12 апреля Пресс-конференция
классный час по окружающему миру (4 класс) на тему

 Галина Васильевна Недоводиева

Материал для внеклассного занятия к Дню космонавтики  или урока окружающий мир 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12_aprelya_press-konferenciya.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

12 апреля - День космонавтики

Форма проведения: пресс-конференция

Цель: развитие творческих способностей учащихся, внимания, память, углубление знаний учащихся в области покорения космоса, воспитание патриотизма.

План

Ладонью заслоняясь от света,

Сидит мальчишка.

Тишина.

И вдруг волшебное:

-        Ракета

Достигла станции Луна. И оторвавшись от тетрадок, Сказал с достоинством:

-        Порядок.

Как-будто так и быть должно.

Должно быть так,

А не иначе.

И удивительного нет,

Что это нами,

Нами начат

Штурм неразгаданных планет.

Ведущий 1. 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать "что тут особенного?"

Ведущий 2. Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра - эра освоения космоса. 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле "Восток" совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.

Ведущий 1. Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии одни из самых ярких - имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева.

Ведущий 2. Сейчас вы можете узнать много нового о космических полетах, космонавтах и их биографиях. У нас присутствуют специалисты, которые готовы ответить на любой вопрос. Открываем пресс-конференцию.

Представляем:

Историк; - Сальников Костя

Астроном;  Фролов Влад

Космонавт; Кондратович Вова

Инженер космической техники; Балинская Александра

Эколог; Дьячук Евгения

Врач.

Корреспондент 1. Свой вопрос хочу задать историку. Расскажите, как началась дорога к космосу, кто стоял у истоков?

Историк:

Как началась дорога к космосу.

Мы живём в огромном мире, полном загадок и чудес. На протяжении всей своей истории человечество пыталось их разгадать, стремилось к новым знаниям и открытиям.

Летать свободно к небесам и звёздам - древняя мечта человечества. На протяжении многих веков писатели, учёные, фантасты и изобретатели придумывали оригинальные, а порой совершенно невообразимые способы, чтобы этого добиться.

Один из греческих мифов рассказывает об Икаре, который так близко подлетел к Солнцу, что воск, которым он скрепил перья на своих крыльях, растаял, и Икар погиб.

Грек Самосат, живший в двухсотом году до нашей эры, представлял себе, что космический аппарат несут на своих крыльях орлы.

В 18 веке Рестиф Бретонский представлял в своём труде «Космические открытия летающего человека» настоящего человека-птицу, «родного брата Икара».

В книге Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак» (1897 г.) герой отправляется покорять Солнечную систему благодаря реакторам, работающим на росе.

Французский писатель-фантаст Жюль Верн в 1873 году опубликовал роман о путешествии на Луну.

В 1902 году в своём фильме «Путешествие на Луну» Жорж Мильес отправляет людей в космос с помощью «чудовищной пушки».

Американец Роберт Годдард в 1920 году запустил маленькую ракету, сделанную в домашней мастерской. Этих и других мечтателей можно отнести к пионерам космических путешествий.

Основоположником теории полётов за пределы Земли является русский учёный Константин Эдуардович Циолковский. В 1883 году он разработал проект ракеты для межпланетных путешествий. В начале XX века Циолковский развил теорию ракетного движения.

В 1930-х годах российскими учёными была сконструирована первая ракета, основой для которой послужила ракета Циолковского.

Запуск первого искусственного спутника и полёт в космос первого человека ознаменовали начало новой эры в истории человечества - космической эры.

Искусственные спутники - это космические аппараты, летающие вокруг нашей планеты.

Благодаря спутникам работают телефоны, телевизоры, радио, составляются метеосводки погоды, определяют местоположение попавших в беду кораблей и т.д. Искусственные спутники выводятся на околоземную орбиту со скоростью 8 км в сек. Эту огромную скорость может развить только ракета.

4 октября 1957 года СССР запустил первый искусственный спутник Земли. Размером чуть больше мяча, он был оборудован радиопередатчиком.

