Открытые уроки
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Узна

Вострецова Татьяна Александровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»

(МАОУ «Гимназия № 2»), г. Пермь

 

Открытый урок по природоведению в 4 классе

Тема урока: «Пермский край»

Цель урока: Формирование у учащихся первоначальных представлений о  Пермском крае.

Задачи урока:

1.вопитывать любовь и бережное отношение к родному краю, к природе;

2.способствовать развитию у учащихся мышления, рассуждения;

3.учить выделять из целого – частное.

 

Презентация составлена по электронной энциклопедии Пермского края 2006г.

Программа 1-4 класс. Учебник: А. А. Плешаков 4 класс.

Первый урок по разделу: «Наш край». На изучение раздела по программе отводится 19 часов.

Тип урока: изучение нового материала.

Специфика урока – учащиеся делают вывод, опираясь на жизненный опыт, наблюдения, предыдущие знания. Главный акцент на уроке делается на ознакомление с родным краем и выделением  его особенностей.

Урок связан с предыдущими изученными темами:

  1. Природные зоны
  2. Климатические пояса
  3. Леса России

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения темы. Урок вызвал познавательный интерес у учащихся. Материал урока был доступен и интересен детям, т.к. на уроке был использован дополнительный материал.

На уроке использованы поисковые, наглядные, словесные методы обучения.

В ходе урока была организована фронтальная работа, работа с атласом, с контурной картой, работа в парах, тестовый контроль.

Связки между этапами урока, считаю  логичными - с использованием компьютерной презентацией и выводами.

На уроке были использованы информационные технологии: компьютерная презентация на протяжении всего урока, видеофильм «Рельеф Пермского края», административная карта России, атлас, контурная карта, аудиозапись.

В качестве подведения итога урока была организована работа в парах. Учащиеся на протяжении всего урока выделяли особенности Пермского края, что помогло им сформулировать вывод по уроку.

 Для осуществления проверки контроля знаний, в конце урока был проведён тест по материалу урока. Все ученики справились с этой работой.

На уроке ученики познакомились с понятиями: полезные ископаемые.

Узнали много нового и интересного о Пермском крае.

На уроке была создана доброжелательная атмосфера, хороший контакт с учащимися, дети были активны, быстро включались в работу, ответы были полные, чёткие. Ученики свободно выражали свои мысли и своё мнение.

При планировании урока мною учтены индивидуальные, психологические особенности учащихся, класса в целом.

Все поставленные цели и задачи были реализованы на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Пермский край61 КБ
Microsoft Office document icon Вода - путешественница70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вострецова Татьяна Александровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»

(МОУ «Гимназия № 2»), г. Пермь

Открытый урок по природоведению

4 класс

Тема урока: «Пермский край»

Цель урока: Формирование у учащихся первоначальных представлений о    Пермском крае.

Задачи урока:

1.Вопитывать любовь и бережное отношение к родному краю, к природе;

2.Способствовать развитию у учащихся мышления, рассуждения;

3.Учить выделять из целого – частное.

Оборудование:

Карта России; карта Пермского края; атласы; контурная карта; иллюстрации животных, растительного мира; гербарий; видео фрагмент; аудио запись; использование информационных технологий.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Подготовка к восприятию нового материала.

Компьютерная презентация Слайд 1: Наш край

Звучит музыка, учитель читает стихотворение

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живём.

Учитель:

-Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Родной Край».  

-Что для вас является родным краем?

-Как называется наш край?

-Сформулируйте тему урока.

Дети сообщают тему урока.

Компьютерная презентация Слайд 2: Пермский край.

Учитель:

-Сегодня мы отправляемся в путешествие по Пермскому краю.

Учитель ставит перед детьми проблему на урок:

-Во время путешествия вам нужно выделить главные особенности Пермского края.

Звучит музыка, учитель читает стихотворение:

Шумит над Камой вольный ветер,

В лучах рассвета майский плес

И нет наряднее на свете

Осинок этих и берёз.

Поют берёзовые шири

В лесах токуют глухари

И нет прекрасней в целом мире

Прикамской нашей стороны.

Учитель:

-Почему наш край в стихотворении назван Прикамьем?

