Рабочая программа Окружающий мир 1 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме
По системе Занкова
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру (2010г.) и авторской программы курса Дмитриевой Н.Я. «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров» 2008)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.5 КБ |
![]() | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру (2010г.) и авторской программы курса Дмитриевой Н.Я. «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров» 2008)
Целями обучения окружающему миру являются:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- развивать логичность и самостоятельность мышления, формировать экологическую культуру;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщение и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работать с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе;
- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков, относящихся к трём разным уровням: базовый (опорный), повышенный (функциональный), творческий и обеспечивает реализацию начальных знаний об окружающем мире.
Для реализации программы используется учебно – методический комплекс:
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: учебник для 1 класса, в 2 частях- Самара: Корпорация «Фёдоров», 2008.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. рабочая тетрадь для 1 класса, - Самара: Корпорация «Фёдоров», 2010.
- Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» -2008 г.
- Стандарт. Начальная школа. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения) – Москва «Просвещение», 2010г.
- Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.П.Логиновой – Москва «Просвещение»,2010г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение», 2010г.
- Примерные программы по учебным предметам. – Москва «Просвещение», 2010г.
Программа рассчитана на 60 часов в год (2 часа в неделю)
I ч. – 15 часов
II ч. – 14 часов
III ч. – 17 часов
IV ч. – 14 часов
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу первого класса
Обучающиеся получат возможность научиться:
- устанавливать связи между живой и неживой природой;
- между деятельностью человека и состоянием природы;
- оценивать значение Солнца для жизни на Земле;
- познакомятся с разнообразием и красотой природы России;
научатся:
- слушать и отвечать на заданный вопрос;
- ориентироваться в учебнике;
- различать изученные объекты по названным признакам;
- компоненты окружающего мира (природа, человек, сделанное или придуманное человеком);
- определять основные части растений;
- устанавливать родственные связи в семье;
- знать правила поведения в общественных местах и на улице;
- правила вежливого общения ( приветствия, прощания с разными людьми по
возрасту и родству);
- различать объекты природы и объекты, созданные человеком;
- различать объекты живой и неживой природы, приводить
примеры;
- различать растения _ деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
- приводить примеры представителей животного мира;
- использовать в общении правила вежливости.
Содержание программы
(1 класс)
(60 часов)
Человек и природа
Родной город, страна – Россия, столица – Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями. Маршрут от дома к школе. Правила поведения на дороге.
Природа осенью. Природа – источник познания.
Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.
Природа
Космос. Звёзды, планеты. Луна – спутник Земли.
Свет, тепло, воздух, вода – условия необходимые для жизни на Земле.
Разнообразие природы Земли. Неживая и живая природа. Признаки живой природы. Растения, части растений. Разнообразие животных и растений.
Природа и человек.
Практические работы и экскурсии. Знакомство с природой родного края, наблюдение явлений природы и изменений, происходящих в природе, Наблюдения за комнатными растениями.
Планета Земля
Ознакомление с глобусом. Экватор, Западное и Восточное , Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны, появление жизни на Земле.
Человек и общество
Становление человека
Общее представление об истории людей. Древнейшие люди. Окультуривание растений и одомашнивание животных.
Экскурсии в краеведческий, исторический музеи; по историческим местам родного края.
Современное человечество (18 часов)
Семья. Родословная. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах.
Страна, где мы живём. Знакомство с Красной книгой.
Правила безопасной жизни
Правила здорового образа жизни. Культура отдыха.
Экскурсии. По школе, по улицам, на предприятия сферы быта, производства.
Формы и средства контроля
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:
- Фронтальный опрос. Проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
- Индивидуальный опрос.
- Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
- Рассказ – рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр.. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.
- Письменная проверка знаний. Используются такие задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа письменного ответа:
- тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;
- индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;
- графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.
- Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса. Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым требованиям.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- Неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- Нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- Неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- Ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- Незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- Отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, приводящие к неправильному результату;
- Неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- Преобладание при описании объекта его несущественных признаков;
- Неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- Отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- Неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- Неточности при нахождении объекта на карте.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
- Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» -2008 г.
- Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. Окружающий мир: Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» - 2009.
- Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. Рабочая тетрадь для 1 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» - 2010.
дополнительная
- Тестовые задания по окружающему миру 1-2 классы
- Олимпиадные задания по русскому языку, математике, окружающему миру.
Инструменты и оборудование:
- Гербарии растений
- Коллекция полезных ископаемых
- Муляжи грибов
- Муляжи фруктов и овощей
Лабораторная посуда:
- Колбы
- Пробирки
- Чашки Петри
- Карта природных зон России
- Стёкла для препарирования
Географические карты:
- Карта полушарий
- Карта природных зон России
- Физическая карта России
Видеофильмы:
1.Видеофильм «Планеты. Одиноки ли мы во Вселенной»
2.Серия: «Твои весёлые друзья - зверята» - 36 шт.
Электронные учебные пособия:
- ЭУП «Природа. Человек. Общество»
- ЭУП «Мир природы»
Аудиозаписи:
1.Времена года. А. Вивальди
2.«Птицы средней полосы России»
Таблицы:
- Режим дня.
- Форма Земли.
- Планеты Солнечной системы.
- Перелетные птицы.
- Зимующие птицы.
- Дикие звери.
- Ядовитые растения.
- Насекомые.
- Растения луга.
- Домашние животные. На ферме зимой.
- Влаголюбивые растения.
- Ориентирование по солнцу.
- Зима.
- Комнатные растения.
- Домашние животные. Свиноферма.
- Вода в природе.
- Лиственные и хвойные растения.
- Части растения.
- Культурные растения.
- Весна.
- Смешанный лес.
- Осень.
- Деревья, кустарники, травы.
- Что нас окружает.
- Хвойный лес. Грибы.
- Лето.
- Растения и животные лиственного леса.
- Растения и животные степи.
- Бурые медведи.
- Растения (светолюбивые и тенелюбивые, растения водоёмов).
- Весной в поле.
- Животные пресных водоёмов.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
уроков окружающего мира
по учебнику Н.Я Дмитриевой, А.Н.Казаковой
«Мы и окружающий мир»
(66 ч.)
Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Учебник | Р. тет. | Дата | |||
пл | фак | ||||||
I четверть (16 часов) | |||||||
Адаптационный период 7 часов. | |||||||
1 | Урок-игра. Где мы живём? | Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество. | |||||
2 | Экскурсия по школе. Школа. | Ознакомление с расположением кабинетов, классов, столовой, залов. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями. | |||||
3 | Экскурсия. Безопасный маршрут от дома к школе. Занятие на улице. | Правила поведения на дороге и улице. | |||||
4 | Урок-театрализация. Что такое окружающий мир. | Различать природные объекты и искусственные предметы, характеризовать их отличительные свойства. | 2-3 | 1 | |||
5 | Урок-игра. Труд людей. | Рассказывать о профессиях родителей, обсуждать правила вежливого общения. | |||||
6 | Экскурсия в природу. Природа осенью. Растения. | Наблюдения за растениями. Сбор листьев, семян. | 7 | ||||
7 | Экскурсия в природу. Животные. | Наблюдение за птицами, насекомыми, млекопитающими (кошкой, собакой). Их передвижение, поведение, питание. | |||||
Природа (19 часов) | |||||||
