Урок-презентация по окружающему миру
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме
Данный урок проводится в 4 классе по программе Плешакова, но можно использовать и в других программах по данной теме.
Цели:
1 Сформировать представления учащихся о подвигах защитников Руси.
2 Развивать интерес к истории своего Отечества.
3 Развитие культуры речи.
4 Воспитание патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulikovskaya_bitva_-_szhataya.ppt | 1.49 МБ |
urok_kulikovskaya_bitva.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 605
с углублённым изучением немецкого языка
Выборгского района Санкт-Петербурга
Урок – презентация по окружающему миру
в 4 классе
«Куликовская битва»
подготовила
учитель начальных классов
Бушуева Виолетта Юрьевна
Тема. Куликовская битва
Урок-презентация по окружающему миру
в 4 классе
Учитель: Бушуева В. Ю.
Цель: 1. Сформировать представления учащихся о подвигах защитни- ков Руси.
- Развивать интерес к истории.
- Развитие культуры речи.
Задачи урока:
- Показать на карте Куликово поле.
- Описать местность, назвать реки, окружавшие Куликово поле.
- Описать вооружение русских и монгольских воинов, сравнить вооружение.
- Рассказать о расстановке русских и монгольских войск, ходе сражения.
- Объяснить причины победы русских на Куликовом поле.
- Раскрыть последствия Куликовской битвы.
Оборудование урока:
- Презентация, ноутбук, проектор, экран.
- Карта Древней Руси.
- Изображение русского и монгольского воинов.
- Схема «В чем заключалось татаро-монгольское иго».
- «Родословная московских князей» (раздаточный материал).
- Карта-схема «Расстановка войск на Куликовом поле» (раздаточный материал).
План урока:
- Положение Русских земель к концу XIV века.
- Положение Золотой Орды.
- Вооружение русских и монгольских воинов перед Куликовской битвой.
- Куликовская битва, её результаты.
Ход урока.
I. Организационный момент. Слайд 1.
П. Повторение изученного.
1. Работа с Лентой времени.
- Найдите на Ленте времени точку отсчета татаро-монгольского
ига. (1237 г.)
- Вспоминаем по схеме, в чем заключалось иго.
(1 ученик собирает схему на доске).
2. (1380 г.) Слайд 4.
-Сколько лет прошло от начала ига до данной даты?
(143 года)
-Как вы думаете, почему мы остановились на этой дате?
(Наверное, в этот год произошло какое-то решающее событие…)
3. - Восстановите порядок слов в предложении. Слайд 5.
(Русские люди поняли, что золотоордынское иго неминуемо падёт.)
-Что же помогло русским людям уверовать в это, мы и попробуем сегодня разобраться.
4. - Какие изменения произошли на Руси к данному времени?
Усилилось влияние какой части русских земель?
(Дети отвечают, сопровождая ответ показом на карте.)
(Предложения на слайде появляются после ответов детей): Слайд 6.
1) усилилось влияние Северо-Восточной Руси;
-Почему? Какой город стал центром объединения русских земель? (Москва)
2) Москва стала центром объединения русских земель;
-При каком князе это произошло? Почему у него было такое
прозвище?
(Это произошло при князе Иване Калите. Прозвали его так по названию кожаного мешка, который висел у него на поясе.)
3) при правлении Ивана Калиты Русь получила 40-летнюю пере- дышку от нашествия татар;
4) самое главное - изменилось сознание людей. Выросли те, кто не видел нашествия, но знал об участи страны и готов был бороться за её освобождение;
5) главное желание, которое зрело в сердцах людей, - победить свой страх и испытать себя в борьбе.
5. Положение русских земель к концу XIV века.
-По мере того, как росло богатство и могущество Московского кня-жества, князья всё больше стали тяготиться зависимостью от Золотой Орды. Если во времена Ивана Калиты русские уже сами собирали дань и отвозили в Орду, то при князе Дмитрии Ивановиче была пред-принята попытка свергнуть монголо-татарское иго.
-Чьим же родственником был сей славный сын земли русской? 6.Работа с родословным древом.