Дети: Через весь край  протекает река Кама.

3.Новый материал.

1.) Работа по карте России.

Учитель: 

-Внимательно посмотрите на карту, наш край находится в глубине материка Евразия, на значительном удалении от морей и океанов. Его территория расположена в бассейне реки Камы, крупнейшего притока Волги.

-Протяжённость Пермского края с севера на юг 645 километров, а с запада на восток 420 километров.

Учащиеся выделяют особенности расположения Пермского края.

2.) Учитель предлагает детям посмотреть видеофрагмент и определить:

-Какой рельеф характерен для Пермского края.

После просмотра видеофильма учащиеся делают вывод на основе посмотренного материала и своих наблюдениях.

3.) Компьютерная презентация Слайд 3,4: Рельеф. (Во время рассказа учитель показывает слайды).

Учитель: 

-Пермский край характеризуется разнообразным рельефом. Обширные низменности, равнины, возвышенности, на востоке окаймлены Уральскими горами. Строение рельефа обусловлено расположением края на стыке Русской платформы и складчатого Урала. На фоне холмисто – увалистой равнины выделяются несколько самостоятельных возвышенностей.

Далее учитель просит детей открыть атласы и прочитать о возвышенностях преобладающих в Пермском крае. Учитель показывает презентацию: Верхнекамская возвышенность.

Учитель: 

-На территории края имеют место низменности. Например: наиболее крупная из всех Яйвинско – Вишерская низменность. Её протяжённость с севера на юг составляет 100 километров, а ширина колеблется от 20 до 50 километров. Учитель показывает презентацию.

4.) Компьютерная презентация Слайд 5: Кунгурская ледяная пещера.

Учитель:

- Продолжая разговор о рельефе нашего края нельзя не вспомнить об уникальной кладовой Пермского края – Кунгурской ледяной пещере – одной из крупнейших в мире.

Рассказ  учащихся о Кунгурской   ледяной пещере. Рассказ сопровождается показом иллюстраций и достопримечательностей Кунгурской   ледяной пещеры.

После чего ученики делают обобщение и выводы, выделяя особенности рельефа нашего края.

4. Знакомство с административной картой России и Пермского края.

1). Учащиеся рассматривают административную карту России, находят области, республики, округа, края, которые граничат с   нашим краем,  называют их, показывают на карте.  

Компьютерная презентация Слайд 6 – Административная карта Пермского края.

Учитель:

- Это наш край, наша маленькая родина – это часть большой страны.

Что для вас является Родиной?

 Ответы детей.

Учитель:

-В Пермском крае 25 городов, 56 посёлков городского типа, 4085 сельских населённых пунктов. Назовите административный центр Пермского края.

-Кто является губернатором Пермского края?

Ученики: Губернатором Пермского края является Олег Чиркунов.

Компьютерная презентация Слайд 7: город Пермь.

2.) Работа с атласами и контурной картой.

Учитель:

- Посмотрите на карту Пермского края, назовите крупные населённые пункты нашего края. Ответы детей сопровождаются показом презентаций 8-11. крупных населённых пунктов Пермского края:  Кунгур, Березники,  Соликамск, Чусовой, Лысьва, Горнозаводск. Дети объясняют, почему так названы некоторые из них.

3.) Знакомство  с контурной картой.

Учитель предлагает ученикам нанести на контурную карту названные населённые пункты. Перед учениками возникает проблема: А как это сделать? Учащиеся рассматривают контурную карту. Определяют, почему она так называется, чем отличается от карты в атласе. Ученики называют условные знаки, которыми они будут пользоваться при выполнении задания.

Далее работа ведётся под руководством учителя. Один ученик выполняет у доски по увеличенной контурной карте, сопровождая свои действия комментированием.

После чего ученики делают обобщение и выводы, выделяя особенности расположения Пермского края.

5. Физическая минутка сопровождается показом компьютерной презентации Слайд 12.

По родному краю дружно мы шагаем

Вот выходим мы на луг, тысяча цветов вокруг!

Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр и направо и налево,

В ходим в лес – полно чудес,

Белка с ветки на ветку скок

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух.

Отдохнуть мы все успели

И за парты тихо сели.

