2 класс. Окружающий мир. Урок-поиск по теме ,,Первое знакомство со звездами’’ (УМК ,,Начальная школа ХХI век’’).
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Аннотация
В данной статье представлен конспект урока-поиска по окружающему миру во 2 –м классе по теме УМК ,,Начальная школа ХХIвека’’. В ходе урока у учащихся формируется навык исследовательской деятельности: умение выдвигать гипотезу, проверять ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
2 класс. Окружающий мир. Урок-поиск по теме ,,Первое знакомство со звездами’’
(УМК ,,Начальная школа ХХI век’’).
Карандина Г. И., учитель начальных классов, МОУ СОШ № 3, г. Красноармейск, Саратовская область.
Тема урока: ,,Первое знакомство со звездами’’.
Дидактическая цель: подвести детей к открытию нового знания о небесных телах – о звездах и планетах, о Земле как планете Солнечной системы, о строении Солнечной системы.
Задачи урока:
1) формирование научных понятийных знаний на доступном учащимся материале;
2)развитие навыков исследовательской деятельности, эрудиции, общей культуры;
3) воспитание личности, стремящейся к познанию.
Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за действиями объекта для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез (предположений), их проверка; анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.
Оборудование: слайды ,,Звездное небо’’, таблица ,,Сравнение планет Солнечной системы ’’, глобусы.
Литература:
1)Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2009, II ч. с.6-17.
Ход урока
I Организационная часть.
II Речевая разминка. Подведение учащихся к открытию темы урока.
Учащиеся загадывают загадки, которые заранее подготовили дома.
Загадки.
1 ученик.
1.Угли пылают, совком не достать,
Ночью их видно, а днем не видать. (Звезды.)
2. Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Широко всегда раскинут над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий, то он ярко - голубой. (Небо.)
3. По бездонному морю неходко, серебрясь, продвигается лодка. (Месяц.)
4. Из какого ковша не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы.)
2 ученик.
1.Синенькая шуба покрыла весь мир. (Небо.)
2. Извечно кружится в пространстве жар – птица.
К звезде подлетает – свой хвост распускает.
Светящийся хвост – на тысячи верст, как странница. (Комета.)
3.Голубой платок,
Желтый колобок
По платку катается,
Людям усмехается. (Небо. Солнце.)
3 ученик.
1. Рассыпалось к ночи зерно, глянули утром – нет ничего. (Звезды.)
2. Поле не меряно, овцы не считаны,
А пастух рогат. (Небо, звезды, месяц.)
3. Яркое и теплое на всех с небес глядит,
Но на себя, на ясное, глядеть вам не велит. (Солнце.)
- Ребята, исходя из содержания загадок, предположите, какова тема урока? Чем мы будем заниматься?
В учебнике тема урока сформулирована так: ,,Твое первое знакомство со звездами’’.
III Определение цели урока.
1. Опора на опыт ребенка. Подведение к цели урока.
- Ребята, кто видел ночное звездное небо?
- О чем вы подумали, когда увидели небо впервые, какие чувства испытали? ( Ответы детей.)
- Давайте вспомним это. (Учитель демонстрирует слайды ,,Звездное небо’’.)
Словесное сопровождение демонстрационного ряда:
1.Звездное небо прекрасно. Нет на земле человека, который, вглядываясь в звездное небо, не чувствовал бы всей его красоты и величия, который не испытывал бы желания познать его тайны.
2.,, Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет, бездне – дна’’, - так описывал звездное небо великий русский ученый Михаил Ломоносов.
- Ребята, а вы хотите познать звездное небо? (Ответы детей.)
- Давайте попробуем это сделать.
Цель урока: познание звездного неба.
IV Подготовка к исследовательской деятельности.( Организация поисковых групп. Первичное ознакомление с теоретическим материалом. )
А) Мотивация.
- Какая наука занимается познанием звездного неба? (Ответы детей.)
- Как называют ученых, изучающих звездное небо? (Ответы детей.)
- Назовите имена великих ученых - астрономов? (Н. Коперник.)
- Молодцы, ребята. Давайте попробуем и мы стать исследователями.
Девиз нашего урока- поиска следующий: ,,Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно’’. Это высказывание великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева.