В ноябре 1957 года на борту второго искусственного спутника обычная дворняжка Лайка первой побывала в космосе. Она провела там неделю. Корабль не должен был вернуться на Землю, и собака погибла, когда кончился кислород.

2 января 1959 года стартовала первая автоматическая станция «Луна-1», в сентябре того же года «Луна-2» достигла Луны. Космический аппарат «Луна-3» обогнул Луну и сфотографировал её обратную сторону.

Самое главное событие в освоении космоса произошло 12 апреля 1961 года. В этот день весь мир облетела весть - человек в космосе!

Первым человеком, покорившим космос, стал Юрий Алексеевич Гагарин. На 5-тонном корабле «Восток-1» он облетел вокруг Земли за 1 час 48 минут.

В следующие два года ещё пятеро советских космонавтов совершили космические полёты на кораблях «Восток».

Первыми космонавтами были лётчики, летавшие на сверхскоростных самолётах. Исключением была Валентина Терешкова - первая женщина-космонавт. Она работала на ткацкой фабрике и увлекалась парашютным спортом.

Позже космонавтами становились учёные, врачи, люди других профессий.

Нашей стране принадлежит много открытий в освоении космоса: В 1961 году был сделан первый виток вокруг Земли. В том же 1961 году - Герман Титов впервые провёл целые сутки в космосе .

В 1962 году первый трёхдневный полёт совершил Андриан Николаев.

В 1963 году Валентина Терешкова стала первой женщиной-космонавтом.

В 1964 году на орбиту отправился первый экипаж из трёх космонавтов (Комаров, Феоктистов, Егоров).

Во время полёта космического корабля «Восход-2» в 1965 году Алексей Леонов в специальном скафандре впервые вышел в открытый космос. Он был прикреплён к кораблю длинным тросом, иначе он просто улетел бы и уже не смог вернуться.

В 1969 году американские астронавты с космической станции «Аполлон-11» первыми ступили на Луну. Нил Армстронг и Эдвин Олдрин высадились на Луне 21 июля. Ступив на лунную поверхность, Нил Армстронг произнёс: «Это маленький шаг для человека, но гигантский рывок для всего человечества».

Космический дом для космонавтов - это орбитальная станция. Первую такую станцию создал конструктор космической техники Сергей Павлович Королёв. Его вклад в дело освоения космоса огромен. К станции, созданной им, могли причаливать космические корабли и пополнять запасы всего необходимого. В 1971 году СССР вывел на орбиту первую орбитальную станцию «Салют». Затем была станция «Мир». Сейчас на орбите находится новая международная станция.

С 1967 года началось исследование других планет. Российскими и американскими учёными были запущены беспилотные корабли на Венеру и Марс.

Были посланы аппараты для изучения Юпитера и Сатурна, а потом и более дальних планет - Урана и Нептуна.

Космические аппараты устремились за пределы Солнечной системы.

Земля - это наш звёздный дом, за порог которого мы   делаем лишь первые шаги.

А космос - это бесконечное пространство, окружающее нашу Землю. Всё, что существует в космосе, - это Вселенная. Границ Вселенной учёным не удалось обнаружить. Всё, что им открылось, - это целая вереница галактик, которым нет конца. Освоение космоса расширяет наши представления о Вселенной.

Инженер космической техники: Уже в начале 1955 года стали готовить межконтинентальную баллистическую управляемую ракету Р-7 для запуска искусственного спутника земли (ИСЗ). Одновременно с этим в Казахстане начали строить новый космодром Байконур. Наконец, 21 августа 1957 г. советская космическая ракета стартовала в космос, а 4 октября 1957 г. с космодрома Байконур запущен первый ИСЗ массой 83,6кг. Через месяц, в ноябре 1957 г. полетел второй спутник, на борту которого находилась собака Лайка. Этот полет показал, что в условиях невесомости живое существо может долгое время жить.

Корреспондент 4. От запуска первого ИСЗ до первого полета человека в космос прошло 4 года. Когда было принято решение о полете и кого решили запускать в космос?

