Урок окружающего мира в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
ТЕМА: "Растениеводство в нашем крае"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_4klasse_po_programme.docx | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4классе по программе ( 1-4)
Тема: «Растениеводство в нашем крае»
Цели: - сформировать представление учащихся о растениеводстве в нашем крае;
- познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях;
- развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, иллюстрации растений, раздаточный материал для опроса, программные средства.
Ход урока:
- Организационный момент (психологический настрой)
- Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре
Смело, четко говори
И тихонечко сиди.
- Актуализация знаний
1) – О чудесном нашем крае,
Где все вместе мы живем,
О прекрасном милом крае
Поведем наш разговор.
-На прошлом уроке мы разговаривали о жизни пресного водоема.
-Почему пресный водоем называют природным сообществом? (В пресном водоеме обитают разнообразные живые организмы. Все они связаны между собой, приспособлены к условиям жизни в водоеме. Природное сообщество водоема необходимо охранять)
- Скажите, надо ли охранять болота? Почему? ( Болота- замечательные природные хранилища воды, из них берут начало многие реки. Болота- это место жизни многих видов растений и животных)
2) А сейчас каждый из вас выполнит самостоятельную работу по теме: «Жизнь пресного водоема»:
а) работа в парах: « Найди лишнее слово»:
- Двустворчатый моллюск, перловица, беззубка, прудовик ( у них закрученные,не имеющие створок раковины, а у остальных тело защищено раковиной из 2-х половинок- створок)
- Рогоз, тростник, ряска, стрелолист (плавает на поверхности воды,а корни остальных прикрепляются ко дну, а стебли и листья поднимаются над водой)
- Бобр, жаба, выдра, ондатра (земноводная, а остальные- млекопитающие)
- Карась, плотва, щука (хищная рыба,а остальные питаются растениями, личинками насекомых)
б) остальные выполняют тест «Жизнь пресного водоема»
- К искусственным водоёмам относятся..
А. реки, моря, океаны Б. водохранилища, пруды, каналы
В. ручьи, реки, озёра, моря
- Растения водоёма это…
А. тимофеевка, пастушья сумка, нивяник Б. брусника, черника, мох
В. кувшинка, ряска, камыш
- Санитарами пресных водоёмов считают…
А. рака, беззубку Б. прудовика, катушку
В. клопа-водомерку, жука-плавунца
- Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются…
А. люди Б. цапли В. бобры
- С водоёмами связана жизнь…
А. зябликов, трясогузок, соек Б. цапель, уток В. тетеревов, сов
- Водоём называют природным сообществом, потому что…
А. в нём богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным
Б. в нём совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой
В. в нём от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы
- Болота – это…
А. ненужная и вредная часть природы
Б. природное хранилище чистейшей воды
- Хищниками пресных водоёмов являются …
А. жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки
Б. караси, мотыли, раки
В. прудовики, головастики
- Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что…
А. это плавает ряска Б. много микроскопических водорослей
В. на дне много ила
3) – Какую проблему решают пресные водоемы нашего края, страны? (они хранители чистой воды, решают проблему чистой пресной воды)
- Как эту проблему решать? (охранять, не засорять реки, озера, пруды, сохранять природные сообщества водоемов)
- В наше время проблема чистой пресной воды одна из главнейших, ведь пресная вода нужна и животным ,и людям, и растениям.
III. Работа над новой темой.
- – Как люди используют растения?
- Сегодня на уроке мы поговорим о растениях, которые в жизни человека играют не маловажную роль.
- Наши предки раньше занимались охотой и собирательством. Собирали ягоды, плоды, орехи, съедобные листья, коренья. Но с каждым годом поселение людей увеличивалось, все больше рождается детей, все меньше съедобной пищи остается в округе. Поэтому им приходилось уходить за пропитанием все дальше и дальше.
…И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно они перетирали зерна (мололи, делали муку) выросли колоски с таким же зерном. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зерна. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колос. Теперь подумали, что некоторые растения можно посадить ближе к пещере и ухаживать за ними, поливать, оберегать их от птиц, зверей. Так зародилось растениеводство.
