Наша Родина: от Руси к России
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Формирование целостного восприятия мира, формирование общеучебных умений: сравнение, обобщение. Развитие умений принимать законы в обществе, воспитание чувства патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mir_.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

==== Окружающий мир, 3 класс, УМК «Начальная школа XXI века» ====

Тема. Наша Родина: от Руси к России. (1 урок).

Цель урока: формирование целостного восприятия мира, формирование общеучебных умений: сравнение, обобщение. Развитие умений принимать законы в обществе, воспитание чувства патриотизма.
Ход урока
1.  Актуализация знаний. Постановка  проблемы. Слово учителя:
Хлеб, который мы едим, земля, на которой мы живем, мама, которая дала нам жизнь... Без всего этого, жить просто невозможно. И среди самого заветного есть у человека Родина. (Показывает  слайды, отражающие разнообразные картины Родины.)                        Сейчас я прочитаю вам стихотворение Р. Файзуллина (читает наизусть):
Чьи эти горы? Все твои.
А лес? А реки и ручьи?
А все сугробы в январе?
А небо в розовой заре?
А остальное все вокруг

И каждый цвет, и каждый звук?
Всё это на земле твоей
И всё твоё! А сам ты чей?
Кому принадлежишь ты сам?
Горам, и рекам, и лесам,
И солнцу в небе голубом
Всему, что Родиной зовём.
И все стремления твои,
И размышления твои,
И дело каждое твоё
—-
Всё это в сердце у неё.
Итак, какова же тема нашего урока?  (Дети называют  тему «Наша Родина - Россия ».)

_ О чем мы узнаем в этом разделе? На какие вопросы мы уже можем ответить?
2. Знакомство с новым материалом.                                                                                                                    
_ Что можно сказать о нашей Родине? О Родине сложено много песен и стихов. Сейчас вы услышите песню о России композитора Струве Г. и поэта  Н. Соловьева                                                                         Поэтическая страничка. Звучат стихи о России в исполнении детей.
                                                              Обобщение.                                                                                                                                           Мы любим нашу Родину. Мы любим ее бесконечные равнины, ее величавые леса, ее могучие реки. Каждый уголок, как бы далеко он от нас ни находился, дорог и близок нам. Но чтобы любить Родину, надо о ней много знать.

-Как называли нашу страну в разные времена?  (высказывания детей, рассматривание таблицы):

Россия, Российская Федерация (конец xx века)

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) в составе СССР (с1922года)

Советская Россия (начало xx  века: с 1917 года)

Россия, Российская империя

(XVII- XIX,  начало XX века)

Московская Русь (XIII-XVI века)

Древняя Русь (IX-XIII века)

- Выскажите предположение: « Можно ли объяснить, как произошли названия нашей Родины- Русь, Россия? -          Работа в парах                                                                                      ( Какое высказывание более убедительное?)                                                                                3.Первичное закрепление.      Чтение учащимися текста про себя (с. 91—92 учебника «Окружающий мир, 3 класс»).
                                                  Словарная работа.
Читая, мы узнаем значения многих слов. Одни слова обозначают предметы, которые нас окружают, другие слова мы называем вежливыми. Есть слова важные, родные. К какой группе следует отнести слово
Родина?
Оно и важное, и близкое, и родное. Подберите слова, близкие по значению,
Отчизна, государство, Отечество, Россия, родная земля, отчий край.

4. Ответы на вопросы учителя: что же такое Родина? А как мы называем нашу Родину? Почему Россия?
                                                  Выполнение заданий в « Рабочей тетради», самостоятельно. Проверка проводится  фронтально.
                                                 Работа с картой России ( фронтальная работа)
Где расположена наша страна ? (Учитель показывает на карте России, рассказывает, какие океаны, моря омывают ее берега. На территории России 2 млн. пресных и соленых озер, 120 тыс. рек. Самое большое озеро Каспийское, самое глубокое Байкал.

- Что значит Федерация? ( союз, объединение 21 национальной республики, а также краев и областей)

                                              Обобщение.                                                                                   Каждый народ имеет свой разговорный язык, и не только разговорный, но и музыкальный.
Музыкальный язык понятен каждому народу без перевода. Конечно, музыка всех народов России представляет очень разнообразную картину. В то же время между музыкой разных народов нет непереходных границ. Русская музыка понятна всем. Музыка сближает все народы нашей страны, укрепляет их дружбу.
( дети слушают и анализируют музыкальные произведения, определяют характер музыки:
1) «Песня сокола»
чеченская народная музыка;
2) Кубанский казачий хор;
3) Плясовые и хороводные песни («Светит месяц», «Страдания»).
В заключение урока учащиеся исполняют песню « Хороша Россия»» (муз. А Фиртича).
5. Контроль знаний. «Как называли нашу страну в разные времена?» (игра «да», «нет»):

                Россия, Русь, Киевская  Русь, СССР, Древняя Русь, Московская Россия

Проверка.

6.Итог урока.  «Что дал нам сегодняшний урок?» ( ответы детей).

Ученица читает отрывок из стихотворения:
...Мы дарим друг другу богатства земные
И вместе стремимся к далёким мирам.
Мы люди российские, значит, родные,
И песни, и радость, и труд
пополам!

7. Домашнее задание: 1вид- прочитать текст учебника, подготовить пересказ;

                                         2-й- подготовить вопросы по изучаемой теме;

                                         3-й – подготовить информацию о нашей стране, используя дополнительный материал

8. Рефлексия. – Что хотелось бы сказать об уроке?  

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Наша Родина: от Руси до России".

Тест по теме "Наша Родина: от Руси до России". УМК "Начальная школа XXI века" . Тест можно использовать для проверки усвоения данной темы....

Тест по изученному разделу «Наша Родина от Руси до России»

Тест по окружающему составлен по учебному материалу программы "Начальная школа XXI века" под ред. Н.Ф. Виноградовой, даёт возможность отследить степень усвоения учебного материала по отдельному конкре...

Наша родина от Руси к России

Создание условий для ознакомления с историей России с IX-XVI в. в....

Тест по изученному разделу окружающего мира «Наша Родина от Руси до России» 3 класс

Тест по изученному разделу окружающего мира «Наша Родина от Руси до России» 3 класс...

3 кл. 3 четв. Контрольная работа по разделу «Наша Родина от Руси до России»

Данная контрольная работа позволит проверить знания обучающихся по изученной теме курса "Окружающий мир" (УМК "Начальная школа 21 века")...

контрольные тесты по окружающему миру по теме"Наша Родина:от Руси до России"

Тесты содержат контрольно- измерительный материал для обобщающего урока. Материал составлен на 4 варианта, что очень удобно использовать в класах с большой наполняемостью....