Инженер космической техники: В Советском Союзе только 5 января 1959г. было принято решение об отборе людей и подготовке их для полета в космос. Спорным был вопрос кого готовить для полета. Врачи доказывали, что только они, инженеры считали, что в космос должен лететь человек из их среды. Но выбор пал на летчиков-истребителей, потому, что они действительно из всех профессий ближе к космосу: летают на больших высотах в специальных костюмах, переносят перегрузки, имеют прыгать с парашютом, держать связь с командными пунктами. Находчивы, дисциплинированы, хорошо знают реактивные самолеты. Из 3000 летчиков-истребителей выбрали 20 человек.

Корреспондент 5. Каким требованиям должен отвечать космонавт?

Врач: Была создана специальная медицинская комиссия,' преимущественно из военных врачей. Требования к космонавтам такие: во-первых, отменное здоровье с двойным-тройным запасом прочности; во-вторых, искреннее желание заняться новым и опасным делом, способность развивать в себе начала творческой исследовательской деятельности; в-третьих, отвечать требованиям по отдельным параметрам: возраст 25-30 лет, рост 165-170 см,

масса 70-72 кг и не больше! Отсеивали безжалостно. Малейшее нарушение в организме, отстраняли сразу.

Корреспондент 6. Какую подготовку должен пройти космонавт к полету?

Космонавт: Ежедневно занимались физической подготовкой и закаливанием, проводили учебно-тренировочные полеты на самолетах, следили за состоянием организма, испытывали в барокамерах, термокамерах и сурдокамерах, вращались на центрифуге, проводили кратковременные полеты в невесомости. Кроме того, большое внимание уделялось теоретическим занятиям по астрономии, небесной механике, ракетной технике, конструкции и устройству космического корабля и его различных систем. А также велась парашютная подготовка.

Корреспондент 7. Ещё один очень важный вопрос. Как обеспечит благополучное возвращение космонавта на Землю?

Инженер: ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ КОСМОНАВТОВ ПРИ ВОЗВРАЩЕНИИ НА ЗЕМЛЮ.

Запуски первых космических аппаратов сначала на орбиты искусственных спутников Земли, а затем для исследования Луны и планет стали первым этапом практической космонавтики. Однако в связи с предстоящим полетом человека в космос требовалось возвращение космического аппарата (или его части) на Землю. Решение этих задач осложнялось наличием больших скоростей космических аппаратов. Скорости полета космического аппарата относительно Земли и других тел Солнечной системы составляют от 2,4 км/с для Луны и до 60 км/с для Юпитера. И это при условии начальной нулевой скорости вдали от планеты. При больших начальных скоростях, т.е. отличных от нулевой, скорость встречи будет еще больше.

Прямое же столкновение космического аппарата с небесным телом ведет при таких скоростях к полному разрушению и уничтожению аппарата. Поэтому для осуществления посадки на Землю или другую планету нужно было снизить скорость космического аппарата до приемлемого значения. Причем снижение этой скорости должно быть достаточно плавным в целях обеспечения безопасности космонавтов при возвращении на Землю, но может быть и резким для межпланетных станций при посадке на другие планеты и для возвращения автоматических отсеков с орбитальных научных станций.

В радиопередачах и газетах встречается выражение: «После успешного завершения работ в космическом пространстве на орбите искусственного спутника Земли космонавты в спускаемом аппарате благополучно вернулись на Землю». Почему же в спускаемом аппарате, а не в корабле «Союз», в который космонавты перешли из «Салюта»?

Понятие «спускаемый аппарат» появилось только на некотором этапе развития космонавтики. Это понятие не свойственно ранее изобретенным, более привычным нам видам наземного транспорта: автомобильного и железнодорожного,   морским   и   воздушным   лайнерам.   Все   эти   виды

наземного транспорта прибывают к пункту назначения в том виде, в каком отправлялись в путь. Мы не видели и не слышали, чтобы пассажир, сев в поезд, прибыл на станцию назначения в отдельном купе без поезда. Да и самолет поставит пассажира, опускаясь целиком, в первозданном виде на взлетно-посадочную полосу аэродрома.

