«Хорошие зубы – залог здоровья» - ОЗОЖ 1 кл
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме
Тема: «Хорошие зубы – залог здоровья»
Цели: углубить знания учащихся о важном органе пищеварения – зубах;
убедить учащихся в необходимости беречь зубы; показать, как
правильно чистить зубы, как сохранить их здоровыми и что нужно
делать в случае их болезни.
Оборудование:предметы для ухода за зубами: зубные щётки, зубочистки, зубная
паста, зубной порошок; фотографии улыбающихся детей,
оформленные на стенде «Красивые зубы – красивая улыбка».
1. Организационный момент.
2. Актуальность данной темы.
«Как лечили Принцессу – сладкоежку»
(инсценировка сценки: место действия – старинный замок; действующие лица – король, принцесса, бабушка-рассказчица, Ужасина Тихоновна, доктор)
(В избушке открываются ставни, и появляется бабушка рассказчица.)
Бабушка:В некотором царстве, в некотором государстве, в старинном замке жил-был
сказочный король. У него была дочь, она любила только сладкое…
(На сцене сидит принцесса и ест конфеты.)
Принцесса (поёт):
Завтрак на столе, есть пора уже,
Но не нужно мне каши.
Если шоколад – это хорошо,
А когда один салат – плохо.
Не люблю творог, а люблю пирог
С шоколадным кремом.
Если с мёдом он – это хорошо,
А когда наоборот – плохо!
(Принцесса раскусила орех и сломала зуб)
Принцесса (кричит): Ой! Ой-ой-ой! Что это со мной?
(Прибегает король отец)
Король (поёт):
Что случилось, ты моя Трубодурочка!
Почему не ешь конфеты на блюдечке?
Не молчи же, отвечай-ка отцу!
Принцесса (поёт): Ничего я не хочу!
Король (поёт):
Что с тобою, ты моя ненаглядная?
Сколько можно есть одно шоколадное!
Или, может, обратиться к врачу?
Принцесса (поёт): Ничего я не хочу!
Король: Позову - ка я все-таки знахарку. Сюда – сюда, Ужасина Тихоновна! Вот она,
моя доченька, вот она, моя ненаглядная, бедняжечка ты моя, потерпи
немножко!
(Знахарка обходит вокруг принцессы)
Знахарка: Знакомая картина, встречалась я с такой хворью. Бабку – Ёжку я от такой
заразы избавила. Щёку, помню, у неё так раздуло, так раздуло. Да ты не
пужайся, сейчас я зелье приготовлю, отварчику сделаю, всю хворь из тебя
изгоню.
Положу я чесноку, потолку, потолку
И добавлю кипятку, кипятку, кипятку,
Брошу я пиявочек
В зелье для приправочки.
Мышь летучая, залетай, залетай, залетай,
Вкус похлёбке придавай, придавай, придавай!
Посолю и поперчу
И немного пошепчу.
Ну, вот и готово зельице моё. Сними пробу, принцесса!
Принцесса (вскакивает кричит):Не буду пить! Уберите эту ведьму! Папенька, ты где?
(Вбегает король)
Король:Что случилось, доченька?
Принцесса: Она отравить меня хочет!
Король: Что же мне теперь делать? Вспомнил! Позову - ка я заморского лекаря, может
он знает как мне помочь?
(Входит доктор)
Доктор:Что случилось, король. Зачем звал?
Король: Помоги, спаси мою дочь!
Доктор:Диагноз ясен. Вы закормили принцессу сладостями. От такой еды у неё не
может быть ни сил, ни здоровья.
Знахарка: А вот и нет! Не верьте ему! От этого ничего не зависит. Детям полезно есть
шоколад!
Доктор:Нет, полезно молоко.
Знахарка: Сникерс и Баунти!
Доктор:Яблоки и груши.
Знахарка: Торты и пирожные!
Доктор:Огурцы и помидоры!
Король: Кто же из них прав? Кому же верить?
(Конец сценки)
3. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о наших зубах. (Слайд 1)
Доктор: Ребята, а вы знаете, что зубы – самые твёрдые части нашего организма.
(Слайд 2)
Слой белой эмали, которыми они покрыты, не уступает в твёрдости слоновой кости. А ведь из слоновой кости вытачивали шары, которые не раскалывались даже от самых сильных ударов.
А под слоем эмали лежит менее твёрдый, но тоже очень прочный слой – дентин. Вот его – то я и высверлю тебе, принцесса, острым бором, а затем закрою дырочку пломбой. А внутри зуба спрятана мягкая пульпа. В ней расположены кровеносные сосуды, питающие зуб.
