Жилище
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Конспект внеклассного занятия
по окружающему миру - 2 класс
Учитель: Буянова Татьяна Никтарьевна
Ход занятия
1. Организация детей на работу
2.Сообщение темы и задач
3.Работа над темой
4. Итог занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zhilishche.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного занятия
по окружающему миру - 2 класс
Учитель: Буянова Татьяна Никтарьевна
МБОУ СОШ № 33 г. Смоленск
Ход занятия
- Организация детей на работу
Проверить подготовку рабочего места.
2.Сообщение темы и задач
На доске « Сколько братьев у нашего дома?»
Дом Жилище
Педагог. Чем отличается дом от жилища?
Ученик. Школа это дом, но мы в нём не живём. Значит не во всех домах
живут.
П. Сегодня мы будем говорить только о тех домах, которые служат человеку жилищем.
П. А для чего же необходимо человеку жилище?
У. Жилище защищает от непогоды.
П. Человек живёт повсюду - на снежном севере, и на знойном юге, и в степных просторах, и среди лесов, и в горах, и в пустыне и даже на воде. Но в любое время года, в любом месте в доме должно быть тепло и сухо, и светло.
П. Сколько же братьев у нашего дома? На этот вопрос сегодня нам предстоит найти ответ, а так же подумать, каким должно быть жилище будущего.
3.Работа над темой
У. Ровная снежная гладь. Небо и земля, покрытая снегом, одинаково серебристо-серого цвета. Скатал человек снежный ком. Обтесал его с четырёх сторон и получился большой снежный кирпич. Один. Другой. И вот человек начинает складывать из этих снежных кирпичей дом. Этот снежный дом строится без углов - он круглый. Издали он очень похож на яйцо, врытое наполовину в землю. Издавна строили эскимосы на Крайнем Севере такие вот снежные жилища. Назывались они иглу.
П. Вы внимательно прослушали рассказ, а теперь посмотрите на силуэты домов, которые лежат перед вами. Возьмите нужный силуэт.
П. Почему вы его выбрали?
А теперь сравните ваш выбор с правильным ответом. Раскрасьте этот дом.
(дети выбирают силуэт по описанию и раскрашивают его)
П. А кто знает, как называется это жилище?
У. Это чум.
П. Что вы о нём знаете?
П. Где строят такие дома?
П. В наше время не строят домов из снега – в распоряжении человека есть такие прочные материалы, как бетон, пластмасса, металл. Но круглая форма северного дома эскимосов не забыта и сегодня. Оленеводы Севера покрывали свои дома- чумы – оленьими шкурами. Шкуры укладывали на жерди, которые были сложены шалашом.
П. Из предложенных силуэтов выбирайте силуэт чума.
П. Почему вы выбрали данный силуэт? Сравните свой выбор с правильным ответом.
У. Степь необъятна. Пастбищ много. Зачем стадам пастись на одном месте? Здесь траву съели, можно перекочевать дальше. Так и кочевали люди за табунами лошадей, за тучными стадами. Но не в один день объедят животные сочную траву, не один день придётся людям жить на одном месте. Нужно строить жилище. Вбили в землю высокие жерди. Перевили их прутьями. Словно перевёрнутая вверх дном корзинка раскинется шатёр в степи. Накрыли этот плетеный каркас полотнищами войлока, и получился надёжный, тёплый дом – юрта. А когда понадобится перекочевать в другое место, Быстро разберут лёгкую юрту, уложат всё в повозку и покатят дом по степным дорогам.
П. Найдите силуэт юрты? Почему именно этот? Сравните свой выбор с правильным ответом. Разукрасьте силуэт.
П. А кто узнал это строение? Как оно называется.
У. Это изба.
У. Удивительно, как ловко и крепко слажена обыкновенная русская изба. И какое название меткое - сруб! Дом рубленный обычным топором. В каждом стёсе бревна, в каждой зарубке, словно застыл точный, уверенный взмах острого топора. И плотно сложенные стены. Всё это прочно, без единой самой маленькой щёлочки. Надёжно сохраняет тепло такой дом. И об украшении дома не забывали народные строители – красивым деревянным узором обрамляли окна.
П. Возьмите силуэт избы. Докажите, что вы правы. Давайте тоже украсим окна наших избушек красивыми узорами, наличниками, ставнями.
П. Бумажный дом.
Вы были в лесу вечером после дождя? Вечерний воздух тяжёлый и сухой. А если влажный воздух не только в лесу, но и у вас в доме? И не только после дождя, но весь день? А такие сырые дни собираются в недели и месяцы? Дом должен проветриваться. Но как? В доме по-прежнему сыро? А если стену сдвинуть в сторону, словно раздвижную дверь в вагоне метро? Древнее японское жилище именно так и устроено: стены домика легко раздвигаются и открывают внутренние помещения освежающей струе ветра. А сделаны стены из бумаги или материи, натянутой на тонкие бамбуковые рамы. Такую стенку, лёгкую, как воздушный змей, ничего не стоит двигать много раз в день туда и обратно. Постройка японского дома из готовых деталей напоминает сегодняшнее сборное панельное строительство. И ещё - лёгкий бумажный дом хорошо переносит частые в Японии землетрясения.
