КТП окружающий мир 1класс Л.В.Занков
календарно-тематическое планирование (окружающий мир, 1 класс) по теме
Программа составлена на основе ФГОС, авторской программы Л.В. Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 82.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Согласовано Согласовано Утверждаю
____________ ___________ ___________
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор С.В. Дерезенко Е.В. Грязнова Н.А.Емельянова
Приказ от 31.08.2011г. № 383
Протокол от 31.08.2011г. № 12
Рабочая программа
по окружающему миру 1а класс
на 2011-2012 учебный год
количество часов в неделю 2
методическое объединение начальных классов
учитель О.А. Тимофеева
составлена в соответствии с программой программой Л.В.Занкова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011
Учебник Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир. Учебник для 1 класса. Часть 1.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011г.
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир. Учебник для 1 класса. Часть 2.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011г.
Прошла экспертизу на заседании методического объединения от ___________ протокол № _______________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ
окружающий мир
Программа разработана на основе Федерального государственного обра зовательного стандарта начального общего образования, Концепции духов но-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, пла нируемых результатов начального общего образования.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373.«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
- Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год
- Учебный план образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год
- Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
- Сборник программ для 4-х летней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Изд. Дом «Фёдоров», 2010г.
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.
Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.
Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественно-научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.
Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.
От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.
В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям. Этот подход к развитию содержания сохраняется и во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека - развитие общества. Ознакомление со строением Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.
Дальнейшее развитие курса в 3 и 4 классах продолжает эти линии, но на первый план выходит знание о человеке и человеческом обществе. Содержание курса 2 класса, в том числе сведения о солнечной тепловой энергии, о наличии воды на разных территориях Земли и т.д., подводит учеников 3 класса к пониманию причин формирования разных природных зон. Сначала они получают представление о природных зонах Земли, о появлении человека и его расселении на Земле. Затем вместе с нашими предками путешествуют по территории Древнерусского государства, открывают новые земли, знакомятся с природными зонами России и ее историей при постоянном сравнении с историей развития других стран мира.
Содержание курса в 4 классе - следующий этап познания человеком окружающего мира. Начинается эпоха Великих географических открытий. Дети знакомятся с историей открытия, населением, природой Америки, Австралии, Антарктиды при постоянном сравнении с природой России. Развиваются науки, люди изобретают все больше машин, бытовой техники, технических средств, которые входят в повседневную жизнь человека. Растет интерес человека к познанию самого себя, к своему здоровью и необходимости принимать меры по его сохранению.
В историческом плане в 3 и 4 классах прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится истории России. Нашей задачей является ознакомление младших школьников с основными событиями истории родной страны в связи с общим развитием человечества - познанием им природы, открытием мира, трудным и долгим путем становления современного человечества, - так как многие современные социальные явления не могут быть поняты без сравнения с жизнью людей в других странах, в другие эпохи. Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.
Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.
Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.
В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы отвечать на возникающие вопросы.
Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий:
1) история открытия и познания природы Земли;
2) развитие человека и человеческого общества;
3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.
Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Цели по ФГОС
1.Формирование целостной картины мира.
2. Осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
II. Общая характеристика учебного предмета
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.
В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.
Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём.
Интегрированный курс окружающего мира в рамках Образовательной системы «Л.В.Занкова» знакомит школьников с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
Ученик должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, он приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.
При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, ещё одна цель курса – это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество». На взгляд авторов, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. При достижении этих целей мы сможем надеяться на то, что наш ученик сумеет воспользоваться картиной мира.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов.
Контроль образовательных результатов. Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю.
Во-первых, важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Поэтому, прежде всего разнообразные полученные школьниками знания должны позволять описывать свои наблюдения и объяснять ребятам их собственный опыт, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.
Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал. В связи с этим мы предлагаем оценивать учащихся следующими двумя способами:
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах (1-2 кл.), в проверочных и контрольных работах (3-4 кл.). Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира. Школьник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, что такого рода задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего, требовать творчески применять знания) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, соединять, лепить и тому подобное). Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял исходя из уровня знаний своих учеников.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала учитель проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Особенно полезно, если ребята сами сформулируют необходимый для решения возникшей проблемы перечень знаний.
Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к информационным источникам. Это лишний раз учит работе с ними и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Для изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе планируется всего 132часа:
1 класс -66 часов за учебный год, 2 часа в неделю
Ожидаемые итоговые тематические результаты обучения:
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
IV. Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метопредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
В ходе изучения курса «Окружающий мир» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.
Осуществлять деятельностный подход в обучении помогает использование различных энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям, предусмотренным программой курса «Окружающий мир», поэтому оснащение образовательного процесса по возможности должно включать экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д. Для проведения экскурсий в классе полезно иметь набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных и т.п.). Для посещения краеведческих, художественных, этнографических, мемориальных музеев важно иметь специальные путеводители, рассчитанные на интерактивные экскурсии по той или иной экспозиции.
Исходя из задач школы, осуществляется организация работы по воспитанию экологической культуры через задания, формирующие экологические знания и навыки правильного поведения в природе, помогающие понять многогранные связи человека с природой.
Список рекомендуемой литературы:
Литература для учителя
Дмитриева Н.Я, Казаков А. Н. Мы и окружающий мир: методическое пояснение к курсу. – М.: Федеральный научно – методический центр им. Л. В. Занкова, 2010г.
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир. Учебник для 1 класса. Часть 1.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011г.
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир. Учебник для 1 класса. Часть 2.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011г.
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Мы и окружающий мир». 1 класс.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011г.
Мы и окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова-авт. – сост. Г. А. Сафронова.- Волгоград: Учитель, 2009г.
Литература для учащихся
1. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир. Учебник для 1 класса. Часть 1.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011.
2. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир. Учебник для 1 класса. Часть 2.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011.
3. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Мы и окружающий мир». 1 класс.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011.
ЦОР
1. Попик В.А. Окружающий мир 1кл.: Путешествие колобка [Электронный ресурс]. - Брянск: Медиаресурсы.. – (Методическая медиатека; Лучшее от лучших)
2. Савельева М.И. . Окружающий мир.1кл.: Становление человека от первых человекообразных существ до современных людей [Электронный ресурс]. - Брянск: Медиаресурсы.. – (Методическая медиатека; Лучшее от лучших.
3. Уроки окружающего мира 1-3 кл. Мультимедийное приложение к урокам. [Электронный ресурс]. – М.: Планета, 2010.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
Федеральный портал «Российское образование»
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Российский общеобразовательный портал
Информация о проекте «Информатизация системы образования»
Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образование»
Учительская газета
Газета «начальная школа». Приложение к газете «1 сентября». Сайт для учителей «Я иду на урок»
Журнал «Вопросы Интернет-образования»
http://www.ipo.spb.ru/journal/
Журналы «Компьютерные инструменты в образовании» и «Компьютерные инструменты в школе»
Журнал «Информатика и образование»
http://rys-arhipelag.ucoz.ru/photo/14 -
http://roerih.ru/images/1/book.jpg -
http://s11.radikal.ru/i184/0911/e9/9edddc305725.jpg -
http://s53.radikal.ru/i140/0911/0c/a7062f63ed8f.jpg -
http://www.goldteam.su/forum/index.php?showtopic=7152 –
http://www.ido.rudn.ru/nfpk/hist/pic/2/v2_15.jpg -
http://www.int-edu.ru/history/Holid.htm -
http://www.yugzone.ru/x/audioencsiklopediya-kak-zhili-na-rusi
Окружающий мир
Развернутое тематическое планирование
№ п/п | № урока | Тема урока | Элементы содержания | Ожидаемый результат | Внеурочная форма | Вид контроля | Корректировка | ||||||
предметные | метапредметные | личностные | тесты | Сам.раб. | Ср. | к/р | Дата | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
1 четверть 9 учебных недель (18 ч) | |||||||||||||
1 | 1 | Что такое окружающий мир(32) | Природа родного края в осенний период | различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; – различать объекты природы и предметы, сделанные человеком; – сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; | Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить со_ ответствующие коррективы; | положительное отношение к школе и учебной деятельности; представление о причинах успеха в учебе; – интерес к учебному материалу; природного мира , природоохране, здоровьесбегающем поведении. | Урок-экскурсия | 5.09 | |||||
