Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Дыхание"
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) на тему

Смирнова Нина Евгеньевна

Урок с использованием информационных технологий по УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Konspekt_otkrytogo_uroka_okruzhayushchego_mira_Dyhanie.doc789.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

 окружающего мира в 3 классе

Тема «Дыхание»  

 

Цели   урока:

-Познакомить  учащихся со  строением  и основными функциями  дыхательной системы;

-Формировать регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД;

- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Оборудование:

Учебник «Окружающий мир» И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин (УМК «Планета Знаний»)

Рабочие листы для индивидуальной работы ученика

Проектор

Ноутбук с интерактивной приставкой

м/ф «Анатомия для детей»

сантиметровые ленты

Жетоны НИК

листочки

Ход урока

      1. Организационный настрой

- Сегодня продолжает свою работу наш НИК – научно-исследовательский коллектив.  

- А что изучает наш коллектив?  (организм человека)

- Какие системы организма человека мы уже изучили? Их роль?

- На сегодняшнем заседании  наш НИК будет работать над изучением новой  системы человеческого организма. Не забывайте, что уже на следующем уроке вы сможете поделиться своими знаниями, и мы вновь определим лучших научных сотрудников нашего коллектива. Старайтесь!

2. Постановка темы, целей урока.

  - Ну а откроет наше заседание сегодня ваш хороший знакомый – Гоша (герой мультфильма – скелет).

(фрагмент мультфильма «Анатомия для детей» с 31мин 30сек по 33 мин 15 сек – эксперимент по задержке дыхания)

                                     

 - Ответим на вопрос Гоши – для чего же нужно сделать вдох?  

 - А без чего еще не сможет жить человек? (без пищи – до 40 дней, без воды – не более 3-5 суток)

 - А сколько может человек прожить без воздуха? (около 5 мин).

 - Скажите, кто уже понял, о какой системе органов человека  мы сегодня будем говорить?

(дыхательная система)

 -Что вы уже знаете об этом?  

 - А что нам сегодня нужно будет на уроке узнать о дыхательной системе человека?

  (дети предлагают, учитель записывает  план  изучения системы на доске)

 - Где мы найдем ответы на интересующие нас вопросы? (учебник, исследования, справочная литература)

 Сегодня вам выдается Рабочий Лист сотрудника НИК, с помощью которого вы будете работать.

Рабочий лист сотрудника НИК

________________________________________________

  1. Проведите исследование, результат запишите в таблицу:

Объем грудной клетки при вдохе

Объем грудной клетки при выдохе

…………. см

…………….см

Сделайте вывод.

  1. Найдите  и отметьте  в тексте ответы на вопросы:

1) Что происходит в процессе  дыхания человека?

2) Что происходит с воздухом в носовой полости?

3) Какие органы входят в дыхательную систему? Перечислите их по порядку. Покажите их на схеме.

4) Где происходит обмен кислорода и углекислого газа?

5) Как по составу отличаются вдыхаемый и выдыхаемый воздух?

                                               Оцени себя:  все понятно,   были ошибки,   надо повторить.

  1. Проведите исследование, результаты запишите в таблицу:

Количество вдохов до нагрузки

Количество вдохов после нагрузки

Разница

Сделайте вывод:

Ключица

Бронхи

Гортань

Бицепс

Носовая полость

Ребра

Ротовая полость

Трахея

Голень

Легкие

Печень

Оцени себя:  

1

2

Все верно

Все верно

 Были ошибки

 Были ошибки

Надо повторить

Надо повторить

      3. Работа по теме урока.

- Откройте учебник на теме урока (стр. 26)

- С чего начнем нашу работу? (исследование)

- Прочитать задание. (измерение объема грудной клетки при вдохе и выдохе)

 Работа в парах. Результат записываем в Лист.

   ( 3 первых результата записать в таблицу на экране)

 -Для точного вывода всегда проводят несколько измерений, опытов. Сравним результаты. Сделайте вывод. Почему это происходит? Нашли ли мы уже ответ на какой-нибудь вопрос из нашего плана?

 -Тогда продолжим работу.

Работа с текстом.