6. Выступление учеников класса:

1.)Компьютерная презентация Слайд 13-14: Животный мир Пермского края.

Учитель: 

-Продолжим работу.

-Животный мир Пермского края разнообразен и уникален. Сегодня к нам на урок прибыли специалисты зоологи, биологи, геологи. Давайте предоставим слово им.  Выходят ученики и рассказывают о животном мире  Пермского края. Рассказ сопровождается показом иллюстраций, презентации.

После чего ученики делают обобщение и выводы, выделяя особенности животного мира Пермского края.

2.) Растительный мир.

Компьютерная презентация Слайд15 – 16.

Учитель:

- Растительный мир Пермского края уникален. В нашем крае встречаются реликтовые растения, т.е. очень древние, которые росли ещё на земле много миллионов лет назад. В наших лесах много травянистых, лекарственных  растений, кустарников. В таёжных лесах  можно встретить лишайники, мох, ягель. Обо всём   об этом нам расскажут наши специалисты – биологи.

 Выходят ученики и рассказывают о растительном мире  Пермского края. Рассказ сопровождается показом иллюстраций, презентации.

После чего ученики делают обобщение и выводы, выделяя особенности растительного мира Пермского края.

3.) Геологическое строение.

Компьютерная презентация Слайд17.

Учитель:

-Поговорим немного о природных ресурсах нашего края:

-Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности – это полезные ископаемые. О полезных ископаемых Прикамья нам расскажут наши специалисты – геологи.  

Выходят ученики и рассказывают о геологическом строении  Пермского края. Рассказ сопровождается показом иллюстраций, гербария, презентации.

После чего ученики делают обобщение и выводы, выделяя особенности геологического строения Пермского края.

7.Обобщение нового  материала.

Работа в парах.

Слайд 18 – подсказка.

Ученики объединяются в пары, пользуясь опорным планом (карточка), формулируют вывод - обобщение по материалам урока. Учитель включает аудиозапись.

После чего ведётся проверка 2 – 3 ученика рассказывают составленный вывод - обобщение по материалам урока.

Учитель предлагает сравнить выводы, посмотреть всё ли сказали ребята, дополнить несказанное. Компьютерная презентация Слайд 19 – Вывод.

  1. Пермский край находится в глубине материка Евразия.
  2. Край расположен в умеренном поясе.
  3. Большая протяжённость края с севера на юг свидетельствует о наличии нескольких природных зон:  тайга с севера переходит в зону лесов.
  4. Пермский край характеризуется разнообразным рельефом: низменности, равнины, возвышенности, горы.
  5. Разнообразие животного и растительного мира, обусловлено особенностями природных зон.
  6. Пермский край характеризуется широким набором полезных ископаемых, обусловленным особенностями геологического строения края.

8. Проверка первичного восприятия нового материала.

1.)Учитель предлагает учащимся выполнить тестовое задание:

Тест по теме «Наш Край»

  1. Мой край расположен на материке:

А) Африка

Б) Евразия

В) Америка

  1. В какой природной зоне находится наш край?

А) Тайга    Б) Зона лесов      В) Тайга переходит в зону лесов

3.Территория моего края расположена в ...

А) Тропическом поясе

Б) Полярном поясе

В) Тайга переходит в зону лесов

4.У нас обитают:

А) Слон, верблюд, жираф

Б) Ёж, зайцы, кабаны

В) Лисы, медведи, волки

5.Какие растения растут в нашем крае?

А) Кактусы, кипарисы

Б) Ягель, клюква, карликовая ива

В) Ель, берёза, осина

2.) Взаимопроверка теста.

9.1.) Рефлексия.

 Учитель:

-Чем полезен был урок для каждого из нас?

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Чему учились сегодня на уроке?

2.)Оценивание учащихся.

10.Домашнее задание.

Учитель:

-Что бы ещё интересного вы хотели узнать о нашем крае?

-А я бы, хотела узнать, в каких местах Пермского края вы побывали, что интересного узнали и какими интересными сведениями вы бы хотели с нами поделиться. Проверить, как вы научились работать с контурной картой.

