Берегите глаза!
классный час по окружающему миру (3 класс) по теме

Конспек открытого классного часа по теме "Берегите глаза!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas. Берегите глаза!657.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 п.г.т.Кукмор

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Классный час «Берегите глаза!»

                                                                 Учитель начальных классов

                                                    второй квалификационной категории

                                                    Мухамедьярова Гульнара Габдулхаева

2010 год

Цели мероприятия:

воспитывать в детях чувство необходимости сохранения физического здоровья, ответственности;

формировать и способствовать становлению мотивационной сферы гигиенического поведения ребят.

Задачи мероприятия:

приобщение к здоровому образу жизни;

развитие физической культуры детей, положительных привычек;

выработка навыков гигиены зрения;

расширение активного словарного запаса и кругозора детей;

выработка особого мнения о здоровом человеке и правил здоровьесбережения.

Оборудование:

Анкета «Быть здоровым», индивидуальная распечатка «Гимнастика для глаз», плакат по ООМ «Пять органов чувств человека», плакат «Строение глаза», карточка - словоформула «Я здоровье сберегу. Сам себе я помогу!», изображения орла и совы, загадки о глазах, пословицы о глазах, зеркало, словарная работа на доске.

Ход мероприятия:

- Как человек общается с окружающей средой? Что ему в этом помогает? (С помощью 5 органов чувств - осязания, зрения, слуха, обоняния, вкуса). Какие внешние органы человека за это отвечают?

- Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны хорошо знать своё тело и любить его. Давайте заучим несколько слов, они нам помогут оставаться здоровыми.

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу.

- А о чём мы сегодня будем говорить, вы, ребята, узнаете, если отгадаете загадку:

Два братца через дорогу живут, друг друга не видят? (глаза)

Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Как вы понимаете выражение «острое зрение»? он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает свою добычу на земле. (показ картинки орла). Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте (показ картинки совы). А вот что можно сказать о кроте? Почему он слепой?

Человек не такой зоркий, как эти птицы. Можно ли назвать глаза главными помощниками человека? Докажите это. Глаза помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. Повернитесь лицом к соседу, посмотрите, какие красивые глаза у человека. Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (прекрасные очи, ясные, чистые, огромные, весёлые, зоркие и т.д.) Каким бывает цвет глаз у человека? (карие, голубые, зелёные, серые, синие). Какие по размеру бывают глаза? Где и как глаза расположены? (Показ плаката «Строение глаза»)

- Что можно обнаружить в глазу, когда его рассматриваешь вблизи? Да, это цветное колечко называется «радужка». От неё зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая плёнка – «роговица». В центре глаза мы видим чёрную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это «зрачок». Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

Проведение опыта с зеркалом

Яркий свет-зрачок сужается, слабый - расширяется. Ткани глаза очень нежные, поэтому глаза от природы у человека хорошо защищены.

- Какие части глаза помогают в защите? (Веки, ресницы)

- Отгадайте загадку: «Под мостом – мостищем, под соболем - соболищем два соболька разыгрались» (брови и глаза). Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. А зачем человеку слёзы? (рассуждения детей, вывод – защита от пыли). Предлагаю открыть рабочие тетради и нарисовать схему – строение глаза, не забудьте указать на все части глаза.

Пословицы о глазах

От хозяйского глаза и кот жиреет. В своем гнезде и ворона коршуну глаза выклюет. Лихих глаз и чад неймет. Свиные глаза не боятся грязи. У не имеющего желаний нет глаз. Истинное знание не бросается в глаза. Лучше быть слепым глазами, чем умом. Быстро открывай глаза, медленно открывай рот. В глаза не хвали, за глаза не кори. Глаза - чтобы видеть, ум – чтобы распознавать. Глаза есть зеркало души. Глаза горят, глаза слушают. Свой глаз зорок, не надо и сорок. Глаза глядят, а руки делают. Свой глаз – алмаз, а чужой стекло. Человека по глазам видно. Одно око, да видит далеко. Глаза карие – люди бравые, глаза серые – люди смелые. Одни глаза и плачут, и смеются. Зуб редок, да глаз меток. Очи орлиные, а крылья комариные.

