Животные и растения болот.
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме

ЛЕЩЁВА ГАЛИНА ИВАНОВНА

Урок окружающего мира. 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века".

Что такое болото. Как оно образуется. Болото в природе. Болотная растительность и её особенности. Животный мир болот. Значение болот и их охрана.

Урок сопровождается Презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon boloto.doc252 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ 2 им. А.С. Пушкина

Животные и растения болот

Урок окружающего мира

2 класс

Технологическая карта урока

        

                                                                         

Учитель: Лещёва Г.И.

Белореченск

2012

Учебный предмет: окружающий мир.

Класс: 2 класс.

УМК:   «Начальная школа 21 века».

Тема урока: «Животные и растения болот».

Цель урока: познакомить учащихся с обитателями болот, растениями, их ролью в жизни человека.

Задачи:

- образовательные: раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы; обобщить знания о водоёмах; формировать познавательные потребности младших школьников;

- развивающие: расширить представления об окружающем мире; развивать мышление, умения выделять главное, делать умозаключение. умения обобщать и сравнивать, развитие наблюдательности; развивать коммуникативные умения;

- воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип урока: изучение нового материала.  

Формы работы на уроке: фронтальная и индивидуальная.

Планируемый  результат.  

Предметные. Уметь правильно формулировать изучаемые понятия.                            

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

     Регулятивные УУД.  Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

     Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

     Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник: Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир», 2 класс, Ч.2, рабочая тетрадь № 2; презентация по данной теме; раздаточный материал (карточки).

Ход урока

Деятельность учителя и учащихся

Характеристика деятельности учащихся

УУД

I. Организационный момент

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на урок.

     У. Начинается урок,

          Он пойдёт вам, детки, впрок.

          Постарайтесь всё понять,

          Интересное узнать.

II. Целеполагание и мотивация

Цель - актуализировать знания,  которые понадобятся для открытия нового знания.

Несколько учеников работают по индивиду альным карточкам.

  1. Перечисли, в каком состоянии может на ходиться вода.

   2. Закончи предложения.

Начало реки называется ...

     Место, где река впадает в море, озеро или другую реку, называется…

     Фронтальный опрос.

Учитель. Какой раздел мы изучаем?

Дети. Водоёмы.

У. Что такое водоём?

Д. Большое углубление, заполненное водой.

У. Какое значение в природе имеют водоёмы?

Д. Дают воду для питья и полива, служат вод ными дорогами, кормят нас рыбой, дают нам электроэнергию, лекарства, место отдыха.

У. Какие водоёмы мы изучили?

Д. Океан, море, река, озеро, пруд.

Самостоятельно ставить учебные цели.

Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместной деятельности.

Строить рассуждения.

Излагать своё мнение.

Слушать собеседника.

Анализировать.

III. Сообщение темы урока.

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановки задач урока.

  Проблемная ситуация.

У. Предметом нашего изучения будет водоём. А вот какой? Отгадайте загадку:

Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто,

           Здесь осока, кочки, мхи,

        Нет опоры для ноги.

Д. Болото.  (Слайд) .

У. Сегодня мы заглянем на болото, узнаем, что это такое, как образуются болота, познакомимся с особенностями его растительного и животного мира. Изучать болото 6удем. по плану (на доске).

1. Болото в природе.

2. Болотная растительность и её особенности.

3. Животный мир болот.

4. Значение болот и их охрана.

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять средства её осуществления.

IV. Учебно-познавательная деятельность

1. Болото в природе

1. Рассказ учителя (Приложение 1).

    Слайды.

2. Первичное закрепление.

У. Какое открытие вы сделали?

        д. Образуются болота на местах зарастающих водоёмов или в пониженных местах, где скапливается вода и местность заболачивается.

У. Что такое болото?

Дети отвечают.

Воспринимать на слух рассказ учителя.

Уметь задавать учебные вопросы.

2. Знакомство с растительным миром болот

У. Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?

        д. Являются пищей и домом для животных, вырабатывают кислород.

У. Есть ли растительный мир на болоте?

Д. Да.

