"Цветы нашей Родины"
классный час по окружающему миру (4 класс) по теме
Сегодняшний урок посвящён необычайно красивому, волшебному творению природы - цветам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_cvety_nashey_rodiny_1.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦВЕТЫ НАШЕЙ РОДИНЫ
(Звучит фонограмма песни «Шёлковая кисточка»)
У: Богат и разнообразен растительный мир нашей Родины. Множество удивительных растений можно встретить на её территории. Сегодняшний урок посвящён необычайно красивому, сказочному, волшебному творению природы - цветам. Почему я сказала «сказочному, волшебному творению»?
Д: - Потому что они сказочно красивы и ими можно любоваться. Это поднимает настроение.
- Потому что некоторые цветы являются лекарственными растениями и способны творить чудеса, излечивая людей от недугов.
У: Вспомните сказки о цветах.
Д: - Аксаков «Аленький цветочек», Бажов «Каменный цветок» (показ книг). Возможно прочтение отрывков.
У: Так что же такое цветок? Заглянем в толковый словарь.
Д: - «Цветок - часть растения, на котором образуется плод, а также само растение».
У: Но нам ведь хочется знать больше того, что даёт нам словарь. Мы хотим знать названия цветов, нам интересно их рассматривать, нас привлекают их запахи. Люди во все времена любили цветы за красоту. Они с давних времён наделяли цветы особой символикой. Например, гвоздика:
Огневых гвоздик монисты
Под разливами ветров
Рассыпаются , как искры,
В сочной зелени лугов.
(Вывешивается картинка гвоздики).
Тёмно-красный благоухающий цветок, напоминающий покрасневшие от слёз глаза. Вот какова древнегреческая легенда о гвоздике.
Однажды Диана, возвращаясь с неудачной охоты, увидела маленького пастушка, играющего на свирели.
- А, это ты распугал всех птиц и зверей! - закричала
разгневанная богиня. - Что вы? Что вы? Я только забавляюсь, - оправдывался
мальчик, - ведь голос моей свирели так тих, что слышен только
цветам.
Не поверила пастушонку Диана, в гневе набросилась на него и избила. А когда поняла меру своей жестокости, было слишком поздно. Там, куда упали капли крови, неожиданно выросли трепещущие цветы, которые люди назвали гвоздиками.
Тюльпан
Не радужное марево туманов,
Не золотые выплески зари,
Колышется мелодия тюльпанов Возвышенной симфонии земли.
Они переполняют счастьем душу, Рассудок заставляют ликовать,
И потому их надо сердцем слушать, Восторженной душой воспринимать. Такое буйство красное в зените
Несёт крутой тюльпановый прибой,
Что вы в зените этом захотите Однажды искупаться с головой.
Тогда-то и услышите нежданно,
Что сердца плеск с цветами заодно, -Подобно сердце венчику тюльпана
И тою же зарёй напоено.
или
Тюльпан стремится к небу горделивый, Жёлтый или красный - он любой красивый. На маленький овал похож его бутон. В луковке зимой хранится он.
На утренней заре раскроется чуть-чуть -Хочется ему на солнышко взглянуть,
А на закате снова ляжет спать –
И не нужна ему для этого кровать.
(Вывешивается картинка с изображением тюльпана).
Из далёкой древности пришла к нам легенда о тюльпане. В золотистом бутоне жёлтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая бы открыла его бутон.
Но по лугу прошла женщина с ребёнком. Мальчик вырвался из рук матери, со звонким смехом подбежал к цветку, и золотой бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, что не смогла сделать никакая сила.
Дарить тюльпан следует лишь тому, у кого большое счастье. В Стамбуле и других городах Турции ежегодно устраивались праздники
тюльпанов, которые выливались в красочные представления, а самая красивая девушка избиралась королевой торжественного шествия.
Фиалка
Лиловый букет удивлённых фиалок
Похож на лиловый закат,
Подобно закату он светит устало
И нежный струит аромат...
Подобно закату огонь его жарок,
Взгляните на маленький куст -
Нет радости в нежных листочках фиалок,
Есть скрытая-скрытая грусть.
Фиалки - эмблема оживающей весенней природы. У фиалки чудный, ни с чем несравнимый по нежности запах и приятное сочетание лиловой окраски цветка с сочной, яркой зеленью листьев.
У древних греков фиалка была цветком печали и смерти, ими украшали смертное ложе молодых девушек, и в то же время фиалка олицетворяла оживающую природу, а древние Афины изображались живописцами в виде женщины с венком фиалок на голове. Но была она и символом весны.
Кроткая, застенчивая, скромная - вот самые распространённые эпитеты фиалки.
Русское название фиалок «Иван-да-марья» пошло от предания о нежно любящих друг друга юноше и девушке, которые решили превратиться в цветок, чтобы никогда не расставаться.
- На уроках природоведения мы говорили, что цветы бывают
какие? (дикорастущие и декоративные) - Дикорастущие - это какие? (которые растут сами по себе в
лесу, в поле, на лугу).
- Назовите луговые цветы (клевер, колокольчик).
- Назовите полевые цветы (василёк).
- А в лесу какие цветы растут? (ландыш, незабудка).
(Вывешиваются картинки под табличку дикорастущие)
- К сожалению, хозяйственная деятельность людей ведёт к
гибели многих дикорастущих растений. Или люди рвут их ради
красивых цветков. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они
долго ещё могли бы радовать нас! - А какие декоративные цветы знаете? (Розы, тюльпаны,
нарциссы). Комнатные растения тоже относятся к декоративным.
