«Хорошие зубы – залог здоровья» - ОЗОЖ 1 кл
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Титова Светлана Викторовна

 

Тема: «Хорошие зубы – залог здоровья»

       Цели:        углубить знания учащихся о важном органе пищеварения – зубах;  

                           убедить учащихся в необходимости беречь зубы; показать, как

                           правильно чистить зубы,  как сохранить их здоровыми и что нужно

                           делать в случае их болезни.

 

 

Оборудование:предметы для ухода за зубами: зубные щётки, зубочистки, зубная

                           паста, зубной порошок; фотографии улыбающихся детей,

                           оформленные на стенде «Красивые зубы – красивая улыбка».

1.     Организационный момент.

2.     Актуальность данной темы.

                               «Как лечили Принцессу – сладкоежку»

(инсценировка сценки: место действия – старинный замок; действующие лица – король, принцесса, бабушка-рассказчица, Ужасина Тихоновна, доктор)

 

(В избушке открываются ставни, и появляется бабушка рассказчица.)

Бабушка:В некотором царстве, в некотором государстве, в старинном замке жил-был 

                 сказочный король. У него была дочь, она любила только сладкое…

(На сцене сидит принцесса и ест конфеты.)

Принцесса (поёт):

Завтрак на столе, есть пора уже,

Но не нужно мне каши.

Если шоколад – это хорошо,

А когда один салат – плохо.

Не люблю творог, а люблю пирог

С шоколадным кремом.

Если с мёдом он – это хорошо,

А когда наоборот – плохо!

(Принцесса раскусила орех и сломала зуб)

Принцесса (кричит): Ой! Ой-ой-ой! Что это со мной?

(Прибегает король отец)

Король (поёт):

Что случилось, ты моя Трубодурочка!

Почему не ешь конфеты на блюдечке?

Не молчи же, отвечай-ка отцу!

 

Принцесса (поёт):     Ничего я не хочу!

Король (поёт):

Что с тобою, ты моя ненаглядная?

Сколько можно есть одно шоколадное!

Или, может, обратиться к врачу?

Принцесса (поёт):     Ничего я не хочу!

 

Король:  Позову - ка я все-таки знахарку. Сюда – сюда, Ужасина Тихоновна! Вот она,

                моя доченька, вот она, моя ненаглядная, бедняжечка ты моя, потерпи

                немножко!

(Знахарка обходит вокруг принцессы)

 

Знахарка:  Знакомая картина, встречалась я с такой хворью. Бабку – Ёжку я от такой

                  заразы избавила. Щёку, помню, у неё так раздуло, так раздуло. Да ты не

                  пужайся, сейчас я зелье приготовлю, отварчику сделаю, всю хворь из тебя

                  изгоню.

Положу я чесноку, потолку, потолку

И добавлю кипятку, кипятку, кипятку,

Брошу я пиявочек

В зелье для приправочки.

Мышь летучая, залетай, залетай, залетай,

Вкус похлёбке придавай, придавай, придавай!

Посолю и поперчу

И немного пошепчу.

         Ну, вот и готово зельице моё. Сними пробу, принцесса!

Принцесса (вскакивает кричит):Не буду пить! Уберите эту ведьму! Папенька, ты где?

(Вбегает король)

Король:Что случилось, доченька?

Принцесса: Она отравить меня хочет!

Король: Что же мне теперь делать? Вспомнил! Позову - ка я заморского лекаря, может

              он знает как мне помочь?

(Входит доктор)

Доктор:Что случилось, король. Зачем звал?

Король: Помоги, спаси мою дочь!

Доктор:Диагноз ясен. Вы закормили принцессу сладостями. От такой еды у неё не

              может быть ни сил, ни здоровья.

Знахарка: А вот и нет! Не верьте ему! От этого ничего не зависит. Детям полезно есть

                 шоколад!

Доктор:Нет, полезно молоко.

Знахарка: Сникерс и Баунти!

Доктор:Яблоки и груши.

Знахарка: Торты и пирожные!

Доктор:Огурцы и помидоры!

Король: Кто же из них прав? Кому же верить?

                 (Конец сценки)

3. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о наших зубах.  (Слайд 1)

Доктор:  Ребята, а вы знаете, что зубы – самые твёрдые части нашего организма.

 (Слайд 2)

 Слой белой эмали, которыми они покрыты, не уступает  в твёрдости слоновой кости. А ведь из слоновой кости вытачивали шары, которые не раскалывались даже от самых сильных ударов.