У. Но деревья - хилые, чахлые, низкорослые, их мало видов: сосна, ольха, береза .  Растут дере вья и кустарники очень медленно. Корни стелю щиеся по верху, вглубь не идут. Почему?

д. На глубине много воды и дышать трудно.

 Слайд.

У.       О, сколько бусинок багряных

Рассыпано - не сосчитать!

Мхи на болотистых полянах

Коврами кажутся опять. (П.Бровка)

О чём идет речь в этом стихотворении?

д. О ягодах.  (Слайд)

У. Назовите ягоды, которые растут на болоте.

д. Клюква, морошка.

У. Об этих ягодах в народе говорят: «В доме, в котором едят эти ягоды, врачу делать нечего». Как вы понимаете эту поговорку?

Дети объясняют.

У. Но не только ягоды растут на болотах – есть и другие травянистые растения.

     Послушайте от рывок из произведения В. Бианки - «Страшное растение», в котором описывается растение – багульник.  «Комарик сел на листочек, опустил нос в ка пельку, а капелька липкая, клейкая. Влип комари ный нос. Вдруг реснички зашевелились, как щу пальца, схватили комарика. А когда раскрылись, упала на землю пустая комариная шкурка».

д.    Дети слушают подготовленные сообщения о росянке и багульнике.

У. Багульник - вечнозеленый невысокий ку старник. Он выделяет в воздух пахучие вещества, от которых может заболеть голова. Багульник  ядовитое растение. Животные обычно его не тро гают.

Найдите общие черты у всех этих болотных растений.

        Дети отвечают.

  Делается вывод:

        - Рост - небольшой, так как неустойчи вая опора.

  - Корни - стелющиеся, так как на глуби не много воды, и дышать им трудно.

          - Листья - особой формы, чаще узкие, жесткие.

У. На болоте можно увидеть еще удивительное растение  - мох сфагнум. (Слайд).

У. Назовите главные особенности этого рас тения. Чем мхи отличаются от другой болотной растительности?

 Д. Стебли травянистые, корни неглубокие, растут в воде, размножаются мелкими спорами - особыми видами пыльцы, которые разносятся ве тром. 

Работа с учебником. 

 У. Во многих местах на болотах есть озерца воды, в которых растут водные растения: ряска, стрелолист. Хорошо растут на болотах и знако мые нам камыш, тростник, рогоз. Рассмотрите рисунок на С.116. Опишите одно из растений.

Ответы учащихся.

Отвечать на вопросы по содержанию.

Конструировать монологическое высказывание: логично и последовательно строить высказывание, отбирать выразительные средства языка.

Находить информацию в справочных источниках.

Делать выводы.

Устанавливать причинно-следственную связь.

Давать характеристику рассматриваемому объекту.

Излагать своё мнение.

Слушать собеседника.

Анализировать.

V. Физкультминутка

Учебно-познавательная деятельность (продолжение)

3. Знакомство с животным миром болот

1. Проблемная ситуация.

У. Какие виды животных вы знаете?

Д. Звери, птицы, рыбы, насекомые.

У. Где в природе бывает много животных?

д. Там, где есть пища и надёжное укрытие.

У. Подумайте, много ли подходящей пищи для зверей на болотах?

д. Хотя на болотах много травянистых расте ний, они грубые, невкусные, да и ходить по боло там трудно.

   2. Рассказ учителя (Приложение 3).

   3. Закрепление изученного материала.

У. Что общего во внешнем виде этих птиц?

 Д. Длинные ноги, чтобы удобнее было ходить по болоту. Длинные клювы помогают доставать      пищу из воды. Все эти птицы летают, а дикие утки ещё и плавают. На болоте можно увидеть кулика, чибиса, куропатку.

У. Составьте цепи питания. (слайд)

Д. Ряска – водомерка.

     Водоросли – улитка – лягушка – цапля.

     Клюква – куропатка – болотный лунь.

Участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них.

Воспринимать на слух рассказ учителя.

Сравнивать свои ответы с ответами    одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу услышанного и увиденного

Оценивать ход и результат выполнения задания.

4. Значение болот и их охрана

Работа с учебником.

