Исследовательский проект "В царстве растений"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Первая часть проекта «В царстве растений» направлена на содействие решению экологической проблемы - озеленение в школе. Реализация проекта позволит не только озеленить кабинет начального обучения и пришкольную территорию, но также повысить экологическую грамотность учеников и их родителей.
Особенностью второй части проекта являются вовлечение в проект жителей микрорайона «Южный», а также проведение необычного мероприятия – «Как украсить клумбу», в ходе которого у каждого дома в микрорайоне появится клумба. Проект будет иметь долгосрочную перспективу, т.к. будет содействовать формированию экологического мировоззрения обучающихся, их родителей и жителей микрорайона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_carstve_rasteniy.rar | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Титульный лист |
1. Название проекта «В царстве растений» |
2. Номинация, в которой участвует проект:
|
3. Проект:
|
4. Полное и точное название образовательного учреждения, проектный коллектив которого разработал и реализует проект Муниципальное бюджетное общеоразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением предметов художественно – эстетического цикла |
5. Республика/область/край//город/поселение Владимирская область г. Муром |
6. Контактная информация образовательного учреждения 602264 г. Муром ул. Орловская 23/а тел: 8 (49234) 3-55-82 |
7. Адрес сайта образовательного учреждения (если имеется) school4murom.narod.ru |
8. Руководитель проектного коллектива (ФИО, должность) Любовь Николаевна Ковкова, учитель начальных классов |
9. Количество человек в проектном коллективе 42 человека |
10. На какой территории реализуется проект МБОУ СОШ № 4 с углубленным изучением предметов художественно – эстетического цикла, кабинет №8, пришкольная территория. |
11. Время, необходимое для реализации проекта 5 месяцев |
12. Стоимость проекта Реализация исследовательского проекта не требует финансовых затрат. Успешность его зависит от тесного взаимодействия всех участников исследовательской деятельности, целеустремлённости каждого участника: «ребёнка-родителя-педагога». Данный вид деятельности может быть реализован в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации. |
13. Дата оформления проектного предложения 05.05.2012г. |
Аннотация проекта |
Первая часть проекта «В царстве растений» направлена на содействие решению экологической проблемы - озеленение в школе. Реализация проекта позволит не только озеленить кабинет начального обучения и пришкольную территорию, но также повысить экологическую грамотность учеников и их родителей. Особенностью второй части проекта являются вовлечение в проект жителей микрорайона «Южный», а также проведение необычного мероприятия – «Как украсить клумбу», в ходе которого у каждого дома в микрорайоне появится клумба. Проект будет иметь долгосрочную перспективу, т.к. будет содействовать формированию экологического мировоззрения обучающихся, их родителей и жителей микрорайона. |
Описание проекта |
Обязательным компонентом школьного кабинета являются комнатные растения. Они украшают помещение и создают уют. Растения выполняют различные функции, оказывают эстетико-психологическое воздействие, улучшают среду обитания. Подобно фильтру, они очищают воздух от пыли, вредных газов. Но всегда ли при озеленении классной комнаты мы руководствуемся определёнными правилами подбора растений? Чаще всего ассортимент формируется следующим образом: а) то, что подарили благодарные ученики на различные праздники любимому учителю; б) то, что принесли из дома родители, потому что у них «это уже не помещается в комнате»; в) то, что растёт в соседнем кабинете, а у нас ещё нет; г) то, что сейчас в моде и поэтому это отчеренковала у подруги… Конечно, этот ресурс использовать нужно, но зачастую мы совершенно неосознанно приносим в школу растение, забывая о том, что оно может быть ядовитым, вызывать аллергию или провоцировать заболевания кожи и дыхательной системы. Ну и что делать? Конечно, учиться!Если вы задали себе такой вопрос, значит, мы на одной волне и можем вместе искать ответ. Итак попробуем сформулировать возникающие при подборе ассортимента проблемы:
