"В гости к зиме"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Егина Ольга Владимировна

"В гости к зиме" 2 класс

Данный урок разработан в рамках личностно-ориентированного обучения. На уроке используются различные формы работы с учащимися, которые предполагают иные отношения учителя и ученика и включают в себя индивидуальную, групповую работу. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okruzhayushchego_mira_vo_2_klasse.rar2.98 МБ

Предварительный просмотр:

           

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Кутьино Новобурасского

района Саратовской области»

      «    »

2 класс

                                              Конспект урока

окружающего мира

                                          учителя начальных классов

                                      МОУ «СОШ с. Кутьино»

Егиной Ольги Владимировны

                                 

2011 г

ТЕМА:     В гости к зиме.

ЦЕЛИ УРОКА: 

1. Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой.

  1. Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся, умение анализировать, обобщать.

3. Воспитывать экологическую культуру у школьников, прививать любовь к родным лесам, всему живому.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1.   Экран, мультимедийный проектор, компьютер.
  2. Презентация  к уроку
  3. Рис. домиков, животных.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологическая поддержка.

Мы -  умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы  отлично учимся!

Всё у нас получится!

II. Сообщение темы и целей урока

 - О чем сегодня  мы будем говорить на уроке, вы узнаете из загадки:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?                              Зимой

- Я вас приглашаю в гости к зиме. (Слайд 2)

- Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.

III. Наблюдение за погодой

1.   Беседа о зимних природных явлениях (слайд 3)

- Прежде, чем отправиться в путешествие, узнаем сводку погоды.

- Я могу добавить, что температура  воздуха…

2. Народные приметы (слайд 4,5, 6)

- Давным – давно, когда не было метеорологов, люди предсказывали погоду по народным приметам. Некоторые приметы сохранились до сих пор.

- Какие зимние народные приметы вы знаете?

(Дым столбом – к морозу. Если ночью  был иней, днём снега не выпадет.

Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели. Лес шумит к оттепели. Воробьи  прячутся в хворост – жди мороза).

IV. Изучение нового материала

1.   Неживая природа зимой

Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лёд, иней, гололёд, изморозь, вьюгу. Зима – трудный период в жизни зимующих животных.  

Вы знаете, что зимних месяцев три. Назовите первый зимний месяц.

Декабрь в старину называли «ветрозим».

Полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь «студень». Самый холодный и ветреный месяц в году.

 Январь – году начало, зиме – середина.

Февраль – «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого теплого солнца.

Вьюги да метели под февраль прилетели.

2.  Самостоятельная работа.

Самостоятельно прочитайте текст  «Неживая природа зимой» .

- Теперь я думаю,  вы легко справитесь с кроссвордом.

3.  Кроссворд «Неживая природа зимой» (слайд 7-16)

По горизонтали:

2.  Обильное выпадение снега называют…(снегопад)       

 4.   Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года  (оттепель)   

  6.  Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах (изморозь)

8.  Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

Дверь в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла …     (зима)

По вертикали:

  1.  Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка изо  льда. Это явление называется…(гололедица)                         
  1.   Шуба бела – весь свет одела (снег)

  5.  О  чём эта пословица: «Без рук рисует, без зубов кусает» (мороз)  

7   Снегопад при сильном ветре называется … (метель). 

- Молодцы!

V.   Физкультминутка

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз.

Во дворе у снежной Бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

Вьюга злится,

Снег кружится,

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

4.  Живая природа зимой (слайд 17)

- Закройте глазки. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»). Представьте что вы красивые пушистые снежинки. Снежинки тихо кружатся и падают  на землю.

- Открываем глазки…

Нас встречает зимний лес.

Он стоит, как белый терем,

Полный сказок и чудес.

- Итак,  о чём мы должны помнить «гуляя» по зимнему лесу?

  Зимой в лесу  очень тихо и нежелательно нарушать тишину, чтобы не разбудить лесных жителей, спящих зимой.

Ты в лесу всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

- А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений и животных (слайд 18,19, 20)

– На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы.)

- Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.)

- Как зимуют деревья? (Лиственные сбросили листву, хвойные – стоят зелёные).

- Как зимуют кустарники и травы? (Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют, но не все).

- Есть травянистые растения: земляника, копытень, а также озимая рожь и озимая пшеница, которые уходят под снег зелёными. Как вы думаете, почему они не замерзают? (Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы).

- Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.

- А как можно зимой определить дерево, если оно без листвы? ( По стволу, по плодам, по семенам).

Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек, но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? Оказывается, можно. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.

 - Зима изменила жизнь  всех животных (слайд 21-26)

- О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.

 Отгадайте, о каком животном пойдёт речь:

Подготовленные дети рассказывают о том, как зимуют различные животные.

              Кто любит морковку

И прыгает ловко,

Портит в огороде грядки,

Удирает без оглядки.                            Заяц.

Посмотрите – ка  какая –

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.                       Лиса.

Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный.                                   Волк.

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко,

Ну конечно, это…                                              Белка.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.                                    Медведь.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога  раскинул широко.                                      Лось.

Рассказ учителя о лосе.

