урок-КВН по окр. миру "Обобщение по разделу Природа", 2 класс, Школа России
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Класс заранее делится на две команды, готовит творческое домашнее задание. Игра проводится на уроке, время - 40 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-kvn_okr._mir_2_klass.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по окружающему миру (Школа России, 2 класс)

УРОК – КВН  по теме

«Обобщение по разделу ″Природа″»

Цели урока:

  1. обобщить знания детей о живой и неживой природе, животных, растениях;
  2. развивать внимание, логическое мышление, творческие способности, умение рассуждать, систематизировать;
  3. формировать чувство ответственности за всё живое, воспитывать заботливое отношение к природе, чувство взаимопомощи, ответственность за свою группу.

Использованные приемы критического мышления:

  1. Перепутанные логические цепочки.

Подготовительная работа.

  1. Разбить класс на две равносильные команды.
  2. Каждая команда готовит название, девиз, эмблему.
  3. Каждая команда готовит домашнее задание – художественный номер по теме урока.
  4. Оформление кабинета – плакаты по охране природы.
  5. Призы учащимся.
  6. Магнитофон, аудиозапись «Голоса природы».

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Постановка темы и цели урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы вспомним и повторим всё, что знаем по разделу «Природа», и пройдет наш урок в форме игры КВН. Две команды примут участие в интересных конкурсах, участникам необходимо показать свои знания по разделу «Природа», а также быть дружными, находчивыми.

Правила игры:

  1. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце каждого конкурса – подсчет баллов.
  2. Выполнять только свои задания, выслушивать противника, не выкрикивать.
  3. Обязательна дружная работа команд.

3.  Итак, представление команд.

1 команда. Название «Экологи».

                         Девиз:  «Мы призвания не забудем,

                                   Охранять природу будем».

2 команда. Название «Биологи».

                         Девиз: «Кто ищет, тот всегда найдет».

4. Традиционный конкурс «Разминка».

  1. Как называется прибор для измерения температуры воздуха? (Термометр.)
  2. Назовите одним словом – сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра. (Погода.)
  3. Какая бывает природа? (Живая и неживая.)
  4. Назовите три яруса растений. (Трава, кустарники, деревья.)
  5. Перечислите 4 основные группы животных. (Звери, рыбы, птицы, насекомые.)
  6. Какой признак характерен для всех рыб? (Чешуя.)
  7. Какой признак характерен для всех птиц? (Перья.)
  8. Как называется книга, в которую занесены редкие исчезающие растения и животные? (Красная книга.)
  9. Как называется цветок, названный в честь древнегреческой богини красоты? (Венерин башмачок.)
  10. Самый крупный жук в нашей стране? (Дровосек реликтовый.)

Подсчет жетонов.

5. Конкурс «Почтовый ящик».

        - Ребята, на наш адрес пришло 2 письма. Послушайте их и скажите, кто автор этих писем.

Письмо-описание № 1.

«Я – небольшой зверек с большим пушистым хвостом, на зиму надеваю шубку. Гнездо строю в развилках веток или дуплах деревьев, стенки гнезда выстилаю мхом. К зиме делаю припасы, питаюсь орехами, грибами, которые насушила летом и осенью. Догадались, кто я?» (Белка.)

Письмо-описание № 2.

«Я – сильный умный хищник, моей добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно мы охотимся небольшими стаями. Моя морда выразительная, богата мимикой. Размером я с крупную овчарку. Кто же я?» (Волк.)

Подсчет жетонов.

6. Конкурс «Ты – мне, я – тебе».

Каждая команда должна была подготовить загадки для своих соперников.

Читаем загадки по очереди.

1 команда.

1.  Кто зимой, забыв тревоги,

     Крепко спит в своей берлоге. (Медведь.)

2.  Какая коняшка

     Ходит в тельняшке? (Зебра.)

3. С длинной шеею своей

    Стал он выше всех зверей. (Жираф.)

4. Он огромен, полосат,

    А вообще-то кошке брат. (Тигр.)

5. Комочек пуха, длинное ухо,

    Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.)

6. Меня по хоботу, ушам

    Легко узнать и малышам. (Слон.)

2 команда.

1. Он шерстью своей

    Одевает людей. (Баран, овца.)

2. Я – лучший сторож дома,

    Я с детства всем знакома. (Собака.)

3. «Ме» да «ме» –

    А себе на уме. (Коза.)

4. Назовете вы легко,

    Кто дает нам молоко. (Корова.)

5. Я похож на зайца очень,

    Но не заяц, между прочим. (Кролик.)

6. Меня оседлают, и я побегу,

    Но также и грузы возить я могу. (Лошадь.)

Подсчет жетонов. 

  1. Конкурс «Художественный».

Нарисовать животное, состоящее из частей тел разных животных.

  1. Игра «Прилетели птицы».

- Сейчас мы отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать, начинаем! Будьте внимательны! Поднимаем крылья, полетели!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи… (Дети хлопают.)

- Что неправильно? (Мухи.) Почему? (Мухи – это насекомые.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны… (Дети хлопают.)

- Начинаем снова: Прилетели птицы:

                        Голуби, куницы

Если дети не обращают внимания на куниц, учитель говорит: «Счет один-ноль в мою пользу. Куницы – это зверьки».