Как организовать с детьми проект по озеленению кабинета и пришкольной территории? Ну, вот мы и подошли к проекту… Страшно!? Нам тоже страшно интересно, что из этого получится. Что же такое проект и как его организовать с детьми и родителями? С чего начать? Конечно с проблемы! Если есть проблема, значит её нужно и можно решать, ну или (на первых порах) продумать план решения и грамотно представить его. Вот и всё! А теперь подробнее: |
Целевая группа проекта Целевая группа – это те, кому проект помогает, чьи проблемы он решает напрямую или чьи потребности удовлетворяет. Это получатели определенной выгоды от проекта. |
Проект поможет обучающимся МБОУ СОШ №4 изучить влияние живой и неживой природы на рост и развитие растений, облагородить пришкольную территорию, улучшив внешний вид клумбы, оформить красочно клумбы у домов и подъездов, где живут ученики нашего класса. Определенную выгоду получат и жители микрорайона, чьи усилия будут направлены на экологическое воспитание подрастающего поколения. |
Матрица проекта (План выполнения проекта) | |||
Элементы стратегии проекта | Стратегия проекта | Индикаторы достижения | |
1. Стратегическая цель | Озеленить кабинет начального обучения, пришкольную территорию, создать клумбы около подъездов домов. | К 05.05.2012г. кабинет начального обучения озеленен в соответствии с нормами и требованиями САН ПИНа | |
2. Цель проекта | Создать условия для реализации творческого потенциала детей и их родителей в озеленении кабинета, пришкольной территориии создании клумб. | К 05.05.2012г. проведен цикл мероприятий по экологическому воспитанию школьников | |
3. Задачи проекта |
2. Исследовано влияние комнатных растений на психологическое и физическое здоровье обучающихся. 3. Планируется облагородить пришкольную территорию, улучшив внешний вид клумбы. 4. Оформить красочно клумбы у домов и подъездов, где живут ученики нашего класса. 5. Провести агитацию среди жителей микрорайона по благоустройству придомовой территории. | К 19. 04. 12. проведена коллективная исследовательская работа. К 20. 04. 12. Сделаны выводы о влиянии комнатных растений на здоровье людей. К 25 .04.12. разработан проект пришкольной клумбы. К 01 .05.12. подготовлена презентация «Как украсить клумбу» для внешней рекламы. К 01.06.12. планируется провести агитацию среди жителей микрорайона по благоустройству придомовой территории | |
4. Деятельность по проекту | Задача 1. Изучено влияние живой и неживой природы на рост и развитие растений. Проектный коллектив разделен на группы для проведения констатирующего эксперимента. Выдвинуты гипотезы. Выявлена группа предметов неживой природы, влияющая на рост и развитие растений. 2. Исследовать влияние комнатных растений на психологическое и физическое здоровье обучающихся. Выявлена группа лекарственных комнатных растений. Определена фитинцидная активность комнатных растений. Составлен атлас комнатных растений для кабинета начального обучения. Определена тематика занятий для проведения уроков с применением комнатных растений. Сделан эскиз экодизайна кабинета 3. Облагородить пришкольную территорию, улучшив внешний вид клумбы. Определены виды работ по озеленению пришкольной клумбы 4. Оформить красочно клумбы у домов и подъездов, где живут ученики нашего класса. Провести агитацию среди родителей класса по созданию цветников и клумб у подъездов домов 5. Провести агитацию среди жителей микрорайона по благоустройству придомовой территории. | К 19. 04. 12. проведена коллективная исследовательская работа. К 01. 04 .12. определены задачи для каждой минигруппы по проведению эксперимента. К 15. 04. 12. Путем экспериментирования доказано, какие предметы неживой природы влияют на рост и развитие растений К 20. 04. 12. Сделаны выводы о влиянии комнатных растений на здоровье людей. К 21 .04.12. подготовлен ассортимент комнатных растений для кабинета начального обучения 23.04.12. проведен клубный час «Путешествие в город Огород» 24.04.12 . проведен устный журнал «Вокруг света …» 25.04.12. составлен экодизайн кабинета и приведен в исполнение. К 25 .04.12. разработан проект пришкольной клумбы. До 25.05.12. планируется принести из дома рассаду цветов и рассадить на пришкольной клумбе. К 01 .05.12. подготовлена презентация «Как украсить клумбу» для внешней рекламы. К 01.06.12. организовать фестивальный смотр цветников около подъездов домов обучающихся. К 01.06.12. планируется провести агитацию среди жителей микрорайона по благоустройству придомовой территории | |
