодня нового хотите узнать? (обсуждают в группах).
4. Погружение в проблему.
Учитель:
Городов и посёлков на нашей планете очень много, самых разных. Для тех, кто в нём живёт, он самый лучший, самый любимый.
Мы все люди разные, живём в разных семьях, в разных домах, на разных улицах, но всех объединяет то, что мы жители одного населённого пункта, название которого может многое рассказать об его истории.
Чтение стихотворения Геннадия Толмачёва «Литовко» наизусть, заранее подготовленного ученика:
Литовко.
Замедлил бег свой поезд ловко,
Из тёмных вынырнув лесов.
И вот, пожалуйста, Литовко –
Посёлок сказочных домов,
Свои достоинства не кроет –
С размахом улиц, шаг прямей.
Он многим нравится красою
Неповторимою своей.
В посёлке, в праздники и в будни,
Забот и радостей полны,
Живут различных наций люди,
Что в труд и в песни влюблены.
Пред дружбой не захлопнут ставней,
Не кинут вслед обидных слов.
А это – главное из главных.
Основа жизненных основ.
А это – песенная удаль,
А это – радости года.
Не зря стремительно отсюда
В рассвет уходят поезда.
Два поворота, как подковка.
За ними скрылась рябь огней,
Что ж, до свидания, Литовко –
Посёлок дружеских людей.
Рассказ учителя:
Александр Григорьевич Литовко. Имя этого человека тесно связано с железной дорогой Волочаевка – Комсомольск – на – Амуре и посёлком Литовко.(Слайд № 3)
Александр Григорьевич Литовко возглавлял одну из изыскательских партий, работающих в тайге по проектированию новой железнодорожной линии.
Родился А.Г. Литовко в 1896 году в г.Елец в крестьянской семье. После окончания гимназии учился в Петербургском институте путей сообщения.
Летом 1933 года А.Г. Литовко был командирован в изыскательскую партию №6. Им предстояло провести изыскания для прокладки железной дороги от Волочаевки до реки Сельгон. Работы велись в декабре 1933 года. Морозы доходили до 50 градусов. Ветры при таких морозах не прекращали своих свирепых песен. Изыскатели были с глазу на глаз с неприветливой зимней тайгой. Палатки стали их жильём. А железные печурки в них единственным средством обогрева. 9 января 1934 года изыскатели ушли на трассу. Александр Григорьевич задержался в лагере. Дул сильный ветер, мела пурга. Рабочие пилили большую сухую лиственницу. Сильный ветер изменил направление падения дерева. Оно рухнуло на угол палатки, в которой работал инженер – изыскатель. Так, в возрасте 37 лет погиб Александр Григорьевич Литовко. Похоронили А.Г. Литовко 20 января на станции Хабаровск-1. По просьбе коллектива изыскателей его именем была названа станция, близ которой погиб талантливый человек Александр Григорьевич Литовко. На здании железнодорожного вокзала была установлена мемориальная доска с изображением А.Г.Литовко. (Слайд № 4 )
Физминутка для глаз.
Учитель: На месте бывшей тайги строился наш посёлок. 8 августа было открыто железнодорожное сообщение до г. Комсомольск – на - Амуре. (Слайд №5, №6)
Дома, которые строили для жителей, производили большое впечатление. Они напоминали сказочные терема. Автороми этих проектов были шведские архитекторы Альфред Гируль и Альфред Губайтиз. (Показ слайда № 7)
Стали строиться новые улицы. Каждой улице давали свое название, как человеку дают свое имя. Какие улицы есть в нашем поселке?
(Ответы детей: Октябрьская, Пионерская, Ленина, Волочаевская, Комсомольская, Лесхозная, Фруктовая, Садовая, Школьная и т.д.) (Показ слайдов № 8, 9)
Дети рассказывают о происхождении названий улиц, на которых они живут. (Заранее была проведена исследовательская работа).
Физминутка.
30 мая 1996 года – Чёрная дата в жизни нашего посёлка. В 14.20 загорелся трёхэтажный деревянный дом по ул.Октябрьская, дом № 48 (Слайд №10 Огонь быстро распространился по всему зданию, а тут – ураганный ветер. К вечеру сгорело сорок пять домов, без крова остались 186 семей, несколько человек погибли в огне.
Но посёлок возродился и на месте сказочных домиков поднялся посёлок в новом его обличии. (Слайд № 11) и уверены мы с вами, что наш посёлок будет ещё краше.
А сейчас посмотрим ваши рисунки на тему «Природа нашего посёлка» и послушаем сочинения на тему «Наш посёлок в будущем».
5.Итог урока: Почему наш посёлок носит имя Александра Григорьевича Литовко?
6.Рефлексия.
- А сейчас мы с вами создадим «ромашку чувств»: у вас на столе в конверте есть лепестки, они разного цвета. Если вы испытали чувство:
– гордости, восхищения за свой посёлок, то возьмите оранжевый лепесток;
– никаких – лепесток синий.
– На каждом столе лежит сердцевина ромашки, приклейте к ней свой лепесток. Покажите, каких лепестков получилось больше? Вы в будущем сможете изменить жизнь посёлка, если у вас будет желание и знания, которые вы получите в нашей школе и в других учебных заведениях.
7.Домашнее задание: Составить синквейн со словом – Литовко.
Учитель: Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - проект "Мой посёлок"
Урок окружающего мира для младших школьников с использованием проектной технологии....
Проект - Мой посёлок
На просторе между речек Горных Ходзем и Лабой – С суетой людской извечной Проживает Мостовской...
Кружок "Мой родной посёлок"
Программа кружка «Мой родной посёлок» разработана для внеклассной работы учащихся первого класса. Основная цель программы: сформировать знания детей о том посёлке, в котором они родились и...
Авторское стихотворение "Посёлок".
Стихотворение сочинила Байрамова Фатима (2 класс)....
Авторское стихотворение "Мой посёлок".
Стихотворение сочинила Серёгина Кира (2 класс)....
Проект "Посёлок нашей мечты"
Проект включает в себя творческую практическую работу по изготовлению макетов из различных материаилов. Он способствует формированию творческих способностей, развитию воображения и инициати...
Классный час "Путешествие по странице школьного сайта «Ветераны Великой Отечественной войны пос. Литовко""
Тема: «Путешествие по странице школьного сайта «Ветераны Великой Отечественной войны пос. Литовко»»Цель: знакомство с судьбами односельчан - участников Великой Отечественной войныЗадачи:- познак...