Лося народ называет лес ным великаном. Медленно бродит лось зимой среди кустарников и молодых деревьев, объе дая их ветви. Если встретит поваленную оси ну, обгладывает кору.

На ночь и в непогоду лось прячется в уг лубления в снегу. У отдыхающего лося  из укрытия видны только голова и спина, покры тая особо густой шерстью.

VI. Игра: «Чьи это следы? » (слайд 27)

Догадайтесь, чьи следы на снегу.

VII. Жизнь птиц зимой (слайд 28-30)

- Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?

- Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

-А сейчас узнаем,  как зимуют птицы?

Учитель читает стихотворение  о жизни птиц в зимнем лесу:

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Кто там ловко и упорно

Лазит острым клювом вниз?

Это поползень проворный

Перед стайкою синиц.

У опушки в старых елках

От зари и до зари

Разговор ведут чечетки,

Громко вторят снегири.

Пёстрый дятел крикнет громко,

Разогнав лесную тишь,

А на вырубках, на липах,

Отзовётся бойкий чиж.

Я б могла ещё так много

Про лесных сказать певцов,

Как средь стуж и морозов

Вывел клёст своих птенцов.

Как с утра и до заката

На репьях гостят щеглы,

И торопятся куда – то

Ярко -  красные щуры.

- Какие ещё птицы зимуют в наших краях?  (Сороки, вороны, воробьи).

- Как мы можем помочь птицам перенести трудное время? (Сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала – для синиц).

5. Как зимуют рыбы  (слайд 31)

- Отгадайте загадку:

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло.                                  Лёд.

Толстый ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы.

Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.

— А почему животным так  трудно зимой?

(Стало очень холодно, выпал снег, а под ним спрятались плоды и семена. Нет сочной травы, мягких листьев на деревьях.)

Открывается схема: (слайд 32)

зима

морозы

Тёплый мех

Нет корма

Впадают в спячку;

Используют летние запасы;

Перебираются ближе к жилью человека

снег

Смена окраски

- Как повлияли изменения в неживой природе на жизнь животных?

Уже с октября у всех зверей вместо летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска.

Птицы и звери продолжают вести активный образ жизни. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека.

 Белки, мыши, бобры используют запасы или достают корм из–под снега. Лоси, кабаны, зайцы питаются ветками и корой деревьев. Хищные звери – волки,  лисы – охотятся на мышей, зайцев. Те звери, которым трудно найти себе привычный корм, перестают питаться и впадают в спячку.

- Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Трудно про кормиться и птицам, и зверям во время снего падов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают от голода. Поэтому зверей, так же как и птиц, зимой нужно под кармливать. Для этого в лесу можно развеши вать заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывать капусту, морковь. Для зайцев летом запасают веники с молодой листвой.

Для лосей подрубают молодые осины, а также они любят ветки рябины и сосны.

VII.  Физкультминутка

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Вскинем наши пальчики,

Как ушками шевелят зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся — тише, тише.

Притихнем, словно в норах мыши.

VIII.   Закрепление

1. Викторина.

- Давайте проведём викторину.

* Какие птицы выводят птенцов зимой?                             Клесты.

*У какого зверя зимой рождаются детёныши?                   У  медведицы.

*Какие птицы прилетают зимовать с севера?                    Снегири, свиристели.

* Почему травянистые растения не погибают под снегом?             Им тепло.

* Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.            Метель.

*Из чего состоит снег?                Из снежинок.

* На всех садится, никого не боится.                Снежинка.

2.   Игра «Рассели животных»  (слайд 33)

Трещала с самого утра:

Пор – р – р – ра!    Пор – р – р – ра!

А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит …                        сорока.

Сегодня с самого утра сорока трещит о том, что в лесу переполох, лесные жители заблудились.

- Расселите  животных: белку, медведя, лося, волка, лису,  зайца, ежа, барсука, мышь  – по домам:

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 – животные, которые впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

- Лесной переполох утих. Пришла пора прощаться.

IX.  Итог урока: (слайд 34)

Скажем на прощанье лесу: «До свиданья,

Ты расти на радость людям,

Мы любить тебя ведь будем,

Тёмный лес, чудный лес,

Полный сказок и чудес!»

- О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?

   -  Продолжается ли активная жизнь животных и растений зимой?

Рефлексия.

- Я хочу похлопать …., потому что мне очень понравилось, как он сегодня работал на уроке.  

…, а чья работа сегодня больше всего понравилась тебе? И т. д.

X.   Домашнее задание.

Дома с родителями сделайте кормушку и повесьте её на дереве около дома, и не забывайте угощать своих пернатых друзей.

- Спасибо вам за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к зиме. Птицы зимой.

Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....

"В гости к зиме. Птицы зимой"

Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....

В гости к зиме. Животные зимой.

На уроке учащиеся систематизировали знания о жизни животных зимой...

В гости к зиме. Жизнь дерева зимой

Урок по окружающему миру для 2 класса. Урок - обобщение знаний....

Урок «В гости к зиме». Сезонные изменения в неживой природе зимой.

УМК "Школа России". Знакомим учащихся с сезонными изменениями в неживой природе зимой. ...

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"

Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе    Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...

В гости к зиме. Неживая природа зимой.

В гости к зиме. Неживая природа зимой. Дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, ...