Люди стали отбирать, сохранять, сеять самые лучшие семена. Так человек научился выводить сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те дикорастущие, от которых они произошли. И сейчас наука продолжает заниматься выведением новых сортов
- Как вы думаете, как называется тема нашего урока? ( правильно « Растениеводство нашего края»)
- За разведение культурных с/х растений и их выращивание отвечает растениеводство.
-Посмотрите, как в словаре толкует это слово Ожегов?
_ Растениеводство делится на несколько основных отраслей. В каждом крае оно зависит от природных условий и имеет свои особенности.
- Многие семьи имеют садовые участки, где выращивают овощи, ягоды, фрукты
-Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель и что дальше? (увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают семена для посадки в следующем году)
- Не просто отбирают, а берут самые лучшие. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции.
-Поговорим отдельно о каждой отрасли растениеводства.
2. Полеводство.
-Подумайте, чем занимается эта отрасль?( выращивание полевых культур, главные- зерновые)
-Почему так называется?(эти растения выращивают на полях, значит полевые растения)
-Какие виды этой отрасли вы знаете?( пшеница, рожь, ячмень…)
- Рассматриваем гербарии и стр.203 учебника.
Беседа: - Давайте сравним рожь и пшеницу(получают муку и пекут хлеб; отличаются по форме колосков, у ржи длинные, твердые, разные по высоте усы; рожь выше пшеницы; зерна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету.
- Из ржи и пшеницы получают муку и пекут хлеб. Из пшеницы получают манную крупу, макароны. Рожь выше пшеницы. Её стебель выше человеческого роста. Зёрна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Чёрный хлеб пекут из зёрен ржи. Из ржи получают отруби, солому, которыми кормят домашних животных. А из длинных соломенных стеблей плетут летние шляпы.
Пшеница – самый распространенный в культуре хлебный злак. Человек начал возделывать пшеницу многие тысяч лет назад. В 8-7 тысячелетиях до нашей эры пшеницу выращивали на территории современных Ирака, Ирана, Иордании и Турции, о чем свидетельствует археологические находки. Первые письменные подтверждения о том, что древние люди выращивали пшеницу, были обнаружены на клинописных табличках жителей древнего государства, существовавшего в 4-3 тысячелетии до нашей эры в междуречье Тигра и Евфрата. Сейчас ее посевы занимают почти половину мировой пашни, отведенной под зерновые культуры. И сеют пшеницу буквально всюду.
Пшеница бывает яровая и озимая. Яровую высевают весной, а через 3-4 месяца уже собирают урожай. Озимую – осенью, лучше в сентябре (хотя сроки для нашей большой страны могут быть разные). Но запаздывать с севом нельзя. Растения должны успеть раскуститься, окрепнуть и закалиться до наступления морозов. Однако и спешить нельзя. Рано посеешь – растения перерастут.
Самые скороспелые, самые зимостойкие и самые засухоустойчивые на земном шаре пшеницы – мягкие. Из них выпекают булочки, пироги. Качество этих изделий улучшается от добавки муки твердых пшениц. Макароны, вермишель, манную крупу, чтобы они не разваривались, делают из муки твердых пшениц.
- Что получают из проса и ячменя?( из ячменя- перловую крупу, из проса- пшено)
-Из овса, гречки?( Зёрна овса продолговатые из них получают овсяные хлопья. У гречихи зёрна коричневого цвета. Её привезли из Греции, поэтому она и получила такое название. Получают гречневую крупу).
-Что получают из подсолнечника?(подсолнечное масло и семечки)
-А изо льна?( льняное масло)
- Это очень интересная культура. Из льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду.
- А из картофеля?(в пищу- подземные части(клубни), получают крахмал)
- Какие из этих культурных растений выращивают у нас, в нашем крае ? (пшеница, рожь, овес, картофель, кукуруза(не вызревает, идет на силос))
-Выращиванием этих растений занимается……………………… полеводство
IV. Физкультминутка.
- Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мышки прячутся во ржи.
Как увидеть их, скажи?
В норке прячется полёвка.
Покажись, скорей, плутовка!
(Приседания.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)
V. Продолжение изучения новой темы.
3. -Как называется следующая отрасль?(плакат-овощи) (ОВОЩЕВОДСТВО)
- Чем она занимается?(выращиванием овощей)
- Правильно. Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах,в теплицах. Какие овощные культуры вы знаете?
