Урок окружающего мира "Осень" 2 класс
план-конспект по окружающему миру по теме
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира во 2 классе
Тема «Осень»
Цель урока: расширение знаний детей об осенних изменениях в природе.
Задачи:
-выяснить причину листопада и отлета птиц с приходом осени;
- развивать желание больше узнавать по предмету;
- воспитывать чувство удовлетворения за проделанную работу.
Оборудование:
- репродукции картин русских художников на тему осени;
- выставка книг Е.Чарушина, В.Бианки, Г.Скребицкого, В.Берестова, А.С.Пушкина, С.Есенина, Ф.И.Тютчева, Ф.А.Фета;
-проектор,
- презентация в Microsoft Power Point;
- видеозаписи листопада и перелета птиц;
- аудиозаписи произведений П.И.Чайковского из цикла «Времена года»;
-заготовки осенних листьев из цветной бумаги и ватман.
Предварительная подготовка: дети самостоятельно ищут информацию о листопаде, о перелетных и зимующих птицах, поговорки, осенние приметы, учат стихотворения об осени.
Ход урока
I Организационный момент
- Сегодня у нас необычный урок. Это устный журнал под названием «Осень».
Листая страницы этого журнала, вы поделитесь своими знаниями, наблюдениями со мной и друг с другом.
II Сообщение новых знаний
- Откроем первую страницу нашего журнала.
- Прочитайте её название ( на экране название страницы на фоне картины сентябрьского пейзажа)
«Сентябрь – листопадник »
-Почему сентябрь так прозвали в народе? ( пора листопада, начало листопада)
- Что вы знаете о листопаде? ( Сообщения детей.
1.Почему желтеют листья.
2.Зачем деревья сбрасывают листья.
3. Как наступает листопад.
4. Почему листву нельзя сжигать)
- Полюбуйтесь листопадом ( видеосюжет), послушайте сказку об осенних листьях.
Жили-были листья. У них был один дом – дерево. Одна дружная семья. Вместе им было весело, тепло и уютно. Они рассказывали друг другу сказки, играли с теплым летним ветерком. В жаркий день под деревом отдыхали люди, и листья ласкали гостей своей прохладой и шелестом. Так они прожили целое лето.
Но вот наступила осень. Похолодало. Листья пожелтели. Подул злой осенний ветер. Он срывал листья, кружил в воздухе и разгонял по всему свету. Полетели листья в далекое путешествие. У каждого была своя дорога…
- Поднимите руку, у кого появилось желание придумать продолжение сказки о путешествиях осенних листьев? Кто захотел придумать свою сказку об осенних листьях? Дома можете написать к следующему уроку.
- Появление желтых листьев на березе – признак начала осени.
У ясеня и орешника листья сначала опадают на верхних концах ветвей, а у липы и у тополя – на основной части ветвей. Хвойные деревья, такие как ель, сосна, кедр, пихта хвою-иголки не сбрасывают, так как они экономно испаряют влагу. Какое хвойное дерево сбрасывает иголки? (лиственница). Почему дереву дали такое название? (её иголки сначала желтеют, потом опадают).
Период с 14 по 23 сентября называется бабьим летом.
23 сентября – день осеннего равноденствия. С этого дня дни становятся короче, а ночь длиннее. Русская поговорка гласит «Отстал от ночи день – запнулся валенком за пень». После 27 сентября медведь залегает в берлогу.
В народе говорят так:
-Замолкает сентябрьский лес. В сентябре лес реже и птичий голос тише.
О какой осенней примете говорится? ( об отлете птиц в теплые края)
Листопад птиц в дорогу торопит.
-Что вы знаете о перелетных птицах? (сообщения детей:
Как птицы узнают о времени отлета.
Какие птицы улетают первыми.
Как птицы узнают дорогу на зимовку.)
- Посмотрите видеосюжет о перелете птиц (во время просмотра учитель комментирует)
- Ориентируются птицы во время полета по солнцу, с помощью биологических часов чувствуют его положение и так определяют верное направление. Птицы, совершающие ночные перелеты пользуются звездами, определяя направление пути. Возможно, что некоторые птицы, чтобы установить направление полета пользуются запахами. Многие птицы летят на такой высоте, что с земли не видно.
- Как вы думаете, спят ли птицы в полете? (предположения детей) Оказывается, что спят. Ученые прикрепляли специальные датчики и выяснили, что в полете пульс у птиц останавливается минут на 10-15, а потом опять восстанавливается. Многие птицы погибают во время перелетов от голода и изнеможения.
