Экологическая игра "Растения нашего края"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Холодкова Марина Сергеевна

Игра составлена для обучающихся 4 класса. Можно использовать как обобщения по теме "Мой край"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_igra.doc228 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая игра

«Растения нашего края»

Цели: Расширение знаний о флоре нашего края, учить детей культуре общения с лесом, разумному использованию его даров, умению не причинять вреда ничему живому в нём. Учить ответственному и бережному отношению к лесным богатствам, пониманию, что лес – национальное богатство народа.

Ход игры.

 Звучит песня И.Другова «Берегите русский лес»

  1. Многолик и красив русский лес! Почти 300 видов кустарников, деревьев и трав можно встретить в нём, Значение леса огромно, но чем активнее вторгается человек в лесную среду, тем более нуждается наш зелёный друг в защите. Бережное отношение к лесу должно стать нормой поведения каждого человека. Сегодня, играя, мы вспомним какие растения встречаются в нашей местности и какую роль играют они в нашей жизни.

Выбор участников I тура.

  1. Зимой и летом зелена

В лесу живёт она,

А на неё иголки

И коротки, и колки. (ель)

  1. У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту. (сосна)

  1. Я родственник сосны,

Такой же величавый.

Но шишечки мои

Вкуснее и ценнее. (кедр)

 I тур

 Этот тур посвящён деревьям. Послушайте сообщение о дереве, название которого здесь написано. Это дерево очень похоже на ель, поэтому их часто путают. У этого дерева хвоинки плоские и мягкие как листья. Шишечки особенные, они поднимаются вверх, как свечи, а когда созревают, рассыпаются на части. Это дерево хорошо переносит холод, но боится огня, даже искры, так, как кора у него тонкая и смолистая. Хвоя содержит ароматические вещества, их используют в парфюмерной промышленности. Дерево занесено в Красную книгу.

(пихта)

        Рекламная пауза.

Что мы сажаем, сажая леса?

Чащу, где бродят барсук и лиса,

Чащу, где белка скрывает бельчат,

Чащу, где пёстрые дятлы стучат.

Что мы сажаем, сажая леса?

Лист, на который ложится роса.

Свежесть лесную, и влагу, и тень –

Вот, что сажаем в сегодняшний день!

Выбор участников 2 тура.

  1. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Бусы эти не простые,

Виноградины лесные. (брусника)

  1. Таёжная ягодка, чёрная, сладкая. (черника)
  2. В сенокос - горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка?  (клюква)

 2 тур

2 тур посвящён ягодам. Послушайте сообщение о ягоде, название которой вы должны отгадать.

        Многолетнее травянистое растение, цветы белые, ягодка как шарик. Запах и вкус необычный. Растёт ягодка на болоте, во мхе, не боится мороза. Ягоды собирают, варят компоты и варенье. А ещё используют люди при заболевании сердца и снятия болей в груди, при простуде и как кровоостанавливающее средство. (морошка)

Рекламная пауза

Деревья, травы и цветы

С тобой по- дружески , на «ты».

Но даже с кустиком травы

Ты будь, пожалуйста, на «вы».

                                А.Кондратьев.

Выбор участников 3 тура.

  1. Он у дороги к дому весь в пыли торчит,

И путнику больному ранки заживит. (подорожник)

  1. Стоит Ивашка в красной рубашке

Чай попивает, гостей созывает. (Иван-чай)

  1. Северная роза вся в цветах,

Красные ягоды на ней висят. (Шиповник)

3 тур.

Отгадайте название цветка. Этот цветок неотделим от русской природы, с ранней весны до сентября встречаем его на дорогах,  в парках и садах, в лесу и на лугах. Листья узорчатые и продолговатые, стебелёк длинный, как трубочка. Известен целебными свойствами. (одуванчик).

Вопрос для зрителей

  1. Как можно назвать растение, про которое говорилось в 3 туре? (лекарственное)

Финальная игра.

Источник физической и духовной силы, флора, фауна, человек – всё это можно назвать одним словом. Каким? (природа)

Награждение победителя.

Итог.

Ты, человек, любя природу, хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах не растопчи её полей.

Не жги её напропалую и не исчерпывай до дна,

И помни истину простую – нас много, а она одна!

                                                        В.Илфнер



Чем отличается современное литературное образование от традиционного?

  1. Ученик читает медленно, читает для себя.
  2. Он читает именно для себя, а не для учителя.
  3. Необходимо уделить равное количество времени как чтению вслух, так и про себя.

Работа по чтению носит трёхступенчатый характер.

  1. До начала чтения.
  2. В процессе чтения.
  3. После чтения.

Технология работы с прозаическим текстом.

  1. Работа с текстом до чтения.

Цель: умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

  1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрации, которые предшествуют тексту, а затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
  2. Дети читают про себя, а затем вслух ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Здесь учащиеся уточняют свои предположения о теме произведения, героях и развитии действия. Учитель предполагает провести диалог с автором через текст. Проверить и уточнить свои первоначальные предположения.
  1. Работа с текстом во время чтения.

Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.

  1. Дети самостоятельно читают текст (главу) или законченный фрагмент(про себя) с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения текста.
  2. Чтение вслух по предложению или небольшому абзацу (2-3 предложения) с комментированием. По ходу чтения, а не после, учитель задаёт вопросы на понимание, регулярно возвращая учащихся к их предположению. Если это возможно, то учащиеся могут свои предположения подтвердить текстом (прочитать).
  3. Словарная работа ведётся по ходу чтения. Вопросы, которые задаёт учитель – это вопросы к автору, и дети находят всё это из текста.
  1. Работа с текстом после чтения.

Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста (чтение между строк)).

  1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос.
  2. Рассказ учителя о писателе.
  3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия.
  4. Выполнение творческих заданий.

Работа над стихотворным текстом на уроке чтения.

  1. До начала чтения дети могут высказать свои предположения о том, на какую тему будет стихотворение или с каким настроением оно написано (заглавие, ключевые слова).
  2. Первый раз прочитать стихотворение дети должны про себя. Учитель не должен навязывать свою интонацию, осмысление.
  3. В ходе чтения вслух по строчкам или строфам нужно представить картины написанные автором, почувствовать настроение, состояние автора, и как результат этого выбрать интонацию. Сделать пометки в тексте, которые помогут его прочитать.

Рекомендовано на урок 1-2 стихотворений, но в сравнении. 3-4 класс – творческие задания (сочинения на дом).

План анализа лирического произведения.

(последовательность может меняться)

  1. Жанр (стихотворение, баллада, элегия, ода и т.д.)
  2. Тематика и проблематика стихотворения (философский план, пейзажная тематика).
  3. Размер, рифма, строфа.
  4. Художественные приёмы и выразительные средства (аллегория, аллитерация).
  5. Стилистические фигуры (инверсия).
  6. Персонажи, лирический герой (характеристика).
  7. Композиционные элементы (монолог, диалог, рассуждение, портрет, пейзаж и т.д.)
  8. Место стихотворения в творчестве (поэта или литературе).
  9. Читательское восприятие (Какие чувства вызывают?)

Сказки.

Классификация. Три жанровые разновидности:

  1. О животных.
  2. Волшебные сказки.
  3. Социально-бытовые сказки.

  1. О животных (о диких животных, о диких и домашних животных, о человеке и диких животных, о домашних животных, о птицах и рыбах и др.животных, о прочих животных и растениях).