В чем же здесь дело? Почему для посадки космических аппаратов обычно используются их отдельные части?

Прежде чем ответить на эти вопросы, рассмотрим и сравним скорости, с которыми движутся привычные нам виды наземного транспорта, а также космические корабли и автоматические станции. Морские и речные суда имеют максимальные скорости передвижения 10-20 м/с (36-72 км/ч), автомобили — 20-40 м/с (72-144 км/ч), скорые поезда — до 60 м/с (около 200 км/ч), пассажирские самолеты — 80-250 м/с (300-900 км/ч). Космические аппараты летят со скоростями на 2-3 порядка выше. Чтобы тело стало искусственным спутником Земли, надо придать ему скорость около 8000 м/с, для межпланетных станций типа «Венера» и «Марс» — более 11 500 м/с. В случае полета к еще более далеким планетам требуются еще большие скорости.

Отметим, что скорость искусственного спутника Земли порядка 8 км/с в 10 раз больше скорости пули, выпущенной из ружья. Примерно со скоростью пули летал лишь один барон Мюнхгаузен, оседлав пушечное ядро, да и то это было в сказке. А сейчас типичные скорости космического корабля на орбите искусственного спутника Земли в 10-20 раз больше, чем у пушечного ядра. И внутри космического корабля и орбитальной станции живут и трудятся космонавты.

Кинетическая энергия движения космических аппаратов очень велика. Если, к примеру, уже при меньших скоростях пуля при ударе о препятствие сильно деформируется и нагревается, то что же произойдет с имеющим громадную скорость космическим аппаратом при ударе о поверхность Земли или другого тела Солнечной системы?

В природе таких «экспериментов» осуществляется великое множество. На поверхности Луны и других некоторых тел Солнечной системы имеется множество кратеров самого различного размера — от метровых до 200-километровых и более. Кратеры эти образуются от падения метеороидов и других небесных тел относительно небольшой массы. Есть такие кратеры и на Земле. К ним относятся известный Аризонский кратер, а также более свежие небольшие кратеры от падения Сихотэ-алинского метеорита и другие.

Помимо разрушения, происходит разогрев издающего тела до чудовищных температур из-за превращения огромной кинетической энергии в тепло. И если всю кинетическую энергию даже в случае искусственного спутника Земли обратить в тепло, то он весь испарится, из какого бы материала ни был он изготовлен.

Все это говорит о том, с какой важной и ответственной задачей столкнулись конструкторы космических кораблей при обеспечении безопасного возвращения космонавтов на Землю, и в то же время показывают, с какими гигантскими энергиями пришлось иметь дело.

Эта проблема легко разрешается, если ограничиться задачей спасти не весь космический аппарат, а только его часть, которая получила название спускаемого аппарата. В этом отдельном отсеке вполне можно разместить необходимую аппаратуру для исследования других планет, а также космонавтов и материалы, доставляемые на Землю после пилотируемого полета.

Итак, спускаемые аппараты предназначены для доставки космонавта-исследователя на Землю или научной аппаратуры на другую планету для проведения исследований в ее атмосфере или на поверхности.

Назначение спускаемого аппарата

В условиях околоземного полета спускаемый аппарат предназначен для доставки космонавта на Землю после выполнения программы исследований па орбите искусственного спутника Земли, а также материалов этих исследований (фото— и кинопленок, результатов технологических экспериментов и т. д.). Спускаемый аппарат автоматической космической станции служит для доставки на поверхность планеты комплекса научной аппаратуры. С помощью этой аппаратуры проводится фотографирование места посадки и передается изображение на Землю, исследуются химические и механические свойства грунта. Определяется химический состав атмосферы (при ее наличии), освещенность в атмосфере и на поверхности, скорость ветра, наличие аэрозолей и многое другое.