Теперь вам поможет учебник. Найдите и отметьте в тексте ответы на вопросы.

1) Что происходит в процессе  дыхания человека?

2) Что происходит с воздухом в носовой полости?

3) Какие органы входят в дыхательную систему? Перечислите их по порядку. Покажите их на схеме.

4) Где происходит обмен кислорода и углекислого газа?

5) Как по составу отличаются вдыхаемый и выдыхаемый воздух?

 -После этого расскажите друг другу, как вы ответили на вопросы.  

-Скажите, на какие вопросы мы уже можем ответить. (На доске отметить  эти вопросы)

4. Контроль первичного усвоения

-Давайте проверим, что же вы узнали об этом.

На экране рисунок дыхательной системы человека, названия органов   закрыты  «шторкой».

На обратной стороне Листа – выберите только  те органы, которые входят в дыхательную систему:

Ключица

Бронхи

Гортань

Бицепс

Носовая полость

Ребра

Ротовая полость

Трахея

Голень

Легкие

Печень


Проверка:  открыть «шторку», прочитать, проверить. Оцените себя!

Дописать недостающий орган (глотка)

-Почему говорят «Когда я ем – я глух и нем»?

 А теперь найдите  на схеме, под какими номерами расположены эти органы и пронумеруйте их в своей таблице.

Проверка:    один ученик у доски соединяет или вписывает номера.   Оцените себя!

-Кто может претендовать на звание лучшего научного сотрудника следующей недели?

-Кто может по этой схеме рассказать, как происходит процесс дыхания. (с опорой на вопросы несколько детей рассказывают)  

-Давайте посмотрим на наши вопросы. Что мы уже знаем? (Отметить на доске)

-Оцените себя на Листе после вопросов.

- А теперь отдохнем – сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, закройте глаза и представьте, что происходит у вас внутри.

5.Охрана и укрепление дыхательной системы человека

 На экране – слайды презентации.

Посмотрите, как выглядят легкие здорового человека. На что они похожи? На дерево. (рассмотреть, дома найти красивое название легочных пузырьков) Легкие еще называют «Деревом с поющим корнем». Почему?

(Перевернуть изображение.)

- В гортани – связки, благодаря которым с помощью проходящего воздуха мы можем издавать звуки – громкие и тихие, короткие и долгие, сильные и слабые. Зависит ли сила голоса от состояния дыхательной системы?  

-Давайте проверим, как натренированы ваши системы организма. Выполним исследование. (практическая работа №2  стр 27)

-Посчитать количество вдохов за 30 сек. Записать

-Сделать 10 приседаний

-Посчитать количество вдохов за 30 сек.

-Найти разницу. Каким действием это нужно сделать?

Сделайте вывод. Назовите разницу. Почему у кого-то больше, меньше? ( более натренированы)

- А что случилось с этими легкими?!

Так выглядят легкие курящего человека и тех, кто постоянно находится рядом с ним, вдыхая дым от сигарет.  

- Как вы думаете, какое важное правило сохранения нашей  дыхательной системы надо запомнить? (не курить)

А какие еще правила вы можете назвать, чтобы наши органы дыхания были здоровы?

 ( ответы учащихся, работа с текстом учебника)

6. Итог урока, д/з

Давайте подведем итоги – все ли мы узнали? (доска)

 Оцените себя – раскрасьте  рисунок легких на своем листе целиком, если вы сегодня много узнали и запомнили о системе дыхания, раскрасьте одно легкое, если вам кажется, что вы поняли или запомнили еще не все, а если после сегодняшнего урока вам многое осталось непонятным – нарисуйте в легких «знак вопроса».

 

На следующем уроке вы поделитесь своими знаниями. А поможет вам – домашнее задание.  

Учебник:  Стр. 26 – 30, в 6,7

Тетрадь: № 19,20,23

      По желанию – кроссворд  

 

Угадать центральное слово – (ДЫХАНИЕ), вспомнить слова, связанные с процессом дыхания, последнее слово обозначает название легочных пузырьков – его надо найти в справочной литературе. У кого есть книги – дома почитать дополнительный материал по теме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...