Б) Формирование исследовательских групп.
- Мы разобьемся на две поисковые группы. Первая группа ,,Земля’’, вторая ,,Солнце’’.
В) Подготовка к исследованию – изучение и краткое представление теоретического материала.
Задания:
Группа ,, Земля’’- изучение и представление темы ,, Звезды”(материал учебника ,, Звезды. Звезды имеют разный цвет’’ – с.7). Форма представления по выбору учащихся: рассказ, таблица, иллюстрация.
Группа ,,Солнце’’ – тема,, Солнечная ,, семья’’ ’’(учебник, с.- 7). Отчет-представление.
Г) Самостоятельная работа с текстами учебника. Коллективная подготовка отчета.
Д) Отчет групп по исследованию. (Выступает один человек, остальные дополняют ответ).
Введение новых понятий: звезда, планета, Солнечная система.
Е) Рефлексия.
- Как проходила подготовка к исследованию? Что удалось? Что надо изменить, улучшить?
V Первое исследование ,, Является ли Земля центром Вселенной?”. (Рубрика ,,Обсудим вместе’’с.9).
1. Обсуждение в группах.
2. Выдвижение гипотез. Запись гипотез.
3. Проверка гипотез.
А) Представление доказательств.
Б) Анализ доказательств.
В) Наблюдение.
Г) Вывод.
В далекие времена люди, рисуя Вселенную, помещали Землю в центр, примерно так, как нарисовано на схеме (с.9). Как вы думаете, все ли на ней верно?
Учитель консультирует группы во время исследования, оказывает помощь (обучает поиску доказательств, анализу доказательств).
Гипотеза | Доказательство | Анализ доказательства | Наблюдение | Вывод |
1 группа Схема верна. Земля находится в центре Вселенной. | 1.Наблюдение за солнцем. ( Солнце движется.) 2. Народные поговорки: ,,Солнце встает, так и день настает’’; ,, Солнце встало – всем принесло радость’’. Солнце восходит и садится, значит, оно движется вокруг Земли. | 1. Движение Солнца подтверждает, что схема верна. | Представим, что Земля- мяч, а фонарик – Солнце. Солнце вращается вокруг Земли. Значит, оно делает оборот вокруг Земли за сутки. | Гипотеза верна. |
2 группа Схема ошибочна. Земля не находится в центре Вселенной. | 1. В тексте ,,Солнечная ,,семья’’ ’’ сказано, что ,,Солнце – глава большой Солнечной ,,семьи’’ ’’. 2. В рубрике ,, Обрати внимание’’ сказано, что ,,наша Земля – третья из девяти планет, вращающихся вокруг Солнца’’. | 1.Материал учебника, выводы, данные в учебнике, более убедительны, чем народные наблюдения, так как основываются на научных фактах. | 1.Опыт, предложенный первой группой, наводит на вопрос: ,, Почему происходит смена времен года?’’. Данный вопрос может сформулировать сам учитель, и дети обратятся к нему с просьбой помочь разобраться в этом вопросе. Материал рубрики ,,Этот удивительный мир’’. | Гипотеза верна. Схема ошибочна. Земля не находится в центре Вселенной. (Солнце находится в центре, а Земля вращается вокруг него и вокруг своей оси. Стр. 10.) |
Выводы. ( Вторая группа фактически доказала ложность первой гипотезы.)
Динамическая пауза.
VI Изучение материала для любознательных. Второе исследование.
- Первая группа: изучение статьи рубрики ,,Этот удивительный мир’’(с 11).
Заполнение таблицы. Отчет.
Фамилия, имя ученого | |
Дата рождения | |
Место рождения | |
Науки, которые изучал | |
Открытия | |
1. | |
2. | |
3. |
- Вторая группа: посещение ,,Картинной галереи”(с.12).
Анализ художественного произведения по плану. Отчет.
Автор картины | |
Название картины | |
Описание картины | |
| |
| |
| |
| |
|
3. Рефлексия.
VII Физкультминутка. (Учитель читает загадку, дети выполняют движения.)
Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)
Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)
А как выпустит из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.)
Станет вдруг светло вокруг. (Поворот.)
Что это за шар? (Дети хором: ,, Солнце’’).