Спускаемые аппараты могут доставлять на другие тела (например на Луну) космонавтов-исследователей, а затем с помощью части спускаемого аппарата выводить их на орбиту искусственного спутника планеты для стыковки с основным кораблем.

А спускаемый аппарат основного корабля затем доставляет космонавтов на Землю. Спускаемые аппараты без космонавта, оснащенные автоматической аппаратурой, также могут содержать в своем составе возвратную ступень.

Например, станция «Луна-16», опустившаяся на поверхность Луны, имела в своем составе возвратную ступень. После загрузки спускаемого аппарата лунным грунтом возвратная ракета стартовала с основы спускаемого аппарата, находящегося на Луне. Спускаемый аппарат доставил образцы лунного грунта на Землю, которые были переданы в научные институты для проведения исследований.

Итак, спускаемый аппарат — это устройство, предназначенное для осуществления  мягкой  посадки  на  Землю   или  другое  тело  Солнечной

системы, чтобы предохранить человека или научную аппаратуру от больших перегрузок и тепловых потоков при прохождении атмосферного торможения.

Спускаемый аппарат кораблей «Восток» и «Восход»

Одним из самых первых спускаемых аппаратов, успешно возвращенных на Землю, был спускаемый аппарат советского корабля-спутника, выполненный в форме шара. Этот корабль-спутник предназначался для отработки всех элементов и этапов полета человека в космос. Его спускаемый аппарат практически не отличался от спускаемого аппарата корабля «Восток». Он состоял из двух основных отсеков: спускаемого аппарата и приборного отсека. Спускаемый аппарат включал в себя и кабину космонавта.

При осуществлении спуска с орбиты спускаемый аппарат отделялся от приборного отсека и осуществлял посадку на Землю, а приборный отсек входил в плотные слои атмосферы и прекращал там свое существование. Масса спускаемого аппарата составляла 2460 кг, его корпус имел форму шара диаметром 2,3 м и изготовлялся из алюминиевых сплавов. Снаружи весь корпус, кроме иллюминаторов, покрывался теплозащитным экраном, поверх которого был нанесен слой теплоизоляции.

В кабине космонавта располагались кресло и приборы для управления
кораблем. Обеспечение нормального самочувствия и поддержание
нормальной работоспособности человека в кабине космонавта
обусловливались
        системой        жизнеобеспечения        и        системой

терморегулирования. Они поддерживали нормальный состав воздуха в кабине, поглощая выделенный космонавтом при дыхании углекислый газ и обеспечивая неизменное содержание кислорода в воздухе, а также отбирали избыток влаги из воздуха и создавали нормальные температурные условия в пределах 20-25°С. В кабине давление поддерживалось в пределах 755-775 мм рт. ст.

С целью равномерного перемешивания атмосферы в кабине устанавливался вентилятор. Для обеспечения нормальной работы оборудования, расположенного в спускаемом аппарате, там имелся аккумулятор. На пульте космонавта находилась ручка управления ориентацией космического корабля, а также оптическое устройство системы ориентации.

На высоте порядка 7 км космонавт мог катапультироваться через открывшийся специальный люк, он вместе с креслом выстреливался по специальным направляющим. Спустя некоторое время над креслом раскрывался тормозной парашют, а еще через несколько десятков секунд на высоте 4 км, когда космонавт отделялся от кресла, раскрывался основной парашют космонавта; скорость приземления космонавта составляла 5-6 м/с. При этом спускаемый аппарат спускался на собственном парашюте. Можно было осуществлять посадку и не покидая кабины, — в спускаемом аппарате, который опускался со скоростью около 10 м/с.

Корабли «Восход» в отличие от кораблей «Восток» были многоместными. Размещение сразу нескольких космонавтов потребовало переустроить кабину космонавта. В ней были установлены три кресла с индивидуальными креслами, т.е. они изготовлялись по размерам каждого космонавта.

