урок окружающего мира в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
На уроке даётся полное понимание государственных символов РОССИИ-ФЛАГА.ГИМНА.ГЕРБА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok__istorii_v__4_klasse.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 4 классе
Тема: Государственные символы России.
Цель урока: выявление и систематизация знаний учащихся о символах
нашей Родины, его отличительных признаков и значении.
Задачи: 1) обучающие: обеспечить развитие умений узнавать, определять символы нашей страны, узнать их образование, состав и значение;
2) развивающие: способствовать развитию креативно – речевых способностей, формированию коммуникативной компетенции, расширению словарного запаса учащихся;
3) воспитательные: содействовать воспитанию чувства патрио-
тизма, гордости за свою Родину, культуры поведения в общественных местах.
Опорные понятия: гимн, флаг, герб, Федерация
Оборудование: 1) Символы: (гербы России, республики, города, флаги,
разные гимны)
2) Магнитофон с записью гимна России
3) Лента времени
4) Карточки с датами
5) Атласы республики Коми
6) Текст гимна на карточках
7) Рабочая тетрадь на печатной основе
8) Политическая карта России
9) Толковый словарь С.И. Ожегова
10) Учебник «Окружающий мир»
ТСО: ДVД, ММП, МС
Ход урока.
- Формирование положительной мотивации.
Организация - мобилизационный момент.
Звучит музыка «С чего начинается Родина?» На этом фоне
девочка читает стихотворение «Родина» Дрожжина.
II. Формулировка темы, цели урока и постановка задач.
1)- С чего же начинается Родина?
- Назовите тему урока.
- Как называется наша Родина?
- Все ли знаем о своей Родине?
- Наша цель: больше узнать и запомнить о нашей России. Для этого
нам необходимо повторить изученный материал.
2) Актуализация знаний.
- Проведем историческую разминку. Задание для мальчиков:
- О каком историческом событии говорят эти даты:
1812г. 1825г. 1961г. 1861г.
- Задание для девочек:
- Исключите лишнюю дату: 1242г. 988г. 1147г. 1547г.
В это время двое у доски выполняют индивидуальную работу. На карточках написаны события.
Гражданская война
Крещение Руси
Стояние на Угре
Kуликовская битва
История любит порядок, нельзя путать события. Летопись – дело строгое. Наведите порядок,
Объясните, вспомните даты.
III. Решение учебных задач. Совместное открытие новых знаний.
1) На доске запись:
Государственные …………….
- Какое слово подберете? (поиск и подбор слов)
- А что такое символы?
- Какие государственные символы вам знакомы? С этим мы разберемся.
- Решим логическую цепочку: (Россия, страна, держава, королевства, Отчизна, империя, Отечество, государство, княжество)
- Какое слово подходит к России?
- Какие слова родственные?
- Когда Россия была княжеством?
- Когда наша страна стала империей?
- Кто был первым русским царем нашего государства?
- Как грамотно называется наша страна? (Российская Федерация). Читаем из словаря:
2) Федерация - это союзное государство, которое состоит из республик, краев, областей.
Это объединение, союз. В Р.Ф. живет более 100 народов, население около 147 млн. человек,
Площадь более 17 млн. кв. км. Это самое большое государство в мире. У нашего государства есть свои отличительные знаки – символы.
3) Герб.
- Что такое герб? ( С.И.Ожегов) Это отличительный знак государства, города или рода. Каждый знатный дом
имел свой герб. Фамильный герб был на печатях, флагах, деньгах. Археологи нашли монеты V в. до н.э., на которых уже был выбит
двуглавый орел. Функцию герба выполняла печать (показ картинки)
Герб - «эрбе» (нем.)
О самой первой печати рассказывает девочка (с.281 «Что такое? Кто такой?» - энциклопедия.
4) Работа с учебником. С 164
- Из каких двух основных элементов состоит герб?
- С какого периода эти изображения стали называться гербом?
- О гербе города Москва расскажет Артем.
- Сравним герб России 1918г. и герб СССР 1922г.
- Что не хватает на этом гербе? (скипетра и державы)
- Итак, как выглядит современный герб РФ?
- Про герб Республики Коми прочитаем из «Атласа Р.Коми»
- О гербе нашего города Печора рассказывает и показывает Ксения.
Вывод: гербов много. Герб РФ самый красивый.