5. Ресурсы | 1. Рекреационные – территория размещения комнатных и садовых растений 2. Человеческие – команда проекта, партнеры по проекту, привлеченные специалисты 3. Информационные и коммуникационные | К 25.04.12. разработан экодизайн кабинета и пришкольной клумбы. К 01.04.12. сформирована команда проекта, определены задачи каждой минигруппы. Определена команда СМИ для наружной рекламы | |
Предварительные условия: в процессе внеклассной работы и на уроках окружающего мира провести работу по разностороннему ознакомлению с комнатными и садовыми растениями и способами ухода за ними, повысить у учащихся экологическое образование и сформировать растениеводческие умения и навыки, воспитать такие качества, как трудолюбие, аккуратность, любознательность, наблюдательность. | |||
Возможные риски: - несоблюдение техники безопасности при работе с инструментами (акцентрировать на данный факт внимание взрослых); - отсутствие у жителей микрорайона желания облагородить придомовую территорию (провести агитационную позитивную работу по созданию клумбы). |
Календарный план (Графическое изображение работ и мероприятий проекта в логической последовательности и взаимозависимости, с указанием сроков их реализации и ответственных за их исполнение лиц). NB! Вы можете добавить необходимое количество строк/столбцов | |||||||||
Общий срок реализации проекта: | |||||||||
Мероприятия | Сроки | Ответственный | |||||||
02.04- 06.04 | 06.04-21.04 | 23.04-30.04 | 01.05-05.05. | 10.05-25.05 | 28.05-01.06. | 01.06-25.08 | 27.08-31.08 | ||
Распереление проектного коллектива на минигруппы. | Руководитель проекта | ||||||||
Выдвижение гипотез и их проверка путем констатирующего эксперимента | Лидеры минигрупп | ||||||||
Выводы по коллективной исследователь ской работе | Активы исследователь ских групп | ||||||||
Выявление группы лекарственных комнатных растений. | Группа активистов | ||||||||
Определение фитинцидной активности комнатных растений. | Группа активистов | ||||||||
Составление атласа комнатных растений для кабинета начального обучения. | Группа активистов | ||||||||
Определение тематики занятий для проведения уроков с применением комнатных растений. | Руководитель проекта совместно с лидерами групп | ||||||||
Создание эскиза экодизайна кабинета | Дизайнерская группа | ||||||||
02.04- 06.04 | 06.04-21.04 | 23.04-30.04 | 01.05-05.05. | 10.05-25.05 | 28.05-01.06. | 01.06-25.08 | 27.08-31.08 | ||
Определение видов работ по озеленению пришкольной клумбы | Проектный коллектив | ||||||||
Проведение агитации среди родителей класса по созданию цветников и клумб у подъездов домов | Группы активистов | ||||||||
Проведение агитации среди жителей микрорайона по благоустройству придомовой территории. | Группы активистов | ||||||||
Посадка цветов на пришкольной клумбе и уход за ними. | Миниколлективы | ||||||||
Организация фестивального смотра цветов в классе, около школы и подъездов домов обучающихся. | Лидеры групп |
Потенциальные источники финансирования: Откуда (из каких источников) Вы планируете привлечь финансовые средства для реализации проекта? |
Реализация исследовательского проекта не требует финансовых затрат. Успешность его зависит от тесного взаимодействия всех участников проектной деятельности, целеустремлённости каждого участника: «ребёнка-родителя-педагога». |
План мониторинга проекта (Подробное изложение того, кто, когда и каким образом будет проверять выполнение работ и достижение результатов проекта). |
1. Мониторинг реализации проекта будут проводить руководитель проекта и лидеры минигрупп. 2. Основные объекты мониторинга: a. Содержание (результаты) работ b. Сроки выполнения работ c. Качество результатов 3. Основными документами мониторинга являются: a. Матрица проекта b. Календарный план 4. Механизмы мониторинга: a. Выполнение работ – с 01.04.12. по 01.09.12. - сравнение запланированного и реального положения по календарному плану и по индикаторам достижения матрицы b. Достижение результатов: i. по срокам - сравнение запланированных и реально достигнутых результатов по ключевым точкам мониторинга календарного плана ii. по содержанию и качеству - по индикаторам достижения в матрице 5. Регулярность мониторинга: a. Ведение дневника наблюдений (в соответствии с календарным планом) b. Еженедельные встречи проектного коллектива с отчетами и обсуждением хода проекта c. d. Итоговая оценка проекта по завершении проекта |
