А.С.Попов. рождению радио посвящается.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Александр Степанович Попов
(150-летию со дня рождения посвящается)
Методическая разработка факультатива «Наш край».
Цели:
Ø Познакомить с краткой биографией нашего знаменитого земляка А.С. Попова, его изобретениями.
Ø Развивать познавательные способности( внимание, память, мышление) .
Ø Воспитывать чувство патриотизма, гордости за А.С. Попова, прославившего Россию, Пермский край; содействовать формированию у воспитанников активной жизненной позиции, чувства долга, гражданской ответственности.
Ø Способствовать воспитанию любознательной, творческой, трудолюбивой личности ребёнка, привлекать к изучению культуры края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.s._popov.doc | 472 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» «Наш край»
Александр Степанович Попов-изобретатель радио.
150-летию со дня рождения посвящается…
Пегушина Ю.В.
Учитель нач. классов.
I квалификационная категория.
Соликамск - 2009
Александр Степанович Попов
(150-летию со дня рождения посвящается)
Методическая разработка факультатива «Наш край».
Цели:
- Познакомить с краткой биографией нашего знаменитого земляка А.С. Попова, его изобретениями.
- Развивать познавательные способности( внимание, память, мышление) .
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за А.С. Попова, прославившего Россию, Пермский край; содействовать формированию у воспитанников активной жизненной позиции, чувства долга, гражданской ответственности.
- Способствовать воспитанию любознательной, творческой, трудолюбивой личности ребёнка, привлекать к изучению культуры края.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «А.С.Попов», подробный сценарий классного часа, модель радиоприёмника А.С. Попова или плакат.
Ход урока:1.Организационный момент. :
Ведать- значить изучать.
Как же нам свой край не знать!?
Вот и снова этот час-
Краеведение у нас!
2.Сообщение темы урока. ( Слайд №2) Вводная беседа.
- Вам о чём- то говорит фамилия Попов А.С.?
(Свободные высказывания учащихся.) На самом деле известных людей с такой фамилией много. Это и Олег Попов- актёр, артист цирка, Попов Александр – спортсмен и чемпион по плаванию и т.д. (см. новую иллюстрированную энциклопедию, том №14, с. 196)Но мы сегодня будем говорить о Попове Александре Степановиче.
Отгадайте загадку: «Через поле и лесок подаётся голосок.
В Москве говорят, а у нас слышно.» (телефон, радио). (Слайд №3)
Догадались, о чем сегодня пойдёт речь? ( Об изобретении приборов связи, а именно о радио.)
Актуализация знаний.
У вас есть свой день рождения? Вот и у радио есть день рождения.
Когда отмечают праздник радио? Вы знаете? Сегодня мы должны узнать:
- Когда отмечают день рождения радио?
- Кто его изобрёл?
- Для чего нам это надо знать? (ответы детей) (Слайд №4вопросы,5 экскурсия на радио)
Ребята, кто помнит, как звали первого диктора радио в Соликамске? (Мартынова Мария Фёдоровна)
Я думаю, более точный ответ, мы сформулируем к концу урока.(если дети не могут высказаться)
Примерный ответ: (в начале или конце урока) -В России изобретателем радио считается наш с вами земляк, мы должны гордиться такими людьми, знать историю своего края, стремиться быть полезным Родине.
- Итак, тема нашего урока: Александр Степанович Попов (150-летию со дня рождения посвящается). - Чтение детьми имени, отчества и фамилии изобретателя на доске.
- Работа над расширением зрения. А теперь наберите фамилию, имя, отчество изобретателя с помощью печатной машинки. Условие: между словами – хлопок.
Е | М | Т | А | О | И |
Ю | Г | Ш | Р | Х | В |
П | Й | З | Э | Ё | У |
Ф | Б | Я | Ч | Д | Л |
К | И | С | Н | Щ | Ж |
Закончили работу.
3. Подготовительный этап.
- Знакомство с биографией изобретателя. (Самостоятельное чтение детьми текста).
Попов Александр Степанович родился 16 марта 1859 года, жил в заводском посёлке Турьинские Рудники на Урале. Отец был священником. В семье его отца, кроме Александра ,было еще шестеро детей. Саша любил мастерить разные модели машин. Возле дома было много ручьёв, на них он строил водяные мельницы. Всё это его очень интересовало. Всегда учился очень хорошо: и в Далматово, и в Перми, и в духовной семинарии, очень гордился своим отличным аттестатом. Он всегда интересовался здоровьем родных, не забывал передавать приветы знакомым. Он всегда был нежным и заботливым братом. Александр Степанович Попов известен всем как изобретатель радио. |
- Прочитайте вопросы на доске и определите, на какие из них вы можете ответить, пользуясь текстом.