- Овощи играют огромную роль в питании человека.
- Чтение стихотворения « Спор овощей» по ролям.
Автор: Урожай у нас хорош, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуста,
Кабачки зеленые, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.
(На сцену выходят дети )
Овощи:
Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Автор: Выскочил горошек - Ну и хвастунишка!
Горошек: (весело)
Я такой хорошенький
Зелёненький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Автор:
От обиды покраснев,
Свёкла проворчала...
Свёкла: (важно)
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай -
Лучше свёклы нету!
Капуста: (перебивая)
Ты уж, свёкла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Зайчики-плутишки любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.
Огурец: (задорно)
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Редиска:
Я - румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Морковь:
Про меня рассказ недлинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку -
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Автор:
Тут надулся помидор,
И промолвил строго...
Помидор:
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный, уж, конечно, сок томатный.
Дети:
Витаминов много в нём,
Мы его охотно пьём!
Автор:
У окна поставьте ящик.
Поливайте только чаще.
И тогда, как верный друг,к вам придёт зелёный лук
ЛУК: Я - приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг,
Я простой зелёный лук!
Картошка: (скромно)
Я, картошка, так скромна -
Слова не сказала...
Но картошка так нужна
И большим, и малым!
Баклажаны:
Баклажанная икра
Так вкусна, полезна...
Автор: Спор давно кончать пора!
Овощи: Спорить бесполезно!
Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех важней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Автор: Чтоб здоровым, сильным быть
Надо овощи любить
Все, без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее!
- Как разрешить спор овощей?
- Овощи – копилка витаминов (от латинского слова «вита», что означает «жизнь»).Благодаря своим целебным свойствам овощи становятся докторами заболевших людей.Морковь и фасоль лечат от малокровия. Перец выпроваживает из организма цингу, то есть лечит дёсна. А салат и томат заставляют толстячков похудеть. Капуста лечит язву желудка, а репа , кабачок, баклажаны и арбуз помогают тем, у кого болит печень. Бабушки и дедушки у кого поднялось кровяное давление, обращаются за помощью к тыкве, петрушке и свёкле. Лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, т.к. содержат фитонциды,поэтому их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа. На огородах нашей планеты выращивают более 120 видов овощных культур и 70 огородных культур.
4. – Следующая отрасль- плодоводство.
-А чем занимается эта отрасль?(это выращивание плодовых культур ,дающих фрукты)
- Какие фруктово- ягодные деревья и кустарники вы знаете?(яблоня, груша, вишня, слива, малина, смородина)
-Что растет у нас?
5. –Как называется последняя отрасль?( рисунки цветов)
- Цветоводство -выращивание цветочных культур.
- Прочитайте об этой отрасли самостоятельно на стр.206.
-Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие- в теплицах, а третьи- в комнате?(в теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холодов. Цветы бывают теплолюбивые и не очень.
-Мир цветов поразительно разнообразен и красив. Помните, какие прекрасные цветы встретили нас 1 сентября и радовали нас своей красотой.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Какую проблему решает растениеводство?(проблема обеспечения питанием людей: хлебом, овощами, фруктами.
- На какие отрасли делится.
-Какие отрасли развиты в нашем крае?
- Игра « Узнай растение»
- Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которая его выращивает.
1. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар сладкая (Морковь, овощеводство).
- На ветках сидят шары,
Посинели от жары (Слива, плодоводство).
- В поле - метелкой,
В мешке – жемчугом (Рожь, полеводство).
- Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку (Мак, цветоводство)
- Расселась барышня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста, овощеводство)
- Низок да колюч,
Сладок да не пахуч.
Ягоды сорвешь-
Всю руку обдерешь (Крыжовник, плодоводство)
- Удивительное солнце,
В этом солнце сто оконцев.
Из оконцев тех глядят
Сотня маленьких галчат( Подсолнечник, полеводство)
-Молодцы! Сегодня очень хорошо, активно работали на уроке.
VII. Домашнее задание.
- стр. 201-207,вопросы. Подготовить сообщение о культурном растении, выращиваемом на территории нашего края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»
Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»
Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.
Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль»...
Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире
Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...