Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Кровь. Значение крови. Свойства крови.»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
vvvvvvvvvvvЦель урока - познакомить детей с составом крови; ее функциями; воспитывать умение следить за своим здоровьем; изучать организм; расширить знания в медицинской науке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.docx | 423.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе.
Тема: «Кровь. Значение крови. Свойства крови.»
Цель: познакомить детей с составом крови; ее функция; воспитывать умение следить за своим здоровьем; изучать организм; желание работать дружно, участвовать в поисках нового; расширить знания в медицинской науке.
Оборудование: микроскоп с клетками крови человека и лягушки.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Приветствие гостей.
- Проверка домашнего задания. (тест)
- Кожа это а) орган зрения
б) орган осязания
в) орган обоняния
2) Лицо, руки, ноги, шею надо мыть а) два раза в неделю б) один раз в неделю в) ежедневно
3) Подкожный жир сохраняет а) тепло б) холод
4) Кожа состоит а) из двух слоев б) из одного слоя в) из четырех слоев г) из трех слоев
5) Если у вас ожог I степени, то вам нужно а) полить большим количеством воды б) обработать кожу йодом в) перебинтовать
6) Как вы поступите если ваш друг поранит руку? а) промоете рану водой б) помажете мазью в) обработаете йодом, а затем перебинтуйте
7) Если у вас обморожение, то вам нужно а) растирать обмороженное место б) согреть место рукой и скорей идти домой в) приложить что-нибудь холодное
- Соедините точки на ваших карточках.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
а | ||||||||||
б | ||||||||||
в | ||||||||||
г | ||||||||||
- Что изображено на карточке? (сердце)
4. Сообщение темы и цели урока. - Тема сегодняшнего урока «Кровь». Мы узнаем состав крови, ее функции. Поговорим о движении крови.
1) Вступительное слово учителя. - Еще с незапамятных времен люди заметили , что кровь имеет огромное значение для человека. Они не знали ни законов движения, ни свойств крови, но часто наблюдали, как раненое животное или человек, потерявшие много крови, умирали. Жизнь покидала их вместе с уходящей кровью. Эти наблюдения приводили к мысли, что в крови заключается жизненная сила. Человеческий ум всегда пытался разгадать тайну крови . и происходило это столетиями. Знаменитый врач древности Гиппократ считал, что в сердце содержится поступающая из воздуха некая жизненная сила- пневма. Римский врач Галлен считал, что кровь образуется в печени, а органы поглощают кровь. И только в 1628 году английский ученый Уильям Гарвей обобщил свои исследования, которые проводил в течение 30 лет и первый описал, как двигается кровь по организму. Именно он первым открыл, что кровь передвигается по сосудам. - Посмотрите на кисть руки. Что вы видите? ( Голубые жилки). - Это кровеносные сосуды. Одинаковые они по диаметру? (Одни толще, другие тоньше). - Эти кровеносные сосуды называются вены. - В человеке около 5л. Крови. Она двигается по кровеносным сосудам: большим и маленьким, но об этом мы будем говорить позднее. - Кто догадается, какова роль крови в организме?
4. А сейчас вы рассмотрите с помощью микроскопа клетку крови человека и лягушки. Что увидели? (Ответы детей). Вывод: кровь особая жидкая ткань красного цвета, постоянно двигающаяся по кровеносным сосудам живого организма.
5. Сценка. - К нам в гости пришла клетка . она сейчас о себе сама расскажет. (К доске выходят дети, одетые в костюмы плазмы, эритроцита, лейкоцита, тромбоцита).
Плазма. Плазма- прозрачная жидкость, состоит на 90% из воды. Состав плазмы не меняется. В плазме плавают различные клетки- элементы крови.
Эритроциты. Эритроциты имеют форму диска. Они очень мелкие. Продолжительность жизни эритроцитов 3-4 месяца. Поэтому кровь человека постоянно пополняется новыми клетками. В состав эритроцитов входит вещество гемоглобин. Он может присоединить кислород. Это он и делает в легких. Кровь, насыщенную кислородом, называют артериальной. Кровь, обедненную кислородом, называют венозной. Эритроциты разносят нашему организму вещества, без которых мы не можем жить, кислород и питательные вещества, тепло и воду. Несет обработанные вещества к тем органам, которые их выведут из тепла.(Разносит питательные вещества по всему организму, воду, кислород, выводит углекислый газ).
Лейкоциты. Лейкоциты- более кровяные тельца. Их в 500 раз меньше, чем эритроцитов .Для чего нужны человеку лейкоциты? Они играют защитную роль. Попала заноза или порезали палец, к пораженному месту тут же направляются лейкоциты. Они поглощают и переваривают чужеродные частицы. Поглощая их, лейкоциты сильно увеличиваются в размерах и погибают в больших количествах. При этом образуется гной – это скопление погибших лейкоцитов.
- Какова же следующая функция?
Если мы порежем палец. То кровь сначала потечет сильно, но через 3-4 минуты образуется сгусток, который закроет ранку. Почему же образуется сгусток? Этому способствуют клетки тромбоциты. Это тоже защитная функция крови.
- Какова функция?
Эритроциты
Плазма К Тромбоциты
Лейкоциты
Функции крови:
- Дыхательная
- Защитная
- Транспортная (переносит кислород, воду, питательные вещества)
- Регуляторная (участвует в обмене веществ, выносит вредные вещества)
- Итак мы узнали о составе крови. Какой он?
6. Работа с учебником стр. 138 «О движении крови»
- Что заставляет двигаться кровь? (сердце)
На протяжении всей жизни человека сердце непрерывно совершает огромную работу. Так, в течение суток сердце перекачивает более 6000 л крови! Такая работа сердца равноценна усилию, которое необходимо, чтобы поднять товарный вагон на высоту 1 м!
- Как нужно относится к своему сердцу? Что для этого нужно сделать?
7. Сценка.
Лена: Вот уже и не течет… Миш, ведь кровь – жидкость? Почему же она течь перестала?
Миша: Вообще-то кровь – не жидкость. Она состоит из живых клеток, плавающих в особом растворе. Эти клетки много что умеют делать: вот, например, - закупоривать поврежденные сосуды.
- О какой клетке говорится?
8. Закрепление.
9. Итог урока. Рефлексия.
- Что вы узнали о крови?
(Клетка состоит из плазмы, лейкоцитов, эритроцитов. Защищает наш организм от болезней. Дает органам питательные вещества, кислород.)
10. Домашнее задание. Стр. 137 – 138.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 1 класс Тема урока: «Зачем летают в космос»
УМК "Школа России"...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»
Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...
УМК "Планета знаний", урок окружающего мира, 2 класс, Тема «Свет и цвет. Значение света и цвета в природе и в жизни человека»
На основе деятельностного подхода дети изучают тему "Свет и цвет"...
Урок окружающего мира 2 класс Тема урока: «Домашние опасности. Пожар»
Урок окружающего мира 2 классТема урока: «Домашние опасности. Пожар»Задачи урока: познакомить с опасностями, которые могут подстерегать дома, изучить правила безопасности, которые ну...
Урок «Окружающий мир» 3 класс Тема: Вода и её свойства.
Цель урока - создание условий для изучения свойств воды.Урок построен на основе технологии критического мышления. Методы: вопросительные слова, таблица ЗХУ, кластер, синквейн. Форма работы: груп...
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ
Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....
Урок окружающего мира . 3 класс. Тема. « Свойства воздуха. Охрана воздуха».
Цель урока.Выяснить свойства воздуха опытным путем.Определить значения воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения.Воспитывать бережное отношение к природе.В...