-Используя родословное древо московских князей, давайте разбере-мся, кто чей родственник:
Даниил Московский (сын Александра Невского)
Иван Калита (сын Даниила Московского)
Дмитрий Донской
(По родословному древу московских князей мы видим, что он был сыном Ивана Красного и внуком Ивана Калиты.)
7.- И пишет летописец... (читают дети или учитель). Слайд 7.
«В тот год у оружейников были большие заказы, была большая работа. Многие тысячи людей всякого звания запасались копьём или рогатиной, боевым топором или шестопёром, луками и кольчугами, шлемами. Соседи сговаривались в будущей битве стоять рядом, за-щищать друг друга от вражеской сабли, живому похоронить убитого».
III. Постановка проблемы, сообщение темы урока
-Как вы думаете для чего запасались боевым снаряжением русские люди?
(Чтобы сражаться за свою свободу.)
-О каком событии мы будем говорить сегодня на уроке?
(О какой-то битве…)
-Подумайте, о какой битве пойдет речь (может кто-нибудь по дате узнает)? Зачем она была нужна?
-Тема нашего урока сегодня... (Куликовская битва) Слайд 2.
- А эпиграф - слова московского князя того времени... Слайд 3. (слова читают дети).
« Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться».
(Дм. Донской «Куликовская битва»)
IV. Работа над темой урока
1. Положение Золотой Орды.
- Итак, Русь собирает силы. Что же происходит в этот момент в Золо-той Орде?
Темник Мамай захватил власть в Золотой Орде. Он женился на дочери хана Бердибека. Затем вместе с отцом жены умертвил родного отца и 12 братьев. Началась борьба за власть, в результате которой погиб ещё 21 хан. Мамай трижды пытался захватить столицу Сарай, наконец, закрепился в междуречье Днепра, Дона и Волги, на Кавказе в Таври, фактически став правителем Орды.
Мамай решил добиться власти, усмирив Русь.
2. Вооружение русских и монгольских воинов перед Куликовской битвой.
-В это время на Московском престоле-... (Дм. Донской).
Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами русские княжества должны объединить свои силы. Дмитрий Ивано-вич разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамо-тами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не соби-ралось на Руси.
Главные дружинники явились во всеоружии.
(Изображения русского и монгольского воинов – на доске).
- Расскажите о вооружении русских и монгольских воинов.
- Как изготовлялись доспехи? (Рассказы детей.)
-Какими качествами должны были обладать русские ремесленники, чтобы так искусно выполнять работу? (Трудолюбие и терпение.)
V. Куликовская битва.
1. Работа с учебником. Комментированное чтение, (стр. 70)
-О каком Сергии идет речь?
(Сергий Радонежский - основатель Троицкого монастыря под Моск-вой.)
Читаем до слов: «... русское войско вышло к Дону».
-Почему не стали дожидаться прихода Мамая?
(Не желали подпускать ордынцев к стенам Москвы.)
2. - Посмотрите на схему. Слайд 8.
- Какие реки окружали Куликово поле? (Дон и Непрядва)
- Почему выбрали это место? (Размышления детей).
- Когда русское войско переправилось через Дон, сожгли все мосты. Почему?
(Чтобы врагам некуда было бежать…)
3.Работа по картине Ю.Ракши «Утро на Куликовом поле» Слайд 9.
-Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют?
(Страх перед неизвестностью.)
-Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понят- но, что…(вернемся к эпиграфу). Переход к слайду 3.
Прочитать ещё раз эпиграф.
-А сам князь как поступает? Слайд 9.
-Зачем он встал в строй с простыми воинами, ведь он полководец, у него другая задача?
(Чтобы быть наравне со всеми, рядом со своими воинами.)
Слайд 10.
- Работа по картине В.Васнецова «Поединок Пересвета с Челубеем» Слайд 11.
-Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов- богатырей: Пересвета и Челубея…
(Рассказ подготовленных учеников).
- Возникновение проблемной ситуации.
Работа с картой - схемой (на партах).
- У полководца возникает проблема: как расставить войска.
Поработайте в группах и расскажите, как бы вы расставили войска на данной местности (работа с картой-схемой на партах).
