Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Планета Знаний"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Планета Знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_3_klass_okr_mir.docx | 34.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по окружающему миру
Данная рабочая программа по окружающему миру в 3 классе на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе общеобразовательной программы «Планета знаний» (под общей редакцией И.А.Петровой), допущенной Министерством образования и науки РФ; государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и в соответствии с новым федеральным базисным учебным планом, утверждённым приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) и среднего (полного) общего образования» и адаптирована к ШУП 3 класса на 2011 – 2012 учебный год.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, в который входят учебник «Окружающий мир » (2 части), рабочие тетради, методические рекомендации автора учебника ( авторы Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапова ).
По базисному плану на программу отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю. В основе программы лежит « Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года», определяющая необходимость целенаправленной и систематической работы для достижения следующих целей
- систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
- формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе их взаимодействия;
- знакомство с методами изучения окружающего мира;
- формирование самостоятельной познавательной деятельности;
- воспитание бережного отношения к природе.
Реализацию регионального компонента на уроках окружающего мира во втором классе планируется проводить при работе над темами «Природа вокруг нас» (растения и животные – обитатели водоёмов, бережное отношение к природе родного края), «Люди вокруг нас» (этика и культура поведения человека в обществе, роль общения с другими людьми в развитии человека).
Таким образом, данная рабочая программа по окружающему миру для 3 класса:
- соответствует ФГОС;
- сохраняет особенности программы по окружающему миру для 3 класса, разработанной Г.Г.Ивченковой, И.В.Потаповой.
Содержание программы.
«Окружающий мир» (68 ч)
Природа вокруг нас (8часов)
Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.
Почва и ее состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.
О царствах живой природы (16 ч)
Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.
Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.
Первые представления о растении как организме.
Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.
Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.
Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.
Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.
Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.
Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.
Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.
Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.
Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.
Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
Человек (10 ч)
Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.
Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.
Кровеносная система, ее значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.
Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.
Пищеварительная система, ее значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.
Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.
Органы чувств, их значение и гигиена.
Нервная система, ее значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.
Человек в обществе (34 ч)
Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.
Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.
Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.
Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.
Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребенка. Как устроено наше государство. Органы власти.
Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
Учащиеся должны знать:
что такое явление природы;
что такое горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта; устройство компаса;
о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного
состояния в другое;
о круговороте воды в природе;
легко определяемые свойства воды (3—4);
о водоемах (река, озеро, море);
о значении воды в жизни человека, необходимости ее охраны
и рационального использования;
легко определяемые свойства воздуха (3—4);
состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ, примеси);
о необходимости охраны воздуха от загрязнения;
что такое горные породы и полезные ископаемые;
- свойства 3—4 полезных ископаемых, их использование человеком;
- о необходимости бережного использования полезных ископаемых;
- о почве, ее значении и необходимости охраны;
- о четырех царствах живой природы;
- об органах растений и их значении;
- особенности размножения и развития растений;
- о некоторых группах растений и их отличительных признаках;
- об отличительных признаках основных групп животных;
- особенности передвижения, питания, размножения и развития животных;
- некоторые взаимосвязи между компонентами неживой и живой природы;
- о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;
- названия важнейших органов человека и их функции;
- основные правила личной гигиены;
- какие народы живут на территории России;
- символику своего города;
- столицу России;
- государственные символы России;
- как называется главный закон страны;
- как устроено наше государство;
Учащиеся должны уметь:
- находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
- различать наиболее распространенные растения (5—6);
- различать наиболее распространенных животных (7—8);
- проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;
- устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;
- приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
- выполнять правила личной гигиены;
- оценивать свое поведение в природе;
- выполнять правила поведения в природе; находить на карте город (село), в котором они живут; рассказывать о главных символах государства; рассказывать о символах своего города; рассказывать о главных достопримечательностях своего города;
- рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка. Учащиеся могут знать:
- о значении бактерий в природе и жизни человека; об особенностях питания и дыхания растений; об условиях прорастания семян;
ОЦЕНКА
ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
освоения основной образовательной программы
начального общего образования
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в ГОУ МБОМУ разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
- использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Используемая литература и Интернет-ресурсы:
- Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова : программа, методические рекомендации, тематическое планирование/Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов.-М.:АСТ Астрель, 2011.