(Слайд 3)
-А кто мне скажет сколько зубов у взрослого человека?
Ребята, а давайте спросим знахарку. Знахарка, знаешь ли ты, сколько зубов у человека?
Знахарка: Конечно, знаю! Нашёл о чём спросить! Ещё бы я не знала, обижаешь! Да ты сам – то знаешь? Сам – то не знаешь! Ну, скажи, скажи, сколько?
Доктор:Я тебя спрашиваю, ты и отвечай.
Знахарка: Ну, сколько, сколько? 48 или 49.
Доктор:Ха-ха-ха! 48 или 49! 32 зуба у взрослого человека! 16 в верхней челюсти и 16 в нижней. 32 – не больше, не меньше!
- А все ли зубы у нас одинаковые?
Знахарка: Все, милок, конечно, все одинаковые.
Доктор:Да нет, не все. (Слайд 4)
Во рту 3 вида зубов. Спереди красуются 8 острых резцов. За ними – 4 крепких клыка. Эти зубы помогают откусить кусочек чего–нибудь твёрдого. Далее расположены 8 малых и 12 больших коренных зубов. Их задача – перетирать пищу.
Только 4 последних коренных зуба, ребята, у вас ещё не выросли. Эти зубы мудрости (так их называют) появятся у вас лишь тогда, когда вы станете взрослыми.
Принцесса: Зубы мудрости? Понятно! Значит, тогда я стану мудрой, даже мудрее, чем мой папенька?
Доктор: Вовсе не обязательно. Некоторые, как, например, наша Ужасина Тихоновна, зубы мудрости получили, а мудрости-то у неё нисколько не прибавилось.
Знахарка:Нужны мне твои мудрые зубы. У самого-то, небось, ни одного ещё нет.
Доктор:- Раз в жизни каждый человек меняет все свои зубы. Вы, наверное, помните, ребята, как ни с того ни с сего молочные зубы начали выпадать у вас один за другим? Вы, наверное, до смерти перепугались? Но бояться не надо. На тех же местах прорезаются из дёсен новые, уже постоянные зубы.
(Слайд 5)
Знахарка:Что болтаешь-то?
Доктор: Помолчала бы ты лучше. Дай-ка я ребятам расскажу, почему у принцессы зуб заболел.(Слайд 6)
- Зубы хоть и твёрдые, да бояться они очень зловредных микробов. После каждой еды в узеньких щёлочках между зубами остаются крошки. А в воде, которую вы пьёте, в пище, которую вы едите, даже в воздухе, которым вы дышите, всегда полно опасных микробов. Оказавшись вместе с крошками в уютных щёлочках между зубами, они чувствуют себя там удобно и сытно.(Слайд 7)
Принцесса: А как же от них избавиться?
Знахарка: А ты ротик зельицем моим пополоскай.
Доктор:Ты отраву свою подальше убери. Сама пить её будешь. Нужно после каждого приёма пищи рот полоскать. Но этого недостаточно. И тут нам на помощь приходит … Что, ребята?
- Правильно, зубная щётка. А умеешь ли ты, принцесса, зубы чистить?
Принцесса:Да не приходилось мне. У нас и зубной щётки-то в замке нет.
Доктор: Хочешь, научу?
Знахарка: Не слушай ты его! Ничего доброго он тебе не скажет.
Доктор: Ну, что, ребята, научим принцессу зубы чистить?
- Скажи мне, принцесса, откуда люди пол начинают подметать: с середины или с угла?
Принцесса: Откуда ж мне знать? Не подметала я пол никогда. Ты не мудри, при чём тут зубы?
Доктор: А при том, что зубы надо начинать чистить тоже с боковых зубов. Сначала изнутри, потом снаружи. Вверх – вниз. Это мы почистили только стенки, а надо ещё и верхушки. По ним нужно водить кругами или петельками. Между передними зубами всегда что-то застревает. Чтобы всё это выгрести, нужно водить щёткой вверх – вниз.
Принцесса: Зачем?
Доктор: Сейчас увидишь.
Практическая работа:
У ребят на партах лежат расчески, вата и зубные щётки.
На расчёску ребята надевают вату и водят зубной щёткой сначала из стороны в сторону, затем сверху вниз. Вату легче извлечь во втором случае.
