Открытый урок "От обряда- к театру" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

В ходе урока учащиеся знакомятся с театральным творчеством русского народа. ( УМК " Начальная школа 21 в")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет:окружающий мир                                        

Класс: 4

Тема урока:»От обряда –к театру»

Куксова Л.Н .  -   учитель начальных классов МОУ СОШ №32

с.Красная Поляна,Песчанокопский р-он,Ростовской области.

Цели:

1.Образовательные: познакомить с театральным творчеством русского народа; дать представление о скоморохах, петрушках, шутах ; формировать исследовательскую деятельность.

2.Развивающие:  развивать речь, память ,мышление, воображение, умение

слушать, артистические способности; расширять знания учащихся о культуре

и искусстве своего народа, музыкально-художественных традициях; формировать и развивать компетенции учащихся(общекультурную, учебно-познавательную , информационную, коммуникативную, личностное самосо-

вершенствование );развивать мотивацию учащихся к предмету.

3.Воспитательные: воспитывать художественно-эстетический вкус, любовь и интерес к народному искусству.

Оборудование: учебник «Окружающий мир»4 класс(авт. Н.Ф.Виноградова),

рисунки ,поделки и сообщения  учащихся о праздниках, куклы для спектакля,

презентация, карточки для индивидуальной работы, с датами, с кроссвордами

(работа в парах).

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Целеполагание. (Презентация. Слайд1)

-Сегодня у нас необычный урок окружающего мира, вы узнаете много нового и интересного о жизни народа и событиях на Руси.

III.Актуализация ранее изученного материала.(раздел»Человек и общество, в котором он живет»)

1)Индивидуальная работа по карточкам(4 чел.)

2)Фронтальная работа с классом.

-Что такое культура? (Слайд2)

-Назовите памятники литературы. (Слайд 3)

-Соотнесите события и даты. (Слайд4)

(Учащиеся показывают  карточки с датами)

3)Словарная работа. (Приложение 1)

Учащиеся работают  с кроссвордами в парах.

-Назовите ключевые слова. (обряд, театр)

-Ребята, вы догадались о чем мы будем разговаривать сегодня на уроке?  (об обряде и театре)

-Правильно и тема нашего урока «От обряда к театру» (Слайд5)

-В течение урока мы должны ответить на вопросы:

* Кто такие скоморохи?

*Когда появился первый театр на Руси?

-А сейчас вспомним материал прошлого урока.

-Какую музыку слушали на Руси?(народную и хоровую духовную)

-На какие группы делятся древнерусские песни?(обрядовые и необрядовые)

-О чем повествуют нам эти песни и с какими событиями связаны?

(необрядовые- это песни беседные, их исполняют на посиделках и гуляньях;

бывают: плясовые, солдатские, колыбельные)

обрядовые- связаны с каким-то обрядом, например со свадебным ;с обрядами ,посвященными сельскохозяйственному труду)

-Вспомните, что такое обряд?                                           (Слайд 6)

-У славян в древности сложились обрядовые праздники(массовые театрализованные действия) во время которых люди обращались к богам и силам природы.

-К каким богам?             (Даждьбог…Славяне были язычниками)

- Вспомните с каким еще событием на Руси связана дата-988год?    (Крещение на Руси)                                                               (Слайд7)

-Как стали называть славян после этого события?  Почему? (Христиане, верили в одного бога-Иисуса Христа)

IV.Формирование новых знаний.

В объяснении нового материала участвуют все ребята класса.

К уроку учащиеся выполняли исследовательскую работу.(сообщения об обрядовых праздниках).Все дети были разделены на 3 группы по интересам:

художники- готовят сообщение и рисунок праздника

скульпторы- сообщение и поделка из пластилина

артисты-участники кукольного спектакля

1)Знакомство с обрядовыми праздниками.

-После распространения на Руси христианской веры многие языческие обряды сохранились в форме увеселений, обычаев, традиций. Все «официальные «праздники разделялись на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно в одни и те же дни, другие в разные числа месяца. Одним из известных праздников  и у нас на Дону является- Рождество Христово.

2)Сообщения учащихся о Рождестве (Слайд8,9)

3)Сообщения учащихся о Масленице (Слайд 10,11,12)

4)Сообщения учащихся о Пасхе ( Слайд 13,14)

5)Рассказ учителя о хороводе (Слайд 15)

В старину на Руси популярным игрищем и важным элементом был хоровод. Люди двигались по кругу ,как Луна движется вокруг Земли, как планеты вокруг Солнца. Он отражал очень многое, самые разные жизненные явления. Хороводы были любовные, военные, семейные, трудовые .

6)Физминутка(Исполнение хороводной песни с движениями)

7)Рассказ о первых артистах.

-Издавна непременными участниками всех праздников на Руси были бродячие артисты.

Работа по учебнику(чтение статьи стр.86)

Вопросы:

*Кто такие скоморохи?

Как их называли ?

Какие артисты были на Руси?

-А еще их называли –шуты, глумцы, смехотворцы .Они ходили группой по

15-20 человек из города в город, из села в село. Одни играли на  инструментах, другие плясали, третьи демонстрировали ученых медведей.

-А этот герой вам известен?(Петрушка)

8)Сообщение ученицы о Петрушке (Слайд16)

-Среди артистов были и кукольники. Сейчас вы посмотрите спектакль с участием наших артистов.

9)Просмотр кукольного спектакля по сказке»Репка» 

-Ребята, а где в наши дни можно посмотреть кукольный спектакль?(в театре)

Сейчас мы сможем ответить на  вопрос:

* Когда появился первый театр?

