"В гости к зиме"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Данный урок разработан в рамках личностно-ориентированного обучения. На уроке используются различные формы работы с учащимися, которые предполагают иные отношения учителя и ученика и включают в себя индивидуальную, групповую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_okruzhayushchego_mira_vo_2_klasse.rar | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Кутьино Новобурасского района Саратовской области» « » 2 класс Конспект урока окружающего мира учителя начальных классов МОУ «СОШ с. Кутьино» Егиной Ольги Владимировны
2011 г |
ТЕМА: В гости к зиме.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой.
- Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся, умение анализировать, обобщать.
3. Воспитывать экологическую культуру у школьников, прививать любовь к родным лесам, всему живому.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Экран, мультимедийный проектор, компьютер.
- Презентация к уроку
- Рис. домиков, животных.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологическая поддержка.
Мы - умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
II. Сообщение темы и целей урока
- О чем сегодня мы будем говорить на уроке, вы узнаете из загадки:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? Зимой
- Я вас приглашаю в гости к зиме. (Слайд 2)
- Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.
III. Наблюдение за погодой
1. Беседа о зимних природных явлениях (слайд 3)
- Прежде, чем отправиться в путешествие, узнаем сводку погоды.
- Я могу добавить, что температура воздуха…
2. Народные приметы (слайд 4,5, 6)
- Давным – давно, когда не было метеорологов, люди предсказывали погоду по народным приметам. Некоторые приметы сохранились до сих пор.
- Какие зимние народные приметы вы знаете?
(Дым столбом – к морозу. Если ночью был иней, днём снега не выпадет.
Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели. Лес шумит к оттепели. Воробьи прячутся в хворост – жди мороза).
IV. Изучение нового материала
1. Неживая природа зимой
Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лёд, иней, гололёд, изморозь, вьюгу. Зима – трудный период в жизни зимующих животных.
Вы знаете, что зимних месяцев три. Назовите первый зимний месяц.
Декабрь в старину называли «ветрозим».
Полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь «студень». Самый холодный и ветреный месяц в году.
Январь – году начало, зиме – середина.
Февраль – «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого теплого солнца.
Вьюги да метели под февраль прилетели.
2. Самостоятельная работа.
Самостоятельно прочитайте текст «Неживая природа зимой» .
- Теперь я думаю, вы легко справитесь с кроссвордом.
3. Кроссворд «Неживая природа зимой» (слайд 7-16)
По горизонтали:
2. Обильное выпадение снега называют…(снегопад)
4. Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года (оттепель)
6. Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах (изморозь)
8. Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Дверь в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла … (зима)
По вертикали:
- Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка изо льда. Это явление называется…(гололедица)
- Шуба бела – весь свет одела (снег)
5. О чём эта пословица: «Без рук рисует, без зубов кусает» (мороз)
7 Снегопад при сильном ветре называется … (метель).
- Молодцы!
V. Физкультминутка
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной Бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится,
Снег кружится,
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
4. Живая природа зимой (слайд 17)
- Закройте глазки. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»). Представьте что вы красивые пушистые снежинки. Снежинки тихо кружатся и падают на землю.
- Открываем глазки…
Нас встречает зимний лес.
Он стоит, как белый терем,
Полный сказок и чудес.
- Итак, о чём мы должны помнить «гуляя» по зимнему лесу?
Зимой в лесу очень тихо и нежелательно нарушать тишину, чтобы не разбудить лесных жителей, спящих зимой.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
- А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений и животных (слайд 18,19, 20)
– На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы.)
- Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.)
- Как зимуют деревья? (Лиственные сбросили листву, хвойные – стоят зелёные).
- Как зимуют кустарники и травы? (Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют, но не все).
- Есть травянистые растения: земляника, копытень, а также озимая рожь и озимая пшеница, которые уходят под снег зелёными. Как вы думаете, почему они не замерзают? (Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы).
- Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.
- А как можно зимой определить дерево, если оно без листвы? ( По стволу, по плодам, по семенам).
Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек, но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? Оказывается, можно. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.
- Зима изменила жизнь всех животных (слайд 21-26)
- О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.
Отгадайте, о каком животном пойдёт речь:
Подготовленные дети рассказывают о том, как зимуют различные животные.
Кто любит морковку
И прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки. Заяц.
Посмотрите – ка какая –
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. Лиса.
Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный. Волк.
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко,
Ну конечно, это… Белка.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. Медведь.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинул широко. Лось.
Рассказ учителя о лосе.
Лося народ называет лес ным великаном. Медленно бродит лось зимой среди кустарников и молодых деревьев, объе дая их ветви. Если встретит поваленную оси ну, обгладывает кору.
