Жилище
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

 

Конспект внеклассного занятия

по окружающему миру - 2 класс

                                                                 Учитель: Буянова Татьяна Никтарьевна

 

 

 

Ход занятия

        1. Организация детей на работу

2.Сообщение темы и задач

3.Работа над темой

4. Итог занятия.

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zhilishche.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия

по окружающему миру - 2 класс

                                                                 Учитель: Буянова Татьяна Никтарьевна

МБОУ СОШ № 33 г. Смоленск

Ход занятия

  1. Организация детей на работу

Проверить подготовку рабочего места.

2.Сообщение темы и задач

На доске            « Сколько братьев у нашего дома?»

                                Дом               Жилище

Педагог. Чем отличается дом от жилища?

Ученик. Школа это дом, но мы в нём не живём. Значит не во всех домах        

               живут.

П.  Сегодня мы будем говорить только о тех домах, которые служат человеку жилищем.

П.  А для чего же необходимо человеку жилище?

У.  Жилище защищает от непогоды.

П.  Человек живёт повсюду - на снежном севере, и на знойном юге, и в степных просторах, и среди лесов, и в горах, и в пустыне и даже на воде. Но в любое время года, в любом месте в доме должно быть тепло и сухо, и светло.

П. Сколько же братьев у нашего дома? На этот вопрос сегодня нам предстоит найти ответ, а так же подумать, каким должно быть жилище будущего.

3.Работа над темой

У.  Ровная снежная гладь. Небо и земля, покрытая снегом, одинаково серебристо-серого цвета. Скатал человек снежный ком. Обтесал его с четырёх сторон и получился большой снежный кирпич. Один. Другой. И вот человек начинает складывать из этих снежных кирпичей дом. Этот снежный дом строится без углов - он круглый. Издали он очень похож на яйцо, врытое наполовину в землю. Издавна строили эскимосы на Крайнем Севере такие вот снежные жилища. Назывались они иглу.

П.  Вы внимательно прослушали рассказ, а теперь посмотрите на силуэты домов, которые лежат перед вами. Возьмите нужный силуэт.

П.  Почему вы его выбрали?

      А теперь сравните ваш выбор с правильным ответом. Раскрасьте  этот дом.

(дети выбирают силуэт по описанию и раскрашивают его)

П. А кто знает, как называется это жилище?

У. Это чум.

П. Что вы о нём знаете?

П. Где строят такие дома?

П. В наше время не строят домов из снега – в распоряжении человека есть такие прочные материалы, как бетон, пластмасса, металл. Но круглая форма северного дома эскимосов не забыта и сегодня. Оленеводы Севера покрывали свои дома- чумы – оленьими шкурами. Шкуры укладывали на жерди, которые были сложены шалашом.

П. Из предложенных силуэтов выбирайте силуэт чума.

П. Почему  вы выбрали данный силуэт? Сравните свой выбор с правильным ответом.

У. Степь необъятна. Пастбищ много. Зачем стадам пастись на одном месте? Здесь траву съели, можно перекочевать дальше. Так и кочевали люди за табунами лошадей, за тучными стадами. Но не в один день объедят животные сочную траву, не один день придётся людям жить на одном месте. Нужно строить жилище. Вбили в землю высокие жерди. Перевили их прутьями. Словно перевёрнутая вверх дном корзинка раскинется шатёр в степи. Накрыли этот  плетеный каркас полотнищами войлока, и получился надёжный, тёплый дом – юрта. А когда понадобится перекочевать в другое место, Быстро разберут лёгкую юрту, уложат всё в повозку и покатят дом по степным дорогам.

П. Найдите силуэт юрты? Почему именно этот? Сравните свой выбор с правильным ответом. Разукрасьте силуэт.

П. А кто узнал это строение? Как оно называется.

У. Это изба.

У. Удивительно, как ловко и крепко слажена обыкновенная русская изба. И какое название меткое -  сруб! Дом рубленный обычным топором. В каждом стёсе бревна, в каждой зарубке, словно застыл точный, уверенный взмах острого топора. И плотно сложенные стены. Всё это прочно, без  единой самой маленькой  щёлочки. Надёжно сохраняет тепло такой дом. И об украшении дома не забывали народные строители – красивым деревянным узором обрамляли окна.

П. Возьмите силуэт избы. Докажите, что вы правы. Давайте тоже украсим окна наших избушек красивыми узорами, наличниками, ставнями.

П. Бумажный дом.