8 | Урок-театрализация. Природа и её изменчивость | Работа над понятием «природа», «окружающий мир». Изменения в природе, название сезонов. | 4-5 | 2,6 | |||
9 | Урок-игра. Природа-источник познания. | Понятия лево-право, далеко-близко, около, под, высоко-низко. Анализировать народные приметы, связанные с погодой, проверять их достоверность. | 6-7 46-47 | 3- 510 | |||
10 | Урок-игра. Космос и космические тела (объекты). | Характеризовать Солнечную систему, звёзды, планеты, спутники. Солнце-звезда. Земля- планета. Луна - спутник Земли. спутник | 8-9 | 8 |
11 | Земля-планета Солнечной системы | Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли. Место Земли в Солнечной системе. Свет и тепло, получаемые от Солнца. Движение Земли. Год. Сутки: день, ночь. | 10-11 | 9 | ||
12 | Вода на Земле. | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Вода пресная и солёная. Оценивать чистоту воды в водоёмах. | 12-13 | 11 | ||
13 | Воздух на Земле. | Оценивать чистоту воздуха, необходимую для здоровья человека, растения, животного. Воздух- условие для жизни. Ветер. Значение воздуха. | 14-15 | |||
14 | Разнообразие природы России. | Характеризовать условия, необходимые для жизни на Земле (тепло, вода, воздух). Разнообразие растений и животных. | 16-17 | |||
15 | Природа родного края. | Обсуждать в группах и составлять рассказы с позиции бережного отношения к природе родного края. | ||||
16 | Живая и неживая природа. Признаки живой природы | Наблюдение за движением растений к свету. | 18-19 | 12 | ||
II четверть (16 часов) | ||||||
17 | Условия, необходимые для прорастания семян. | П/р Выращивание гороха или фасоли из семени. Наблюдения за ростом растения. | 13 | |||
18 | Живая природа. | Ознакомление с группами животных: насекомые, паукообразные, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся. | 20-21 | Сообщения детей. | ||
19 | Экскурсия в зоопарк. | Ознакомление с группами животных: насекомые, паукообразные, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся. | ||||
20 | Растения. Части растений. | Определять части (органы) растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. | 22 | 16 | ||
21 | Разнообразие растений. | Сравнивать и различать деревья, кустарники, травянистые растения. Характеризовать их роль в жизни человека. | 23 | 16 | ||
22 | Разнообразие растений и животных. | Описывать внешний вид, характерные особенности растений и животных. Наблюдать за птицами на кормушках. | 24-25 | 18-19 | ||
23 | Природа и человек. | Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. | 26-27 | 14 | ||
24 | Труд человека | Анализировать влияние человека на природу. | 28-29 | |||
25 | Проверь себя. | 30 | 17 | |||
26 | Расширение знаний об окружающем мире. | Находить и показывать материки и океаны на карте полушарий. | 48-51 | |||
Планета Земля (11 часов) | ||||||
27 | Глобус- модель Земли. | Ознакомление с глобусом. Форма Земли. Экватор. Полюс. Материк. Океаны. | 32-33 | |||
28 | Географическая карта | Ознакомление с картами: карт полушарий (Восточное и Западное полушария), карта России, карта родного края. Материки, океаны. | 34-35 | |||
29 | Азбука географии | 36-37 | 21 | |||
30 | Открытие новых земель. | Ознакомление с географическими знаками, окраской объектов географической карты | 48-49 | |||
31 | Разнообразие природы Земли и её изменчивость. | Характеризовать изменения в неживой природе Земли. Пангея. Материки. Мировой океан. | 38-39 | 20 | ||
32 | Тепловые пояса Земли. | Заочное путешествие по тепловым поясам Северного и Южного полушарий Земли. | 40-43 | 22 | ||
III четверть (17 часов) | ||||||
33 | Разнообразие природы Земли. | Ознакомление с географическими знаками, окраской объектов географической карты. | 50-51 | |||
34 | Проверь себя. | 44-45 |
35 | Появление и развитие жизни на Земле. | Характеризовать условия необходимые для жизни на Земле. Животные океана. Животные и растения суши. Динозавры. | 2-5 | |||
36 | Древние птицы и млекопитающие. | Обсуждать изменения в природе. Гибель динозавров и расцвет птиц, млекопитающих. | 6-7 | |||