Спускаемый аппарат корабля «Союз»

Этот аппарат стал первым отечественным спускаемым аппаратом, на котором выполнялся управляемый спуск в атмосфере. Днище и потолок спускаемого аппарата имеют форму шаров, а его боковые стенки — усеченного конуса. Космонавты располагаются в амортизированных креслах, установленных таким образом, чтобы направление действия перегрузок при выведении на орбиту и спуске было оптимальным с точки зрения их переносимости.

Труднее всего перегрузка переносится, когда она направлена от ног к голове, а легче всего, когда она действует под углами 10-15° к направлению

грудь — спина и таким образом, чтобы имелась небольшая составляющая от головы к ногам. Но даже в этих условиях уже при трех-четырехкратных перегрузках объем движений в суставах рук существенно сокращается, а при перегрузках 8 g и более свободными остаются только движения в лучезапястных суставах. Перед космонавтами находится пульт управления и оптический визир, который используется при выполнении ориентации управления сближением. Сзади кресел размещаются контейнеры с парашютными системами. Приборы и оборудование, управляемые дистанционно, находятся в нижней части отсека под креслами. Справа и слева от космонавтов на боковых стенках имеются иллюминаторы.

Во время полета с управляемым спуском космонавты отмечают, что полет похож на езду по булыжной мостовой от возникающих вибраций и тряски. Эти явления, вероятно, испытывал каждый из нас при полетах на скоростных пассажирских самолетах. В период снижения самолета при заходе па посадку возникает вибрация. В верхних слоях атмосферы тоже всегда существуют течения вверх — вниз, дуют ветры, имеются отдельные участки пониженного давления, другие повышенного. При полете на планере с малой скоростью эти неоднородности накатываются плавно и медленно и плавно поднимают и опускают планер. При значительном увеличении скорости эти неоднородности встречаются и чередуются чаще, можно сказать, мелькают и встряхивают небольшими ударами летательный аппарат.

Заключение

В начальный период освоения космоса были созданы, относительно простые спускаемые аппараты, для торможения и уменьшения скорости которых использовалась атмосфера планет, без использования подъемной силы, т.е. при этом спуск не был управляемым. Накопленный опыт позволил усложнить спускаемые аппараты как конструктивно, так и с точки зрения насыщения системами управления спуском.

В настоящее время в земных условиях для обеспечения посадки человека, возвращающегося из космического полета, применяются более совершенные спускаемые аппараты с использованием подъемной силы для управления спуском.

В будущем, с развитием космонавтики, при полетах человека к другим планетам возникнет необходимость создания для этого спускаемых аппаратов с управляемым спуском. И даже в случае только облета этих планет с последующим возвращением на Землю потребуется создание новых спускаемых аппаратов. При скоростях входа в атмосферу более 17 км/с управление только по углу крена с постоянным углом атаки при подлетных коридорах входа шириной порядка 12-16 км практически невозможно обеспечить приемлемые величины перегрузок.

Например, что по некоторым расчетам при возврате с планеты Марс скорость подлета к Земле возрастает примерно до 20 км/с. В этом случае использование существующих типов спускаемых аппаратов не может обеспечить сохранность экипажа при спуске в атмосфере.

Для решения этой задачи нужно применить другие методы посадки.

Корреспондент 8. Итак, все приготовления к первому полету завершены, выбор за кандидатурой космонавта. Кого отобрали к первому полету, и как проходил отбор космонавтов?

Историк: Очень много людей хотели полететь в космос, но не все подходили для полетов. Человек, который должен был полететь в космос должен был быть здоровым и бесстрашным. По всем этим требованиям подходил Юрий Алексеевич Гагарин.

В 1961 году Россия поразила мир, запустив в космос ракету с первым человеком на борту - Юрием Гагариным, который во время своего космического полета совершил один оборот вокруг Земли.

А какие же были медали посвященные освоению космоса?

Интересно что первые медали на космическую тему появились еще до полета первого космонавта Земли. И конечно же, много медалей были посвящены полету первого космонавта 12 апреля 1961 года. Многие из этих медалей выполнены скульптором Соколовым, который больше внимания уделил самому космонавту. На них Юрий Алексеевич изображен в гермошлеме, и в летней фуражке, и с непокрытой головой.

