Разработка классного часа "Путешествие третьеклашек на Луну"
классный час по окружающему миру (3 класс) по теме

Разработка классного часа на основе ТРКМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_treteklashek_na_lunu.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка классного часа  "Путешествие третьеклашек на Луну"                             

на основе технологии развития критического мышления для учащихся начальной школы

Цели:  

- учить учащихся самостоятельно получать новую информацию о Луне;

-  развивать познавательную и творческую активность;

- прививать интерес к изучению космоса и истории  космонавтики;

- воспитывать чувство патриотизма и гражданственности;

- учить взаимопомощи, взаимоконтролю, самоконтролю;

- формировать у учащихся самостоятельность в работе;

Приемы: «мозговой штурм», работа в парах, таблица «знаю - хочу знать – узнал», «синквейн»

Оборудование: компьютер, проектор, экран, диск с презентацией, выставка книг о космосе, таблицы, материалы к опытам.

Предварительная подготовка: подбор материалов для создания презентации, создание презентации, сказочный герой Незнайка – старшеклассник.

- http://ru.wikipedia.org/wiki/

- Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 2 – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Педагогика – Пресс, 1992. – 416 с.: ил. с. 215-216

- Ридерз Дайджест. Атлас Вселенной для детей. Иллюстрированный справочник-путеводитель. Отпечатано в Испании, 2001 г.

Ход классного часа

Стадия «Вызов»

- Здравствуйте! Кто я? (Незнайка)

- Как вы думаете, а причем здесь я, ведь классный час связан с темой «Космос»?

Юля хочет подсказать, загадать вам загадку, которую придумала сама:

- Круглая, а не лепешка.

  С дырками, а не сыр.

  Светится, а не фонарь.   (Луна)    («Нейзнайка на Луне» Н.Носов)

- Вы молодцы! Отлично умеете отгадывать загадки. Значит сейчас пойдет разговор о Луне, ведь я там был!

      (Учащимся предлагается самостоятельно подумать и записать все, что они

       Знают о Луне в свою таблицу)  

      Знаю              .

        Хочу знать           .

               Узнал                      …

                     

      (Дети обмениваются информацией и дописывают в тетрадь новое то, что узнали от  

      соседа. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются)

      Стадия «Осмысление»

     - А теперь, я, Незнайка, покажу вам свои слайды о Луне. Вы же, не забывайте про свои

     таблички.

Слайд 1

Слово луна восходит к праславянской форме «светлая». Греки называли спутник Земли Селенойдревние египтяне — Ях.

Слайд 2

Луна́ — единственный естественный спутник Земли. Это второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и пятый по величине естественный спутник планет Солнечной системы. Также является первым и единственным небесным телом, помимо Земли, на котором побывал человек. Среднее расстояние между центрами Земли и Луны — 384 467 км.

Слайд 3

Задание: определите, какой из нарисованных ниже кругов соответствует по размерам Солнцу, какой – Земле, а какой – Луне.

Слайд 4

Существовало три принципиально разных теории образования Луны:

- Луна и Земля сформировались в одно и то же время из газо-пылевого облака;

- 4,57 миллиарда лет назад протопланета Земля (Гея) столкнулась с протопланетой Тейя Луна образовалась в результате столкновения Земли с другим объектом;

- Луна сформировалась в другом месте и впоследствии была захвачена Землёй.

Слайд 5

Основой современных расчётов является теория Брауна ( XIXXX веков). Можно считать, что Луна двигается по эллиптической орбите с периодом 27,32166 суток, это так называемый сидерический месяц . Реальное движение Луны довольно сложно. Однако вращение спутника вокруг собственной оси равномерно. Это позволяет увидеть с Земли западный и восточный края обратной стороны Луны.

Слайд 6

Опыт: пусть один из вас будет моделью Земли, а второй – моделью Луны. Продемонстрируйте, как Луна движется вокруг Земли. Только не забудьте, что Земля крутится вокруг своей оси, покажите и это.

- Ребята, хочется вам посмотреть поближе, что же там есть на Луне? Давайте туда слетаем. Прямо в этой одежде полетим? (Нет)
- Почему нет? Что необходимо надеть для космического путешествия?                              - Представьте, что вы уже в скафандрах. Чтобы полет прошел удачно, возьмите в руку карандаш – это будет волшебная палочка. Она поможет вам в полете. Итак, закрываем глаза и произносим заклинание:
1, 2, 3 - в звездный космос полети!

