Водица – царица (с применением интерактивной доски)
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (2 класс) на тему

Мартынова Маргарита Анатольевна

Предмет: Окружающий мир

Класс: второй

Тема: Водица – царица

Продолжительность: 45 мин.

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

  • Образовательные:дать представление детям о роли воды для человека, для живых организмов, для природы; расширить общий кругозор;
  • Развивающие:развивать умение выделять главное, существенное в учебном материале, сравнивать, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал; способствовать развитию творческой активности;
  • Воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам.

Примечание: Для работы на уроке необходимо открыть одновременно два файла: ВОДИЦА- Царица.ppt и задания.notebook. В нужный момент (по сценарию) нажимаем клавишу Windows(которая находится на клавиатуре) и на панели задач выбираем нужный файл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: второй

Тема: Водица – царица

Продолжительность: 45 мин.

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

  1. Образовательные: дать представление детям о роли воды для человека, для живых организмов, для природы; расширить общий кругозор;
  2. Развивающие: развивать умение выделять главное, существенное в учебном материале, сравнивать, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал; способствовать развитию творческой активности;
  3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам.

Примечание: Для работы на уроке необходимо открыть одновременно два файла: ВОДИЦА- Царица.ppt и задания.notebook. В нужный момент (по сценарию) нажимаем клавишу Windows (которая находится на клавиатуре) и на панели задач выбираем нужный файл.

Ход урока

Организация начала урока

Слайд 1

а) Считалочка:

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

б) Слова учителя (к классу):

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

1. Чтение учителем стихотворения:

Блистают звёзды, цвет меняют горы,

Снега сползают, розы опадают.

Мне очень жаль людей, которых

На свете ничего не удивляет.

- А чему вы удивляетесь в окружающем нас мире? (Деревьям, погоде, природе…)

- Сегодня нас будет удивлять одна особа. А кто она, вы узнаете, отгадав загадку.

2. Загадка: Слайд 2

Я бегу струёй из крана,

Бью ключом из-под земли,

Укачаю в океанах

Великаны корабли.    Щелчок  (Вода)

- Как вы догадались? О чём мы будем говорить на уроке? Тема нашего урока «Вода»

3. Раздать таблички. Заполнение в паре 1 и 2 столбца таблицы (Слайд 3):

На экране примерная таблица

Знаю

Хочу знать

Узнал

Жидкая, мы её пьем, бесцветная, не пахнет…

Для чего на Земле нужна вода? Нужно ли её беречь?

(Примечание: после работы в паре, таблица заполняется в режиме работы интерактивной доски. З столбец в течение урока точно так же.)

- Итак, в конце урока нам предстоит ответить на вопрос «Почему нужно беречь и охранять воду?» Помогут нам в этом ваше внимание, смекалка, ваши знания и умения.

Содержание деятельности:

 Чтение пословицы. Объяснение её смысла (4 слайд)

Капля воды дороже золота

- Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды)

- Первое из природных богатств, с которым встречается человек – это вода. Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек как-нибудь обойдётся без золота, алмазов, но без воды он не сможет жить.

Слайд 5

- Зачем же вода так нужна человеку? (Пить, умываться, купаться, готовить еду).

- Сколько времени человек может жить без воды? (Месяц, неделю, несколько дней).

- Без пищи человек может прожить 2 месяца, а вот без воды – не более 4 – 5 дней.  А знаете почему?

Слайд 6

 - Оказывается, организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. При недостатке воды, происходит обезвоживание и  человек погибает через несколько дней. За сутки человек употребляет от 3 до 6 литров воды.

Слайд 7 Демонстрация картинок: цветок, который вянет под лучами солнца и цветок, который расцветает после полива .

- Сравните два рисунка. Что заметили? (Один цветок завял, другой расцвёл).

- Почему растение завяло? (Его не поливали).

- Сделайте вывод. (Для жизни растений тоже нужна вода).

Слайд 8  Демонстрация картинок, где животные пьют, умываются, купаются.

- Кто ещё не может жить без воды? Для чего вода животным? (Пить, купаться).

Слайд 9. - Животные, если их лишить воды, быстро погибнут.

Слайд 10.  Например, собака может прожить без пищи 100 дней, а без воды только 10. А слону нужно в сутки 90 литров воды (это почти две бочки).

Слайд 11.   

Не умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда всем везде нужна вода.

Если ни один живой организм не может жить без воды, значит вода – эта сама… Жизнь. Щелчок по слайду 12

 А, соблюдая личную гигиену, мы сохраняем своё … Здоровье 

и свою … Красоту.  

Щелчок по слайду 12 1. Вода – это жизнь, красота и здоровье. (заполнить табличку у себя)

Слайд 13.   А теперь на физкультминутку становись  (отдых)

 Чтение детьми стихотворения «Откуда пришла вода?»

- Хотите узнать, откуда пришла вода? (Сами дети читают).

1. Спросил на днях малыш сосед

    У струйки, льющейся из крана:

    - Откуда ты?