- http://www.uchportal.ru (тематическое планирование)
- http://www.bashmakov.su (контрольные работы, методические рекомендации, тематическое планирование)
- http://www.pro shkolu.ru (тематическое планирование)
- Учебник: Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапова Окружающий мир. Учебник для четырёхлетней начальной школы. АСТ Астрель Москва 2011
Календарно-тематическое планирование.
Количество часов в неделю: 2 часа
Количество часов в год: 68 часов
№ | Дата | Тема | Стр. учебника | |
1 | Что нас окружает. | 6-7 | ||
2 | Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы». | 8-9 | ||
3 | Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу». | |||
4 | Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу. | 10-12 | ||
5 | Ориентирование по компасу и местным признакам. | 12-14 | ||
6 | Экскурсия «Ориентирование на местности». | |||
7 | Явления природы. | 15-17 | ||
8 | Свойства тел и веществ. | 18-23 | ||
9 | Закрепление | 22-23 | ||
10 | Свойства воды в жидком состоянии. | 26-27 | ||
11 | Вода-растворитель. | 28-30 | ||
12 | Свойства льда, снега и пара. | 30-33 | ||
13 | Родники. | 34-35 | ||
14 | Водоемы (река, озеро, море, пруд, водохранилище). | 35-38 | ||
15 | Облака, роса, туман, иней, изморозь. | 38-41 | ||
16 | Круговорот воды в природе. | 41-42 | ||
17 | Использование и охрана воды. | 43-46 | ||
18 | Значение воздуха для жизни. Состав воздуха | 47-50 | ||
19 | Свойства воздуха. | 51-53 | ||
20 | Ветер. | 54-55 | ||
21 | Охрана воздуха. | 56-57 | ||
22 | Горные породы. Полезные ископаемые. | 58-61 | ||
23 | Песок, глина, гранит, известняк. | 62-65 | ||
24 | Добыча и охрана полезных ископаемых. | 66-67 | ||
25 | Почва. | 68-75 | ||
26 | Четыре царства живой природы. | 78-79 | ||
27 | Строение растений. | 80-84 | ||
28 | Разнообразие растений. | 85-86 | ||
29 | Дикорастущие и культурные растения. | 87-88 | ||
30 | Жизнь растений. | 89-92 | ||
31 | Размножение и развитие растений. | 93-96 | ||
32 | Охрана растений. | 97-98 | ||
33 | Строение животных. | 99-100 | ||
34 | Разнообразие животных | 101-105 | ||
35 | Домашние и дикие животные. | 106-108 | ||
36 | Как животные воспринимают мир. | 109-111 | ||
37 | Передвижение и дыхание животных. | 112-115 | ||
38 | Питание животных. | 116-119 | ||
39 | Размножение и развитие животных. | 120-123 | ||
40 | Охрана животных. | 124-125 | ||
41 | Грибы и бактерии. | 126-129 | ||
42 | Человек — часть живой природы. | 6-10 | ||
43 | Кожа — наша первая «одежда». | 11-15 | ||
44 | Скелет. | 15-18 | ||
45 | Мышцы. | 19-21 | ||
46 | Кровеносная система. | 22-25 | ||
47 | Дыхание. | 26-30 | ||
48 | Питание. | 30-35 | ||
49 | Органы чувств. | 35-37 | ||
50 | Нервная система. | 38-41 | ||
51 | Эмоции и тем | 41-43 | ||
52 | Народы нашей страны. | 50-52 | ||
53 | Традиции народов нашей страны. | 53-56 | ||
54 | Путешествие по ленте времени | 57-60 | ||
55 | Города и села. | 61-64 | ||
56 | Названия городов. | 65-69 | ||
57 | Кремль — центр города. | 69-75 | ||
58 | Улицы города. | 76-79 | ||
59 | Герб — символ города. | 80-83 | ||
60 | Памятные места городов | 84-87 | ||
61 | Современный город | 88-89 | ||
62 | Москва-столица России | 92-95 | ||
63 | Наше государство. Что такое государство | 96-100 | ||
64 | Конституция- основной закон страны. | 101-104 | ||
65 | Права ребёнка | 105-108 | ||
66 | Государственный герб России | 109-110 | ||
67 | Государственный флаг России | 110-113 | ||
68 | Государственный гимн России Государственные награды | 113-125 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...
рабочая программа по окружающему миру (УМК"планета знаний) 1 класс
рабочая программа по окружающему миру(УМК"планета знаний) 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Планета знаний», 3 класс
Программа по окружающему миру 3 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Планета знаний», 4 класс
В помощь учителю...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Планета знаний"
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной п...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...