Вы были в лесу вечером после дождя? Вечерний воздух тяжёлый и сухой. А если влажный воздух не только в лесу, но и у вас в доме?  И не только после дождя, но весь день? А такие сырые дни собираются в недели и месяцы? Дом  должен проветриваться. Но как? В доме по-прежнему сыро? А если стену сдвинуть в сторону, словно раздвижную дверь в вагоне метро? Древнее японское жилище именно так и устроено: стены домика легко раздвигаются и открывают внутренние помещения освежающей струе ветра. А сделаны стены из бумаги или материи, натянутой на тонкие бамбуковые рамы. Такую стенку, лёгкую, как воздушный змей, ничего не стоит двигать много раз в день туда и обратно. Постройка японского дома из готовых деталей напоминает сегодняшнее сборное панельное строительство. И ещё - лёгкий бумажный дом хорошо переносит частые в Японии землетрясения.

П. Посмотрите, какое разнообразие жилищ. Каждое по – своему удобно, построено из подручного материала. А теперь давайте посмотрим, запомнили ли вы названия этих построек.

У. Дети называют жилища.

П. Мы с вами говорили о японском бумажном доме, он напоминает сегодняшнее сборное строительство. А вот какие дома строят сегодня, вы узнаете из текста, который перед вами. Перед чтением обратите внимание на вопросы.

  1. Из чего строят дома сейчас?
  2. Сколько этажей в современном доме?
  3. Какие удобства есть в домах?

          Современные дома строят из кирпича, бетона, стекла, металлических конструкций. В них обычно 5, 9, 12, 16 и более этажей. В каждом доме много квартир. В домах, есть водопровод с холодной и горячей водой, электричество, газ. Во многих домах есть лифт, мусоропровод.

    П. Стоят в лесу деревья. У подножия их стволов стелется густая трава. Хоть и часто растут деревья, почти касаясь друг друга высокими кронами, но в лесу просторно. Деревья возносят свои густые кроны высоко, чтобы дать место и траве, и кустам, и зверям.

   Дома в городе стоят, опираясь всей своей тяжестью, всем своим широким основанием на землю. И для травы, для цветов остаются лишь промежутки между домами – дворы, бульвары – парки. А что если дома поднимут над землёй – грозди квартир, как деревья свои ветви и листья? Архитекторы придумают дом- дерево. А внизу под домами будет зеленеть трава, будут шуметь настоящие деревья.

П. Давайте побудем в роли архитекторов, и представим себе такое жилище. Нарисуйте его.

У. Экологические проблемы городов, главным образом связаны с концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий. .Городское население составляет  40% людей планеты. За последнее время  население крупных городов выросло в 4, в средних – в 3 и малых – в 2 раза.

 У. Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. При этом 60-70% газового загрязнения дает автомобильный транспорт. Более активная конденсация влаги приводит к увеличению осадков на 5-10%. Самоочищению атмосферы препятствует снижение на 10-20% солнечной радиации и скорости ветра.

 У. Города потребляют в 10 и более раз больше воды в расчете на 1 человека, чем сельские районы, а загрязнение водоемов достигает катастрофических размеров сутки на одного Поэтому практически все крупные города испытывают дефицит водных ресурсов и многие из них получают воду из удаленных источников.

 У. Растительный покров городов обычно практически полностью представлен “культурными насаждениями” – парками, скверами, газонами, цветниками, аллеями. Поэтому развитие зеленых насаждений городов протекает в искусственных условиях, постоянно поддерживается человеком. Многолетние растения в городах развиваются в условиях сильного угнетения.

4. Итог занятия.

П. Давайте вспомним с какими жилищами мы познакомились? В каком доме вам хотелось бы жить, расскажите и покажите свой рисунок. А как помочь городу стать таким, как вы его хотите видеть.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по коррекции дисграфии. Тема: "Путешествие в прошлое жилища"

Конспект урока и презентация по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.2 класс.Тема: "Путешествие в прошлое жилища" Логопедическая тема: Языковой анализ и синтез.Грамм...

Презентация по окружающему миру 3 класс по теме "Жилище славян"

В презентации представлен материал о месте жительства славян, устройстве их домов как внутри, так и снаружи, дети узнают как украшались дома, как защищались от злых духов....

Классный час «Личная гигиена и гигиена жилища»

Классный час(нетрадиционный урок по изобразительному искусству) Цель: научить детей некоторым правилам личной ги­гиены (уход за лицом, руками, ртом, ногтями, телом, волосами, за интимными места...

Тема: «Жилище Древней Руси. Крестьянский дом». Тип урока: урок-путешествие. Предмет: «Окружающий мир», 3 класс. Автор учебника: Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова. Образовательная программа «Начальная школа XXI века»

   Познакомить  учащихся с внутренним пространством старинного дома, подробно рассмотреть  его элементы и части: матицу, печь, печной угол, полати и гряды, значение вс...

История в архитектурных памятниках. Примитивное жилище. Аппликация из резаных нитей. Жилища разных народов.

В разработке показана связь архитектуры с природно –  климатическими условиями,  уровнем развития и особенностями развития и жизни людей. Развитие творческих способностей детей, речи, ...