Компьютерная презентация Слайд 20 – Домашнее задание

1.Составить рассказ о Пермском крае.

2.Нанести на контурную карту населённые пункты Пермского края.

11. Организационный момент.

Учитель:

Наше путешествие подошло к концу.

Спасибо за урок.

Урок окончен.



Предварительный просмотр:

Вострецова Т.А.

Открытый урок по природоведению в 3 классе.

Тема:      Вода – путешественница

Цели урока:

1)Формирование понятий о круговороте воды в природе.

2)Формирование знаний об экологической целостности природы.

3)Развитие наблюдательности, воображения, памяти.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим!

2) Повторение пройденного материала.

     - Вспомните, на какие части мы делим природу? (Живую, неживую)

    -Что относится к неживой природе? (Воздух, вода, звёзды, горы и т. д.)

Отгадайте загадку:              Меня пьют,

                                              Меня льют,

                                              Всем нужна я,

                                              Кто я такая?       (ВОДА)

3)Сообщение темы урока.

- Как вы считаете, о каком веществе мы будем говорить на уроке? (О воде)

- Да, действительно тема нашего урока «Вода – путешественница» (Слайд 1)

- Какие цели мы можем поставить при изучении этой темы?

Высказывания детей

- Цель нашего урока проследить путешествие воды в природе, а поможет нам сегодня на уроке Капля – Капитошка. (Слайд 2)

 - Откройте тетрадь запишите число и тему урока

   Комментируют ученики.

- Расскажите Капитошке, что вы уже знаете о воде.

Рассказ детей. Сведения о воде.

- Что входит в состав воды?

(Кислород, водород,  примеси и минеральные соли)

- На прошлом уроке мы проделали несколько опытов и узнали, какими свойствами обладает вода – волшебница. Перечислите их.

Свойства воды:

  1. Без вкуса
  2. Без запаха
  3. Прозрачная
  4. Текучесть
  5. Испаряемость
  6. Растворитель

4) Три состояния воды.

- Капитошка о себе так говорит:    Я и туча, и туман,

                                                           Я ручей и океан,

                                                           Я летаю и бегу,

                                                           И стеклянной быть могу.

- Как вы это понимаете?

Ответы детей.

- Что объединяет эти три иллюстрации? (Слайд 3)

На иллюстрациях изображена вода. Вода в природе существует в трёх состояниях:  Твёрдом, жидком и газообразном.

- Где можем наблюдать воду в твёрдом состоянии?

Лёд, лужи, сосульки, снег, айсберги. (Слайд 4)

- Где можем наблюдать воду в газообразном состоянии?

Туман, пар. (Слайд 5)

- Где можем наблюдать воду в жидком состоянии?

Моря, реки, океаны, озёра, ручьи. (Слайд 6)

-Как вы считаете, может ли вода переходить из одного состояния в другое?

Рассказ детей. Вода – уникальное вещество. Рубцов В.

-Сформулируйте вывод:

Вода существует в природе в трёх состояниях твёрдом, жидком и газообразном. Она может переходить из одного состояния в другое. Например: вода- лёд, вода-пар.

5)Путешествие воды.

- Ну, а  сейчас Капитошка расскажет нам о своих путешествиях. Ваша задача внимательно посмотреть мультфильм и определить последовательность путешествия Капитошки.

- Какую последовательность  вы заметили в путешествии Капитошки?

Испарение, конденсация, осадки и снова испарение. (Слайд 7)

- Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озёра или сразу в море и оттуда со временем снова испаряются в воздух.

-Кто знает, как называется это явление?

Круговорот воды в природе. (Слайд 8)

- Давайте попробуем восстановить последовательность действий Капитошки!

На интерактивной доске картинки: туча с дождём, солнце,  земля (испарение). (Слайд 9)

-Сформулируйте вывод:

Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю.

- Чем важен круговорот воды в природе?

Ответы детей.

-Вывод:

Круговорот воды в природе происходит постоянно. Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое.

- Давайте проверим, всё ли правильно мы сказали. Открой учебники стр.54. Прочитайте вывод.

Проверка вывода по слайду. (Слайд 10)

6)Физическая минутка

Жидкое состояние воды – присели.