2–3 | 2-3 | Где мы живем | Окружающий мир, понятие «природа» | 7.09 12.09 | |||||||||
4–5 | 4-5 | Природа и её изменчивость | Осенние изменения в живой и неживой природе. Растительный мир родного края. Мир растений и животных | различать и называть основные части растений; – узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры; – использовать иллюстративный определитель растений и животных. | Урок-экскурсия | 14.09 19.09 | |||||||
6–7 | 6-7 | Природа – первый «учебник» человека | Наблюдение за происходящим | с/р | 21.09 26.09 | ||||||||
8 | 8 | Вселенная, или космос | Вселенная – необъятное пространство со звездами, планетами и другими телами. Космос и космические тела | узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; различать прошлое, настоящее и будущее; – определять родственные связи в семье; – соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы; – использовать правила поведения в общественных местах и на улице. | Познавательные– осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; – понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – устанавливать при_ Чинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку). | – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций; – знание основных моральных норм поведения. внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; – первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; представления о ценности и уникальности | Урок путешествие | 28.09 | |||||
9 | 9 | Земля как планета. | Земля как планета Солнечной системы. Причины смены дня и ночи | 3.10 | |||||||||
10 | 10 | Луна – спутник Земли | Изменения в живой и неживой природе | Экскурсия | 5.10 | ||||||||
11 | 11 | Значение воды на Земле | Вода – важнейшее условие жизни на Земле | различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; – различать объекты природы и предметы, сделанные человеком; – сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; различать и называть основные части растений; – узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры; – использовать иллюстративный определитель растений и животных. | 10.10 | ||||||||
12 | 12 | Значение воздуха на Земле | Воздух – газообразное вещество | 12.10 | |||||||||
13 | 13 | Разнообразие природы | Окружающий мир | с/р | 17.10 | ||||||||
14 | 14 | Неживая и живая природа. Наблюдение за комнатными растениями. Движение их к свету | Природа живая и неживая. Признаки, присущие объектам живой природы. Комнатные, садовые и дикорастущие цветы | Урок -сказка | 19.10 | ||||||||
15 | 15 | Живая природа. Животные | Живая природа. Животные и растения | различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; – различать объекты природы и предметы, сделанные человеком; – сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; | Коммуникативные принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, при_ ходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. | положительное отношение к школе и учебной деятельности; представление о причинах успеха в учебе; – интерес к учебному материалу; природного мира , природоохране, здоровьесбегающем поведении. | 24.10 | ||||||
16 | 16 | Растения. Строение растений. Деревья, кустарники, травы | Понятие «растение». Строение растений | тест | 26.10 | ||||||||
17 | 17 | Разнообразие растений и животных | Многообразие животного и растительного мира | различать и называть основные части растений; – узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры; | Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать | – знание основных моральных норм поведения. внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; – первичных | 31.10 | ||||||
18 | 18 | Природа и человек | Природные богатства Земли. Красная книга | 2.11 | |||||||||
2 четверть 7 учебных недель (14ч) | |||||||||||||
19 | 19 | Земная поверхность | Почва, полезные ископаемые | – использовать иллюстративный определитель растений и животных. | выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; | – знание основных моральных норм поведения. внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; – первичных |
14.11 | ||||||
20–21 | 20-21 | Труд людей | Труд человека | 16.11 21.11 | |||||||||
22 | 22 | Поздняя осень | Живая и неживая природа осенью | узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; различать прошлое, настоящее и будущее; – определять родственные связи в семье; – соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы; – использовать правила поведения в общественных местах и на улице. | Экскурсия | с/р | 23.11 | ||||||