На ночь и в непогоду лось прячется в уг лубления в снегу. У отдыхающего лося из укрытия видны только голова и спина, покры тая особо густой шерстью.
VI. Игра: «Чьи это следы? » (слайд 27)
Догадайтесь, чьи следы на снегу.
VII. Жизнь птиц зимой (слайд 28-30)
- Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?
- Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
-А сейчас узнаем, как зимуют птицы?
Учитель читает стихотворение о жизни птиц в зимнем лесу:
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут чечетки,
Громко вторят снегири.
Пёстрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липах,
Отзовётся бойкий чиж.
Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стуж и морозов
Вывел клёст своих птенцов.
Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы,
И торопятся куда – то
Ярко - красные щуры.
- Какие ещё птицы зимуют в наших краях? (Сороки, вороны, воробьи).
- Как мы можем помочь птицам перенести трудное время? (Сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала – для синиц).
5. Как зимуют рыбы (слайд 31)
- Отгадайте загадку:
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. Лёд.
Толстый ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы.
Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.
— А почему животным так трудно зимой?
(Стало очень холодно, выпал снег, а под ним спрятались плоды и семена. Нет сочной травы, мягких листьев на деревьях.)
Открывается схема: (слайд 32)
зима | морозы | Тёплый мех |
Нет корма | Впадают в спячку; Используют летние запасы; Перебираются ближе к жилью человека | |
снег | Смена окраски |
- Как повлияли изменения в неживой природе на жизнь животных?
Уже с октября у всех зверей вместо летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска.
Птицы и звери продолжают вести активный образ жизни. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека.
Белки, мыши, бобры используют запасы или достают корм из–под снега. Лоси, кабаны, зайцы питаются ветками и корой деревьев. Хищные звери – волки, лисы – охотятся на мышей, зайцев. Те звери, которым трудно найти себе привычный корм, перестают питаться и впадают в спячку.
- Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Трудно про кормиться и птицам, и зверям во время снего падов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают от голода. Поэтому зверей, так же как и птиц, зимой нужно под кармливать. Для этого в лесу можно развеши вать заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывать капусту, морковь. Для зайцев летом запасают веники с молодой листвой.
Для лосей подрубают молодые осины, а также они любят ветки рябины и сосны.
VII. Физкультминутка
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Вскинем наши пальчики,
Как ушками шевелят зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся — тише, тише.
Притихнем, словно в норах мыши.
VIII. Закрепление
1. Викторина.
- Давайте проведём викторину.
* Какие птицы выводят птенцов зимой? Клесты.
*У какого зверя зимой рождаются детёныши? У медведицы.
*Какие птицы прилетают зимовать с севера? Снегири, свиристели.
* Почему травянистые растения не погибают под снегом? Им тепло.
* Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. Метель.
*Из чего состоит снег? Из снежинок.
* На всех садится, никого не боится. Снежинка.
2. Игра «Рассели животных» (слайд 33)
Трещала с самого утра:
Пор – р – р – ра! Пор – р – р – ра!
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … сорока.
Сегодня с самого утра сорока трещит о том, что в лесу переполох, лесные жители заблудились.
- Расселите животных: белку, медведя, лося, волка, лису, зайца, ежа, барсука, мышь – по домам:
Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.
Домик 2 – животные, которые впадают в спячку.
Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.
- Лесной переполох утих. Пришла пора прощаться.
IX. Итог урока: (слайд 34)
Скажем на прощанье лесу: «До свиданья,
Ты расти на радость людям,
Мы любить тебя ведь будем,
Тёмный лес, чудный лес,
Полный сказок и чудес!»
- О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?
- Продолжается ли активная жизнь животных и растений зимой?
Рефлексия.
- Я хочу похлопать …., потому что мне очень понравилось, как он сегодня работал на уроке.
…, а чья работа сегодня больше всего понравилась тебе? И т. д.
X. Домашнее задание.
Дома с родителями сделайте кормушку и повесьте её на дереве около дома, и не забывайте угощать своих пернатых друзей.
- Спасибо вам за хорошую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гости к зиме. Птицы зимой.
Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....
"В гости к зиме. Птицы зимой"
Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....
В гости к зиме. Животные зимой.
На уроке учащиеся систематизировали знания о жизни животных зимой...
В гости к зиме. Жизнь дерева зимой
Урок по окружающему миру для 2 класса. Урок - обобщение знаний....
Урок «В гости к зиме». Сезонные изменения в неживой природе зимой.
УМК "Школа России". Знакомим учащихся с сезонными изменениями в неживой природе зимой. ...
Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"
Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...
В гости к зиме. Неживая природа зимой.
В гости к зиме. Неживая природа зимой. Дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, ...