У. Какое значение имеют болота в природе и что они дают человеку, вы узнаете из учебника. Найдите в тексте ответы на вопросы (на доске):

  1. Болота – человеку.

  2. Значение болот в неживой природе.

  3. Значение болот в живой природе.

  4. Охрана болот.

   Ответы учащихся на вопросы учителя по содержанию  прочитанного материала.

   Домашнее задание.

Рабочая тетрадь, тема «Животные и растения болота», стр.56-57

Уметь работать по предложенному учителем плану.

Сравнивать свои ответы с ответами    одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу услышанного и увиденного

Строить монологическое высказывание.

VI. Рефлексия

Что интересного вы сегодня услышали, узнали?

Какие открытия вы для себя сделали?

Что вас поразило?

Достигли ли мы целей, которые поставили перед собой?

Высказывать свою точку зрения.  Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое  высказывание по поводу темы занятия.

 

Приложение 1

Я  не море, не земля  

Корабли не плавают

И ходить нельзя.

         Конечно же, это о болоте. На земном шаре очень много болот. Чаще всего они образуются в низинах со стоячими водами. Представьте себе озеро, которое не имеет стока. И в глубину земли вода просочиться не может - препятствует водо непроницаемый слой глины. Вода в таком озере застаивается и постепенно зарастает водорослями, ряской, камышом, осокой, мхами. Каждую зиму зеленые :части этих растений погибают, а  летом  вырастают новые.

         Так на поверхности озера образуется толстый, зыбкий, чавкающий под ногами растительный слой,  ходить по которому опасно. Впадающие в озеро ручьи и речки наносит песок и глину. И вот перед нами, уже не озеро, а болото. Образуются болота и там, где необдуманно вырубают леса.

Приложение 2

                                             Физкультминутка

На болоте три подружки –

Три зелёные лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Лапками топали,

Лапками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет,

Вам, друзья, физкультпривет!

Приложение 3

          Животный мир болот не так богат, как жи вотный мир лесов. Здесь очень много насекомых. Стрекоз и водомерок здесь рой - они хищники, питаются  другими насекомыми - мошками и комарами. Вы, наверное, видели, как легко и изящ но скользит по воде водомерка. Все тело и лапы водомерки покрыты волосками, смоченными жи ром. Волоски не намокают. Вот почему водомерка не тонет и легко бежит по воде. Быстро ей бегать необходимо, чтобы ловить насекомых.

        Стрекоза имеет большие заслуги в авиации. После изобретения скоростных реактивных самолётов люди столкнулись с трудной задачей: когда самолёт набирал скорость, равную скорости рас пространения звука в воздухе, самолёт начинало трясти, как в лихорадке. Явление это ученые на звали «флаттер». Флаттер погубил много самолётов, погибло немало прекрасных лётчиков. Тогда авиаконструкторы обратились к природе. Они стали изучать крылья птиц и насекомых. Самым необычным было крыло у стрекозы. Когда попро бовали дать самолёту крылья, похожие в сечении на крыло стрекозы, флаттер исчез. Сейчас само лёты летают быстрее звука в 2-3 раза - всё в порядке.

Что такое болото, как оно образуются. Болото в природе. Болотная растительность и её особенности. Животный мир болот. Значение болот и их охрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб

Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...

Презентация по теме: Календарь и календарные праздники. Животные и растения вокруг нас. 1 класс.

Это презентация  для 1 класса "Обучение грамоте" к уроку № 2 и 3. Тема урока:Календарь и календарные праздники . Животные и растения вокруг нас. Слова-названия....

ТЕСТ Разнообразие, размножение и развитие животных. Охрана растений и животных.

Тест с содержанием фотографий и рисунков вместо вариантов ответов....

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий

План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий

План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...

"Знакомство с исчезающими животными и растениями. Красная книга"

Урок разработан педагогом дополнительного образованияМБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на  тему:...

Дидактическая игра"Первоцветы. Узнай растение по листу". Беседа "Весенние приметы леса. Животные и растения весной"

Главной целью данного мероприятия является: обобщение  знаний учащихся о сезонных изменениях в природе....