- А как называется наука о гербах? (геральдика)
4) Физкультурно – музыкальная минутка.
Под песню Ю.Антонова «Места родные» делаем упражнения.
У всех своя маленькая родина, свой край, своя Отчизна, она самая красивая и любимая. На карте России появляются 3 буквы «Р» разного
размера, буква в букве. (Россия, Республика, город).
- Государственный флаг.
- Что такое флаг? (Объясняют по словарю)
- Как выглядит наш флаг?
- Про историю флага узнаем по учебнику с.169
- В рабочей тетради сконструируем флаг из полосок (приклеивают) 1 у доски.
- К слову флаг подберем слова – синонимы (стяг, знамя, штандарт)
- Наш флаг трехцветный и трижды рожденный.
а) В древнем Египте носили полоски ткани на шестах – это были I флаги.
б) В древности в России использовали знамена с изображением святых. Знаменосец – стяговник. Святой Андрей - покровитель России. Флаг Андрея Первозванного.
в) Днем рождения бело – сине – красного флага считается 20 января 1705 года по приказу Петра I.
г) Трехцветный символ Петра Великого - это святыня России.
Флаг был боевым в Северной и гражданской войне.
д) Расположение полос совпадало с древним пониманием мира.
- Почему такие цвета флага? (рассказы детей)
1) Космический подтекст:
белый – небо (мир, чистота, правда, невинность)
синий - вода (целомудрие, верность)
красный - земля (власть, мужество, огонь, героизм)
2) Православное толкование:
вера – божественный, ангельский
надежда - небесный
любовь – физический
3) толкование славянских народов:
белый - Белоруссия (белорусы)
синий – Малороссия (украинцы)
красный – Великороссия (русские)
е) Государственный флаг пользуется уважением и имеет право на охрану законом.
- Где в нашем городе могли увидеть трехцветный флаг? (на здании
исполкома, на учреждениях…)
- Как бы вы поступили, если бы вдруг увидели упавший со здания флаг?
ж) А какой флаг у республики Коми? (Атласы РК)
- Что символизируют эти цвета?
Вывод: - Кто изобрел трехцветный флаг?
А сейчас он утвержден Указом Президента России.
- III символ. Гимн России.
Послушаем историческую справку: (устный журнал)
- Слово «гимн» образовано от греческого «гимнос» - восхваление, торжественная песнь. Есть государственные, военные, религиозные гимны, в честь героев, событий. Создателем гимнов был поэт Гомер, славил бога огня Гефеста за то, что он научил людей многим ремеслам.
- В 1815 году композитор князь А.Ф.Львов и поэт В.А.Жуковский написали новый гимн «Боже, царя храни», его
Исполняли до 1917 года. В Царскосельском лицее дополнил этот
Гимн А.С.Пушкин. Исполнял гимн оркестр.
( дети класса поют этот гимн)
- Национальные гимны вернее всего отражают характер нации, сплачивают народ, вдохновляют на подвиги, на добрые дела. После революции в России государственным гимном стал «Интернационал» - международный пролетарский гимн Э.Потье
- А когда исполняется гимн? Кто слушал?
4) Гимн исполняется при подъеме Государственного флага, при вручении наград, на официальных встречах представителей других государств. Высшая форма уважения к гимну – вставание граждан. Поэтому Гимн слушают стоя.
5) Последний гимн обновлен и выбран из 5 вариантов.
- Чей текст одобрили Президент и Госдума?
(С.Михалков, это его III гимн)
- А чья музыка? (Александров)
IV. Практическая деятельность.
- Уважаемые россияне! Прошу всех встать! Слушаем Государственный гимн Российской Федерации!
- Кто знает гимн?
- Поиграем. Игра на внимание на цветовой сигнал:
белый – вращение головой, повороты туловища
синий – купаемся в речке
красный – приседаем к земле
- Поиграем по условным меткам: флаг СССР, Андреевский, Российский.
V. Рефлексия. -
- О каких государственных символах мы узнали?
- Перечислим элементы герба
- Назовите цвета флага
- Как слушают гимн?
VI. Домашнее задание.
На выбор: выучить гимн, подобрать пословицы о Родине или
Найти картинки Кремля – самого яркого символа нашей державы, великой
России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»
Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»
Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.
Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль»...
Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире
Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...