А под слоем эмали лежит менее твёрдый, но тоже очень прочный слой – дентин. Вот его – то я и высверлю тебе, принцесса, острым бором, а затем закрою дырочку пломбой. А внутри зуба спрятана мягкая пульпа. В ней расположены кровеносные сосуды, питающие зуб.

(Слайд 3)

-А  кто мне скажет сколько зубов у взрослого человека?

Ребята, а давайте спросим знахарку. Знахарка, знаешь ли ты, сколько зубов у человека?

Знахарка: Конечно, знаю! Нашёл о чём спросить! Ещё бы я не знала, обижаешь! Да ты сам – то знаешь? Сам – то не знаешь! Ну, скажи, скажи, сколько?

Доктор:Я тебя спрашиваю, ты и отвечай.

Знахарка: Ну, сколько, сколько? 48 или 49.

Доктор:Ха-ха-ха! 48 или 49! 32 зуба у взрослого человека! 16 в верхней челюсти и 16 в нижней. 32 – не больше, не меньше!

- А все ли зубы у нас одинаковые?

Знахарка: Все, милок, конечно, все одинаковые.

Доктор:Да нет, не все. (Слайд 4)

Во рту 3 вида зубов. Спереди красуются  8 острых резцов. За ними – 4 крепких клыка. Эти зубы помогают откусить кусочек чего–нибудь твёрдого. Далее расположены 8 малых и 12 больших коренных зубов. Их задача – перетирать пищу.

Только 4 последних коренных зуба, ребята, у вас ещё не выросли. Эти зубы мудрости (так их называют) появятся у вас лишь тогда, когда вы станете взрослыми.

Принцесса: Зубы мудрости? Понятно! Значит, тогда я стану мудрой, даже мудрее, чем мой папенька?

Доктор: Вовсе не обязательно. Некоторые, как, например, наша Ужасина Тихоновна, зубы мудрости получили, а мудрости-то у неё нисколько не прибавилось.

Знахарка:Нужны мне твои мудрые зубы. У самого-то, небось, ни одного ещё нет.

Доктор:- Раз в жизни каждый человек меняет все свои зубы. Вы, наверное, помните, ребята, как ни с того ни с сего молочные зубы начали выпадать  у вас один за другим?  Вы, наверное, до смерти перепугались? Но бояться не надо. На тех же местах прорезаются из дёсен новые, уже постоянные зубы.

(Слайд 5)

Знахарка:Что болтаешь-то?

Доктор: Помолчала бы ты лучше. Дай-ка я ребятам расскажу, почему у принцессы зуб заболел.(Слайд 6)

- Зубы хоть и твёрдые, да бояться они очень зловредных микробов. После каждой еды в узеньких щёлочках между зубами остаются крошки. А в воде, которую вы пьёте, в пище, которую вы едите, даже в воздухе, которым вы дышите, всегда полно опасных микробов. Оказавшись вместе с крошками в уютных щёлочках между зубами, они чувствуют себя там удобно и сытно.(Слайд 7)

 

Принцесса: А как же от них избавиться?

Знахарка:  А ты ротик зельицем моим пополоскай.

Доктор:Ты отраву свою подальше убери. Сама пить её будешь. Нужно после каждого приёма пищи рот полоскать. Но этого недостаточно. И тут нам на помощь приходит … Что, ребята?

- Правильно, зубная щётка. А умеешь ли ты, принцесса, зубы чистить?

Принцесса:Да не приходилось мне. У нас и зубной щётки-то в замке нет.

Доктор:  Хочешь, научу?

Знахарка:   Не слушай ты его! Ничего доброго он тебе не скажет.

Доктор:  Ну, что, ребята, научим принцессу зубы чистить?

- Скажи мне, принцесса, откуда люди пол начинают подметать: с середины или с угла?

Принцесса:  Откуда ж мне знать? Не подметала я пол никогда.  Ты не мудри, при чём тут зубы?

Доктор:  А при том, что зубы надо начинать чистить тоже с боковых зубов. Сначала изнутри, потом снаружи. Вверх – вниз. Это мы почистили только стенки, а надо ещё и верхушки. По ним нужно водить кругами или петельками. Между передними зубами всегда что-то застревает. Чтобы всё это выгрести, нужно водить щёткой вверх – вниз.

Принцесса:  Зачем?

Доктор:  Сейчас увидишь.

 

Практическая работа:

У ребят на партах лежат расчески, вата и зубные щётки.

 На расчёску ребята надевают вату и водят зубной щёткой сначала из стороны в сторону, затем сверху вниз. Вату легче извлечь во втором случае.

 

Доктор:

- А когда почистишь зубы, не забудь щёточку помыть, намылить и поставить в стаканчик. Пусть она стоит как санитар на посту, и ждёт, когда ты позовёшь её на помощь – прогонять изо рта всяких микробов.   Понятно тебе?

Принцесса:  Понятно, да только зуб сильно болит.

 

Стихотворение:(читает ученик)

Плачет Костя: ноют зубы.

Чистить зубы он не любит

Ни снаружи, ни внутри –

Разболелись сразу три!

Вот сверло жужжит от злости,

Зуб сверлит, ругает Костю:

Зубы чистить ты не любишь,

Вот со мной и стал знаком!

Чисти зубы, чисти зубы!

Порошком, порошком!

Доктор:   Конечно, у тебя в зубе появилась дырочка, а ты не пошла к врачу, чтобы запломбировать это крохотное отверстие. (Слайд 8)

Ты гостеприимно предоставила удобную квартирку микробам. Даже в самой маленькой дырочке их поселяется миллионы. Устроившись так, они быстро примутся за дело и начнут разрушать зуб. Сперва в дентине появляется маленькая дырочка, потом – побольше, затем отверстие дойдёт до чувствительной пульпы, и она начнёт ныть от холодного или горячего.

Принцесса:   Ой, прямо как у меня. И что же мне теперь делать?

Доктор:   Теперь зуб нужно срочно лечить.  И вообще зубы надо показывать врачу два раза в год, не ожидая, пока они заболят. (Слайд 9)

(Доктор лечит зуб принцессе.)

- Ну, вот и всё. Но мне пора до свидания!

Король: Ну, вот и всё, ребята, наша сказка подошла к концу. Но я всё же плохо запомнил всё то, что рассказал нам доктор.

Учитель: Ребята, поможем Королю всё вспомнить? Давайте поиграем в игру.

4. Физминутка.

Вам, мальчишки и девчонки,

Приготовили советы мы.

Если наш совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет.

 

Ох, неловкая Людмила

На пол щётку уронила.

С пола щётку поднимает,

Чистить зубы продолжает.

Кто даст правильный совет?

Молодчина Люда?

 

 
 
 

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

 

 

 

Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

 

 

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

 

Зубы вы почистили

И идёте спать.

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

 

Блеск зубам чтобы придать,

Нужно крем сапожный взять.

Выдавить полтюбика

И почистить зубики.

Это правильный совет?

Запомните совет полезный,

Нельзя грызть предмет железный.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

 

 

5.  Обобщение изученного.

Учитель: Итак, ребята, давайте ещё скажем, как же надо чистить зубы. (Слайд 10)

 

Бабушка:  Молодцы, ребята! Всё вы знаете!  А я приготовила вам ещё несколько советов.  (Слайд  11 «Совета бабушки Варвары»)

 

Практическая работа:

Ребятам надо отгадать ребус:

   

И

Е

Б

Е

Г

Р

У

Ы

Б

З

 !

6

4

1

2

5

3

8

10

9

7

11

 

(Слайд 12 «Берегите зубы»)

 

6.  Творческая работа учащихся.

Учитель: Изобразите здоровую улыбку и охарактеризуйте её.

 

7. Домашнее задание.

Узнайте из дополнительной литературы интересные факты, связанные с зубами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 класс

 

 Классный руководитель                  Титова С.В.

 

 

 

2008 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Хорошие зубы - залог здоровья"

Презентация к внеклассному мероприятию для 2 класса....

Классный час «Хорошие зубы- залог здоровья».

Цель   – формирование навыка правильного ухода за зубами....

Час общения «Хорошие зубы – залог здоровья»

настроить детей на здоровый образ жизни, вызвать интерес к вопросам здоровья; закреплять умения правильно чистить зубы, полоскать рот после еды; соблюдать элементарные правила гигиены; прививать необх...

Беседа "Хорошие зубы-залог здоровья"

Пропагнда здорового образа жизни...

Классный час "Хорошие зубы – залог здоровья»

Сценарий классного часа "Хорошие зубы-залог здоровья"...