Доктор:
- А когда почистишь зубы, не забудь щёточку помыть, намылить и поставить в стаканчик. Пусть она стоит как санитар на посту, и ждёт, когда ты позовёшь её на помощь – прогонять изо рта всяких микробов. Понятно тебе?
Принцесса: Понятно, да только зуб сильно болит.
Стихотворение:(читает ученик)
Плачет Костя: ноют зубы.
Чистить зубы он не любит
Ни снаружи, ни внутри –
Разболелись сразу три!
Вот сверло жужжит от злости,
Зуб сверлит, ругает Костю:
Зубы чистить ты не любишь,
Вот со мной и стал знаком!
Чисти зубы, чисти зубы!
Порошком, порошком!
Доктор: Конечно, у тебя в зубе появилась дырочка, а ты не пошла к врачу, чтобы запломбировать это крохотное отверстие. (Слайд 8)
Ты гостеприимно предоставила удобную квартирку микробам. Даже в самой маленькой дырочке их поселяется миллионы. Устроившись так, они быстро примутся за дело и начнут разрушать зуб. Сперва в дентине появляется маленькая дырочка, потом – побольше, затем отверстие дойдёт до чувствительной пульпы, и она начнёт ныть от холодного или горячего.
Принцесса: Ой, прямо как у меня. И что же мне теперь делать?
Доктор: Теперь зуб нужно срочно лечить. И вообще зубы надо показывать врачу два раза в год, не ожидая, пока они заболят. (Слайд 9)
(Доктор лечит зуб принцессе.)
- Ну, вот и всё. Но мне пора до свидания!
Король: Ну, вот и всё, ребята, наша сказка подошла к концу. Но я всё же плохо запомнил всё то, что рассказал нам доктор.
Учитель: Ребята, поможем Королю всё вспомнить? Давайте поиграем в игру.
4. Физминутка.
Вам, мальчишки и девчонки, Приготовили советы мы. Если наш совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. На неправильный совет Говорите: нет, нет, нет.
| Ох, неловкая Людмила На пол щётку уронила. С пола щётку поднимает, Чистить зубы продолжает. Кто даст правильный совет? Молодчина Люда?
| |
Постоянно нужно есть Для зубов для ваших Фрукты, овощи, омлет, Творог, простоквашу.
| Навсегда запомните, Милые друзья, Не почистив зубы, Спать идти нельзя. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши.
|
|
Не грызите лист капустный, Он совсем, совсем не вкусный. Лучше ешьте шоколад, Вафли, сахар, мармелад. Это правильный совет?
| Зубы вы почистили И идёте спать. Захватите булочку Сладкую в кровать. Это правильный совет? |
|
Блеск зубам чтобы придать, Нужно крем сапожный взять. Выдавить полтюбика И почистить зубики. Это правильный совет? | Запомните совет полезный, Нельзя грызть предмет железный. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. |
|
5. Обобщение изученного.
Учитель: Итак, ребята, давайте ещё скажем, как же надо чистить зубы. (Слайд 10)
Бабушка: Молодцы, ребята! Всё вы знаете! А я приготовила вам ещё несколько советов. (Слайд 11 «Совета бабушки Варвары»)
Практическая работа:
Ребятам надо отгадать ребус:
И | Е | Б | Е | Г | Р | У | Ы | Б | З | ! |
6 | 4 | 1 | 2 | 5 | 3 | 8 | 10 | 9 | 7 | 11 |
(Слайд 12 «Берегите зубы»)
6. Творческая работа учащихся.
Учитель: Изобразите здоровую улыбку и охарактеризуйте её.
7. Домашнее задание.
Узнайте из дополнительной литературы интересные факты, связанные с зубами.
1 класс
Классный руководитель Титова С.В.
2008 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Хорошие зубы - залог здоровья"
Презентация к внеклассному мероприятию для 2 класса....
Хорошие зубы - залог здоровья.
беседа о зубах...
Классный час «Хорошие зубы- залог здоровья».
Цель – формирование навыка правильного ухода за зубами....
Час общения «Хорошие зубы – залог здоровья»
настроить детей на здоровый образ жизни, вызвать интерес к вопросам здоровья; закреплять умения правильно чистить зубы, полоскать рот после еды; соблюдать элементарные правила гигиены; прививать необх...
Беседа "Хорошие зубы-залог здоровья"
Пропагнда здорового образа жизни...
"Хорошие зубы- залог здоровья"
Устный журнал...
Классный час "Хорошие зубы – залог здоровья»
Сценарий классного часа "Хорошие зубы-залог здоровья"...