- Как зовут известного изобретателя? Когда он родился?
- Где он жил? (Слайд №6,7)
- Что любил мастерить А. Попов? (слайд №8 –место учёбы).
- Каким он был братом, отцом, семьянином? Слайды №9,10,11.
- Что изобрел этот человек?
- (Слайд №12) Вот так выглядело радио,которое изобрёл Попов.
- Слайд №13 внутреннее состояние, с этим более подробно вы будете знакомиться в старших классах на уроках физики.
Читают дети:
Я не знаю, был каков
Папа радио Попов,
Но он миру подарил
Удивительный эфир.
Чтобы в курсе жизни быть,
Надо радио включить —
И поделятся с тобой
Информацией любой.
Всем на радио, привет!
Вы друзья нам столько лет.
Больше века слышит мир,
Как выходите в эфир.
Поздравляем с вашим Днем! И связистам всем — ура!
Слушать вас не устаем, Жизнь без связи б умерла.
Пусть пройдут еще года, Праздник радио и связь
С нами будете всегда! Может днем своим считать.
- Учитель:- Не одну сотню лет человечество мечтало о мгновенной связи, для которой не было препятствием непроходимые леса, высокие горы, моря и океаны. Долгое время зажжённые костры, звуки барабанов, выстрелов, а в ясную погоду и солнечные “зайчики”, отражающиеся от зеркал, были единственными средствами передачи сигналов, с помощью которых люди оповещали друг друга о происходящих переменах, событиях.
- Учитель: - Многовековая мечта человека о быстрой связи, не зависимой от погоды и не связанной проводами, осуществилась только в конце 19 века. Это стало возможным лишь благодаря изобретению радио нашим соотечественником А.С.Поповым. Это был его вклад в мировую науку.
- Ученик: - Что же такое радио? ( найти в словаре) Название “радио” происходит от латинского слова – “радиорэ”, что значит “излучать”. В русском языке используется много слов, происходящих от этого корня, например, радиус, радиация, радиатор, радиоактивность( ученик находит в словаре). (слайд №14,15) о награждении премией Государя.
Эти волны совсем не похожи на волны, которые мы наблюдаем на поверхности воды. Они не видимы человеческому глазу, прячутся в солнечных лучах, излучении от далёких звёзд. Но человек сумел приручить электромагнитные волны, научился создавать их, управлять ими, заставил работать в различных приборах, устройствах, системах. Где могут использоваться радиоволны? (Радиосвязь, управление по радио, телевидение, связь по телефону, радиоастрономия – везде используются электромагнитные волны.)
- Датой изобретения радио принято считать 7 мая (25 апреля) 1895 г., когда А. С. Попов выступил с публичным докладом и демонстрацией своего изобретения.
Как вы думаете, с появлением радиосвязи, что могло измениться в жизни людей?(свободные высказывания детей).
Ученик : - С помощью радио спасли жизнь моряков с броненосца “Генерал-адмирал Апраксин”. В ноябре 1899 года броненосец “Генерал-адмирал Апраксин” отправился в заграничное плавание. Из-за густого тумана корабль сел на камни у острова Гогланд в Финском заливе и получил тяжёлые повреждения. Связи с островом не было. Зимой броненосец крепко сидел на камнях и был затёрт во льдах. Мы были в отчаянии, предстояла зимовка, продовольствия вряд ли хватило бы. Готовились к самому худшему. Услышав о катастрофе, Попов предложил установить радиосвязь между Гогландом и ближайшим к нему островом Котка. В суровых зимних условиях были построены станции. Капитану ледокола “Ермак” была передана радиограмма. Ледокол вышел в море, и людей спасли. (Слайды №16)
Американцы обещали Попову 30 000 на расходы, связанные с переездом в их страну, и в дальнейшем предоставляли неограниченные средства для проведения опытов, при условии, что права на изобретение будут принадлежать американской фирме.
- Как вы думаете, что ответил Попов А.С.?
Попов ответил: запись на слайде №17.
- - Я русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я имею право отдать только моей Родине. Я горд тем, что родился русским. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей Родине, и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи. (Слайд №17) Голос на слайде.
Сегодня средствами радиосвязи оснащены все виды самолётов, морских и речных судов, научные экспедиции. Всё более широкое развитие находит диспетчерская связь на железных дорогах, на стройках, в шахтах. Космическая связь преодолевает огромные расстояния, с её помощью мы получаем ценную информацию.(Слайд №18)
Физ.минутка: по группам собрать пазл (телефон) 6 по горизонталь на 3 по вертикали.(По образцу).