В сказках о животных основой сюжета и трактовки образа служит условное совмещение реального и условного планов.  Основной смысловой аспект сказок о животных – это мораль. Две основные цели: дружбы, товарищества и прославление самой победы.

Поэтика сказок о животных .

Нанизывание эпизодов. Характерна встреча двух героев. Нередко в сказках трёхкратное повторение ситуации. Началу сказок свойственна конструкция жили-были (зачин). Диалогизм развит значительно более. Он показывает состояние персонажа. Широко вводится малый жанр- песенки, стихи, загадки. Характерен оптимизм – слабый всегда выходит победителем.

  1. Волшебные сказки.

Основные особенности – приключенческий характер, необычность сюжета.

Схема волшебной сказки.(В.Пропп)

Просьба, запрет, причина

Появление цели действия

Выполнение поручения

Обнаружение предмета поисков

Стремление победить или перехитрить врага

Бегство от врага, погоня.

Содействие чудесных помощников

Битва с врагом

Победа и наказание врага

Торжество героя, который получает невесту или царство.

Вымысел волшебной сказки фантастичен. Существование двух миров (реального и другого мёртвого) и границей чаще всего является гора, река. Возможность возвращения в реальный мир. Помощь (конь, ковёр-самолёт). Существование смерти (яйцо, ящик и т.д.), чудесные превращения. Мифология – олицетворение человеческих качеств.

  1. Чудеса по воле персонажей.
  2. Персонажи фантастического характера.
  3. Олицетворение сил природы, одушевление природы.
  4. Антропоморфизм (речь у животных и т.д.).
  5. Имеют жизненные основания.

Сюжет волшебной сказки.

  1. Борьба героя с чудесным противником. (змей Горыныч, Кащей Бессмертный)
  2. В центре сюжета поиски и освобождение от колдовства, спасение невесты или жениха.
  3. Сказки о чудесном помощнике (Золушка).
  4. Сказки о чудесном предмете.
  5. Сказки о чудесной силе или умении.

Идея: торжество справедливости и добра.

Социально-бытовые сказки.

 В центре действия сказки стоят отношения социальные и бытовые.

Эти сказки очень кратки. В центре – 1 эпизод. Действие развивается быстро, нет повторений эпизодов. События, которые служат предметом повествования и зачастую нелепые, смешные, странные, необычные. Широко развит словесный комизм.

        Темой социальных сказок служит социальная несправедливость, а темой бытовой сказки – людские пороки.

        Повествование очень простое. Развит диалог. Изложение от лица условного рассказчика выполняет роль пояснений. Ранее возникли бытовые, а затем социальные сказки.

        Положительный герой активен (социальная активность). Затрагивают две важные общественные темы:

  1. социальная несправедливость (в сказках о попе и мужике)
  2. социальное наказание (мужик может наказать за бесправие).

Идейная задача определяет структуру – противопоставление (антитеза). Противопоставление мужика-барину, купца-попу, бедного-богатому.

Бытовые сказки лишены ужасов, остроумны, завершаются присказкой.

План анализа сказки.

  1. Вид сказки, типичные признаки.
  2. Сюжет.
  3. Композиция.
  4. Герои.
  5. Поэтика: словесные формулы, троекратное повторение, речь героев, юмор, сатира, художественные средства, лексическая работа.
  6. Идея, мораль сказки.
  7. Ролевое чтение, инсценирование сказки.
  8. Творческая работа.

Урок математики во 2 классе.

Учитель Красулина Л.П.

Тема:  Сложение вида 36 +2 и 30 + 24

Цель: создать проблемную ситуацию на уроке, развивать навыки счёта, продолжать работу над задачами, воспитывать у детей чувство взаимопомощи.

Оборудование:   Иллюстрации по сказке А.Толстого «Приключения Буратино», видеозапись по сказке, наглядность к уроку.

Ход урока.

  1. Вступительная часть.
  1. Запись числа.
  2. Минутка чистописания.
  1. 43  – характеристика чисел 34 и 43
  1. Отгадать загадку:

С Букварём шагает в школу

Непослушный мальчуган.

Вместо школы попадает

В полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся тот мальчишка?

  1. Просмотр видеозаписи – фрагмент сказки.
  2. Задание для учащихся на урок:

- Оказать помощь Буратино.

V. Устный счёт.

1. Найти ошибки в примерах, которые решал Буратино.

 7 + 8 = 16                6 + 7 = 15                13 – 5 = 8                 20 + 4 0 = 60

11 – 2 = 9                14 – 7 = 6                 16 – 9 = 8                 90 – 80 = 10

2. Помочь решить примеры:

 6 * 2 * = 7                14 – 9 = 16 – []                8 * 3 * 1 = 4                8 + 6 = [] + 9

3. Сравнить числа:

2 дм 1 см > 1 дм 2 см                4 дм = 40 см

VI. Геометрический материал.

Сколько кругов в этой игрушке?

Сколько квадратов содержит фигура?

VII. Решение задач в стихотворной форме.

  1. Кормушки повесили дети для птиц.

    Туда прилетели 10 синиц, 4 вороны, 6 снегирей,

    Сорока – воровка и с ней воробей.

    Кто же нам здесь побыстрее ответит

   Сколько же птичек увидели дети?

  1. Второклассник Витя

На дереве птичек считал:

2 синицы, 3 лисицы,

3 галчонка, 3 утёнка.

Сколько всего птичек насчитал Витя?

  1. Сколько шагов сделает воробей за 1 минуту?
  2. Если 1 петух закукарекает изо всех сил, то проснётся 1 человек. Сколько петухов должны закукарекать, чтобы проснулись 3 человека?
  1. Математический диктант.
  1. Первое слагаемое 9, второе – 7. Найти сумму.
  2. 13 уменьшить на 8.
  3. 5 увеличить на 6.
  4. Найти сумму чисел 2 и 9.
  5. Уменьшаемое 15, вычитаемое 7. Найти разность.
  6. Найти разность чисел 14 и 6.
  7. Увеличить 36 на 2
  8. Найти сумму двух чисел 30 и 24.

Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развёл

Ключик видно не нашёл.

Нужно на носочки встать,

Чтобы ключик тот достать.

  1. Новый материал.

3 6 +  2

1. Можно решить этот пример?

2. Почему возникло затруднение? (К двузначному числу прибавили однозначное) В чём оно?

3. Как будем решать?

36 + 2 = (30 + 6) + 2= (6 + 2 ) + 30 = 38

                30 + 24

1.  1. Можно решить этот пример?

2. Почему возникло затруднение? (К двузначному числу прибавили  двузначное)

3. Как будем решать?

30 + 24 = 3 0+ (20 + 4 ) = (30 + 20) + 4 = 54

Вывод: 36 + 2   Единицы складываются с единицами.

             30 + 24   Десятки складываются с десятками.

Х. Работа с книгой.

1. Прочитать правило на стр. 60.

2. Закрепление. Пр. № 1 – устно

3. Примеры № 2 – в тетради

4. Решить задачу № 4.

5. Решить задачу повышенной трудности.

В коробке было 15 конфет. Когда Буратино съел 6 конфет и несколько конфет съела  Мальвина, то в коробке осталось 7 конфет. Сколько конфет съела Мальвина?

 Краткая запись на доске:

Было – 15 к.

Съели: Буратино – 6 к.