- Не открывайте глаза. Расскажите, что вы наблюдаете вокруг себя во время полёта. Пофантазируйте. (Рассуждают вслух)

- Приближаемся к Луне! Внимание, приготовьтесь, прилуняемся!

Слайд 7

Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью.

Смотрите: этот след оставил космонавт, высаживавшийся на поверхности Луны.  

Слайд 8

20 июля 1969 года американские астронавты Нил Армст ронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз на трехместном космическом корабле «Аполлон-11» осуществили посадку на Луну. А на следующий день Армстронг и Олдрин вышли из корабля на поверхность Луны, первым из них был Армстронг. Всего на Луну высаживались 12 астронавтов.

Слайд 9

Этот след сохранится на миллионы лет. Почему? Да потому что

на Луне нет воздуха,

а, значит, нет и ветра, который мог бы уничтожить этот след.

Вы ведь уже знаете, что ветер – это движение воздуха.

Слайд 10

А еще на поверхности луны есть высокие горы, гораздо выше, чем на Земле и глубокие ямы (кратеры). Таких глубоких впадин нет на Земле. Ученые выяснили, что они образовались от падения метеоритов на поверхность планеты.                                                                    

Опыт: возьмите небольшие камешки и воспроизведите  процесс падения метеоритов на поверхность Луны (бросайте на песок). Проверьте: от падения камней образуются ямки.

Слайд 11

Луна состоит из коры, верхней мантии, средней мантии, нижней мантии (астеносферы) и ядра. Атмосфера практически отсутствует.

Слайд 12

Так как Луна притягивает к своей поверхности слабее, чем Земля, то вы свободно смогли бы на Луне поднять вот такой стол (за которым сидите). На Луне вы без лишних усилий, просто подпрыгнув, смогли бы коснуться рукой этого потолка. Также просто оттолкнувшись, смогли бы прыгнуть в длину на 10-20 м (от одной стены комнаты до другой).

 Слайд 13

Содержание газов у поверхности на два порядка за счёт дегазации грунта. Такая концентрация газов равноценна глубокому вакууму, поэтому днём её поверхность накаляется до +120 °C, но ночью или даже в тени она остывает до −160 °C. Небо на Луне всегда чёрное, даже днём. Огромный диск Земли выглядит с Луны в 3,67 раз больше, чем Луна с Земли и висит в небе почти неподвижно

Слайд 14                                                                                                                                          В породах, взятых с Луны не было обнаружено ни воды, ни окаменелых организмов, ни каких-либо органических соединений. Это отсутствие любых признаков жизни служит доказательством того, что Луна всегда была безжизненной и что есть возможность выхода в открытый космос человека

Слайд  15                                                                                                                                        Запуски СССР                  

Луна-2

12 сентября1959

Достижение станцией поверхности Луны

14 сентября 1959 Станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны

Луна-3

4 октября1959

Фотосъёмка поверхности Луны

7 октября 1959 Станция «Луна-3» впервые в мире передала на Землю снимки обратной стороны Луны

Луна-4

2 апреля1963

Мягкая посадка на поверхности Луны

Станция отклонилась от траектории, стала искусственным спутником Солнца

Луна-9

31 января1966

Мягкая посадка на поверхности Луны.

3 февраля 1966 станция «Луна-9» впервые в мире совершила мягкую посадку на поверхности Луны.

Луна-16

12 сентября1970

Доставка на Землю образцов лунного грунта.

24 сентября 1970 на Землю доставлены образцы лунного грунта.

Луна-17

10 ноября1970

Доставка на Луну самоходного аппарата«Луноход-1».

17 ноября 1970 на лунную поверхность доставлен самоходный аппарат «Луноход-1»

Луна-21

8 января1973

Доставка на Луну самоходного аппарата«Луноход-2».

На лунную поверхность доставлен самоходный аппарат «Луноход-2»

Луна-24

9 августа1976

Бурение лунной поверхности, доставка на Землю образцов лунного грунта.

На Землю доставлены образцы лунного грунта.

- Наблюдали вы за Луной? Всегда ли мы видим Луну в виде полного круга? А солнце? Задумывались ли вы, почему так происходит? Вы не знаете? Тогда я вам объясню.                

