Урок окружающего мира во 2 классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок-исследование во 2 классе по теме "Какие бывают животные?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx299.09 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Симкова С.Н.

2 класс

МОУ «Шлинская основная общеобразовательная школа»

Урок окружающего мира.

(урок-исследование)

Тема: Какие бывают животные?

Цель:

  1. Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы: птицы, рыбы, звери, насекомые.
  2. Знакомство с новыми группами животных: земноводные, пресмыкающиеся (поисковая работа).
  3. Познакомить учащихся с отличительными признаками представителей каждой группы животных.
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  1. А.А.Плешаков «Окружающий мир». 2 класс;
  2. Персональный компьютер;
  3. Мультимедийный проектор;
  4. Программа Microsoft Power Point;
  5. Экран;
  6. Учебное пособие;
  7. Карточки с заданиями;
  8. Иллюстрации животных

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Слайд 1. На плане написаны пункты плана урока в произвольном порядке, учащиеся самостоятельно выбирают и выстраивают урок.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение ранее изученных знаний.
  3. Работа с новым материалом.
  4. Закрепление изученного материала
  5. Подведение итогов.
  6. Моя оценка урока.
  1. Повторение ранее изученных знаний.

а) Разгадав кроссворд,  вы узнаете тему нашего урока.

К

С

К

Ж

В

Е

  1. Не жужжу, когда сижу, 
    Не жужжу, когда хожу, 
    Не жужжу, когда тружусь, 
    А жужжу, когда кружусь.

                                      (жук) 

  1. Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

                           (волк) 

  1. Мохнатенький, усатенький

Сядет – песенку поёт.

                               (кот) 

  1. Мех его, на удивленье,
    Словно бархат круглый год.
    Роет он с большим терпеньем
    Под землёю длинный ход.
    От рождения не видит,
    Свет дневной он ненавидит.
     
    Дом ему – подземный грот.
    Ну так кто же это?
                                     (
    Крот) 
  2. Он огромней всех на суше.
    У него большие уши.
    Он чудесным шлангом–носом
    Может с пальм срывать кокосы

Издаёт он трубный глас. 
С ним встречались вы не раз
В цирке или зоопарке.
А живёт он в странах жарких
                                                 (
слон) 

  1. Под дубочком, под листочком

      Свился, скрючился клубочком.

                                                 (ёж) 

Слайд 2

- Как же называются все эти существа?  (Животные)

- Правильно, и тема нашего урока «Кто такие животные?»

Слайд 3.

- А теперь давайте подробнее вспомним о том, что мы знаем об этих животных. Их, как мы знаем, можно научиться различать по числу ног и по покрову тела.

К концу нашей работы по повторению пройденных в 1 классе знаний мы должны заполнить следующую таблицу:

Название группы животных

Количество ног и покров тела

…..

….

Итак, начнём работу для повторения полученных в первом классе  знаний  на этом уроке.

б) - На магнитной доске иллюстрации:  лось, щука, дятел, бабочка.

К каким группам животных они относятся?

(ответы детей: звери, рыбы, птицы, насекомые)

  1. Работа группами (4 группы):

Задание для 1 группы:

Рассмотрите карточку №1 (изображены: муха, таракан, комар, муравей)

1.Определите к какой группе относятся эти животные.

2.Найдите : какие признаки помогают определить принадлежность к группе?

Запишите данные в вашу таблицу

Название группы животных

Количество ног и покров тела

 

 

3.Найдите лишнего в этом ряду животных. Объясните, почему лишний.

Задание для 2-ой группы  (изображены: кошка, волк, тигр, белка)

Карточка   №2.

1.Определите к какой группе относятся эти животные.

2.Найдите : какие признаки помогают определить принадлежность к группе?

Запишите данные в вашу таблицу

Название группы животных

Количество ног и покров тела

 

 

3.Найдите лишнего в этом ряду животных. Объясните, почему лишний.

Задание для 3-ьей группы

Карточка  №3. (изображены: карп, сом, сельдь, окунь)

1.Определите к какой группе относятся эти животные.

2.Найдите : какие признаки помогают определить принадлежность к группе?

Запишите данные в вашу таблицу

Название группы животных

Количество ног и покров тела

 

 

3. Найдите лишнее животное. Объясните свой выбор.

 

Задание для 4-ой группы

Карточка №4  (изображены: аист, страус, воробей, колибри)

1.Определите к какой группе относятся эти животные.

2.Найдите : какие признаки помогают определить принадлежность к группе?

Запишите данные в вашу таблицу

Название группы животных

Количество ног и покров тела

 

 

3. Найдите лишнее животное. Объясните свой выбор.

- Вы потрудились, теперь давайте немного отдохнём, перед проверкой вашей работы.

ф/м  Лучшие качели – гибкие лианы

(дети раскачиваются вперёд, вправо, влево)

         Это с колыбели знают обезьяны.

         Кто-то век качается

         Да-да-да (хлопки в ладоши),

         Тот не огорчается

         Ни – ког - да (прыжки)

  1. Проверка работы групп. Обобщение знаний по изученному материалу.

Слайд 4- НАСЕКОМЫЕ

Название группы животных

Количество ног и покров тела

 Насекомые

 Шесть ног

1-ый вариант – муравей  (у него нет крыльев)

2 вариант – комар (кровососущий)…

Слайд 5 - ЗВЕРИ

Название группы животных

Количество ног и покров тела

 Звери

 Четыре ноги, покрыты шерстью

1-ый вариант -  кот (это домашнее животное);

- А каких животных мы можем назвать домашними? Чем они отличаются от диких животных?  (ответы по личным наблюдениям детей)

2-ой вариант – тигр (не обитает в наших лесах).