П. Посмотрите, какое разнообразие жилищ. Каждое по – своему удобно, построено из подручного материала. А теперь давайте посмотрим, запомнили ли вы названия этих построек.
У. Дети называют жилища.
П. Мы с вами говорили о японском бумажном доме, он напоминает сегодняшнее сборное строительство. А вот какие дома строят сегодня, вы узнаете из текста, который перед вами. Перед чтением обратите внимание на вопросы.
- Из чего строят дома сейчас?
- Сколько этажей в современном доме?
- Какие удобства есть в домах?
Современные дома строят из кирпича, бетона, стекла, металлических конструкций. В них обычно 5, 9, 12, 16 и более этажей. В каждом доме много квартир. В домах, есть водопровод с холодной и горячей водой, электричество, газ. Во многих домах есть лифт, мусоропровод.
П. Стоят в лесу деревья. У подножия их стволов стелется густая трава. Хоть и часто растут деревья, почти касаясь друг друга высокими кронами, но в лесу просторно. Деревья возносят свои густые кроны высоко, чтобы дать место и траве, и кустам, и зверям.
Дома в городе стоят, опираясь всей своей тяжестью, всем своим широким основанием на землю. И для травы, для цветов остаются лишь промежутки между домами – дворы, бульвары – парки. А что если дома поднимут над землёй – грозди квартир, как деревья свои ветви и листья? Архитекторы придумают дом- дерево. А внизу под домами будет зеленеть трава, будут шуметь настоящие деревья.
П. Давайте побудем в роли архитекторов, и представим себе такое жилище. Нарисуйте его.
У. Экологические проблемы городов, главным образом связаны с концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий. .Городское население составляет 40% людей планеты. За последнее время население крупных городов выросло в 4, в средних – в 3 и малых – в 2 раза.
У. Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. При этом 60-70% газового загрязнения дает автомобильный транспорт. Более активная конденсация влаги приводит к увеличению осадков на 5-10%. Самоочищению атмосферы препятствует снижение на 10-20% солнечной радиации и скорости ветра.
У. Города потребляют в 10 и более раз больше воды в расчете на 1 человека, чем сельские районы, а загрязнение водоемов достигает катастрофических размеров сутки на одного Поэтому практически все крупные города испытывают дефицит водных ресурсов и многие из них получают воду из удаленных источников.
У. Растительный покров городов обычно практически полностью представлен “культурными насаждениями” – парками, скверами, газонами, цветниками, аллеями. Поэтому развитие зеленых насаждений городов протекает в искусственных условиях, постоянно поддерживается человеком. Многолетние растения в городах развиваются в условиях сильного угнетения.
4. Итог занятия.
П. Давайте вспомним с какими жилищами мы познакомились? В каком доме вам хотелось бы жить, расскажите и покажите свой рисунок. А как помочь городу стать таким, как вы его хотите видеть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по коррекции дисграфии. Тема: "Путешествие в прошлое жилища"
Конспект урока и презентация по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.2 класс.Тема: "Путешествие в прошлое жилища" Логопедическая тема: Языковой анализ и синтез.Грамм...
Презентация по окружающему миру 3 класс по теме "Жилище славян"
В презентации представлен материал о месте жительства славян, устройстве их домов как внутри, так и снаружи, дети узнают как украшались дома, как защищались от злых духов....
Классный час «Личная гигиена и гигиена жилища»
Классный час(нетрадиционный урок по изобразительному искусству) Цель: научить детей некоторым правилам личной гигиены (уход за лицом, руками, ртом, ногтями, телом, волосами, за интимными места...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ"ШАГ В НАУКУ" ТЕМА: ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА.
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА. ФАКТОРЫ РИСКА...
Тема: «Жилище Древней Руси. Крестьянский дом». Тип урока: урок-путешествие. Предмет: «Окружающий мир», 3 класс. Автор учебника: Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова. Образовательная программа «Начальная школа XXI века»
Познакомить учащихся с внутренним пространством старинного дома, подробно рассмотреть его элементы и части: матицу, печь, печной угол, полати и гряды, значение вс...
История в архитектурных памятниках. Примитивное жилище. Аппликация из резаных нитей. Жилища разных народов.
В разработке показана связь архитектуры с природно – климатическими условиями, уровнем развития и особенностями развития и жизни людей. Развитие творческих способностей детей, речи, ...
«Национальное жилище – как важный фактор в культурном становлении алтайского жилища»
«Национальное жилище – как важный фактор в...