Освоение космоса продолжается и в наши дни, и все его наиболее значительные этапы отражены в медалях, которые можно назвать своеобразным памятником покорения космоса человеком.

 

Корреспондент 9. Полет первого космического корабля с человеком на борту потряс весь мир. Хочется знать подробнее об этом дне.

Историк: Ветераны Байконура утверждают, что в ночь на 12 апреля на космодроме никто не спал, кроме космонавтов. В 3 часа ночи 12 апреля начались заключительные проверки всех систем корабля "Восток" Ракета освещалась мощными прожекторами. В 5.30 утра, Евгений Анатольевич Карпов поднял космонавтов. Вид у них - бодрый. Приступили к физзарядке, потом завтрак и медицинский осмотр. В 6.00 заседание Государственной Комиссии, подтверждено решение: первым в космос летит Ю.А. Гагарин. Подписывают ему полетное задание. Стоял солнечный, теплый день, вокруг в степи цвели тюльпаны. Ракета ослепительно ярко сверкала на солнце. На прощание отводилось 2-3 минуты, а прошло десять. Гагарина посадили в корабль за 2 часа до старта. В это время происходит заправка ракеты топливом, и по мере заполнения баков она "одевается" точно в снежную шубу и парит. Потом дают электропитание, проверяют аппаратуру. Один из датчиков указывает, что в крышке нет надежного контакта. Нашли... Сделали... Вновь закрыли крышку. Площадка опустела. И знаменитое гагаринское "Поехали!". Ракета медленно, будто нехотя, изрыгая лавину огня, поднимается со старта и стремительно уходит в небо. Вскоре ракета исчезла из вида. Наступило томительное ожидание.

Корреспондент 10. Расскажите, что чувствует человек, находясь в состоянии невесомости?

Космонавт: Невесомость. Это слово сейчас знакомо каждому, но в начале 20 века это слово Циолковскому пришлось "придумать", для обозначения совершенно необычного состояния, которое наступает в ракете, когда она, отключив двигатели, вращается вокруг Земли. Человек, потерявший свой вес, может свободно перемещаться в воздухе. Никаких затруднений нет. Достаточно коснуться пальцем стенки кабины, чтобы поплыть в противоположную сторону. Все движения координированы, а зрение и слух безукоризненны, все видно, все слышно. Не сидишь, не лежишь, а как-то висишь в кабине. Все незакрепленные предметы парят, и наблюдаешь их как во сне. А капли жидкости, пролившиеся, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке.

Корреспондент 11. Как космонавт ориентируется в космосе без "верстовых

столбов»?

Астроном: ОРИЕНТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В КОСМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Психосенсорные реакции в состоянии невесомости

Еще К. Э. Циолковский предполагал, что в условиях невесомости у человека могут возникнуть различные иллюзии и нарушение ориентации в пространстве. Однако он считал, что даже к таким необычным условиям можно приспособиться. «Все же эти иллюзии, по крайней. В первую группу входят лица, которые переносят кратковременную невесомость без заметного ухудшения общего самочувствия. не теряют работоспособности в полете и лишь испытывают чувство расслабленности или облегчения вследствие потери тяжести собственного тела. Все советские космонавты были отнесены к этой группе. Для иллюстрации приведем запись, сделанную Ю. А. Гагариным после первого полета с воспроизведением невесомости на двухместном самолете: «До выполнения «горок» полет проходил как обычно, нормально. При вводе в «горку» прижало к сиденью. Затем сиденье отошло, ноги приподнялись с пола. Посмотрел на прибор: показывает невесомость. Ощущение приятной легкости. Пробовал двигать руками, головой. Всё получается легко и свободно. Поймал плавающий перед лицом карандаш и шланг кислородного прибора. В пространстве ориентировался нормально. Все время видел небо, землю, красивые кучевые облака».