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки… (Дети хлопают.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди, скворцы…

Все мы молодцы!

  1. Конкурс «Пантомима».

Команды получают карточки с заданием изобразить животное. Дается время на обсуждение и подготовку. Затем пантомима показываются, а команды-соперницы угадывают животное.

Задание для первой команды:

Изобразить гусыню, которая обучает своих гусят хождению «гуськом».

Задание для второй команды:

Изобразить ползущую гусеницу.

Подсчет жетонов.

  1. Конкурс капитанов.

На доске цепи питания. Установите связь. Докажите.

1 команда.

БАБОЧКА – ЦВЕТОК – СТРЕКОЗА

2 команда.

ГАДЮКА – ЛЯГУШКА – ЯСТРЕБ

- А теперь соединим две цепи и получим одну длинную цепь от начала до конца, т.к. у ястреба, кроме человека, нет врагов.

Подсчет жетонов.

  1. Конкурс «Музыкальный».

- Сейчас мы отправимся в лес и послушаем голоса зверей и птиц. Задача каждой команды услышать и запомнить как можно больше голосов разных животных. Главное правило: «Соблюдай тишину!».

Учитель включает аудиозапись «Голоса природы».

Ответы учащихся.

Подсчет жетонов.

  1. Конкурс «Шифровальщик».

- Расшифруйте названия животных, написанные на доске. Распределите их по группам.

1 команда

           ЗОКА      УЩКА      БАОБЧАК

      Ответы:    коза (животное),

                        щука (рыба),

                        бабочка (насекомое).

2 команда

             КАБЕЛ     СОАВ     РАСЬАК

    Ответы:   белка (животное),

                     сова (птица),

                     карась (рыба).

Подсчет жетонов.

  1. Конкурс «Домашнее задание».

1 команда «Биологи».

Сценка «Разговор с эхом».

- Эхо лесное, спросить могу?

- Ау, ау, ау!

- Куда это листья пропали?

- Опали, опали, опали.

- Травка лесная, где ты, не вижу?

- Ниже, ниже, ниже.

- Цветы луговые, а вы что пропали?

- Завяли, завяли, завяли…

- Птички-певички, давно ли вы пели?

- Они улетели, они улетели.

- Рыбы речные, куда вы уплыли?

- А мы на дне в иле, в иле, в иле.

- Лягушки и раки, куда подевались?

- А мы закопались, а мы закопались.

- Белки и зайцы, про вас мы не знаем.

- Мы шубки меняем, мы шубки меняем.

- Так что же случилось в лесу? – мы спросили.

- Пришла к нам осень, осень, осень…

2 команда «Экологи».

Взгляни на глобус – шар земной,

Ведь он вздыхает, как живой.

И шепчут нам материки:

«Ты береги нас, береги!»

        В тревоге рощи и леса,

        Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

        Грустит глубокая река,

        Свои теряя берега.

        И слышу голос я реки:

        «Ты береги нас, береги!»

                Остановил олень свой бег:

                «Будь Человеком, человек!

                В тебя мы верим, не солги,

                Ты береги нас, береги!»

                                                       (Е. Шклавский)

        Давайте будем

        Беречь планету!

        Во всей Вселенной

        Красивей нету.

        Во всей Вселенной

        Совсем одна!

        Что будет делать

        Без нас она?

                        (Э. Успенский)

  1. Награждение команд.

- Давайте подсчитаем общую сумму баллов-жетонов у каждой команды. Команда –победительница получает «пятерки», а команда, занявшая второе место – «четверки».

Все участники игры получают памятные призы.

  1. Итог урока.

- Вам понравилась игра?

- Что вам помогало выполнять задания? (Знания о живой и неживой природе, животных, растениях, о сезонных изменениях в природе, дружная работа команд, находчивость, сообразительность.)

- Ребята, наша жизнь тесно связана с природой. И долг каждого человека – беречь природу. Наш урок мне хочется закончить словами замечательного писателя и большого любителя природы Михаила Михайловича Пришвина.

        Дети вместе с учителем читают хором слова М.М. Пришвина на доске:

        «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир "Газ.Огонь.Вода" 3 класс "Школа России"

Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир. 3 класс...

Урок окружающего мира по теме "ОРГАНЫ ЧУВСТВ" 3 класс "Школа России"

Технологическая карта урока и презентация...

Урок по теме "Знакомство с задачей" в 1 классе ("Школа России")

Обобщение знаний уроков по теме "Готовимся решать задачи", ввод терминов, обучение решению задач путём моделирования, сравнения модели с текстом, формирование универсальных действий для решения различ...

Конспект урока по литературному чтению «Обобщение по разделу «Родина»»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Родина».Планируемые результатыПредметные:Знать:содержание раздела «Родина».уметь:выбир...

Конспект урока по окружающему мир «Живая и неживая природа» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия "живая природа", "неживая природа; формирование знаний о связи между живой и неживой природой, выделение признаков, присущие объектам жив...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Круговорот воды в природе" (УМК "Школа России", 3 класс)

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИТип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления о превращениях и круговороте воды, как важнейших явлениях в природе.Задач...

Конспект урока по музыке на тему "Певцы родной природы" (УМК "Школ России) 3 класс

Конспект урока по музыке на тему "Певцы родной природы" (УМК "Школ России) 3 класс...