"Тундра".
видеоурок по окружающему миру (4 класс) по теме

Очень интересный и увлекательный материал для детей 4-го класса.

Тема:«Тундра».

Цель:

  1. Познакомить учащихся с природой тундры в сравнении с природой Арктики;
  2. установить простейшие связи между неживой и живой природой, а также между отдельными элементами природы;
  3. учить детей делать выводы, развивать наблюдательность.

 

Оборудование:карта природных зон, схема, кайра, полярная чайка, белый медведь, морж, овцебык, словарь Ожегова, этимологический словарь, растения тундры, животные тундры, огонь-очаг, бубен.

 

Ход урока:

  1. Организация класса.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Проверка д/з.

 

Широка страна моя родная. Широка и богата. Да, действительно это так. И все эти богатства условно поделены на природные зоны. Какие же природные зоны сменяются в направлении с севера на юг?

Слайд 1.

А с чем это связано?

Какую природную зону мы изучили (Арктику).

Слайд 2

Расскажите о природе этой зоны.

Есть ли живые существа в этой зоне?

Чем они питаются?

Составьте цепь питания в Арктике.

 

  1. Объяснение нового материала.

Звучит песня «Увезу тебя я в тундру».

Слайд 3

О какой природной зоне здесь говорится?

А на чем герой собирается увезти свою любимую?

Сегодня мы познакомимся с новой для нас природной зоной – тундра.

Слайд 4

Словарь Ожегова. Найдите в словаре объяснение этого слова.

Сегодня мы познакомимся с растительным и животным миром тундры.

Зима в тундре очень суровая, морозы бывают до -50ْ . Почти два месяца длится полярная ночь, иногда вспыхивает северное сияние.

Слайд 5

Лето короткое, прохладное. В тундре никто не удивится, если летом пойдет снег. Круглый год дуют сильные ветры. Летом в тундре полярный день. За короткое лето земля оттаивает на 40-50 см, а ниже вечная мерзлота. Мерзлая земля не пропускает воду на глубину, а с поверхности вода почти не испаряется, так как холодно. Поэтому в тундре много озер, болот, рек.

Слайд 6

Природа тундры сурова. И все-таки  здесь разнообразнее растительность. Здесь растут: полярная ива, береза, грибы, морошка, голубика, брусника, много в тундре оленьего мха. Растения низкорослые, стелются по земле. Так они спасаются от ветра, а зимой их укрывает снег.

Слайд 7

Есть в тундре и животные. Главное животное тундры – олень. Северный олень длиной до 2х м, высотой 1м 20 см, весом около 100 кг. Широкие копыта не позволяют ему проваливаться в снег, в болотах. К зиме в шерсти отрастают белые волоски, в которых пузырьки воздуха. С такими волосками шерсть теплее. Даже нос покрыт волосками. К зиме олень жиреет, слой жира 3-5 см.

Слайд 8

Когда очень холодно, олени сбиваются в стада, так теплее. Питаются оленьим мхом. Оленеводы следят, чтобы  олени не съели мох под корень, так как то, что отправил в рот за один раз, росло 10-15 лет. Олени питаются ягодами, грибами, не откажется олень и от рыбы, рачков.

Летом олени переселяются к Северному Ледовитому океану. А почему? (больше корма и от мошкары).

Люди одомашнили оленей. Олени дают человеку мясо, мех, молоко, по тундре люди передвигаются на оленях.

Олень – это главное животное тундры. За оленьими стадами следуют волки.

Слайд 9

Это вредные или полезные животные? (Волки могут осилить только больного оленя).

Северный волк отличается от волка лесного, степного. Он всегда держит хвост вниз, шерсть к зиме белеет, шерстью покрыты даже лапки.

За волками следуют по пятам песцы.

Слайд 10

Оленями песцы не питаются, а следуют за ними. Почему? Олени разгребают снег, под которым мох и лемминги, которыми питаются песцы. Песцы имеют очень красивый мех. Люди охотятся на песцов.

Давайте составим цепь питания животных в тундре.

Летом в тундру прилетает множество птиц.

Слайд 11

А почему птицы летят в холодную тундру? Летом в болотах тундры много комаров, мошек, в озерах много рыбы. В тундру спешат гуси, утки, лебеди, журавли, розовые чайки.

Слайд 12

О розовой чайке мы посмотрим фильм.

Люди осваивают тундру. Они разводят оленей, песцов, ловят рыбу в озерах и реках, добывают полезные ископаемые. Человек наносит вред природе тундре.

  1. Работа с учебником.

Люди осваивают тундру. Они разводят оленей, песцов, ловят рыбу в озерах и реках, добывают полезные ископаемые. Человек наносит вред природе тундры. Об этом мы прочитаем по учебнику.

  1. Физминутка.

В условиях сурового климата тундры в долгие зимние вечера жители тундры собираются у костра. Они поют национальные песни, танцуют. Вот и мы отдохнем у костра, потанцуем, подражая жителям тундры.

  1. Закрепление нового материала.

В чем сходство и различие климата Арктики и тундры.

Слайд 13

  1. Домашнее задание.

Дома прочитать по учебнику о тундре. Подготовить небольшое сообщение об одном животном тундры, о котором мы не говорили на уроке.

  1. Итог урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь коренного населения тундры

Презентация к уроку окружающего мира ...

Тесты по ОМ (тундра)

Дополнительный материал на уроке ОМ...

Природные зоны. Тундра

Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема "Тундра"...

Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».

Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....

Проект урока: «Тундра. Природа тундры»

Цель: продолжить развитие основных  естественно-научных представлений о    зависимости между географическим положением природной зоны  и её особенностями на примере темы...