Конспект внеклассного занятия "Дары Земли"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Данный материал предназначен для ознакомления учащихся с разнообразными дарами земли (фруктами). Стимулирует мыслительную и творческую деятельность учащихся, вызывает интерес к укреплению своего здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt__vneklassnogo_zanyatiya.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 177 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Внеклассное занятие
Тема: «Дары Земли»
Разработано Соколовой И. Б.
учителем гимназии № 177
г. Санкт-Петербурга.
Цели занятия:
используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность детей, учить вдумчивому чтению;
учить сотрудничеству, умению строить личностно-эмоциональные и деловые отношения;
воспитывать ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
через сказку познакомить детей с целебными и питательными свойствами даров Земли (фруктами).
Используемые приемы:
презентация по теме занятия, кроссворд, обращение к личному опыту, игра «Верите ли вы…», маркировка текста, синквейн, работа в группах, зигзаг.
Оборудование:
проектор (презентация на электронном носителе), ватман (на группу половина листа ватмана), фломастеры разных цветов (для презентации), листы с таблицей (для игры «Верите ли Вы…» на каждую группу), кроссворды (по числу групп), напечатанные рецепты (по числу детей), фрукты или соки.
Перед началом занятия дети рассаживаются по группам согласно выбранному цвету квадрата (применим любой другой способ деления на группы).
1.Фаза вызова.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я вкладываю в это приветствие не только радость от нашей встречи. Но и пожелание крепкого здоровья всем вам, ибо, по словам А.Шопенгауэра (немецкий философ), «9/10 счастья зависит от здоровья», а здоровье…
И, наверное, вы назовете множество условий (причин), от которых зависит наше здоровье.
Какие это причины? Обменяйтесь мнениями, озвучьте их.
Сегодня мы остановимся лишь на одном (одной) из них.
Тема занятия, возможно, станет ясна после разгадывания кроссворда.
Кроссворд.
1 | Д | о | б | р | о | т | а | ||||||
2 | п | и | т | А | н | и | е | ||||||
3 | Р | а | д | о | с | т | ь | ||||||
4 | д | Ы | х | а | н | и | е | ||||||
5 | З | а | б | о | т | а | |||||||
6 | в | Е | р | а | |||||||||
7 | М | у | д | р | о | с | т | ь | |||||
8 | Л | ю | б | о | в | ь | |||||||
9 | д | в | И | ж | е | н | и | е |
1.Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
2.Пища, характер и качество пищи. (Перен. энергия, топливо, необходимые для функционирования чего – нибудь).
3. Веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.
4. Процесс поглощения кислорода и выделение углекислого газа живыми организмами.
5. Усердные хлопоты, радушное беспокойство о чем-л. или о ком-л.
6. Убежденность, глубокая уверенность в ком-чем-н.
7. Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.
8. Чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.
9. Перемещение кого - чего - н. в определенном направлении.
Обратите внимание на слова по горизонтали.
Не могут ли и они быть составляющими нашего здоровья и окружающих нас людей?
И, конечно, Дары Земли.
Дары Земли. Они лежат перед нами, но мы начинаем задумываться о них, и обращаемся к ним за помощью только тогда, когда наш организм уже не справляется со стрессами, нагрузками, проблемами. Но если бы мы знакомились с ними в детстве, нас, наверное, не коснулись бы многие проблемы.
Путь наш к Дарам Земли пойдет через сказку.
Но готовы ли Вы? Верите ли Вы в сказку?
Сейчас это проверим.
Сыграем в игру «Верите ли Вы…».
Правила игры:
- У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица такая же, как у меня на доске. Цифрами я указала номера вопросов.
- Я читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы…».
- Вы обсуждаете ответы в группах.
- Если Вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет – «-».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
+ - | |||||
Верите ли Вы, что:
1.Существует трава ростом чуть ли не до небес?
2.Есть такой фрукт, который полезен только людям преклонного возраста?
3.Есть такие деревья, которые способны очищать душу от зависти и ненависти?
4.Есть такие плоды, которые и топором не разрубишь?
5.Есть такое дерево, которое прячет в свои плоды запахи морей со всего света и дарит их людям?
6.Есть такой фрукт, который используют лесничие для защиты леса от пожаров?
Что получилось? Дети называют свои ответы, а учитель заполняет таблицу на доске.
А теперь проверьте правильность ваших ответов, прочитав сказки.
2.Фаза осмысления.
На данной фазе идет чтение текстов (см. приложение) с возможной маркировкой текста на полях («v» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - появился вопрос). Возможно использование только 2 значков.
Ребята читают тексты (см. в приложении) в группах (на группу - шесть текстов, каждому ребенку – свой текст). Возможно после прочтения текстов в рабочей группе (первоначально созданной) переход детей в группы «специалистов» в одной области (теме текста, данный прием называется зигзаг).