Физминутка

На парте у каждого лежит памятка «Гимнастика для глаз». Внимательно просмотрите предложенные упражнения. Для чего, по вашему мнению, нужно делать зарядку для глаз? Правильно от ежедневной гимнастики укрепятся не только мышцы тела, но и глаз.

Выполняем стоя у парты комплекс упражнений для глаз

В итоге, трудно было? Много времени заняла гимнастика?

Закрепление

Поиграем в игру «Полезно – вредно». Если вы считаете, что фраза верна, хлопните в ладошки, если не верна – скрестите руки на груди. Итак,

  1. читать лёжа, в сумерках;
  2. смотреть на яркий свет;
  3. оберегать глаза от ударов;
  4. смотреть близко телевизор;
  5. промывать по утрам глаза;
  6. тереть глаза грязными руками;
  7. читать сидя;
  8.  есть полезную пищу, витамины;
  9. обращаться к врачу-окулисту;
  10. выполнять гимнастику для глаз во время уроков, дома;
  11. соблюдать режим дня.

От чего человек может потерять зрение? Легко ли живётся слепым людям? Что вы почувствуете, если увидите слепого человека? Как надо поступить? Что носят люди с недостатками зрения?

Сценка: «Галя – ученица»

Участвуют: мама, ученица Галя, врач, автор.

Ученик 1.Наша Галя подросла. В первый класс она пошла. Маленькая Галочка начала учиться. Девочка хорошая не должна лениться. Маленькая Галочка от  души старалась, над тетрадкой новенькой низко наклонялась. Выводила палочки маленькая Галочка – наклонялась бочком, помогала язычком. Изгибалась, как вопрос, словно пишет Галин нос!

Ученик 2. Мама Гале говорит: - Кто же, Галя, так сидит? Прямо сядь, ровней дыши, носом книгу не паши. Не сгибайся, слышишь? Голову повыше!

Галя с мамой не согласна:

Ученик 3. - Я же вижу все прекрасно! Если сесть иначе, не прочесть задачи.

Ученик 2.Галя в пятый класс идет… Пробежал за годом год. Тут родные увидали: часто щурит глазки Галя. И, на первой парте сидя, Галя доску еле видит.

Ученик 3. – Что там пишут – не понять, слов никак не разобрать.

Ученик 4. Плохо видит Галя вдаль, и врачи сказали: «Жаль, в этом ты сама повинна. Вот беды твоей причина: ты держала книгу близко, ты к письму склонялась низко. Над тетрадкой за столом нагибалась ты крючком. Вот и стала близорука –

Все вместе: Это и другим наука!

Давайте вместе выведем правила бережного отношения к зрению:

*умываться по утрам;

* смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день;

*сидеть не ближе 3 м от телевизора, подальше от монитора компьютера;

 *не читать лежа, в транспорте;

*беречь глаза от попадания инородных предметов;

*при чтении и письме свет должен падать слева;

*употреблять в пищу витамины, морковь, лук, сладкий перец, помидоры, петрушку;

*ежедневно делать гимнастику для глаз;

*укреплять глаза, глядя на восход или закат.

Посоветуем людям в очках следующее:

· не горюйте. Со временем с помощью очков зрение может улучшиться;

· берегите свои «вторые глаза», часто мойте и протирайте;

· храните очки в футляре;

· не кладите стёклами вниз;

· снимайте во время занятий спортом;

· не обращайте внимание на глупцов, которые дразнятся.

Итог урока

- О чём сегодня шла речь? Что интересного, важного для вас узнали? С какими новыми словами встретились? (очи, радужка, веки, зрачок, роговица, врач - окулист). Что они означают? О чём расскажете дома?

Физические упражнения для отдыха глаз

«Мечталка»

Такие упражнения снимают спазм цилиарных мышц.