             Мальвина - ? к.

Осталось – 7 к.

Сколько конфет съела Мальвина?

Анализ задачи:

  1. Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
  2. Почему не можем ?

Решить на доске.

 ХI . Итог урока.

 Вручить сувениры от папы Карло за помощь, оказанную Буратино.

 Как  считали примеры?

Урок русского языка в 3 классе.

Учитель Холодкова М.С.

Тема : Непроизносимые согласные  в корне слов.

Цели :  1. Формировать  у учащихся понятие «непроизносимые согласные в     корне    слова»

2. Продолжать формировать понятийно-логическое и образно-чувственное мышление, развивать речь  учащихся.

  1. Развивать познавательную активность учащихся на уроке, самостоятельность.
  2. Осуществлять индивидуальный подход.
  3. Создавать на уроке проблемные ситуации.
  4. Организовывать межличностное, групповое, фронтальное взаимодействие детей с детьми, детей с учителем.
  5. Продолжать формировать культуру труда учащихся на уроке русского языка, работать над каллиграфией, воспитывать  аккуратность.
  6. Использовать возможные связи учебного материала с жизнью.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  1. – Ребята, сегодняшний урок я предлагаю начать вот с такого задания. Сейчас я вам  прочитаю описание предмета, а вы попробуете догадаться, о каком предмете идёт речь. Ответ нужно записать в тетради.

а) Высочайшее сиятельство.

б) До него пытался долететь Икар, оно же его  погубило.

в) ближайшая звезда, соседка Земли.

г) Ну-ка, кто из вас ответит:

    Не огонь, а больно жжёт.

    Не фонарь, а ярко светит,

    И не пекарь, а  печёт.

- Кто запишет слово на доске? (Солнце)

Докажи, что надо писать так. Подберите подобные слова.

  1. На доске записаны слова

Звезда

    Радость

    Грусть

- Какой частью речи являются эти слова? Образуйте от этих существительных прилагательные. (звёздный, радостный, грустный).

- Сравните написание слова и произношение. В чём увидели разницу? (В этих словах есть буквы, которые не обозначают звуков).

- Какова же тема нашего сегодняшнего урока? Есть буквы, которые мы пишем, но они не обозначают звука, не произносятся.

3. – Сегодня на уроке вы будете исследователями. ВЫ будете познавать тайны нашего русского языка. А в конце урока вы сами оцените свою работу. Будьте внимательны!

4. – В тетради запишите число и слова «Классная работа». На минутке чистописания мы пропишем ту согласную, которую мы с вами не слышим в слове «солнце»

- Составьте предложение со словом  «солнце» устно.

- Запишите предложение: Солнце спряталось за частый ельник.  Синтаксический разбор этого предложения.

II. Работа над новым материалом.

  1. – Какова же тема нашего сегодняшнего урока?
  2. – Сейчас вы будете работать в группах. Для каждой группы есть задание. (Выбор карточек)

- Подумайте и скажите, что мы должны сделать, чтобы не ошибиться в написании согласной?

1 группа. счас.ливый, здра.ствуй, сер.це.

2 группа  доблес.ный, поз.ний, извес.ный

3 группа. ярос.ный, поз.но, чес.ный

4 группа. мес.ный, грус.ный, со.нце

5 группа. капус.ный, ус.ный, окрес.ный

6 группа. бессовес.ный, прихвас.нуть, завис.ливый

- Итак, у кого готов ответ на поставленный вопрос. Как же мы безошибочно можем написать слова с непроизносимыми согласными? (Ответ каждой группы)

Вывод: подобрать проверочное слово.

- Какие буквы пишутся, а звуков мы не слышим? (д,т,л,в)

3. – Следующее задание. Используя вывод, который вы сейчас сделали, записать словосочетания под диктовку. Звёздное небо, известныйписатель, интересный рассказ, чудесная картина.

- Назовите слова с изучаемой орфограммой. Докажите. (Приходят к выводу, что есть слова, которые не подходят к нашему правилу) Назовите их.

- Попробуйте выстроить план работы с этой группой слов.

Вывод: Есть слова, в которых звук просится, но не пишется. Для проверки надо подобрать проверочное слово.

- А каким ещё должно быть это слово? (Однокоренное, так как орфограмма в корне).

4. – А сейчас каждый из вас выполнит задания по карточке. Найди проверочное слово и соедини стрелкой.

Солнце                        чудесен

                                яростная

Участник                        прекрасен

                                честные

Лестница                        солнышко

                                участие

Чудесная                        яростно

                                устная

Яростный                        честь

                                ярость

Прекрасное                        уста

Чувство                        частник

Праздник                         честное

Честная                        часть

Устный

- Кто выполнил работу полностью, подобрал проверочные слова  ко всем словам, поднимите руку. (Не подобрали  проверочных слов к словам лестница, чувство, праздник) Почему? (Не записаны в столбике проверочных слов) Подберите сами.

Вывод: нет проверочных слов. Смотрим в словаре.

Учитель даёт объяснение словам с точки зрения этимологии слов.

Лестница. В древнерусском языке было слово лъствица. Вот оно-то и превратилось в лестницу под влиянием таких слов , как сахарница, чернильница. Что же касается самого слова лъства (лъзтва), то оно образовано от глагола лезти, лезть с помощью суффикса тв(а). Значит, непроизносимое  т в существительном лестница  - это остаток суффикса тв(а).

Праздник. Слово из старославянского языка от слова праздънъ (праздничный) – день не занятый делами. Porzdьnъ (порожний – исконно-русское). Проверочное  празден – от старославянского.

Чувство. Заимствовано из старославянского языка. Чувство –от чувъ (способность чувствовать). Суффикс образован –в- (сравним нрав, гнев). От чути - чувствовать, слышать, ощущать, познавать. Смотри чу! (буквально – Ты слышал). Чуть – чутьё – чувствовать.

III.Итог

Общий вывод :

- Что нужно знать и помнить, чтобы писать слова с изучаемой орфограммой без ошибок?

1. Знать правило.

2. Правильно подбирать проверочные слова, чтобы ясно слышать есть ли непроизносимый согласный или нет.

3. Уметь  обращаться со словарём.

- Какие согласные мы пишем, но не слышим?

Итог урока.

- Итак, ребята, попробуем оценить свою работу на уроке по плану?

1) Я могу сформулировать тему сегодняшнего урока:

        - я могу

        - неуверен

        - не могу.

2) Я могу рассказать, чему научился на уроке:

        - отлично

        - хорошо

        - совсем не могу

3) Я считаю, что на каждом этапе урока работал:

        - отлично

        - хорошо

        - совсем не работал

- У кого  все флажки красные?

- У кого все зелёные (Нет таких). Хорошо, что нет таких, кто ничего не делал.

Награждение.         

Тема: Почему их так назвали?

Цели: раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностей, расширить знания детей о грибах, воспитание экологической культуры.

Ход урока

  1. Орг момент.

- Ребята, Муравьишка Вопросик сегодня приглашает нас на прогулку. А вот куда, отгадайте:

Звучит песня И.Другова «Берегите русский лес»

- Многолик и красив русский лес! Почти 300 видов кустарников, деревьев и трав можно встретить в нём, Значение леса огромно, но чем активнее вторгается человек в лесную среду, тем более нуждается наш зелёный друг в защите. Бережное отношение к лесу должно стать нормой поведения каждого человека.