Дело в том, что солнце, как электрическая лампочка, само излучает свет, а Луна лишь отражает свет солнца.

Опыт: Опыт проводится в затемненной комнате. Фонарик играет роль солнца. Мячик небольшого размера является моделью Луны. Один из детей держит модель Луны в руках. Когда фонарик не включен (солнце не светит на видимую с Земли поверхность Луны), дети не видят “Луну”. Как только фонарик включается, (солнце светит на видимую с Земли поверхность Луны) дети видят “Луну” в виде полного круга

Слайд 16

Вы уже говорили, что мы видим Луну по-разному. Иногда мы совсем не видим Луны на небе. Такой ее вид называется новолунием (см. на рисунке). Через несколько дней мы уже видим Луну вот такой :      
Еще через несколько дней –
вот такой :
Можно провести от нее вниз черточку таким образом, чтобы получилась буква Р – это значит, что сейчас Луна растет.                  

Еще через некоторое время мы видим Луну такой:  
Такой вид Луны называется полнолунием. Затем Луна будет уменьшаться и через некоторое время примет такой вид:  
Затем Лунный диск вновь будет уменьшаться и, наконец, примет такой вид:  
Останется от Луны лишь серп, похожий на букву С. Говорят, что Луна убывает, стареет.

(Дети зарисовывают фазы Луны)

- На Луне нет ни воздуха, ни воды. Подумайте, обитают ли там живые существа? Почему? Можно ли нам остаться здесь жить?

- Но можно построить базу на Луне для ее изучения и прилетать сюда.

Возьмем песок, картон, пластиковую пленку, фольгу, проволоку, клей, краски и любой подручный материал, построй макет лунной базы. Даем волю фантазии, только учтем, что людям на Луне понадобится следующее:

  1. Помещения, где можно жить, выращивать урожай, проводить научную работу.
  2. Радиоантенна для связи с Землей.
  3. Средства передвижения для исследования.
  4. Ракета, чтобы вернуться домой.

- Отправляемся домой, на Землю! До свидания, Луна!

- Здравствуй, Земля!

Стадия “размышления” (рефлексия)                                                                                                   - Ребята! Мы с вами совершили увлекательнейшее путешествие. Надеюсь, вам понравилось. Вы отлично справились со всеми моими заданиями. Молодцы!                                  

- Давайте посмотрим в ваши таблички и прочитаем, что же мы еще узнали нового. Прошу всех  внимательно слушать и дополнять, но не повторять сказанное.

      - А что бы вы хотели узнать? Почитайте и попробуйте найти ответы, на возникший у вас

      вопрос.

      - Сейчас займемся творчеством. Предлагаю написать «Синквейн» всем самостоятельно.

      Правила написания синквейна:

      1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем      

      существительным);

      2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами

      прилагательными);

      3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно

      глаголами);

      4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной

      теме);

      5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или

      философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

- Молодцы! Вот что у вас получилось:

Луна

Серая, вся в кратерах

Вращается, освещает, идет за Землей

«Хочу побывать на другой стороне Луны»

Осколок    (Катя)

Луна

Круглая, опасная

Затмевает, восхищает, вращается

«Очень интересно!»

Спутник       (Никита)

- Родился вот такой стих:

Как-то раз приснилось мне,

Что я гуляю по Луне.
Прилетели на ракете

И со мною были дети…

Встретились лунатики.

Играли с ними в классики.

А когда проснулась,

Просто ужаснулась           (Катя)

(Незнайка прощается с ребятами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Деньги в нашей жизни"

Развернутый конспект  классного часа на тему "Деньги в нашей жизни". Имеется приложение для проведения игры в группах....

Разработки классных часов

Сценарии классных часов для начальной школы...

Разработка классного часа "Поговорим о дружбе"

Цели:побуждать детей к осмыслению общечеловеческих ценностей (понятие «дружба»), к выработке личного отношения к ним, к освоению собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;формировать ...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Методическая разработка классного часа во 2 классе «Традиции – семейные и классные»

Цель: углублять представления воспитанников  о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. Задачи:- раскрывать значение понятия «семейные традиции»...

Разработки классных часов, в помощь классному руководителю.

https://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-nachalnoi-shkole/konspekty-klasnyh-chasov-dlja-2-klasa.html...