экологический кружок
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1,2,3,4 класс) по теме
Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_kruzhok.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад»с.Ивановка
Рабочая программа экологического кружка
«Что? Где? Когда?»
34уч.недели
1 час в неделю
34 часа в год
2011-2012 уч.г.
Пояснительная записка
Для групповой экологической работы с учащимися начальных классов наиболее целесообразной является кружковая работа. Программа экологического кружка «Что? Где? Когда?» отражает все аспекты содержания экологического образования:
научно-познавательного;
ценностного;
нормативного;
практически-деятельностного.
Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому природно-социальному окружению.
Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание
Нормативный аспект содержания экологического образования это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого
аспекта содержания.
Традиционное представление о ребенке младшего школьного возраста, слепо повторяющего поведение взрослого человека, в последнее время претерпевает существенные изменения. Ребенок этого возраста не только объект воздействия взрослых, но и деятельный субъект воспитания. Поэтому при разработке нормативного аспекта содержания учитывается, что младший школьник должен понимать, осознавать правила своего поведения в отношениях с окружающей средой, чтобы самому определить необходимость соответствующих действий в конкретной ситуации.
Практически деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Однако младший школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечен в деятельность природоохранительного характера. Объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей среды своего села может быть значительно шире: это уборка школьного помещения, уход за собой, за домашними животными, практические дела в естественных и искусственных сообществах (прополка сорняков, полив растений, очистка от мусора) и много других важных дел. Организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками.
В содержании экологического кружка в начальной школе отражены материалы из различных отделов экологии. Наибольшие возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый интерес у младших школьников вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям
обитания, к взаимоотношениям собой и человеком), где живут, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных.
В содержании найдены отражения знаний о местах обитания живых организмов: о их домах природных сообществах, в которых протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью человека.
Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной так и с отрицательной сторон, и на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением.
Несмотря на то, что младшие школьники, естественно, не знают достаточно глубоко промышленного и сельскохозяйственного производства, не могут судить в полном объеме о физическом и химическом загрязнении окружающей среды, отдельные вкрапления таких знаний имеют место в занятиях кружковой работы по экологическому воспитанию, Например, при знакомстве с дорогами и транспортом в селе есть возможность показать, что дороги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт отрицательно влияет на здоровье людей; при изучении природных сообществ можно раскрыть влияние на них деятельности людей, при изучении водоемов влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защите.
Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха сельской сферы, в которой живут дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их красоту и качества, важные для жизни организмов, в том числе и человека. Таким образом, в содержании программы экологического кружка могут быть прослежены несколько содержательных линий:
человек природное существо и член общества;
многообразие природного и социо-культурного окружения
человека;
экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;
труд и поведение человека в окружающей среде.
Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.
Младшие школьники с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами школьника рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает необходимость его сохранения.
Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников.
Программа кружка составлена из расчета один раз в неделю.
При построении программы использовались четыре направления:
познавательное;
познавательно-развлекательное;
практическое;
исследовательское.
Актуальность
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной.
До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.
Психологи (А.Н. Леонтьев) отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения, деловую готовность возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия); интеллектуальную готовность определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры. Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания-отношения-поведения».
При этом более актуальными для младших школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней.
Экологическое воспитание приоритетное направление в работе со школьниками.
Для глубокого и прочного осознания экологических понятий, сложных глобальных, региональных и локальных природоохранных проблем особенно важен их исторический аспект. Известно, что современная острота экологических ситуаций имеет исторические корни, обусловлена потерей лучших народных традиций, утрат нравственных основ гуманизма, любви, сострадания, бережного отношения к родной земле.
В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей, отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей.
В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.
Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.
экологическая культура включает:
культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;
культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:
интерес к природе;
знания о природе и ее охране;
эстетические и нравственные чувства к природе;
позитивная деятельность в природе;
мотивы, определяющие поступки детей в природе.
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в младшем школьном возрасте, являются:
семья;
детские дошкольные учреждения;
школа;
внешкольные воспитательные учреждения;
средства массовой информации;
самовоспитание.
Ведущую роль в воспитании ребенка младшего школьного возраста играет школа, организующая прогресс формирования экологической культуры, включающий в себя две стороны: учебную и внеучебную работу. Компонентами процесса экологического воспитания являются:
Цели, принципы, задачи | Содержание | Методы, формы, средства | Условия | Результаты | Цель |
Цель кружка :
формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
развитие умений воспринимать окружающий мир посредством орган чувств и направленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности;
обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Принципы:
- Междисциплинарность:
экологизации предметов, т.е. внедрение экологических идей в содержание и методы обучения отдельных предметов;
интегрированные экологические модули. Комплексные межпредметные знания экологического содержания.