VIII Третье исследование ,,Планеты Солнечной системы”. (Общее для групп.)
1.Таблица ,, Сравнение планет Солнечной системы’’. (Дополнительный материал.)
- Рассмотрите таблицу. Что вас заинтересовало? Какие вопросы возникли? (Краткие пояснения учителя.)
- Прочитайте названия планет. (Ответы детей.)
-Вернемся к схеме Н. Коперника. Почему на схеме указаны не все планеты Солнечной системы?
Название планеты | Температура поверхности | Длина суток (в земных сутках) | Период обращения по орбите (в годах) | Планета от Солнца | Количество спутников |
Макс. Мин. | |||||
Меркурий | +480 -180 | 58,65 | 0,24 | первая | 0 |
Венера | +480 | 243 | 0,62 | вторая | 0 |
Земля | +58 -90 | 1 | 1 | третья | 1 |
Марс | 0 -150 | 1,03 | 1,88 | четвертая | 2 |
Юпитер | -160 -160 | 0,41 | 11,86 | пятая | 16 |
Сатурн | -150 -150 | 0,44 | 29,46 | шестая | 17 |
Уран | -220 -220 | 0,72 | 84 | седьмая | 15 |
Нептун | -213 -213 | 0,74 | 165 | восьмая | 6 |
Плутон | -230 -230 | 6,4 | 247,7 | девятая | 1 |
2. Анализ данных колонки ,, Температура поверхности’’.
- Возможна ли жизнь на других планетах? (Предположения учащихся.)
3. Работа со статьей учебника.
- Какие новые научные данные содержит статья ,, Чем Земля отличается от других планет?’’(с.12) Вывод.
IX Глобус – модель планеты Земля.
1.Работа с глобусами.
Глобус – что это такое? (Обсуждение в группах, высказывания ребят.)
Самостоятельное рассматривание. Дид. упр. ,, О чем нам рассказывает глобус?’’.
- О чем нам рассказывает глобус? (Рубрика ,, Обсудим вместе’’с.17)
2.Вывод.
X Домашнее задание. Чтение и изучение материала о Луне – спутнике Земли (с.14,15).
XI Рефлексия.
-Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока? - Смогли ли вы их достичь?
-Какой материал был трудным, непонятным?
-А что воспринималось легко?
-Попробуйте дать оценку уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-36169-1353158350.jpg)
2 класс. Окружающий мир. Урок-поиск по теме ,,Первое знакомство со звездами’’
В данной статье представлен конспект урока-поиска по окружающему миру во 2 –м классе по системе учебников ,,Начальная школа ХХI века’’. В ходе урока у уч...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-123709-1351429074.jpg)
Конспект урока окружающего мира "Первое знакомство со звездами"
Урок окуржающего мира во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века". На этом уроке учащиеся получают первоначальное предтавление о звездах, Солнце, планетах и Солнечной системе. В разработку вклю...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-185842-1516732028.jpg)
Статья по теме: Первые результаты введения ФГОС в начальной школе
Данная статья "Первые результаты введения ФГОС в начальной школе " разработана для выступленя на педагогическом совете по теме: "Переход на ФГОС ООО"...
Урок окружающего мира "Твое первое знакомство со звездами. "Солнечная семья" (Начальная школа XXI века)
Урок в игровой форме знакомит учеников с достаточно сложными терминами, дает первичное представление о солнечной системе....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/17/picture-711028-1447789539.jpg)
Конспект урока " Твое первое знакомство со звездами"
Урок для учащихся 2 класса позволит интересно и увлекательно познакомить детей с картой звездного неба,первыми астрономами и увидеть вселенную , как на ладони....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-31249-1428161715.jpg)
Проверочная работа по окружающему миру "Первое знакомство со звездами" (2 класс)
Проверочная работа по теме "Первое знакомство со звездами" (2 класс) по программе "Начальная школа XXI века" состоит из вопросов и заданий, позволяющих проверить уровень усвоения обучающимися...
Окружающий мир. Твоя вселенная: Планеты. Звезды. Созвездия. Начальная школа
Человечество изучает космос много веков. Ещё на заре цивилизации, когда познания наших предков об окружающем мире были весьма скромны, они всматривались в звёзды, надеясь найти ответы на волнующие их ...