Всем известно, что кукушки подбрасывают свои яйца в гнезда других птиц. Удивляет тот факт, что взрослые кукушки улетают в Африку уже в конце июля, а молодые кукушки отправляются в теплые края в конце августа или начале сентября и без помощи взрослых находят дорогу к зимовке.
-Откроем вторую страницу нашего журнала. Как она называется?
«Октябрь - грязник» ( название страницы на фоне октябрьского пейзажа)
- Почему этот месяц так называют? ( Потому что на улице грязь)
-Какие поговорки, приметы знаете об октябре? (Ответы детей)
-Прочитайте название третьей страницы нашего журнала (название страницы на фоне ноябрьского пейзажа)
«Ноябрь – полузимник»
Еще ноябрь называют воротами зимы.
- Почему такое название у ноября? (Первые настоящие морозы, снег выпал окончательно)
-Назовите поговорки, приметы об этом месяце (ответы детей)
Четвертая страница журнала «Поэтическая»
- В творчестве русских писателей и поэтов прослеживается тема родной природы.
Многие писатели, такие как Е.Чарушин, В.Бианки, Г.Скребицкий, В.Берестов в своих рассказах описывали приметы осени, красоту осеннего пейзажа (обратить внимание детей на выставку книг писателей и поэтов). Давайте послушаем отрывок из повести В.Бианки «Синичкин календарь» (один из учеников читает)
Об осени писали стихотворения поэты: А.Плещеев, Ф.Тютчев, А.Фет, И.Бунин, И.Суриков, Н.Некрасов, А.Пушкин и многие другие.
Послушаем некоторые из них. (Звучит отрывок из «Осенней песни» П.И. Чайковского. Дети на фоне музыки читают стихи.)
-Следующая страница «Художественная»
-Перед вами ( на доске) репродукции картин русских художников:
Игорь Эммануилович Грабарь «Рябинка»,
Федор Александрович Васильев «Перед дождем»,
Алексей Кондратьевич Саврасов «Проселок»,
Михаил Васильевич Нестеров «Осенний пейзаж»,
Алексей Михайлович Грицай «Летний сад»
-Какие осенние приметы изобразили они на картинах? (ответы детей)
-Последняя страница журнала «Творческая»
В творчестве русского композитора Пётра Ильича Чайковского есть цикл произведений под названием «Времена года», где отдельное произведение он посвятил каждому из 12 месяцев. Вы уже прослушали отрывок из темы сентября под названием «Охота» и отрывок из темы октября под названием «Осенняя песня».
Изготовление панно «Листопад»
Слушая отрывок из темы ноября под названием «На тройке», выполните аппликацию «Листопад», подойдите к доске и приклейте свой листочек.
(У доски лежат разноцветные кленовые листочки, на плакате нарисован силуэт дерева)
Итог
- Посмотрите, какое красивое осеннее дерево получилось.
-Поднимите руку, кто узнал, что-то новое для себя на уроке?
-Закрыта последняя страница журнала, но впереди праздник «Золотая осень».
- Спасибо всем за работу
Приложение
Сказка о листьях
Жили-были листья. У них был один дом – дерево. Одна дружная семья. Вместе им было весело, тепло и уютно. Они рассказывали друг другу сказки, играли с теплым летним ветерком. В жаркий день под деревом отдыхали люди, и листья ласкали гостей своей прохладой и шелестом. Так они прожили целое лето.
Но вот наступила осень. Похолодало. Листья пожелтели. Подул злой осенний ветер. Он срывал листья, кружил в воздухе и разгонял по всему свету. Полетели листья в далекое путешествие. У каждого была своя дорога…
Пословицы, поговорки, приметы об осени
Знать осень в октябре по грязи.
В октябре только и ягод, что рябина.
Плачет октябрь длинными слезами.
В октябре ни на колесах, ни на санях.
Сентябрь пахнет яблоками, октябрь капустой.
В октябре с солнцем прощайся, ближе к печи подбирайся.
Октябрь – свадебник.
В сентябре синица просит осень в гости.
Холоден сентябрь, да сыт.
В сентябре и лист на дереве не держится.
Чем суше и теплее пройдет сентябрь, тем позднее наступит
зима.
Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
С Ерофея-холода сильнее.(17 октября )
Коли белка до Покрова (14 октября) вылиняла, то зима будет хорошая.
Ноябрь –ворота зимы.
В ноябре зима с осенью борются.
В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
В ноябре первый прочный снег выпадает на ночь.
В ноябре снегу надует, хлебу прибудет.
В старину ноябрь называли груднем - от груд замерзшей земли.
Образцы листьев для коллективной аппликации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Урок. Окружающий мир. Класс. 3-г.
Урок. Окружающий мир.Класс. 3-г.Тема:Земля – наш общий дом....
Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"
Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...