- Единство познания, переживания и действия:
целостные ориентации личности;
мотивы деятельности;
природоохранная деятельность.
- Педагогическое целенаправленное общение школьников с окружающей средой (природой).
- Взаимосвязь глобального, национального и локального уровней экологических проблем.
- Принцип альтернативности и прогностичности.
Задачи:
-преодоление у учащихся утилитарно-потребительского отношения к природе, в формировании естественного отношения к ней в связи со сферами сознания: научной, идеологической, художественной, нравственной, которые составляют основу научного мировоззрения;
-обучения-формирования системы об экологических проблемах современности и путях их решения;
- развития системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценка состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
- воспитания-формирования мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
-стремления к активной деятельности по охране окружающей среды; интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как универсальной ценности), нравственного(воли и настойчивости, ответственности) развития личности.
Программа кружка «Что? Где? Когда?»
срок | познавательные мероприятия | познавательно-развлекательные мероприятия | практические мероприятия | Исследовательские мероприятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
сентябрь | Беседа «Вся живая и неживая природа живет в мире ритмов | Театрализованное представление на экологическую тему: «Волшебные лапти» | Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». | Природные ритмы. Сезонные ритмы(экскурсия в парк) |
октябрь | Беседа «Перелетные птицы. Их охрана». | Праздник «Золотая волшебница осень». Конкурс на лучший осенний букет. | Операция «Большие дела маленьких рук» (Сбор корма для птиц). | Экскурсия «Удивительное рядом». Фенологические наблюдения «Осенние явления». |
ноябрь | Путешествие за капелькой воды. Проблема чистой воды и здоровье человека. | Экологическая сказка «Приключение Васи в стране воды» | Операция «Наше маленькое озеро» (поход к озеру, уборка мусора) | Опыт «Волшебница вода». |
декабрь | Спектакль «Зачем зимой снег». | Утренник «Здравствуй, гостья зима». | Конкурс рисунков «Снежные узоры». | Опыты «Почему идет снег?» «Почему снег бывает разным?» |
январь | Беседа «Лиственные и хвойные растения зимой». | Викторина «Что растет в моем краю». | Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями. | Опыт «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой). |
февраль | Беседа «Охраняемые животные Саратовской области». | Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму». | Операция «Синица» изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц. | Экскурсия «Следы. Фенологические наблюдения.» |
март | Дидактическая игра «Первоцветы. Узнай растение по листу». Беседа «Встреча пернатых друзей». | Праздник весны. Конкурс «Птичий КВН». | Очистка школьной территории от сушняка. Операция «Скворец» изготовление птичьих гнездовий | Опыт со срезанными ветками. |
апрель | Беседа «Что мы знаем о насекомых и их охране.» Чтение и обсуждение книг и статей в журналах о природе и ее охране. | Экологическая игра «Пестрый мир насекомых». | Операция «Муравей». | Экскурсия на луг. Фенологические наблюдения. |
май | Турнир-викторина «Охраняемые растения Саратовской области». | Игра-путешествие «По лесным тропинкам». | Озеленение школьного двора. | Путешествие по экологической тропинке Лекарственные растения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики"
Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики ...
Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.
В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...
«Экологическое ассорти» СБОРНИК методических разработок внеклассных экологических мероприятий для учащихся 1-4 классов
Данные методические рекомендации направлены на оказание помощи педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, учителям экологии, биологии, воспитателям детского сада, занимающихся ...
Кружок " Экологическая тропинка"
Занятие по теме " Тигр - самая большая кошка на земле"...
Кружок познавательно-экологический . «От чего И Почему»
Кружок познавательно-экологический . «От чего И Почему»...
Кружок, как групповая форма внеклассной работы по экологическому воспитанию.
ДОКЛАД на тему: «Кружок как групповая форма внеклассной работы по экологическому воспитанию»...
Внеурочная деятельность.Танцевальный кружок кружок "НЕПОСЕДЫ"
Рабочие программы и планирование.Танцевальный кружок " Непоседы" 1-4 классКружок художественно-эстетической направленности "Весёлые краски" 1-4классКружок духовно-нравст...