Команда, которая выполняет проект (В данном разделе итогового проекта важно отметить: кто выполняет проект, какова квалификация специалистов, каким образом будет организована эффективная работа команды проекта, какие нефинансовые стимулирующие факторы и механизмы будут использоваться для мотивирования участников проектного коллектива.) NB! При необходимости Вы можете добавить строки. | |||
Требующиеся специалисты | Что будет делать специалист? | Необходимые знания и умения, которыми должен обладать специалист, чтобы выполнить запланированную по проекту работу | Мотивация специалиста к эффективной работе |
Руководитель проекта | Осуществление общего руководства проектом | Умение управлять командой проекта | Успешная реализация нового проекта, нацеленность на результат, пополнение портфолио |
Лидеры команд | Организация и контроль выполнения работ по проекту. Организация экскурсий по местам озеленения территорий | Умение вести переговоры | Самореализация, расширение контактов, совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта |
Минигруппы | Организация экспериментальной деятельности, разработка экодизайна кабинета и клумбы, озеленение. | Знание основ безопасности жизнедеятельности, умение оперативно действовать в чрезвычайных ситуациях | Совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта, причастность к командной работе, сопереживанию. |
Партнеры по проекту (при наличии) (Сторонние организации/специалисты, кто будет участвовать в реализации проекта вместе с проектным коллективом). | |||
Учитель биологии Л.В. Королева Учитель начальных классов А.В. Шешунова Жители микрорайона «Южный» |
План оценки проекта. |
Учитывая двухэтапность проекта, запланировано проведение промежуточной и итоговой оценки проекта. Промежуточная оценка будет проведена после завершения первого этапа проекта – озеленение кабинета.. Оценку проекта будут проводить команда проекта и родители обучающихся В качестве критериев оценки будут использованы следующие: 1. Достижение цели проекта – заинтересованное, активное участие ребят в озеленении кабинета 2. Решение задач проекта – сравнение индикаторов достижения с результатами работ по проекту. 3. Сформированность экологического мировоззрения участников проекта - активное участие ребят в агитации взрослых. 4. Продвижение к стратегической цели проекта – озеленение кабинета и пришкольной территории и создание цветников и клумб. Фото реализации работ по проекту. Для оценки будут использованы следующие методы: - Изучение данных мониторинга проекта - Обсуждение результатов проекта на итоговом собрании - Анкетирование участников проекта Для освещения результатов проекта будет проведена конференция, на которой участники проекта расскажут о целях и задачах проекта, достигнутых результатах. Визуальная часть информации о проекте будет размещена в презентации. По завершении проекта информация о результатах проекта будет опубликована на сайте МБОУ СОШ №4. Материалы проекта будут переданы для участия в муниципальном конкурсе «Зеленая планета» |
Приложение (заполняется при желании и только в случае, если проект уже реализован). (Документы, фотографии, презентации, отчет, иное, что доказывает успешность реализации проекта. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Царство Растений"
Демонстрационный материал (презентация ) к Окружающему миру 3 класс Плешаков. Тема "Разнообразие растений"...
Тест "В царстве растений"
УМК " Планета знаний"...
Увлекательная викторина для начальной школы "В царстве растений".
Представлен доступный и интересный материал для организации досуга детей . Викторины на различные темы расширяют и углубляют знания учащихся по учебным предметам, повышают интерес к чтению, влияют на ...
проверочная работа по теме:Царство растений
материал поможет учителю закрепить и проверить знания по теме: Царство животных....
Окружающий мир презентация к уроку "Царство растений" 4 класс
Презентация может быть использована на уроках в 4 классе. Авт.Плешаков...
Конспект урока по окружающему миру "Царство растений" 3 класс УМК "Планета Знаний"
Конспект урока по окружающему миру "Царство растений" 3 класс УМК "Планета Знаний"...
Презентация по окружающему миру "Царство растений" 3 класс УМК "Планета Знаний"
Презентация по окружающему миру "Царство растений" 3 класс УМК "Планета Знаний"...