Муравьишка Вопросик познакомит нас с некоторыми растениями и насекомыми, проверит, как мы знаем грибы, как умеем отгадывать загадки.

  1. Отгадай загадку.

Текст  Н. Сладкова

«Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки ещё интересней искать. Что там грибы, орехи! Соберешь и успокоишься.  А как загадки разыскиваешь – так покой потеряешь. А как нашёл загадку – так отгадку подавай, значит, в лес иди, отгадку ищи. Пока ищешь – две новых загадки найдёшь. И пошло – поехало – конца не видно»

- Ребята, будем искать загадки в лесу, и разгадывать их?

- посмотрите, что показывает нам Муравьишка? (стр. 98 учебника)

- Как одним словом назвать то, что мы сейчас увидели?

Да, это растения с очень интересными названиями. И вот первая загадка леса: А почему их так назвали?

- А теперь давайте прочитаем, как объяснил названия этих растений Муравьишка.

Чтение предложений стр. 98

Загадки:

Почему мы дышим вольно

И судьбой воей довольны.

Хоть растём мы вдоль дорог

И нас топчут сотни ног? (подорожник)

Он жёлтым цветком распускается,

А после цветенья сдувается (одуванчик)

Голубой бубенчик

На лугу стоит.

И под песню ветра

Весело звенит. (колокольчик)

Стр. 99 Объясните названия растений.  

3. Ребята, вспомните свои прогулки в лес летом или осенью и представьте себе, что мы находимся в лесу. Зачем вы ходили в лес? (Подышать свежим воздухом, отдохнуть, набрать грибов и ягод.)

  1. Тема нашего занятия “Грибы”. Знаете ли вы грибы?
  2. Что такое гриб? Растение или животное?

Одни называют грибы растением, другие животными, но кто-то относит грибы к особому царству живой природы.

Вывод: грибы – это не растения и не животные. Так считает большинство ученых, и выделяют грибы в особое самостоятельное “царство”.

  1. Как выглядят грибы?

Ребята дают описание ножки и шляпки гриба – по форме и цвету.

  1. Но это лишь видимая часть гриба, которую учёные называют плодовым телом, а остальная часть (грибница) находится в земле.
  2. Сколько видов грибов в природе?

Дети отвечают, что много, а на доске написано 100000 видов!

  1. Где растут грибы? (В лесу на земле, на пне, на дереве, на камне, в поле, на грядке, на лугу.)
  2. Какие грибы можно выращивать на грядках? (Шампиньоны. Дети рассказывают о совхозах, в которых выращивают грибы. Они размножаются спорами.)
  3. Почему лесные грибы не выращивают на грядках? (На грядках нет древесных растений и пней, с которыми “дружат” лесные грибы.)

Вывод: некоторые грибы можно выращивать на грядках, так как они “дружат” с перегнившей соломой, а такую подстилку легко приготовить.

  1. Зачем же грибам корни растений, стебли соломы или трухлявые пни? (Грибница получает от них сахар для своего роста и развития.)
  2. А нужны ли лесу грибы? (Грибы лечат лес, без них деревья болеют. В новых лесопосадках часто специально разводят грибы, т.к. грибница снабжает деревья питательными веществами из почвы. Грибы помогают перерабатывать старую древесину, листья, пни, шишки и тем самым улучшают почву. Грибами питаются и лечатся животные.)

Вывод(делаем вместе): грибы нужны не только человеку, но и животным, поэтому собирать их нужно умело.

        Составляются правила сбора грибов в лесу:

  1. Не нарушать тишину.
  2. Не разгребать почву, не нарушать грибницу.
  3. Не брать гриб, если сомневаешься в нём.
  4. Не трогать ядовитые грибы, оставить их для животных.
  5. Осторожно срезать гриб.
  6. Больше читать о грибах, меньше будет сомнений.
  1. Если мы все будем соблюдать эти правила, то в наших лесах будет много самых разных грибов, здоровых деревьев и самих животных.

 С ребятами придумали знак “Сбор грибов запрещён”. Такой знак может быть установлен в лесах, где сбор грибов опасен для человека по причине близкого расположения автомобильной дороги, химического загрязнения территории, а также при необходимости восстановления грибниц, охраны редких видов грибов, занесённых в Красную книгу.

        Далее предлагаю детям оценить ситуацию.

Сёстры Наташа и Оля пошли в лес за грибами. Они оказались  на опушке леса. Под елью девочки заметили большой белый гриб. Оля наклонилась, чтобы вырвать его, но Наташа остановила её и предложила аккуратно срезать, не повредив грибницу.

        Проходя дальше, Оля заметила полянку, на которой росли мухоморы, и хотела их затоптать, но сестра не разрешила ей это сделать, объяснив, что сюда придут лечиться лоси. В другом месте Оля разглядела маленький гриб и хотела раскопать почву, чтобы его достать, но сестра не одобрила её намерения, сказав, что гриб должен подрасти.

        Дети одобрили действия Наташи за правильный сбор грибов и её наставления Оле.

        В конце занятия дети рассказали о грибах, за которыми не ходят с лукошком: редкие виды причудливой формы (“Дама под вуалью”, решеточник), трутовики, плесени.

        Познакомились и с другими необычайными грибами, такими как “волчий табак”, трюфели (см. приложение).

        В заключение проведена викторина:

  1. Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка)
  2. Какой гриб называют “царём грибов”? (Белый)
  3. Какой гриб не рекомендуется срывать, хотя он не ядовит и очень вкусен? (Гриб “баран” - он занесён в Красную книгу)
  4. Назовите грибы, которые можно увидеть на продуктах, на картинах, в сырых помещениях? (Плесень)

Урок природоведения в 3  классе.

Тема: Надёжная защита организма.

Цели: углубить знания о коже на основе  характеристики её строения;

           познакомить учащихся с защитными функциями кожи;

        изучить правила оказания первой помощи при повреждении кожи        .

Оборудование: таблицы по природоведению, лупа, фрагмент кинофильма “Кожа”.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания. Повторение.
  1. Сегодня на уроке мы продолжим изучать организм человека. На прошлых уроках мы узнали, как человек воспринимает окружающий мир. Давайте проверим, как вы усвоили эту тему. Проведём цифровой диктант.

Вопросы

Ответы на доске

  1. Орган дыхания.
  2. Орган, которым мы различаем горькую, сладкую, кислую, солёную пищу.
  3. Что приводит в движение кровь?
  4. Орган, расположенный в черепе, с деятельностью которого связаны мысли, чувства, поступки человека, а также правильная работа всех внутренних органов.
  5. С помощью этого органа мы различаем человеческую речь, голоса животных, музыку, звуки, шум и шорох.
  6. При помощи этого органа мы узнаём предметы по запаху.
  7. Орган зрения.
  8. Наука, которая изучает строение тела человека.
  9. Какой орган защищает наш организм от повреждений?
  1. Анатомия.
  2. Уши.
  3. Нос.
  4. Сердце.
  5. Лёгкие.
  6. Кожа.
  7. Глаза.
  8. Головной мозг.
  9. Язык.

 Ключ: 5,9,4,8,2,3,7,1,6.

  1. Итак, мы изучали органы чувств и их функции. Я загадаю вам загадку, ответив на неё, вы узнаете, с чего мы начнём наш разговор.

Маленький, кругленький, а до неба докинешь.