    Вода в ответ: Издалека, из океана.

2. Потом малыш гулял в лесу,

    Росой искрилась вся поляна.

    -Откуда ты? – спросил росу.

    - Поверь, и я из океана.

3. На поле лёг туман седой.

    Малыш спросил и у тумана:

    - Откуда ты? Ты кто такой?

    - И я, дружок, из океана!

4. – Ты, газировка, что шипишь?

    И из бурлящего стакана

    Донёсся шёпот:

    - Знай, малыш, и я пришла из океана.

5. Удивительно, не так ли?

    В супе, в чае, в каждой капле,

    В звонкой льдинке, и в снежинке,

    И в дождинке, и в росинке

    Нам откликнется всегда

    Океанская вода.

Слайд 14.  Много столетий назад человек выбирал себе место под строительство дома возле воды. Люди запоминают из детства самые радостные впечатления: рыбалку, катание в лодке, коньки зимой и купание летом, наблюдение за таинственной жизнью подводных обитателей.

- Откуда же пришла вода? Почему в стихотворении говорится «океанская вода»?

- Оказывается, речь идёт о мировом океане. В его состав входит вся вода планеты. Слайд 15. А что представляет из себя эта вода? Или что входит в мировой океан? Щелчок по слайду(Ответ: озера, реки, море, океан и т. д.)

Слайд 16. Вот он мировой океан

Переходим на файл - задания.notebook. Практическая работа на интерактивной доске

- Итак, перетащите нужное в мировой океан.

Слайд 17.   Работа с глобусом

- Рассмотрите глобус нашей планеты. Какого цвета вода на глобусе? (Голубого цвета).

- Действительно, воды на планете очень много. Гораздо больше, чем суши. Щелчок по  слайду.

Постарайтесь разделить глобус на части. Как вы думаете, какую часть занимает вода на земле? Переходим на файл - задания.notebook. Практическая работа на интерактивной доске

Если планету разделить на 4 «равных» части, то 3 части – это вода.

Слайд 18.  Опыт  

1. Учитель предлагает попробовать воду из двух стаканов. В одном – пресная вода, в другом – солёная.

- Какая вода нужна человеку, растениям, животным? (Пресная).

- К сожалению, пресной воды на Земле очень мало по сравнению с солёной. А чистой пресной воды остаётся всё меньше и меньше.

Слайд 19.  Из космоса наша планета выглядит водяным шаром. Но 97% всех земных вод соленые, а только 3% пресной воды

 Слайд 20  причем 2% из них заморожены в  Арктике и Антарктике.

Слайд 21   Демонстрация картинок растений и животных, жизнь которых связана с водой: камыш, сом, трясогузка белая.

- Как жизнь этих растений и животных связана с водой? (Живут в воде или рядом с водой).

Дополнительные сведения.

Камыш. Камыш образует очень густые заросли. Долгое время камыш считался никчемным и даже вредным растением, засоряющим водоёмы. И лишь недавно камышу нашли хорошее применение. Оказалось, из него можно изготавливать бумагу и картон.

Сом. По сравнению с другими нашими рыбами, сом – великан. Он нескладный, неповоротливый и ленивый. Гоняться за добычей сом не любит и поэтому предпочитает «хитрить»: то усами приманит рыбёшку, то незаметно подкрадётся к лягушке, то подкараулит утёнка или гусёнка и утащит его за лапу под воду.

Трясогузка белая. Птичка эта живёт чаще всего по берегам наших рек, озёр и прудов. Её легко узнать по окраске. Длинный тёмный хвост птички всё время покачивается. Кажется, что трясогузка испугалась чего-то и никак не может успокоиться. Но вообще трясогузка даже храбрая. Нередко, трясогузки, защищая свои гнёзда, бесстрашно бросаются на коршунов и ястребов и прогоняют их.

 Слайд 22  Переходим на файл - задания.notebook.

Практическая работа на интерактивной доске

- Выберите и перетащите среди других растений и животных тех, которые живут в воде или рядом с водой. Прикрепите эти картинки на карту Земли. (Кит, дельфин, акула, морской котик, рыбы, пингвин, чайка, лилии, водоросли)…

- Для многих растений и животных вода – это…Дом.

Слайд 23  2. Вода – дом для многих растений и животных.

Ссылка на слайде 23. Физкультминутка «Море волнуется»

 Слайд 24  Классификация картинок: самолёт, корабль, подводная лодка, автомобиль

- Назовите, одним словом. Щелчок  Транспорт.

- Распределите на группы. Какой бывает транспорт? (Воздушный, наземный, водный).

- Остановимся на водном транспорте Щелчок. Если он есть, значит, вода – это удобная … дорога. Почему так говорят? (Перевозят грузы, людей).

- По рекам и океанам ходят лодки и корабли, перевозят пассажиров, грузы. Ловят рыбу. Охраняют водные границы нашего государства.