10)Сообщение ученицы о первом театре (Слайд17)

V.Формирование умений и навыков.

Беседа по вопросам:

-Кто такие скоморохи?

-Какие артисты были на Руси?

-Когда появился первый театр?

-Что вы запомнили о создании первого театра на Руси?

VI.Итог урока.

-Что вам понравилось и запомнилось на уроке?

-С какими трудностями вы встретились? Над чем надо еще поработать?

Домашнее задание(Слайд18)

-Учебник стр.86-88,

тетрадь з.51,52-по выбору(работа в парах)

и

к

о

н

а

б

е

р

е

с

т

а

м

о

н

а

с

т

ы

р

ь

д

в

о

р

я

н

е

з

е

м

л

е

п

р

о

х

о

д

е

ц

1.Живописное изображение Иисуса Христа.

2.Верхний слой коры березы.

3.Обнесенная стеной земля и расположенная на ней церковь.

4.Знатная и богатая часть населения.

5.Старинное название русских путешественников.

м

о

н

а

с

т

ы

р

ь

ч

е

р

н

ь

и

к

о

н

а

а

р

х

и

т

е

к

т

у

р

а

г

р

а

м

о

т

а

1.Обнесенная стеной земля и расположенная на ней церковь.

2.Простой народ в старину.

3.Живописное изображение Иисуса Христа.

4.Строительство необычных сооружений.

5.Умение читать и писать.

Рождество

Один из наиболее почитаемых и известных на Руси праздников –Рождество Христово.

Пожалуй, нет другого праздника, который отмечался бы с таким богатством обычаев ,об-

рядов, примет. Дело в том ,что Святки(святые вечера)совпадают с Новогодней елкой,  пе-

реодеванием, ряжеными, гаданиями девушек и всеобщим весельем. Все 2 недели православные ходили по домам и славили Христа, колядовали, пели песни, угощались. Даже сам Петр I ездил с певчими по домам бояр с поздравлениями. На улицах жгли костры, чтобы прибавилось света и тепла ,пекли из теста фигурки животных и птиц и дарили их друг другу.

Масленица.

Широко отмечалась у русских. Основной едой на Масленицу были блины. Первый блин

обычно предназначался умершим: его клали на божницу или слуховое окошко-«для родительских душ»,а иногда отдавали нищим ,также на «помин души». К празднику строились огромные катальные горы и выходили туда с блинами»встречать Масленицу»,веселиться и кататься с гор. На Масленицу устраивали своеобразные смотрины молодоженов. Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье-заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды. Основным событием последнего дня были»проводы Масленицы»,нередко сопровождающиеся возжиганием костров .В России к этому дню делали чучело из соломы, которое потом сжигали.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Масленицу празднуют в течении недели. Начинается она за 56 дней до Пасхи. По поэтичности, традициям и озорству Масленица один из самых длинных и веселых празд-

ников. Он символизирует собой проводы зимы и встречу весны. Праздновали его в честь

Бога плодородия и скотоводства-Велеса.  Главное блюдо этого праздника- блин, он символизирует образ солнца и весны.

Пасха.

Пасха Господня празднуется на Руси уже более 1000 лет .Наиболее многочисленные и

Длительные увеселения устраивались на Пасху- самый яркий праздник весеннего цикла.

Пасхальные празднества начинались Вербным воскресеньем .Этот день посвящался детям. В станицах ,на Дону, проходили веселые ярмарки с различными представлениями.

Всем детям покупали обновки и игрушки со «значением»(с пожеланием).Потом детей шлепали по лицу пучками цветущей вербы или ивы, приговаривая:»Верба из-за моря,

дай верба здоровья.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Пасха( Светлое Христово воскресенье)-главный христианский праздник »праздник праздников».На Пасху пекли специальный пасхальный хлеб(кулич, пасху),красили и расписывали яйца. Пасхальные блюда освещали в церкви. Сам праздник отмечался

в храме –всю ночь шла торжественная пасхальная служба. С крестным ходом прихожане

обходили вокруг храма и снова возвращались продолжать молитву .Утром во время завтрака первое пасхальное яйцо съедали всей семьей, разделив его по числу домочадцев. Среди пасхальных игр главное место занимало катание крашеных яиц по земле или со специальных лотков, а также «битки-битье» крашеными яйцами.

Сообщение о Петрушке.

Петрушка- «кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке. Петрушки известны с 17 века. Русские кукольники использовали марионеток(театр кукол на нитках) и Петрушек(перчаточных кукол).До

19 века предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века петрушечники объединились с шарманщиками. Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актер через пищик(свисток) начинал общаться с публикой. Из некоторых воспоминаний  1840-х годов следует, что у Петрушки было полное имя- его звали Петром Ивановичем Уксусовым или Ванькой Рататуем. Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее. Сюжеты передавались от актера к актеру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности ,равной Петрушке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по математике 4 класс.Тема :" Разряды и классы "

Создать условия для знакомства  детей с новым понятием класс, исследовать новые понятия.Учить, опираясь на изученный материал считать тысячами.Совершенствовать вычислительные навыки, устные и пис...

Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

Урок русского языка  в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....

Открытый классный час в 1 классе в рамках Недели классных руководителей "Вежливости открыты все дороги"

Направление: нравственно-этическое.Форма проведения: игра «Цветик – семицветик».Цель: сформировать у детей представление о вежливости, вежливомповедении.Задачи:1. Науч...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...

Разработка открытого урока , проводимого учениками 2 класса для учащихся 1 класса.

Данное занятие дает возможность познакомить учащихся начальной школы с истоирей  блокадного Ленинграда...