Рассказ детей.
- Посмотрите, как расставил свои войска князь Дмитрий?
- В чём проявился его талант как полководца?
(Он спрятал засадный полк, а ещё отдельно оставил резерв…)
6. Рассказ о битве.
-Используя текст учебника и карту - схему, расскажите о ходе сражения.
(Учитель может добавить...)
-И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стре-
лы падали дождём, копья ломались, как солома, молниями сверкали на
солнце мечи.
Теснили ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял боль-
шой полк. Тогда Мамай главный удар перенёс на левый фланг. Страшен
был набег ордынской конницы.
Но тут вышли из засады отборные русские дружины. Это произо-шло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, рус-ские стали их теснить. Беспорядочно отступавшая конница татаро-монгол опрокинула и растоптала собственную пехоту.
7. Итоги Куликовской битвы.
- Каковы же итоги Куликовской битвы для Руси? Подумайте в группах
и запишите.
(Ученики в группах обсуждают и записывают ответы)
Слайд 12.
(После ответов учеников на слайде по 1 появляются итоги.)
- С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли Русской.
- Выросло значение Москвы и московского князя.
3)Дала народу веру, что зависимость не будет вечной.
4)Дмитрий Донской ввёл закон о престолонаследии.
Власть передавалась от отца к сыну.
-Почему князя назвали Донским?
(Битва произошла недалеко от реки Дон.)
- К чувству торжества и ликования примешивалась горечь и скорбь. Почему?
(Погибло очень много воинов.)
-Многие славные сыны Руси полегли на Куликовом поле. Всё оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона 3 дня были красны.
-В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей – храм Сергия Радонежского. Слайд 13.
- А это - медаль, выпущенная к 625-летию Куликовской битвы. Слайд 14.
V. Подведение итогов.
1.- Какими качествами должны были обладать воины в ту пору?
Напишите.
2.- Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я почувствовал...»
Список используемой литературы
1. Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю» 4 класс.
Учебник. М., «Дрофа», 2008 г.
2. Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю» 4 класс.
Тетрадь творческих заданий. М., «Дрофа», 2008 г.
3. Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю» 4 класс.
«С богатырём в Древнюю Русь». М., «Дрофа», 2006 г.
4. Митяев А. «Ветры Куликова поля» М., «Детская литература», 1986г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.http://900igr.net/prezentacii-po-istorii.html
2.http://newzz.in.ua/main/1148823826-kulikovskaja-bitva-1380-god-den.html
3.http://www.centerbooks.ru/index.php
4. http://900igr.net/fotografii/istorija/Kulikovskaja-bitva/040-Eschjo-sozdali-pamjatnye-monety.html
5. http://www.chitalnya.ru/commentary/5584/
6.http://rugiland.narod.ru/antropoestetika/kulikovskaya_bitva_glazami_russkih_zhivopistsev/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Звёзды и созвездия", урок, презентация, 2 класс, окружающий мир
урок и презентация по теме "Звёзды и созвездия" во 2 классе. Работа организована в группах по 4-5 человек. У каждого ребёнка "Дневник наблюдений" (прилагается)...
Интегрированный урок-презентация по предметам Познание мира и Самопознание "Почему осенью листья желтеют и опадают?"
На уроке учащимся подается большой объем познавательного и воспитывающего материала в виде игр, соревнований, релаксации......
Урок- презентация по предмету: "Окружающий мир" по теме: "Михаил Васильевич Ломоносов"
Урок- презентация с комментарием по формированию УУД....
Урок- презентация по предмету: "Окружающий мир" по теме: "М.В. Ломоносов"
Урок- презентация с комментариями по формированию УУД....
Урок- презентация по предмету: "Окружающий мир" по теме: "М.В. Ломоносов"
Урок- презентация с комментариями по формированию УУД....
конспект урока,презентация к уроку окружающего мира 1 класс когда изобрели велосипед
технологическая карта урока по теме " Когда изобрели велосипед" 1 класс...
конспект урока,презентация к уроку окружающего мира 1 класс когда изобрели велосипед
технологическая карта урока по теме " Когда изобрели велосипед" 1 класс...