Ответы:  Глаз. Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Зрение – способность воспринимать  величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что может видеть в темноте и при ярком свете. 

  1. Самое главное – это то, что нам надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за зрением. Как же нужно беречь зрение?

Ответы:

Читать при хорошем освещении, но яркий свет не должен попадать в глаза.

При письме свет должен падать слева.

Когда читаешь, то расстояние до книги должно быть 30-35 см.

Нельзя читать книги в транспорте.

Нельзя читать лёжа, так как трудно держать книгу на нужном расстоянии.

Расстояние до телевизора 2-3 метра и ещё – телевизор нельзя долго смотреть.

Нельзя тереть глаза руками, так как можно занести микробов.

Глазам нужен отдых.

Не стесняйтесь носить очки. Они помогут сохранить, а возможно и восстановить зрение.

  1. Молодцы! Почему глаза считают главным органом чувств?

Ответ: Благодаря зрению мы получаем 80% информации об окружающем мире.

  1. Теперь давайте вспомним, что мы знаем про органы слуха.

Ответы: С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыки.

Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга, перерабатываются там, таким образом, мы слышим и понимаем слова.

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет жизнь человека, лишает его возможности общения.

  1. Спасибо! Ребята, а вы знаете, что даже люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов. Что же нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?

Ответы: Содержать уши в чистоте.

Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух.

Шум очень вреден для слуха.

Нужно давать слуху отдых, быть в тишине.

  1. Что опаснее всего для слуха?

Ответ: Шум. Так как шум портит слух и плохо влияет на весь организм.

  1. Абсолютно верно. Запомните это и соблюдайте правила ухода за органами слуха.

А сейчас следующая загадка.

Между двух светил

В середине я один.

Ответ: Орган обоняния – нос.

  1. Что вы можете рассказать об этом органе?

Ответы: Обоняние – это способность человека воспринимать запахи. С запахами у человека связаны многие ассоциации. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить злокачественной пищи.

  1. Спасибо. Ребята, как же нам сохранить обоняние?

Ответы: Надо закаляться.

Беречь организм от простуды.

Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.

  1. Молодцы. Отгадайте.

Всегда во рту, а не проглотишь

Ответ: Язык – это орган вкуса. С помощью языка мы определяем сладкое, горькое, кислое.

  1. Вкус – ощущение, которое возникает при воздействии растворённых в слюне веществ на вкусовые сосочки. Кончик языка более чувствителен к сладкому, корень языка – к горькому, а края языка – к кислому. Обоняние и вкусовые ощущения связаны, так как при нарушении остроты обоняния меняется вкус продуктов. От вкусовых ощущений зависит аппетит. Мы поговорили с вами об органах чувств. Всё повторили?

Ответ: Нет. Ещё надо рассказать про кожу.

Кожа – орган осязания.

Человек может чувствовать тепло, холод, прикосновения, боль.

Нужно быть осторожным, то есть не допускать ожогов, обмораживания, а также порезов и ран.

  1. Замечательно. Вы теперь стали “профессорами” по этой теме. Сейчас я проверю. Как органы чувств защищают организм?

Ответы: Нос может уловить некоторые запахи, как бы опасные,– то есть запах газа или запах испорченной пищи.

 Через глаза мы получаем много информации. Что можно брать, до чего можно дотронуться.

При переходе через улицу мы должны посмотреть сначала направо, а потом налево. А так же какой свет загорелся на светофоре.

Если очень громко играет музыка, то нужно сделать потише.

С помощью языка можно определить, прокисло молоко или нет

Если у человека больной желудок, то ему нельзя есть острую  и кислую пищу. Он попробует пищу и не будет есть.

Наша кожа помогает определить горячее или холодное, острое или тупое.

  1. Молодцы! Вы столько узнали. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Все органы чувств имеют память. В 1 классе вы научились писать буквы и сейчас знаете, как они пишутся. Каждый из вас ел яблоко, и никто не перепутает его вкус со вкусом огурца. А те предметы, которые вы не знали, нам трудно бывает определить.

Я вам предлагаю провести эксперимент и проверить так ли это.

Вызываю детей. Им завязываю глаза. Первому даю ручку, второму – пенал, третьему – книгу, а четвёртому – мягкую игрушку. Дети описывают предметы, которые им дали и называют их.

  1. Теперь вы убедились, что органы чувств имеют память. Как же органы чувств связаны с мозгом?

Ответы: Всеми органами чувств руководит головной мозг.

Органы чувств, все сведения, которые они получают, посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом даёт приказ на исполнение. Каждый орган имеет своё представительство в головном мозге – это определённые центры, которые отвечают за тот или иной орган.

  1. Объяснение нового материала.
  1. Вы очень хорошо подготовились к сегодняшнему уроку. О коже мы говорили как об органе осязания. То есть орган чувств. А сейчас, мы рассмотрим кожу как орган человеческого организма. Кожа равномерно покрывает всё тело, но это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган со многими функциями. Давайте проведём небольшое исследование. Посмотрите кожу на своей руке. потрогайте её, потяните. Что вы можете сказать о ней?

Ответ: Упругая; мягкая; тонкая, потому что мы видим сосуды; прочная; эластичная.

  1. Рассмотрите кожу через лупу. Что вы на ней видите?

Ответ: Маленькие отверстия, волоски.

  1. Верно. Маленькие отверстия – это поры. Теперь проведите пальцем по лбу, затем приложите палец к стеклу лупы. Что осталось на стекле? Как вы это объясните?

Ответ: На стекле появилось пятно жира. Значит,  кожа выделяет жир.

  1. Как вы думаете, для чего нужны поры?

Ответ: Наверное, через них кожа дышит.

  1. Да, а ещё выделяет пот и жир. У вас на руке растут маленькие волосики. Это тоже часть кожи. А теперь, я расскажу вам, из чего состоит наша кожа.

Она состоит из трёх слоёв – первый слой – сверху наружная оболочка – эпидермис, которая предохраняет кожу от повреждений. Старые клетки – верхний слой, ороговевшие клетки, можно удалить с помощью щётки. В наружной оболочке находятся поры, через которые кожа дышит. (Табличка с названием эпидермис)

Работа по таблице.

  1. Второй слой – сама кожа. В ней находятся специальные сальные желёзы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные желёзы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает её более мягкой. Потовые железы расположены по всей поверхности кожи. Пот испаряется с поверхности и тело человека охлаждается. Выделение пота регулирует температуру тела. В состав пота входит 99% воды и 1% химических веществ. В коже расположены также кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу, боли. Наиболее чувствительная кожа на кончиках пальцев, носа, на середине ладоней и по средней линии спины (по позвоночнику). На коже растут волосы и ногти. Итак, второй слой – это сама кожа.
  2. Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

На доске:

  1. Наружная оболочка – эпидермис.
  2. Кожа.
  3. Подкожный жир.

Просмотр отрывка кинофильма “Кожа” (рассказывается о цвете кожи, защитных функциях пигмента и об изменении температуры тела).