23 | 23 | Модели и изображения Земли | Форма планеты Земля. Модель Земли – глобус | различать и называть основные части растений; – узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры; – использовать иллюстративный определитель растений и животных. | Познавательные– осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; – понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – устанавливать при_ Чинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку). | – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций; – знание основных моральных норм поведения. внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; – первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; представления о ценности и уникальности | 28.11 | ||||||
24 | 24 | Географическая карта | Виды карт: физическая карта полушарий; физическая карта России; карта родного края, области | 30.11 | |||||||||
25 | 25 | Азбука географии | Географические знаки | 5.12 | |||||||||
26 | 26 | Облик Земли постоянно меняется | Планета Земля | узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; различать прошлое, настоящее и будущее; – определять родственные связи в семье; – соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы; – использовать правила поведения в общественных местах и на улице. | 7.12 | ||||||||
27–28 | 27-28 | Наш город | Достопримечательности нашего города | Экскурсия в краеведческий музей | 12.12 14.12 | ||||||||
29 | 29 | История одной местности | Достопримечательности Москвы | различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; – различать объекты природы и предметы, сделанные человеком; – сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; различать и называть основные части растений; – узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры; – использовать иллюстративный определитель растений и животных. | Коммуникативные принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, при_ ходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. | 19.12 | |||||||
30 | 30 | Тепло Земли | Тепловые пояса Земли | Урок-путешествие | 21.12 | ||||||||
31 | 31 | Что мы узнали на уроках окружающего мира | Объекты окружающего мира | Урок обобщения | 26.12 | ||||||||
32 | 32 | Как открывали новые земли | Понятие «путешествие» | тест | 28.12 | ||||||||
3 четверть 9 учебных недель (18ч) | |||||||||||||
33 | 1 | Главная особенность Земли.(15ч) Появление и развитие жизни на Земле | Древние растения и животные | различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; – различать объекты природы и предметы, сделанные человеком; – сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; различать и называть основные части растений; – узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры; – использовать иллюстративный определитель растений и животных. | Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; | – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций; – знание основных моральных норм поведения. внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; – первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; представления о ценности и уникальности | 16.01 | ||||||
34 | 2 | Древние растения и животные | Древние растения и животные | 18.01 | |||||||||
35 | 3 | Современные растения и животные | Современные растения и животные | Урок-викторина | 23.01 | ||||||||
36 | 4 | Древняя и современная природа Земли. История Земли в схеме | Гипотезы возникновения жизни на Земле | 25.01 | |||||||||
37 | 5 | Растительноядные и хищные животные | Животные – объекты природы | узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; различать прошлое, настоящее и будущее; – определять родственные связи в семье; – соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы; – использовать правила поведения в общественных местах и на улице. | Познавательные– осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; – понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – устанавливать при_ Чинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку). | Урок-викторина | 30.01 | ||||||
38 | 6 | Природа зимой | Объекты природы | Урок-экскурсия | 1.02 | ||||||||
39 | 7 | Становление человека. Предки человека | Строение предков человека. Причины изменений, произошедших | 6.02 | |||||||||
40 | 8 | Человек-охотник и кочевник | Причины расселения человека | 8.02 | |||||||||
41 | 9 | Человек прямоходящий | Этапы развития человека | различать и называть основные части растений; – узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры; – использовать иллюстративный определитель растений и животных. | 20.02 | ||||||||
42 | 10 | Орудия труда | Орудия труда древнего человека | – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций; – знание основных моральных норм поведения. внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; – первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; представления о ценности и уникальности | 22.02 | ||||||||
43 | 11 | Родовой строй | Этапы развития человека | 27.02 | |||||||||
44 | 12 | Одомашнивание животных. Домашние животные и их предки | Домашние и дикие животные | 29.02 | |||||||||