«Специалисты» готовят свои презентации на листах ватмана по теме текста.
3. Фаза рефлексии.
После презентаций вновь возвращаемся к вопросам начала урока, но начинать их формулировку будем уже со слов «Верно ли, что…?». Посмотрим, как изменились мнения после работы с текстами. Значки будем ставить в третьей строке.
По каким вопросам изменилось наше мнение?
По каким не изменилось?
Что нового для себя Вы сегодня узнали?
Кому захотелось расширить круг своих знаний о фруктах?
Как это можно сделать? (Совместный поиск, дискуссия и др.).
Заслушиваются предложения детей, намечаются дальнейшие действия (имеем возможность выхода на проектную деятельность детей, т.е. дальнейшая работа может быть очень разнообразной).
Варианты:
- подобрать пословицы о фруктах (здоровье);
- нарисовать рисунки по теме урока;
- приготовить из фруктов что-нибудь вкусное;
- написать свои сказки о фруктах;
- написать хвалебные гимны фруктам;
- составить «фруктовую» энциклопедию;
- посадить фруктовые семечки, понаблюдать за их прорастанием и т.д.;
- написать письма друзьям о пользе фруктов;
- выступить перед ребятами других классов, заинтересовать их;
- весной вместе с родителями посадить фруктовое деревце.
Как один из вариантов работы возможно написание синквейнов по темам (см. приложение).
- витамины
- здоровье
- Дары Земли
- счастье и т.д.
Дети озвучивают свои синквейны (возможно написание в группе или индивидуально – по желанию детей).
По ходу занятия (выбираем подходящий момент, т.е. момент, когда чувствуете, что дети устали) проводим релаксацию (по своему выбору) под музыку.
Для ослабления психического напряжения сделаем следующее упражнение.
Отключитесь от действительности, ни о чем не думайте.
Про себя произнесите:
«Мир, добро, покой внутри меня.
Мир, добро, покой вокруг меня.
Мир, добро, покой во всем мире».
Расслабьте ноги, расслабьте мышцы. Ваше туловище полностью расслаблено
Ваше лицо освещает прекрасная улыбка.
Ваши глаза мягкие, добрые. Расслабьте их. Разожмите зубы.
Представьте, что в вас через затылок входит желтый целебный луч. Он подобен солнечному лучу. Луч попадает в кору больших полушарий, опускается ниже и проходит через все ваши органы.
Сердце работает спокойно.
Вы как бы стоите под душем, который смывает все болезни, неприятности. Они уходят в землю.
На счет «раз» - пошевелите пальцами ног.
На счет «два» - пошевелите пальцами рук.
На счет «три» - откройте глаза.
Вместе со светом в Вас вливается энергия, Вы бодры, Вы энергичны.
После занятия – «сокотерапия» (дети пьют соки), «фруктотерапия» (едят фрукты) (по выбору педагога и родителей).
Дарим «фруктовые» рецепты (см. приложение), которые дети могут приготовить сами и угостить родителей и друзей.
Приложение.
Инсерт – технологический прием
Маркировка текста значками по мере его чтения – «инсерт».
Инсерт – это самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления;
«v» - уже знал
«+» - новое
«- - думал иначе
«?» - не понял, есть вопросы
Синквейн
Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам.
Правила написания синквейна
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (три глагола)..
4. Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы, обычно имя существительное.
Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________________________
Действия___________________________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________________________
Повторение сути____________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию "День Земли".
В данной работе вы сможете найти материал к празднику "День Земли"....
Конспект внеклассного мероприятия "Мирное время на Донской земле" 3 класс
План-конспект и презентация внеклассного мероприятия по теме "Мирное время на Донской земле" 3 класс...
Конспект внеклассного мероприятия в начальной школе "22 апреля -.День Земли"
Сценарий внеклассного мероприятия «День Земли». Мероприятие экологической направленности для учащихся начальных классов....
Конспект внеклассного мероприятия «Путешествие по материкам Земли»
Тема: «Путешествие по материкам земли»Форма: классный часЦель: Знакомство с материками ЗемлиЗадачи:Выделить основные достопримечательности материков;Содействовать сплоченности детского кол...
Конспект внеклассного мероприятия «Земля твоя и моя»
Тема:Земля твоя и мояЦели:формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, включение учащихся в разноплановую творческую деятельность экологического содержания, воспитан...
Конспект внеклассного мероприятия "Интересные факты Липецкой земли"
Цель мероприятия: знакомство учащихся с интересными фактами липецкой земли...
Конспект внеклассного мероприятия "День Земли" для 1 класса
Конспект внеклассного мероприятия "День Земли"...