  1. Итак, наша кожа состоит из трёх слоёв. Перечислите их.
  2. Хорошо. Кожа является внешним покровом тела человека. Кожа защищает организм от вредных воздействий окружающей среды. Что предохраняет кожу от повреждений? (Наружная оболочка – эпидермис)
  3. Верно. Кто из вас запомнил, что поддерживает нормальную температуру тела? (Выделение пота.)
  4. Какой слой сохраняет тепло? (Третий – подкожный жир.)
  5. Какой компонент изменяет цвет кожи? (Меланин.)
  6. Вместе с потом из организма человека выделяется большое количество вредных веществ. Когда на коже скапливается много жира и пота, то к ним прилипает пыль. Значит, кожа становится грязной. На коже начинают размножаться микробы. На 1 см2  кожи находится   40 000 микробов. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания. Поэтому кожу нужно содержать в чистоте. Главный способ ухода за кожей – мытьё. Тогда с кожи удаляются пыль, микробы, жир, пот. Мыть тело надо 1-2 раза в неделю. Учёные подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой, с кожи удаляется до 1,5 млрд. микробов. Представляете? Обязательно, каждый день надо мыть лицо, руки, ноги, шею, кожу мышечных впадин. А знаете, сколько раз надо мыть руки, чтобы они были чистыми?

Ответы детей.

  1. Минимум – три раза. А теперь, я вам расскажу, как надо умываться. При нормальной коже надо умываться ежедневно. С мылом умываться 2-3 раза в неделю, так как частое умывание с мылом обезжиривает кожу. Нельзя всё время умываться холодной водой, так как сужаются сосуды, и кожа становится сухой и бледной, дряблой, появляются морщины. Нельзя всё время умываться очень тёплой водой. Горячая вода хорошо очищает кожу, вызывает расширение сосудов, тогда кожа становится слабее, на лице появляются участки покрасневшей кожи. Кожа становится вялой, появляются морщины. как же быть? Как вы думаете? (Наверное, надо умываться то холодной, то горячей водой.)
  2. Совершенно верно. После умывания надо тщательно вытирать лицо. Иначе кожа будет обветриваться и трескаться, шелушиться. Сейчас вы расскажите, как надо следить за кожей, а дома перескажите всем членам семьи всё то, что узнали на уроке. Давайте попробуем.

Ответы: Надо содержать кожу в чистоте, тогда на ней не будет микробов, и ты не заболеешь.

Мыться надо 1-2 раза в неделю.

Обязательно мыть руки, лицо, шею, ноги и подмышечные впадины.

Нужно правильно умываться, то есть то холодной, то горячей водой.

Каждый день умываться с мылом плохо, так как смывается жир и кожа становится сухой.

Хорошо вытирать кожу полотенцем.

  1. Замечательно. А что вы можете сказать про ногти?

Ответ: Их надо подстригать, чтобы не собиралась под ними грязь.

  1. Запомните это и постарайтесь соблюдать правила гигиены по уходу за кожей. Ребята, но ещё важно уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждении кожи. Какие повреждения кожи вы знаете?

Ответы: ушиб; рана; царапина.

  1. Это тоже ранка.

Ответ: обморожение, ожог.

  1. Давайте поговорим сначала о ранах .Они бывают поверхностные и глубокие. Поверхностные – это царапины, ссадины, порезы. Глубокие – когда повреждены не только кожа, но и мышцы. В таких случаях надо обратиться к врачу. Если рана небольшая, то кожу вокруг ранки надо смазать йодом или зелёнкой, для того, чтобы туда не проникли микробы. Затем перевязать чистым бинтом. Какие виды ран бывают?

Ответ: поверхностные и глубокие.

  1. А теперь я расскажу вам об ушибах. Как возникают ушибы?

Ответ: когда упадёшь или стукнешься обо что-нибудь.

  1. Как вы определяете, что ушиблись?

Ответы: появляется синяк; появляется покраснение; больно.

  1. А как надо поступить при ушибе?

Ответ: Надо что-нибудь холодное приложить.

  1. Верно. Знаете ли вы что-нибудь про ожоги?

Ответ: Ожоги бывают разной степени.

  1. Действительно. Ожоги бывают трёх степеней.

1 степень – покраснение и припухлость кожи, если это ожог 2 степени, то появляются пузырьки, наполненные жидкостью. Эта жидкость прозрачная и жёлтая. При ожоге 3 степени портится сама кожа на всю толщину, даже могут пострадать мышцы и кости.

При ожоге 1 степени нужно полить большим количеством холодной воды то место, которое обжёг. В остальных случаях надо обратиться к взрослым и вызвать врача.

Для человека также страшно обморожение. Наверное, вы видели тех, кто обмораживал щеки, уши, нос. Это очень легко заметить. Какие признаки обморожения?

Ответ: На месте обморожения появляется белое пятно.

  1. Запомните. Нельзя растирать обмороженное место, так как можно занести микробы. Лучше согреть его рукой и скорее идти домой. Теперь вы узнали, как оказывать первую помощь. и если произойдёт какой-то несчастный случай, вы знаете, как поступить. Что вы будете делать, если ушибётесь?

Ответ: Нужно кожу вокруг ранки обработать йодом, а затем перевязать чистым бинтом.

  1. А как поступить при ожоге?

Ответ: Нужно сообщить взрослым. Если ты не сильно обжёгся, то нужно открыть холодную воду и держать, например, руку под водой.

4. Итог урока.

  1. Молодцы, всё запомнили. Давайте подведём итог того, что мы узнали за урок. На доске кроссворд. Посмотрим, что получится.

Вопросы:

По горизонтали:

4. Кожа – это не просто покрытие тела человека. Это активный …… с многообразными функциями.

6. Подкожный жир сохраняет …..

7. Это повреждение кожи бывает 3 степе ней.

По вертикали:

  1. Способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло, холод называется ……
  2. Если у вас …. , то вам нужно обработать кожу йодом, а затем перебинтовывать.
  3. Поддерживается постоянная температура внутри тела с помощью выделения …….
  1. Это кожное образование растёт на коже.

Ответы по горизонтали: 4. Орган. 6. Тепло. 7. Ожог.             по вертикали: 1. Осязание. 2. Рана. 3. Пот. 5. Волос         

5. Домашнее задание.

  1. Ребята, на дом у вас два задания. Первое вы уже знаете. Напомните.

Ответ: Рассказать дома, как надо следить за кожей.

  1. А вот второе задание. Найдите интересный материал про кожные образования – волосы и ногти.  Спасибо за урок.

Выставление оценок.

ВЕСЕЛЫЙ УРОК ЗДОРОВЬЯ
конкурсно-игровая программа для детей 10-12 лет

Действующие лица:
Добрый Доктор Умывальников,
его помощники Витамины (4 человека),
Лентяи (5 человек).
 


Учитель: Ребята! Сегодня мы проводим урок здоровья. И на нашу встречу мы пригласили... Ой! Что это? Кто это?

(Стук в дверь. Входит Доктор)

Учитель: Да это же доктор Умывальников!

Доктор: Добрый врач, бывалый врач,
Чуть услышит детский плач,
В ранний час и в полночь
Поспешит на помощь.
По дороге, по реке,
По опасным тропам,
С чемоданчиком в руке
И с фонендоскопом.
И его не устрашит
Ни мороз, ни тряска -
Он и в космос полетит
Делать перевязку.
Потому что он готов
Биться за здоровье!
Надо - так без лишних слов
Поделится кровью.
И повсюду повторять
Будет для порядка:
“Вы хотите крепким стать?
Делайте зарядку!”
Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, узнали меня. Я - Добрый Доктор Умывальников. А где же мои помощники?

(Стук в дверь. Выбегают Лентяи)

Доктор: Нет, это не они.