45 | 13 | Начало оседлой жизни | Древние люди | узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; различать прошлое, настоящее и будущее; – определять родственные связи в семье; – соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы; – использовать правила поведения в общественных местах и на улице. | 5.03 | ||||||||
46 | 14 | Земля рассказывает о себе | Понятия археология, палеонтология, история | Экскурсия в краеведческий музей | 7.03 | ||||||||
47 | 15 | Что ты узнал о Земле и наших предках | Урок обобщения | 12.03 | |||||||||
48 | 1 | Мы – часть окружающего мира(19) | Современное человечество | узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; различать прошлое, настоящее и будущее; – определять родственные связи в семье; – соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы; | Коммуникативные принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, при_ ходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. | – этические чувства (стыда, вины, совести) – знание основных моральных норм поведения. внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
| 14.03 | ||||||
49 | 2 | Природные условия и человек | Климат. Своеобразие природы определяет особенности жизни человека | 19.03 | |||||||||
50 | 3 | Мы разные по внешнему виду и по возрасту | Своеобразие природы определяет внешний облик человека | 21.03 | |||||||||
4 четверть 8 учебных недель ( 16ч) | |||||||||||||
51–52 | 4-5 | Мы заняты разным делом | Профессии людей | – использовать правила поведения в общественных местах и на улице. | Коммуникативные принимать участие в работе парами и группами; | – интерес к учебному материалу; природного мира , природоохране, здоровьесбегающем поведении. – знание основных моральных норм поведения. внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | 2.04 4.04 | ||||||
53– | 6-7 | Охрана окружающей среды | Живая и неживая природа. Охрана природы | различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; – различать объекты природы и предметы, сделанные человеком; – сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; различать и называть основные части растений; – узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры; – использовать иллюстративный определитель растений и животных. | Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; Познавательные– осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
| положительное отношение к школе и учебной деятельности; представление о причинах успеха в учебе; – интерес к учебному материалу; природного мира , природоохране, здоровьесбегающем поведении. – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций; – знание основных моральных норм поведения. внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; представления о ценности и уникальности | 9.04 11.04 | ||||||
55 | 8 | Весна в природе | Объекты природы. Весенние изменения | Урок-экскурсия | 16.11 | ||||||||
56 | 9 | Мы живём в разное время суток | Часовые пояса и Гринвичский меридиан | 18.11 | |||||||||
57 | 10 | Люди живут в разных странах | Многообразие стран на планете | 23.04 | |||||||||
58 | 11 | Обычаи разных стран | Праздники и обычаи разных народов | Урок-игра | 25.04 | ||||||||
59–60 | 12-13 | Что вы знаете о своей стране | Страна, где мы живем | 30.042.05 | |||||||||
61–62 | 14-15 | Из истории Древней Руси | Древнерусское государство | 7.05 9.05 | |||||||||
63–64 | 16-17 | Законы современной жизни | Правила поведения в общественных местах, на улице, в школе. Профессии. Правила вежливости | называть основные части растений; – узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры; – использовать иллюстративный определитель растений и животных. | 14.0516.05 | ||||||||
65– | 18-19 | Что мы узнали на уроках окружающего мира | Живая и неживая природа | + | 21.0523.05
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 1класс УМК "Школа2100"
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на...
Декоративные растения. Окружающий мир 1класс. Презентация к уроку
Презентация знакомит учащихся с различными декоративными растениями и правилами ухода за ними, расширяет образные представления учащихся, способствует решению задач экологического и эстетического восп...
Рабочая программа по окружающему миру 1класс
Рабочая программа по окружающему миру 1класс ....
Окружающий мир.1класс. Презентация карты урока.
Предмет. Окружающий мир. Технологическая карта темы. Класс 1 Тема:"Моя Родина" (4 часа) 1. " Что такое Родина?" 2. "Народы России". 3. "Что мы знаем о Москве?" 4. проект "Моя малая родина" През...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Программа "Занков"
В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная записка, составленные по ФГОС....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК Занков
РП и КТП по окружающему миру...
Тестовая работа по окружающему миру за 1 полугодие Занков Л.В.
Работа помогает проверить знания учащихся 3 класса по окружающему миру за 1 полугодие....