Слайд 25  

- А как ещё в быту человек использует воду. (Вода в батареях, в кране, гидростанция).

- Без воды не обходится современное производство космических ракет. Зимой мы обогреваемся батареями водяного отопления. Водопровод в каждом доме. Вода - древнейший источник энергии. Она работает на современных атомных, тепловых и гидроэлектростанциях. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами.

- Итак, если вода оказывает такую большую помощь человеку, то вода – это… Помощник.

Щелчок по слайду 25  3. Вода – помощник человека.

 

Практическая работа в группе

2. Соберите рисунок из разрезанных частей Переходим на файл - задания.notebook.

Проверка Слайд 26  

- Рассмотрите рисунок. Какая опасность нависла над водой? (Её загрязняют)

- Что может случиться? (Не останется пресной чистой воды).

- Как можно помочь сберечь чистую воду? (Строить очистные сооружения, не мусорить).

- Какую помощь можем оказать мы? (Не лить воду зря, не мусорить в воде и на берегу рек).

- С каким призывом мы можем обратиться к людям, чтобы сохранить воду «чистой»?

Щелчок по слайду 26  Берегите воду!

Переходим на файл - задания.notebook.

Практическая работа на интерактивной доске

- Давайте очистим океан от мусора

слайд 26  10 миллионов людей мира на Земле ежегодно умирают от загрязненной воды.

По прогнозам ученых к 2050 году (через 40 лет) треть человечества будут испытывать жажду еще более нестерпимую, чем голод.  Отсрочить кризис может только бережное, экономное отношение к воде.  

Если водопроводный кран плохо закрыт и из него по капельке капает вода, то за 1 минуту из него вытекает 110 капель, за сутки – уже 15 литров.

- Я вам предлагаю дома нарисовать плакат «Берегите воду!».

 Слайд 27  Проведём эксперимент (практика)

Какими же свойствами обладает вода? Чтобы ответить на данный вопрос проведите исследования-эксперименты.

Работаем в группах, объединитесь.

1. Что произойдёт с водой, если её капнуть на стекло? (выполните)

Растечётся, вода не держит форму Слайд 28  .

Перелейте воду из банки  в стакан. Какую форму приняла вода? Сделайте вывод.

Щелчок по слайду 28  Вывод: Вода не имеет формы и приобретает форму того сосуда, в который она наливается.

2. Какое свойство воды позволило вам переливать её из банки в стакан?

 Текучая.  Слайд 29  

3. Возьмите два стакана

- с молоком и водой. Что можно сказать о цвете молока? А воды? Сделайте вывод?

Молоко – белое, вода – бесцветная. Слайд 30   

 4. Погрузите ложку в стакан с молоком, затем в стакан с водой. Сделайте вывод.

Когда погружаем ложку в стакан с водой, ложку видим со всех сторон. Следовательно, вода прозрачная. Слайд 31   

5. Первая группа возьмёт ложку соли, а вторая - ложку сахара. Положите в стакан с водой и перемешайте. Что произошло? Сделайте вывод. Куда они исчезли?

Вода растворила соль и сахар.

Вода-  растворитель.  Слайд 32   

При соединении с водой молекулы соли и сахара смешались с молекулами воды.

(растворение – это проникновение молекул одного вещества между молекулами другого).

6. Возьмите стакан с водой и флакон духов. Понюхайте воду и духи. Какой запах у воды и духов? Сделайте вывод.

Вода не имеет запаха. Слайд 33   

7. Возьми стакан с водой и стакан сока. Попробуйте воду и сок. Какой вкус у воды? А у сока? Сделайте вывод. (слайд)

Вода не имеет вкуса. . Слайд 34   

 

Слайд 35   Итак, какие свойства воды вы открыли сегодня? Давайте проверим как вы запомнили? Переходим на файл - задания.notebook.

Практическая работа на интерактивной доске

Слайд 36    Заполнение

Знаю

Хочу знать

Узнал

Жидкая, мы её пьем, бесцветная, не пахнет…

Для чего на Земле нужна вода? Нужно ли её беречь?

(Примечание: после работы в паре, таблица заполняется в режиме работы интерактивной доски..)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе с применением интерактивной доски

Тема:  Обучение написанию объяснительной записки. УМК "Гармония" Цели:1.Познакомить с жанром объяснительной записки, накапливать опыт детей в построении рассуждений, учить писать объяс...

Примерные задания по русскому языку с применением интерактивной доски

Данная работа содержит примерные задания с применением различных методов работы с интерактивной доской:             "Шторка","Рояль в кустах", "Лупа", "Сотри и увидишь", ...

Применение интерактивной доски на уроках в начальной школе

"Эффективность использования интерактивной доски SmartBoard на уроках в начальных классах"...

Применение интерактивной доски на уроках в начальной школе

В данной статье представлен опыт использования ИКТ для повышения качества образования младших школьников....

Применение интерактивной доски в начальной школе

В данной работе рассмотрены варианты работы с интерактивной доской. Приведены примеры использования на уроках....