Лентяи (осматривая Доктора): А, это опять ты. Мы не хотим мыть уши и шею. И руки не моем перед едой. И ноги никогда не вытираем. Уходи, уходи, докторишка, отсюда! Мы и без тебя проживем.

Лентяи (сидя на стульях и балуясь):
Жил на свете мальчик странный -
Просыпался поутру.
И бежал скорее в ванну
Умываться. Я не вру.
Хотите - верьте, хотите - нет.

Руки мыл зачем-то с мылом,
А лицо мочалкой тер...
На руках все пальцы смыл он,
Щеки в дырах до сих пор.
Хотите - верьте, хотите - нет.

Сыну мама запретила
Умываться по утрам,
Убрала подальше мыло,
Перекрыла в ванной кран.
Хотите - верьте, хотите - нет.

Тут к нему позвали разных
Самых лучших докторов,
И диагноз был таков:
“Если мальчик будет грязным -
Будет он всегда здоров”

Лентяй: Ну вот, от чистоты можно заболеть. А он “руки мойте”, “ноги вытирайте”.

Лентяй: А давайте мы всех заразим вирусом-лентяюсом. И пусть они такие чистенькие, пригоженькие будут грязными и ленивыми.

/Под музыку Лентяи пробегают по рядам и всех “заражают” - пачкают краской, приклеивают лейкопластырь, бинтуют/

Лентяи: Ну вот, другое дело... Чем еще заняться?

(Входит Доктор с помощниками-витаминами)

Лентяи: Вот видишь, все заболели от чистоты. Так им и надо!

Доктор: Ребята! Неправда это. Только в обществе грязнулек такое бывает. Дети, которые всегда следят за своей чистотой, никогда не болеют, а если и болеют, то очень редко.

Витамины: Ведь если мы перед едой помоем руки, умоемся утром после сна, днем, когда придем с улицы, и вечером, когда будем ложиться спать, наши поры, которых очень много в коже, будут дышать легко и наше тело не будет болезненным. Оно будет крепким и здоровым.
Если же мы будем коротко стричь ногти, под ними не будет черной каемки грязи и, конечно, бактерии, содержащиеся в ней, не попадут нам внутрь, и мы не будем болеть.
То же самое можно сказать о платочке носовом. Он необходим при кашле и чихании. Надо отворачиваться и прикрываться им, чтобы микробы не летели на товарищей.
А о чистоте воротничка и обуви я уже и не говорю. Это само собой понятно. Ужасно стыдно показаться на улице в неряшливом виде. В своей мятой одежде и нечищенной обуви ты можешь стать грязным пятном на улице.

Доктор: Волосы тоже должны быть в порядке. Ученые определили, что волосы живут до четырех лет. За год они успевают отрасти на 12-15 сантиметров. Чтобы волосы были здоровыми, густыми, за ними нужно ухаживать, и, прежде всего, ежедневно расчесывать. При расчесывании волосы очищаются от пыли и грязи. Раз в неделю следует мыть голову горячей водой с мылом. Волосы надо регулярно подстригать.

Лентяи (все время кривляются): Фи, ногти подстригать, да они такие красивые – черные! Фи, руки мыть. Фи, зубы чистить. Фи, ноги вытирать. А ведь так приятно пройтись по лужам! Фи, одежду чистить. Да, рубашка грязная и в дырах. Это сейчас так модно!

Витамины: Откуда берутся лентяи?
Может лентяи с Луны прилетают?
Откуда берутся грязнули?
Может грязнуль с Сатурна столкнули?
Время листает календари,
Пишет новые словари.
Слов там таких не найдешь:
“Трусость” и “ложь”.
Исчезнут слова как дым:
“Ябеда” и “подхалим”.
Но может история выйти такая:
Старый словарь где-нибудь откопают.
В споре сойдутся ученые мира:
Что означает “лентяй” и “задира”?
Что означает “неряха”, “завистник”, “болтун”?
Куда они делись - на Марс, на Нептун?
А может, в созвездии Львов
Разгадка загадочных слов?

Витамин А: А что делать с ребятами?

Витамин В: А давайте мы их вылечим.

(Проходят под музыку и раздают витамины ребятам)

Лентяи: Ну вот, им витамины дали. А нам?

Витамин С: А вы такие грязные и ленивые...

Витамин D: ...что с вами и разговаривать не хочется.

Доктор: А сейчас проведем экзамен. Отвечайте на наши вопросы.

(Доктор задает вопросы и загадки. Ребята отвечают. За правильные ответы получают жетоны. В конце игры подводят итоги и награждают победителей. Лентяи тоже отвечают, но неправильно.)

Лентяи (обижаются): А нам почему не дают жетоны? Мы же тоже отвечали.

Витамин А: А вы - грязные и ленивые, а потому глупые.

(Лентяи "задумались".)

Лентяй_3: Пойду-ка руки вымою, что-то грязные стали.

(Достает мыло и идет умываться)

Лентяй_5: Пойду-ка я волосы приберу.

(Достает зеркало и расческу)

Лентяй_4: Пойду-ка я костюмчик поменяю, говорят уже из моды вышел.

Лентяй_1: Наверно, я протру ботиночки, почищу.

Лентяй_2: А у меня-то вот что есть! (достает из кармана зубную щетку). А еще вот что есть! (достает зубную пасту)

Доктор (обращаясь к чистым лентяям): Ну вот, совсем другое дело. А теперь сдайте экзамен.

(Задает вопросы лентяям, те отвечают.)

1. Почему надо умываться?
2. Для чего необходимо чистить зубы?
3. Для чего надо регулярно стричь ногти?
4. Почему полезна утренняя гимнастика?
5. Зачем надо ухаживать за волосами?

Доктор: Вот вы и сдали экзамен на "отлично". И мы вручаем вам "Аттестаты здоровья"! (Обращается к классу.) И вы тоже, ребята, тоже отвечали правильно. И тоже получаете "Аттестаты здоровья". (Витамины раздают “Аттестаты”) 

Лентяй_1: Я - бывшая грязнуля,
Мне стало нынче ясно,
Что чистой быть прекрасно.

Лентяй_3: А я не мыла шею,
Мне это было лень.
Теперь я умываюсь,
Конечно, каждый день!

Лентяй_4: И я хочу быть чистой,
Красивой и опрятной,
Ведь это так приятно.

Лентяй_2: Смотрите, я отмылся
И как переменился!

Лентяй_5: Я больше не грязнуля,
Меня зовут Чистюля!

(Витамины вручают лентяям медали “Чистюля”)

Доктор: И по такому случаю
Вам теперь поручим
Назвать сегодня лучших.
И им медали вручим.

(Вручают медали победителям конкурса загадок.)

Учитель: А теперь подведем итоги нашего Урока Здоровья. Не забывайте простые, но необходимые каждому правила здоровья:

1. Приучи себя мыть руки, лицо и шею каждое утро и каждый вечер перед тем, как ложиться спать.

2. Когда моешь руки, потри щеткой кончики пальцев, чтобы вычистить грязь из-под ногтей.

3. Ноги мой перед сном каждый день.

4. Чисти зубы утром и на ночь.

5. Принимай горячий душ или ходи в баню не реже, чем раз в неделю. Горячая вода промывает от пыли и пота поры, которыми дышит наша кожа.

6. Вернувшись с улицы, обязательно мой руки.

7. Научись сам следить за ногтями и стричь их.