мере, в жилище, должны со временем исчезнуть»,— писал Циолковский. В первую группу входят лица, которые переносят кратковременную невесомость без заметного ухудшения общего самочувствия, не теряют работоспособности в полете и лишь испытывают   чувство   расслабленности   или   облегчения   вследствие   потери   тяжести собственного тела. Все советские космонавты были отнесены к этой группе. Для иллюстрации приведем запись, сделанную Ю. А. Гагариным после первого полета с воспроизведением невесомости на двухместном самолете: «До выполнения «горок» полет проходил как обычно, нормально. При вводе в «горку» прижало к сиденью. Затем сиденье отошло, ноги приподнялись с пола. Посмотрел на прибор: показывает невесомость.

Ощущение приятной легкости. Пробовал двигать руками, головой. Все получается легко и свободно. Поймал плавающий перед лицом карандаш и шланг кислородного прибора. В пространстве ориентировался нормально. Все время видел небо, землю, красивые кучевые облака».

Корреспондент 12. А как Земля? Какая она с той высоты?

Космонавт: Пожалуй, такая же, как при полете на реактивном самолете на большой высоте. Всё отлично видно. Когда пролетаешь над океаном, внизу различаешь острова. Красивая наша Земля. Вся в нежно-голубом ореоле.

Корреспондент 13. Как влияют космические полеты и запуски ракет на экологию Земли?

Эколог: Исследование и освоение космоса требуют применения очень мощных технических средств - космических ракет. Это порождает экологическую опасность, например ближний Космос загрязнен огромным количеством (более 3000 т) мусора, включающего разные фрагменты уже использованных технических устройств. Столкновение с ними - реальная угроза для космических аппаратов. Наиболее опасен выброс химических веществ в процессе работы реактивных двигателей: в околоземное пространство поступает в это время огромная масса различных химических продуктов, в основном газообразных, причем некоторые токсичны. В результате в верхней атмосфере вдоль всей траектории полета ракеты формируется газовое облако сложного химического состава, содержащее хлор. Хлор считается одним из главных разрушителей озона в атмосфере.

Ведущий 1. Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но, прежде всего человеческий.

Ведущий 2. Мы только стоим на пороге новой эры - космической. Несмотря на то, что после первого полета человека к звездам на околоземных орбитах побывали уже сотни людей из разных государств, мы делаем лишь первые шаги.

.

Когда последний закруглен виток

Так хорошо сойти на Землю снова

И окунуться после всех тревог

В живую красоту всего земного.

Галактика в сеченье звездных трасс,

Нам на нее глядеть, не наглядеться,

Но, поднимаясь в небо всякий раз

Своей Земле мы оставляем сердце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к пресс-конференции "Великие математики"

Эта презентация подходит для нетрадиционного урока в 3 классе....

Пресс – конференция «МЫ – дети Галактики». (Посвящается Дню космонавтики.)

--- Солнце, звёзды и планеты издавна притягивали взоры людей. Даже самый древний человек пытался считать звёзды, интересовался небесным светилом – Солнцем, наблюдал за Луной. И уже в 4 веке до н...

внеклассное мероприятие по программе Разговор о правильном питании, пресс-конференция «По страницам журнала Здоровье. Что нужно есть летом и зимой».

Данное мероприятие проводится для учащихся начальной школы в рамках программы "Разговор о правильном питании. Две недели в лагере здоровья." Тема - Что нужно есть в разное время года. Занятие первое п...

Пресс-конференция "День Земли"

Дети обсуждают вопросы о том, что Земля- живой организм, что её благополучие напрямую связано с деятельностью человека; исследуют свой образ жизни; а так же составляют правила и нормы бережного отноше...

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...

Пресс-конференция на тему "Планета заболела" (ролевая игра по экологии в 4 классе).

Эту игру можно применять в форме внеклассного мероприятия, а также на уроке окружающего мира. Дети принимают роли корреспондентов различных организаций и журналов, участников конференции и зрителей...

Урок Пресс- конференция "12 апреля"

Классный час, можно использовать , как открытое мероприятие....