37 | Древние и современные растения и животные. | Развитие наблюдательности и умения сравнивать. | 8-9 | |||
38 | История Земли. | Ознакомление с историей Земли в схемах. Появление живой природы и её разнообразие. | 10-11 | 23 |
Становление человека(10 часов)
39 | Растительноядные животные на Земле | Характеризовать особенности строения и питания растительноядных и травоядных животных. | 12-13 | 26 | ||
40 | Хищные животные на Земле. | Обсуждать особенности строения и питания хищных животных. | 12-13 | |||
41 | Становление человека. | Рассказывать об особенностях строения и питания древнейших людей. | 14 | |||
42 | Зимняя экскурсия в природу. | Наблюдать погоду зимой и описывать её состояние. | ||||
43 | Человек – охотник и кочевник. | Коллективная охота. Изображение орудий и оружия для охоты. | 15 | |||
44 | Человек прямоходящий. Орудия труда. | Рассказывать об овладении огнём, строительстве домов, одежде из растений и шкур. | 16-17 | |||
45 | Жизнь родом и племенем. | Характеризовать понятия: род, племя. Общение внутри племени. | 18 | |||
46 | Одомашнивание животных | Характеризовать особенности домашних животных. Причины, побудившие человека заняться одомашниванием разных животных. | 19-20 | |||
47 | Начало оседлой жизни. Окультуривание растений. | Рассказывать о жилище, занятии сельским хозяйством, организации жизни. (Род. Племя.) | 21 | |||
48 | Земля рассказывает о себе. Экскурсия в краеведческий музей. | Знакомство с науками: археологией, палеонтологией | 22-23 | |||
49 | Проверь себя. | 24 |
Кто такие «мы» (16 часов)
50 | Мы – современное человечество Семья. | Приводить примеры и демонстрировать образцы взаимоотношений в семье, обществе. | 26-27 | ||||
51 | Природные условия, в которых живут люди. | Характеризовать природные условия, в которых живут люди. | 28-29 | ||||
IV четверть | |||||||
52 | Родословная твоей семьи | Составление родословной своей семьи. | 30-31 | 28,29,30 | |||
53 | Совместный труд и отдых. Профессии. | Ознакомление с профессиями | 32-33 | 33 | |||
54 | Экскурсия на предприятие «Хладокомбинат». | Обсуждение в группах и составление рассказов об экскурсии. | 31 | ||||
55 | Охрана окружающей среды. Знакомство с Красной книгой. | Обсуждение вопросов экологии. Бережное отношение к природе и вещам, сделанным человеком. Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. | 34-35 | ||||
56 | Весенняя экскурсия в природу. Правила здорового образа жизни. | Обсуждение вопросов экологии. Гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. | |||||
57 | Разнообразие часовых поясов. | Знакомство с изменением времени суток на территории России | 36-37 | 25 | |||
58 | Особенности жизни людей в разных государствах. | Знакомство с разными государствами, средствами связи (транспорта, радио, телефон, почта) | 38 | ||||
59 | Обычаи разных народов | Рассказывать об одежде, национальной кухне, народных промыслах. | 39 | 35,36 | |||
60 | Праздники разных народов | Обсуждение праздников разных народов. | 34 | ||||
61 | Страна, в которой мы живём | Определение местоположения на глобусе, карте России. | 40-41 | 37 | |||
62. | Исторические события в России. Экскурсия в музей Диораму. | Рассказывать о войне 1941-1945 гг., событиях в современной России. | |||||
63. | История Древней Руси. История родного края. Экскурсия в краеведческий музей. Руси. | Что может рассказать иллюстрация? (быт, труд, культура, охрана границ) | 42-43 | ||||
64. | Законы современной жизни. | Различать формы поведения , которые допустимы или не допустимы в общественных местах. | 44-45, | 32, 39, 40,41 | |||
65. | Проверь себя. | 46-47 | |||||
66 | Правила безопасного поведения в природе. | Знакомить с правилами безопасного поведения в природе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Окружающий мир Кавылина Надежда Васильевна
Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма ...

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века
Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....