(Всем ребятам выдаются листы-памятки “Правила Здоровья”. В заключение игры проводятся конкурсы.) 

ПРИЛОЖЕНИЕ



ЗАГАДКИ

  1. Хожу-брожу не по лесам,
    А по усам и волосам,
    И зубы у меня длинней,
    Чем у волков и медведей.
    (Расческа)
  2. Целых 25 зубков
    Для кудрей и хохолков.
    И под каждым под зубком
    Лягут волосы рядком.

    (Расческа)
  3. Ношу их много лет,
    А счету им не знаю.
    Не сею, не сажаю,
    Сами вырастают.
    (Волосы)
  4. Мудрец в нем видел мудреца,
    Глупец - глупца,
    баран - барана,
    Овцу в нем видела овца,
    А обезьяну - обезьяна.
    Но вот подвели к нему Федю Баратова,
    И Федя увидел неряху лохматого.
    (Зеркало)
  5. Я молча смотрю на всех,
    И смотрят все на меня.
    Веселые видят смех,
    С печальными плачу я.
    Глубокое, как река,
    Я дома на вашей стене.
    Увидит старик старика,
    Ребенок - ребенка во мне.
    (Зеркало)
  6. В нем две буквы “к”
    Писать не забывайте,
    Таким, как он, всегда бывайте!
    (Аккуратный человек)
  7. Вроде ежика на вид,
    Но не просит пищи.
    По одежде пробежит –
    Она станет чище.
    (Платяная щетка)
  8. Гладко, душисто, моет чисто,
    Нужно, чтобы у каждого было.
    Что это, ребята?
    (Мыло)
  9. Ускользает, как живое,
    Но не выпушу его я.
    Белой пеной пенится,
    Руки мыть не ленится.
    (Мыло)
  10. Волосистою головкой
    В рот она влезает ловко
    И считает зубы нам
    По утрам и вечерам.
    (Зубная щетка)
  11. Хвостик из кости,
    На спине - щетина.
    (Зубная щетка)
  12. Он не сахар, не мука,
    Но похож на них слегка.
    По утрам он всегда
    На зубы попадает.
    (Зубной порошок)
  13. Красные двери в пещере моей,
    Белые звери сидят у дверей.
    И мясо, и хлеб - всю добычу мою –
    Я с радостью белым зверям отдаю.
    (Зубы)
  14. Лег в карман и караулит
    Рёву, плаксу и грязнулю,
    Им утрет потоки слез,
    Не забудет он про нос.
    (Носовой платок)
  15. Между двух светил
    Я в середине один.
    (Нос)
  16. Вот такой забавный случай!
    Поселилась в ванной туча.
    Дождик льется с потолка
    Мне на спину и бока.
    До чего ж приятно это!
    Дождик теплый, подогретый,
    На полу не видно луж.
    Все ребята любят...
    (Душ)
  17. Говорит дорожка –
    Два вышитых конца:
    Помойся ты немножко,
    Чернила смой с лица!
    Иначе ты в полдня
    Испачкаешь меня.
    (Полотенце)
  18. Не обижен, а надут,
    Его по полю ведут.
    А ударят - нипочем,
    Не угнаться за...
    (Мячом)
  19. Что полезно –
    Всем известно?
    А ответ найду легко.
    По моей любимой чашке
    Нарисованы ромашки,
    Ну а в чашке - ...
    (Молоко)
  20. Эта птица - не синица,
    Не орел и не баклан.
    Эта маленькая птица
    Называется...
    (Волан)
  21. На снегу - две полосы,
    Удивились две лисы.
    Подошла одна поближе:
    Здесь бежали чьи-то...
    (Лыжи)
  22. Кто на льду меня догонит?
    Мы бежим вперегонки.
    И несут меня не кони,
    А блестящие...
    (Коньки)
  23. Мне загадку загадали:
    Это что за чудеса?
    Руль, седло и две педали,
    Два блестящих колеса.
    У загадки есть ответ –
    Это мой...
    (Велосипед)
  24. Работает с пылом,
    Уверенно, четко.
    Ни грязи, ни пыли
    Не вытерпит...
    (Щетка)

    И в жару, и в гололед
    Захочу - и дождь пойдет,
    Зашумит над головой,
    Дождь придет ко мне домой.
    (Душ)
  25. Я ими платьица крою,
    Узоры вырезаю.
    Сама ли штопаю и шью,
    Иль маме помогаю,
    Для дочек, бабушек и мам
    Хорошие помощницы.
    Наверное, знакомы вам
    Стальное чудо ...
    (Ножницы)
  26. Его все гладят и купают,
    А он худеет, будто тает,
    Теряет форму, вид и вес
    И, наконец, исчезнет весь.
    Но он надежный ваш дружище,
    Общаясь с ним, мы станем чище.
    (Мыло)
  27. Ходит гном с бородой
    Под диваном и тахтой.
    По всему дому
    Пройти надо гному.
    Он не просто ходит,
    Чистоту наводит.
    (Веник)



КОНКУРСЫ

1. Умывание
3-4 человека с завязанными глазами под диктовку рисуют на доске, как они умывают свое лицо.

2. Зарядка-1
4 человека собирают рассыпанные по полу спички, не сгибая ноги в коленях.

3. Зарядка-2 “Упражнение для легких”
Надуть воздушный шарик.

4. Завтрак-1 “Сладкоежка”
Съесть конфету, лежащую на тарелке и засыпанную мукой. До конфеты нельзя дотрагиваться руками.

5. Завтрак-2
Выпить газировку из бутылки, на которую одета соска.

6. “В магазин за продуктами”
По два человека со связанными ногами (правая одного с левой ногой другого) должны добежать до “магазина” и принести “продукты” (воздушный шар), держа палочками.

7. “Быстро в школу собирайся!”
Две команды по 3 человека одевают своих капитанов (шорты, майка, носки, кроссовки, шапка, шуба, шарф, ранец).

8. Конкурс пантомимы “Уборка квартиры”
Изобразить какую домашнюю работу я делаю:
1. Подметаю пол.
2. Вытираю пыль с мебели.
3. Мою посуду.
4. Пользуюсь пылесосом.
5. Накрываю на стол.
6. Стираю и развешиваю белью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое мероприятие.Водоёмы нашего края.

Предлагаю использовать для проведения внеклассного мероприятия....

Экологическая викторина "Птицы нашего края"

Экологическая викторина  "Птицы нашего края " составлена для учащихся 3-4 классов . Её можно провести в рамках экологического месячника в школе.Цель викторины:- активизировать познавательный инте...

Экологическая игра-викторина "Птицы нашего края".

Экологическая игра-викторина "Птицы нашего края".3 класс.Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели окружающего мира....

План-конспект внеурочного занятия (ФГОС) «Экологические связи неживой и живой природы. Растения и животные нашего края»

Систематизировать и расширять знания учащихся о природе родного края. Формирование интереса к изучению флоры и фауны региона и её значения в жизни человека, формирование экологической культуры...

Социальный проект экологического направления по теме: «С заботой о животных и птицах нашего края»

Цель: приобщить обучающихся к оказанию помощи бездомным животным и зимующим птицам.Задачи:- исследовать проблемы животных и птиц, с целью оказания им помощи;- выполнение проектов кормушек и скворечник...

Экологическая разработка «Зимующие птицы нашего края»

Экологическая разработка «Зимующие птицы нашего края»...