- Каких  ещё экзотических животных вы знаете?

Слайд 6- РЫБЫ

Название группы животных

Количество ног и покров тела

Рыбы  

 Есть плавники, чешуя

1-ый вариант – сом (у него есть усы)

2-ой вариант – сельдь (морская рыба)

Слайд 7 – ПТИЦЫ

Название группы животных

Количество ног и покров тела

Птицы

 Две ноги, два крыла, перья

1-ый вариант – колибри (самая маленькая птичка)

2-ой вариант – страус(не летает)…

  1. Работа с новым материалом.

а) Введение: (слайд 8)  Дано изображение паука.

Вспомните, к какой группе относится это животное? Правильно пауки – это не насекомые, а отдельная группа животных. Почему они не могут быть насекомыми?

- Вот какие они разные  - животные!

б)  Рассмотрите внимательно следующий слайд -9.  (проблема)

 (жаба, лягушка, черепаха, крокодил )

К какой группе животных, которые  мы уже знаем, можно отнести этих живых существ?

(ответы детей путаются, т.к. они не могут отнести эти животных к ранее изученным  группам)

Учитель: - Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?  Почему не смогли выполнить? (эти животные не подходят ни к одной известной группе)

 - Давайте попробуем разобраться вместе, а если не всё получится,  то, кто нам поможет? Правильно, «умная книга» - энциклопедия.  

в)  На сколько групп можно разделить этих животных? По каким признакам вы это сделали?

Дети: - Лягушка , жаба (у них гладкая кожа, четыре ножки)

Учитель: - Где они могут жить? (и на земле и в воде)

- Попробуем соединить эти  два слова: ЗЕМЛЯ    ВОДА.   И ответим на вопрос  какие это животные?( варианты детей)

Приходим к выводу: Какие? - ЗЕМНОВОДНЫЕ

- Что же мы запишем в нашу таблицу?

Название группы животных

Количество ног и покров тела

Земноводные

 Четыре ноги, голая кожа

г) Какие животные ещё остались на слайде?( черепаха, крокодил)

-Что их отличает от других животных?   (на теле  чешуйки).

-Давайте рассмотрим кожу этих животных внимательнее – Слайд 10 .

Это покрытие кожи называется: роговые чешуйки.

-Название этой группы вам поможет узнать «умная книга» - атлас-определитель «От земли до неба».

- В атласе-определителе «От земли до неба» найдите этих животных и выясните, к какой группе они относятся?

Найдено название  – пресмыкающиеся.

- Кто ещё относится к этой группе? (ответы детей)

Название группы животных

Количество ног и покров тела

Пресмыкающиеся

 Четыре  ноги (или нет ног), роговые чешуйки

- Названия каких групп животных мы узнали сегодня и должны записать в наш словарик для запоминания? (земноводные, пресмыкающиеся).

пресмыкающиеся

земноводные

        

Слайд 11.

  1. Закрепление изученного материала.

а) Слайд12.

Обобщение по таблице.

Название группы животных

Количество ног и покров тела

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые

Пауки

Земноводные

Пресмыкающиеся

Четыре ноги, шерсть

Две ноги, два крыла, перья

Плавники, чешуя

Шесть ног

Восемь ног

Четыре ноги, голая кожа

Четыре ноги, роговые чешуйки)

-Где  мы можем увидеть животных (ответы детей)

- А сейчас выйдем на «лесную полянку» и сами станем «зайчиками».

ф/м  (дети на лесной полянке встали в кружок)

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале….

Вправо, влево повернись,

Наклонись и подтянись.

Лапки вверх и лапки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!

- А теперь пришло время проверить, как вы запомнили все, что мы сегодня исследовали.

б) Работа в группах. (4 группы)

Каждой группе – отгадать загадку. Определить к какой группе относится животное. Обосновать свой ответ. Привести примеры других животных, относящихся к этой группе.

Лежит верёвка,

Шипит плутовка.

Брать её опасно –

Укусит. Ясно?

Задание:

1.Отгадайте загадку.

2.Определите к какой группе относится животное. Обоснуйте свой ответ. 3.Приведите примеры других животных, относящихся к этой группе.

Деловитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком

Задание:

1.Отгадайте загадку.

2.Определите к какой группе относится животное. Обоснуйте свой ответ. 3.Приведите примеры других животных, относящихся к этой группе.

У меня ходули –

Не страшит болото.

Лягушат найду ли –

Вот моя забота.

Задание:

1.Отгадайте загадку.

2.Определите к какой группе относится животное. Обоснуйте свой ответ. 3.Приведите примеры других животных, относящихся к этой группе.

У маленькой животинки

Сто серебристых

Монеток на спинке.

Задание:

1.Отгадайте загадку.

2.Определите к какой группе относится животное. Обоснуйте свой ответ. 3.Приведите примеры других животных, относящихся к этой группе.

  1. Подведение итогов урока.

-  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Был ли урок для вас интересен и полезен? Если да, то чем? Если  нет, то почему?

Давайте ещё раз посмотрим на «БРАТЬЕВ НАШИХ МЕНЬШИХ» (презентация).

- Какие чувства вызывал у вас этот просмотр? А что же каждый из нас должен делать для того, чтобы это чудо природы всегда было на нашей планете Земля?

- Животные красной книги (презентация).

  1. Самооценка урока.

Оцените свою работу на уроке. (карточки )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...