Учитель: - 16 марта 2009 года исполнилось 150 лет со дня его рождения. Александр Степанович прожил очень интересную и насыщенную жизнь. Заслуженно занимает свое место в истории, ибо его изобретением и по сей день использует огромное количество людей, особенно: автолюбители, военные, спасатели, авиация и многие другие.
Именно в этот день, в день рождения изобретателя радио и нашего земляка Александра Степановича Попова, Пермь стала одним из центров праздничных мероприятий. На перекрёстке улиц Попова и Ленина, перед входом в здание ОАО «Уралсвязьинформ», был заложен первый камень будущего памятника великому учёному.(Слайд №19)
Бессмертен научный подвиг Александра Степановича Попова, неисчерпаемо наследие, оставленное им человечеству. (Слайд №20).
- Даже получив большую известность, Попов сохранил все основные черты своего характера: скромность, внимание к чужим мнениям, готовность идти навстречу каждому и посильно помогать нуждающимся в помощи.
Как помнят и почитают нашего земляка в России?(Слайды 21-29)
Не зря придумал радио Попов,
И это каждый подтвердить готов,
Кто ежедневно радиоприемник
Включает ради музыки и слов.
И слышим мы на всех диапазонах,
Весь спектр позывных таких знакомых.
Пусть ежедневно радиоприемник
Поет тем, кто в халатах и погонах.
Спасибо вам за нужный труд в эфире,
За новости о войнах и о мире.
За то, что ежедневно с нами вы.
На даче, на работе и в квартире.
Рефлексия. Подведение итогов классного часа.
Тест. ( Слайд №30)
- Когда отмечают День радио?
А) 1 мая
Б) 7мая
В) 9мая
2. Кто первым изобрёл радио в России?
А) П.П. Бажов
Б) Н.Г.Славянов
В) А.С.Попов
3.Как Пермь почитает своего земляка?
А) Дом-музей
Б) Мемориальная доска
В) Улица его имени.
Вы можете ответить мне сейчас на вопрос, для чего вам нужно все это знать? В России изобретателем радио считается наш с вами земляк, мы должны гордиться такими людьми, знать историю своего края, стремиться быть полезным Родине. Впервые эта дата была торжественно отмечена в СССР в 1925 году, а с 1945 праздник отмечается ежегодно.( Слайд №31)
Обзор литературы об этом человеке.
Литература:
- 1. Краткий физический справочник - Москва, Издательство физической литературы, 1987 г.
- 2. Новая иллюстрированная энциклопедия, Москва, ООО «Мир книги», научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001г.
- 3. Википедия.
- 4. Интернет- ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный праздник, посвященный творчеству К.И.Чуковского "Рада, рада детвора"
Материал знакомит учащихся с биографией и творчеством Чуковского. Ребята узнают о многогранности таланта поэта, читают его стихи, загадки, разыгрывают инсценировки. В заключение ...
Городской семинар « Работа с этнокалендарем» Открытый интегрированный урок. Окружающий мир. Этнокалендарь. Развитие речи. Тележурнал «Беседы о природе» «М.М. Пришвин приглашает в гости к весне» Посвящается 140 годовщине со дня рождения М.М. Пришвина. Учи
Цели урока:Общедидактическая цель урока: • создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации; • применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через о...
Городской семинар « Работа с этнокалендарем» Открытый интегрированный урок. Окружающий мир. Этнокалендарь. Развитие речи. Тележурнал «Беседы о природе» «М.М. Пришвин приглашает в гости к весне» Посвящается 140 годовщине со дня рождения М.М. Пришвина.
Цели урока:Общедидактическая цель урока: • создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации; • применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через о...
Всероссийский словарный урок посвящается дню рождения Владимира Даля 22 ноября
Всероссийский словарный урок посвящается дню рождения Владимира Даля 22 ноября...
урок музыки на тему «Радуйся, Мария! Богородице Дева, радуйся.»
урок музыки на тему «Радуйся, Мария! Богородице Дева, радуйся.», УМК "Школа России"...
Презентация к уроку музыки в 3 классе "Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся".
Урок музыки в 3 классе...
Устный журнал о творчестве поэта и писателя С.Я. Маршака, (133-летию со дня рождения С. Я. Маршака посвящается)
Устный жкрнал содержит библиографическую справку, страницы: " Маршак и сказки" , " Маршак - переводчик" , " Маршак - педагог" , "Маршак и музыка" ....