(Вывешиваются картинки под табличкой декоративные)
- Многие замечательные растения находятся под угрозой
исчезновения и занесены в Красную книгу (эдельвейс, водяной орех,
кувшинка белая, волчье лыко, купальница, сон-трава, ландыш).
Сведения об этих растениях собрали ребята в классную Красную
книгу. Все эти растения нуждаются в охране.
- Замечательное богатство природы - лекарственные растения.
Растительный мир нашей страны очень богат, и практически все его
представители обладают лечебными свойствами. Вот почему лес
называют «зелёной аптекой»
1. Как не хочется болеть,
Уколы делать и компресс,
Глотать противные таблетки
И горькие микстуры пить.
Но есть спасительное средство,
И не в лекарствах, а в лесу:
Зайди в «зелёную аптеку».
С ней все болезни по плечу.
- О том, что растения помогают лечить болезни, люди узнали
очень давно. Постепенно учёные изучали свойства разных растений и
теперь используют многие из них для приготовления лекарств.
Заглянем в «зелёную аптеку» и познакомимся с некоторыми
лекарственными растениями. - Узнайте, о каком растении пойдёт речь:
2. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
- Ни одно дерево не пользовалось у народов Европы такой
любовью, как дуб. Особую славу дубу принесла его кора. Отваром из
коры дуба полощут рот и горло при воспалительных процессах,
используют для лечения ожогов. Лечебными свойствами обладают и
плоды дуба. Их применяют для лечения желудочно - кишечных
заболеваний.
- Следующая загадка:
3. Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица!
Что это за диво?
Это же ...(крапива).
Русское название крапивы происходит от древнерусского
слова «коприна» - шёлк. Из её стеблей получали волокно для
выработки тканей. Даже в сказках об этом говорится. Вспомните
сказку Андерсена «Дикие лебеди». Из чего Элиза плела рубашки для
своих братьев - диких лебедей? Крапива - лекарственное растение.
Она поможет остановить кровотечение, вылечить простуженное горло.
Из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные
блюда. У русского народа сложено немало поговорок о крапиве:
- Жгуча крапива родится, да в щах пригодится.
- Одна крапива заменяет семерых врачей.
- Следующая загадка:
6. Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашка)
- Ромашка - древнейшее и очень популярное у многих народов
лекарственное растение.
7. Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
- Следующая загадка:
8. Тонкий стебель у дорожки.
На конце его серёжки.
На земле лежат листки -
Маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
- Он растёт вдоль тропинок и дорог, отсюда его название.
9. Вырастает подорожник,
Лишь подходит срок.
На земле сухой и твёрдой
Около дорог.
Если ты порезал руку
Или ногу сбил,
Он тебе залечит рану
И прибавит сил.
Помогая молча людям,
Не боясь невзгод
Рядом с нами подорожник
На земле живёт.
- За ярко выраженные ранозаживляющие свойства в народе его
называли «порезник», «ранник». По легенде эти свойства были
открыты так. Однажды две змеи, расположившись на дороге, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что этот случай и натолкнул людей на мысль использовать это растение для лечения ран. Кроме того, подорожник помогает при гастритах и язвенной болезни желудка. Мы рассказали лишь о нескольких лекарственных растениях и создали вот такой альбом (показ). На самом деле их гораздо больше. Только надо их знать и уметь ими пользоваться.
- Вот ромашка от ангины,
Горло ею полощи.
Земляника от простуды,
Чай скорее завари. - чистотел лицо отбелит.
Волос вылечит лопух.
Ландыш с мятой успокоят
Тех, кто нервничает тут. - не забудь про подорожник,
Пользы много от него:
Он желудок нам полечит,
Остановит даже кровь.
ХОРОМ: так что знай, какую пользу
Нам принёс такой поход.
День потратишь на природе -
Будешь целый год здоров!
- Лекарственные растения - замечательное богатство природы.
Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но
выполнять её нужно так, чтобы не нанести вред природе. Запомните
правило: собирать лекарственные растения можно только в тех
местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять
неприкосновенными, чтобы сохранить их на будущее.
ХОРОМ: Каждый кустик и травинка, Корень, ягода, орех –
Всё приносит пользу людям, Помогает от всех бед.
Лес - богатство наше, знай! Береги и сохраняй!
- Давайте вспомним правила поведения в природе!
1. Находясь в природе, нельзя срывать растения для
букетов. Букеты можно составлять только их тех растений, которые выращены человеком (схема).
- Собирать лекарственные растения можно только в
тех местах, где их много. Часть растений нужно
обязательно оставлять в природе (схема). - В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить
по тропинкам, чтобы растения не погибли от
вытаптывания (схема).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Цветы нашей Родины"
Урок посвящён необычайно красивому, сказочному, волшебному творению природы - цветам. Ребята рассказывают легенды о цветах, стихотворения, загадывают и отгадывают загадки, знакомятся со сво...
Цветы нашей Родины
Интегрированный урок литературного чтения, музыки и технологии по теме "Цветы нашей Родины" посвящён первым весенним цветам....
Цветы нашего класса
В нашем классе много комнатных цветов. На уроках окружающего мира мы изучали названия наших растений и правила ухода за цветами....
Тема: Ю. Яковлев «О нашей родине», М. Пришвин «Моя Родина».
Конспект урока по литературному чтению....
СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТА к 8 Марта «Женщины — цветы нашей жизни»
Поздравить все женщин с Международным днем 8 марта, воспитать у подрастающего поколения отношение к празднику по средствам участие в подготовке и проведении концерта....
Методическая разработка к внеурочному занятию для 1 класса по теме: "Наша Родина. Главный город нашей страны".
Цель – познакомить с достопримечательностями Москвы.Задачи.Воспитательные:· воспитывать патриотические чувства, интерес к своей стране;·...