Твёрдое состояние – руки подняли вверх.

Парообразное – наклонились.

Снег, дождь,  лёд, туман,  сосулька, роса, пар.

7) Закрепление изученного материала. (Слайд 11)

1)-  Учитель: Вода – источник всего живого на Земле.  Древнейшие цивилизации зародились в воде. В Воде появились и первые организмы. Вода является необходимым условием существования всех живых организмов на Земле. 

2)-Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной.

Ответы детей.

-А как вы понимаете, что значит беречь воду?

- Воду необходимо беречь, так как вода является источником жизни всего живого на нашей планете.

- Приведите примеры безответственной человеческой деятельности.

Осушение Аральского моря, загрязнение Чёрного моря, загрязнение Керченского пролива, повышение уровня кислотности в Мировом океане, является опасным для морских животных,  водоохранная зона озера Шарташ

покрыта мусором и стихийными свалками.  Озеро Байкал - самое крупное и чистое озеро в мире, На Байкале стоит целлюлозно-бумажный комбинат, который сбрасывает отходы прямо в озеро. (Слайд 12)

-А сейчас ученик нашего класса расскажет нам об охране воды.

Рассказ ученика.

-  Учитель: Во всём мире существуют экологические организации, которые занимаются  охраной воды.  Эти организации осуществляют контроль за деятельностью человека по использованию воды, т.е. они контролируют работу очистных сооружений на заводах и фабриках, исследуют состояние воды в экологически неблагоприятных районах  всего Земного шара.

В правительстве нашей страны есть должность министр по охране природных ресурсов.

-  А какой вы можете сделать вклад по охране воды?

Ответы детей.

 -Сформулируйте вывод. Слайд – проверка вывода. (Слайд 13)

- Учительское обобщение:

-Действительно, загрязнение водоёмов опасно для всего живого на Земле. Чистая вода – это богатство, которое ничем не заменишь.

Каждый человек должен беречь воду! Ведь вода является источником природных ресурсов.

3)Коллективная работа: (Слайд 14)

 - А, сейчас Капля Капитошка предлагает вам решить кроссворд.

 Все слова в этом кроссворде  связаны с разными состояниями воды.

Кроссворд на интерактивной доске. Один ученик решает у доски, остальные самостоятельно выполняют в тетради стр.24.  Коллективная проверка.

-Молодцы! 

4)Работа в паре:

 Рабочая тетрадь страница 25. Определите, верны ли утверждения.

ДА, НЕТ, ДА, ДА, ДА. Взаимопроверка.

-Домашним заданием вам будет, подумать и доказать, что вода является источником жизни.

7)Итог урока.

Предлагаю Вам подвести итог урока.

В течение урока вы записывали выводы в тетрадь. Давайте проверим, что вы записали. Какие выводы вы сделали.

Дети читают записи в тетради

Ответы детей.

Вода существует в природе в трёх состояниях твёрдом, жидком и газообразном. Она может переходить из одного состояния в другое

Круговорот воды в природе происходит постоянно. Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Воду необходимо беречь, так как вода является источником жизни всего живого на нашей планете.

-Является вода действительно – путешественницей?  (Да)

-Достигли ли мы той цели, которую ставили в начале урока?

 Да. Мы проследили, как путешествует вода в природе. Она постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю. 

- Проверим наши выводы  (Слайд 15)

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились на уроке?

8)Домашнее задание (Слайд 16)

Запишите домашнее задание:

 1)Устно подумать и доказать, что вода является источником жизни.

2)Нарисовать схему круговорота воды в природе в тетради на странице 24.

Вы сегодня хорошо работали на уроке. Молодцы! Капитошка тоже вас оценила! (Слайд 17)

Спасибо за урок.

Урок окончен.

Приложение:

Кроссворд:

П

А

Р

Л

Ё

Д

Д

О

Ж

Д

Ь

О

Б

Л

А

К

А

К

А

П

Л

Я

C

Н

Е

Ж

И

Н

К

А

Т

У

М

А

Н

Т

У

Ч

А

А

Ё

Ж

Ь

Б

К

К

П

Я

C

Ж

К

У

Н

Ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе  по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока).

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока )....