Конспект урока по ОМ в технологии развития критического мышления.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Елена Васильевна Васильева.

1 класс. ( УМК «Школа 2100»)

 

Тема урока: «Живая и неживая природа».

 

Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Zhivaya_i_nezhivaya_priroda_1_klass.docx859.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ОМ в технологии развития критического мышления.

Урок подготовили:

С.А. Коротких,

Е.В. Васильева,

учителя Высшей

     квалификационной

                                     категории

МОУ СОШ № 1 г. Лермонтова

 Ставропольского края.

Начальная школа.

1 класс. ( УМК «Школа 2100»)

Тема урока: «Живая и неживая природа».

Урок изучения нового материала.

2010 год

Тема: Живое и неживое .

Цели:

  • Познакомить учащихся со свойствами живых организмов и неживых предметов ( 1 линия развития- уметь объяснять мир);
  • Научить детей бережному отношению к живым организмам. Главный критерий – любой живой организм может погибнуть и стать неживым;
  • Развивать познавательный интерес к окружающему миру, творческую активность на уроке, коммуникативные качества.

 Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока: урок по ТРКМ.

Форма работы: 5 групп по 5человек.

Оборудование:

План урока: стадия вызова- постановка познавательной задачи, составление кластера по теме по заданным направлениям в группах и на доске.

                стадия осмысления- работа с текстом, сообщение новой информации, постановка вопросов по содержанию текста.

             стадия рефлексии- исправление и дополнение кластеров, установление причинно-следственных связей, сочинение синквейна.

                   

        Ход урока:

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечания.

I. Стадия вызова.

1. Организационный момент.

- Начинается урок. Подумайте, всё ли у вас готово для успешной работы?

- Хочу пожелать вам старания и терпения в работе на уроке!

2. Актуализация знаний.

Игра «Незаконченное предложение».

1 группа «Собака может…».

2 группа « Кошка может…».

3 группа « Снежинка, падая на землю,…».

4 группа «Дождик моросит, капает,…».

5 группа: «Если не поливать цветы в классе, то они…»

-Можно ли данные действия отнести только к живым предметам?

-Рассмотрите рисунки на доске. Что и кто изображен на картинках?

-Расскажите, на какую «веточку» можно поместить каждый рисунок

(Учащиеся проверяют готовность к уроку учебных принадлежностей.)

-бегать, кусать, охранять,…

-царапать, лизать, играть,…

-кружится, летит, падает,…

-идёт, льёт, падает,…

- погибнут, завянут,…

Дети рассматривают рисунки

Дети размещают изображения

Страница учебника 46

На доске схема

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечания.

2. Постановка учебной задачи

-Почему стол, вертолет, шуруп, велосипед – вещи?

-Почему собака, стрекоза, гриб, василек – живые природные богатства?

-Почему камень, гора, сосулька, облако – неживая природа?

- Как вы думаете: силы природы, неживые природные богатства, вещи – это живые организмы или нет?

-Давайте проверим, совпадает ли наше мнение с выводом  в рамке на стр. 46

- Можем ли заменить понятие «живые природные богатства» на «живые организмы»?

- Верно. Это одно и то же понятие, только наиболее часто употребляемое.

3. «Открытие» нового знания.

3.1. ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

-Как точно отличить живое от неживого?

Если дети затрудняются или написали не все свойства, учитель предлагает посмотреть на рисунок стр. 47и сказать о каких  свойствах живых организмов идет  речь на рисунках

ВВЕДЕНИЕ понятия  признаков   «живых организмов»

-А могут ли живые организмы жить вечно?

-А что может произойти с растением, если его перестать поливать? А с животным, если плохо за ним ухаживать?

-Совпадает ли это с выводом на стр. 47 вывод.

Сделаны людьми

Это растения и животные, они живые

Предположения детей

Нет

Дети читают вывод

Да , потому что…

Дети делают свои предположения, учитель пишет на доске:

знаю

Хочу узнать

Узнали

Живая

И наживая природа

Чем отличаются

?

-растут

-дышат воздухом

-питаются

-пьют воду

- приносят потомство (размножение)

-Нет, они умирают

Погибнуть

Дети читают

Учитель помещает табличку «живые организмы» поверх таблички «живые природные богатства

ИНСЕРТ заранее записан на доске

По мере того как дети называют признаки живых организмов, последние размещаются в схеме

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечания.

3.2. НЕЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

-А какими признаками обладают  силы природы, неживые природные богатства и вещи?

 Давайте сравним их с признаками живых организмов.

-Можем ли мы объединить силы природы, природные богатства и вещи в одну табличку «НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»?  

- Давайте в нашем кластере добавим признаки неживой природы.

4. Первичное закрепление изученного.  

4.1. Работа по учебнику

-Рассмотрите  пары картинок и определите, какие есть общие черты у свойств живых и неживых организмов. Какие различия в каждой паре вы увидели?

4.2. Работа по тетради

Давайте разгадаем кроссворд на стр. 56 . В помощь нам даны картинки с изображением живых организмов

4.3.Синквейны ( Работа по группам)

Составьте синквейны, используя полученные на сегодняшнем уроке знания .

Чтение и обсуждение синквейнов.

5. Рефлексия

Продолжение заполнения ИНСЕРТа

1

-В графе «Хочу узнать», мы задавали вопрос «Чем отличаются живые и неживые организмы?».  

-Узнали мы это или нет? Запишем в графе «Узнали» все отличительные признаки.

2 Игра «Помоги живому существу»

Учебник стр. 49.(вверху)

6. Д\з

-Принесите по 1 изображению живой и неживой природы

Ответы детей

Дети сравнивают:

-не дышат

-не растут

- не питаются

-не пьют воду

-Не приносят потомство

Да

Дети записывают признаки неживой природы.

-Растут и сосулька и гриб, но других свойств живых организмов у сосульку нет

-Автомобиль как и корова  потребляет (питается), но при этом не растет.

- Лошадь пьет воду, а насос поглощает воду.

-Печатный станок, подобно организму, многократно воспроизводит газеты, но он не воспроизводит себя. А одуванчик размножается семенами и воспроизводит себя.

1 группа (работа по данному определению):

1. Лошадь

2. Живая, быстрая,

3. Кушает, скачет,

4. Помогает людям

5. Я люблю лошадей

2 группа (работа по данному определению):

1. Снежинка

2.Неживая,холодная

3.Кружится, падает

4.Бывает только зимой                                  

5. Они очень красивые

3 группа( работа по определению темы синквейна):

1. ?(ветер)

2.  теплый, сильный

3. дует, сносит

4. « … ,ты .гоняешь стаи туч»

5.Я не люблю сильный…

4. Группа

1. ?  (солнце)

2. Яркое, лучистое

3. Светит, греет

4. Освещает землю

5. При нем очень тепло

5. Группа

1. ? (роза)

2. Красивая, колючая

3. Колется, пахнет

4. Сестра шиповника

5. Мне очень нравится….

знаю

Хочу узнать

Узнали

Живая

И наживая природа

Чем отличаются

Признаки живых и неживых организмов

Учитель изменяет схему:

Данное упражнение позволит еще раз повторить свойства живых организмов, научить четко определять  различие свойств живого организма от неживого.

Цель обсуждения-установить этические нормы отношения к живому

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тема: «Тела и вещества» Цели урока: развивающие: - способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже име...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления и элементов здоровьесберегающей...

Презентация педагогического опыта. Доклад "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения посредством технологии развития критического мышления" и конспект урока

В работе расрыт смысл понятия "Критическое мышление", что способствует его развитию, этапы реализации технологии развития критического мышления. На примере урока продемонстрированы различные...

Карта урока литературного чтения по технологии развития критического мышления

Карта урока литературного чтения по технологии развития критического мышления...


 

Комментарии

Журавлева Татьяна Анатольевна

Спасибо за урок! Сейчас как раз занялась изучением технологией РКМ.Хотелось бы знать, как применяете эту технологию на уроках математики.
Елена Васильевна Васильева.

Спасибо, Татьяна Анатольевна! Вся сложность ТРКМ - это полный конспект! Обязательно размещу математику,но позже!
Никитина Наталья Борисовна

Елена Васильевна ваш урок замечательный. Спасибо Вам за размещение материалов. Благодаря обмену опыта мы учимся друг у друга новым технологиям. Ваш урок актуален, особенно тем учителям, которые заинтересованы в проведении новых уроков, непохожих на прежние.Рекомендую всем кто попал на эту страничку ознакомиться с уроком. План урока: стадия вызова- постановка познавательной задачи, составление кластера по теме по заданным направлениям в группах и на доске. стадия осмысления- работа с текстом, сообщение новой информации, постановка вопросов по содержанию текста. стадия рефлексии- исправление и дополнение кластеров, установление причинно-следственных связей, сочинение синквейна.
Елена Васильевна Васильева.

Здравствуйте. Наталья Борисовна! Спасибо Вам за тёплые слова и оценку! Согласна с Вами, что именно на этом сайте учителя бескорыстны, такой материал коллеги в школе "прячут", каждый прикрывается аттестацией.Обязательно зайду на Вашу страничку, уверена, что у Вас, компетентного педагога есть чему поучиться! С уважением Елена
Дьячкова Ирина Сергеевна

Спасибо вам за размещённый конспект урока. Сама работаю по данной технологии. Очень нравится. Дети раскрываются.