Закрыть глаза, положить на них тёплые ладошки, но не давить на веки. Расслабиться и, всматриваясь в темноту перед глазами, представить, что разглядываешь тёмное небо. (30-40 сек.).

Открыть глаза, широко и радостно улыбнуться (до 5 сек.)

«Смотрелки»

Закрыть глаза, сильно зажмуриться на 15-20 сек.

Открыть глаза, посмотреть вдаль, т.е. задуматься.

При открытых глазах сделать массаж двух точек (внутренний конец бровей): погладить точки (до 5 сек.) а потом надавить на них (20-30 сек.).

Закрыть глаза, вдох – носом: шумный, мощный короткий; выдох – со звуком «ах», «ух».

Расслабить мышцы лица, т.е. отпустить нижнюю челюсть, дышать спокойно.

«Рисовать брови»

Закрыть глаза, тёплыми пальцами «нарисовать» под бровями дугу. «Рисовать» от носа к вискам. На виски не давить (10-15 раз).

«Рисовать» так же, но над бровями.

Открыть глаза, посмотреть вдаль.

«Глаза устали» (выполняются стоя или сидя)

Закрыть глаза зажмуриться. Открыть глаза, смотреть вдаль. Дыхание ритмичное. Упражнение выполняется 3 раза.

Не поворачивая голову смотреть: вправо 1сек. – вдаль 3 сек.; влево 1 сек. – вдаль 3 сек.; вниз 1 сек. – вдаль 3 сек.; вверх 1 сек. – вдаль 3 сек.;

Смотреть на переносицу 2 сек.; смотреть вдаль 3 сек.. Повторить 3 раза.

Не поворачивая голову медленно смотреть вверх, вправо, вниз, влево и в обратную сторону – потом вдаль .

Смотреть на палец вытянутой руки 2 сек. – потом вдаль 3-4 сек.

Закрыть глаза. Шумно вдохнуть. Шумно выдохнуть.

«Подышим»

Сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к столу, выдох. Повторить 3-4 раза.

Откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть, глядеть вдаль. 4-5 раз.

Руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. 6 раз.

Голова прямо. Поднять глаза к верху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой. 5-6 раз. Затем закрыть глаза на 8-10 сек.

Руки вытянуть вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Следить за руками, не поднимая головы. Вдох. Руки опустить. Выдох. 4-5 раз.

Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек., перевести взор на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 4-5 раз.

Закрыть глаза, поглаживать верхние веки от носа к вискам, а нижние – от висков к носу. 20-30 секунд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Берегите глаза!"

Презентация "Берегите глаза!" рекомендуется как дополнительный материал для проведения класснога часа по теме "Берегите глаза!". На слайдах имеются изоброжения о том, кто самый зоркий;  упражнени...

Классный час «БЕРЕГИ глаз как алмаз»

Аннотация:  Классный час «БЕРЕГИ глаз как алмаз» мы очень часто в своих беседах затрагиваем тему здоровья.  Цель этого классного часа - учить заботиться о сохранении зрения; познакомить со ...

Урок окружающего мира, проведённого в 4-м классе. (апрель) Тема: Береги глаза как зеницу ока

Устойчивое выражение “беречь как зеницу ока” относится к самым драгоценным, самым необходимым в жизни вещам. А достаточно ли мы бережём это главное сокровище – свои глаза? Судя по неизменно растущему ...

Классный час "Берегите глаза"

презентация к классному часу в 3 классе на тему "Берегите глаза"....

Классный час "Берегите глаза!" для учащихся 1-2 классов.

Классный час "Берегите глаза" предназначен для учащихся 1-2 классов в рамках проведения уроков здоровья. В данной разработке есть интересные сведения о животных,которые имеют хорошее зрение, загадки о...

«Береги глаза» или «Как сохранить хорошее зрение»

Здесь о том ведётся речь, как глаза свои беречь!...

Урок окружающего мира Тема: Береги глаза

Урок  создан по технологии  индивидуализированного обучения  по программе "Начальная школа 21 века"...