Круговорот воды в природе.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Круговорот воды в природе" был проведён с использованием интерактивной доски SMART.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Krugovorot_vody_v_prirode.rar | 16.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подробный конспект урока
Организационная информация | ||
Тема урока | Превращения и круговорот воды в природе. | |
Предмет | Окружающий мир | |
Класс | 3 класс | |
Образовательное учреждение | Государственное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 г. Кирово- Чепецка Кировской области» | |
Методическая информация | ||
Тип урока | Урок изучения нового материала с экспериментально-исследовательской деятельностью. Решение частных задач. | |
Цели урока | сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое). | |
Задачи урока | 1. Создать условия для формирования понятия круговорота воды в природе. 2. Создать условия для систематизации и расширения знания учащихся о процессах, происходящих с водой. 3. Создать условия для продолжения формирования мировоззренческих идей материальности мира, для этого: -учить выявлять причинно-следственные связи и закономерности явлений природы, - развивать наблюдательность, внимание, образное мышление и представление, - формировать единую картину мира, 4. Создать условия для развития речи учащихся, формирования умения высказывать свою точку зрения, создавая речевую ситуацию.
| |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Знание круговорота воды в природе; Умение видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, развивая внутреннюю экологическую культуру; Осознавать свою роль в сбережении водных ресурсов земли; Умение самостоятельно искать, отбирать, перерабатывать и доносить информацию; Делать выводы на основе осмысления полученной разными способами информации; Умение анализировать и обобщать данные эксперимента; Умение представлять полученные знания в модели; Умение аргументировать свою точку зрения, уважая мнение других учащихся; Умение работать в команде, сотрудничать с учителем и товарищами. | |
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер, проектор, экран, флэш-презентация, презентация, проигрыватель Windows Media, раздаточный материал для моделирования круговорота воды, карточки со схематическим изображением картины природы. |
1.Организационный момент. | Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем Ни минуты не теряем. - Какой сейчас у нас урок? (урок окружающего мира) Сегодня мы продолжим разговор об удивительном мире природы. | 1 слайд |
Мотивация учащихся | -А кто нам сегодня будет помогать путешествовать по этому миру? Давайте познакомимся. (мульфильм) -Кто такой Капитошка? (Капля воды) - Как вы думаете, почему именно Капитошка нам будет помогать? (Говорили о воде на предыдущем уроке.) - Что мы узнали о воде? Вода (значение, состав, свойства) | Слайд 2 Видеофрагмент м/ф «Капитошка» Слайд 3 СМАРТ (вытягивание основных слов) |
Первичная рефлексия, самооценка. | - Всё ли мы знаем про воду? Где находятся наши знания? Самооценка знаний -С кем Капитошка подружился? (С Волчонком) - Волчонок ничего не смог найти в своей книге об этом загадочном существе. Давайте поможем ему больше узнать о новом друге. | Слайд 3 |
Создание ситуации успеха. Целеполагание | Актуализация знаний 1) - Зачем нужна вода? 2) -Капитошка- капля воды! Из чего тогда он состоит? (Состав воды: кислород, водород, примеси, минеральные соли) 3) – Исследуя воду на предыдущем уроке, мы узнали много её свойств. Выберите для Волчонка нужные слова, обозначающие свойства воды. (без вкуса, без запаха, прозрачность, бесцветность, текучесть, растворитель) 4) – Я думаю, что мы можем даже небольшой рассказ составить о воде. Прочитайте предложения. Какие слова «спрятаны» в тексте? Вода при нагревании …и при охлаждении... В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода- хороший… . Воду можно очистить с помощью… . Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери так говорил о воде: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете». Антуан де Сант-Экзюпери Целеполагание. - А вода о себе ещё так говорит: Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! - О чём тогда пойдёт речь на уроке? О чём вместе с Волчонком мы постараемся узнать? (о разных состояниях воды) - Как вы это понимаете? (вода в природе существует в 3 состояниях: твёрдом, жидком и газообразном) | Слайд 4 СМАРТ (перевёртыши) Слайд 5 СМАРТ (игра) Слайд 6 СМАРТ (стирание) Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 флеш РОЛИК |
Изучение нового материала. Открытие новых знаний Групповая работа | Изучение нового материала. - Найдите соответствия названию состояния воды и расположению частиц. (Модели + Жидкое Газообразное Твёрдое + стрелки) - Загадки помогут нам вспомнить воду в различных её состояниях.
-Где можем наблюдать воду в жидком, твёрдом и газообразном состоянии? (Распределить картинки – названия состояний воды по группам: роса, море, реки, озёро,, ручей, дождь, Лёд, снег, сосулька, айсбер Туман. Пар.) - Почему между моделями стоят стрелки? (Вода постоянно из одного состояния переходит в другое) - От чего зависит разное состояние воды? Почему она то в твёрдом состоянии, то в жидком, то в газообразном? (От температуры) - Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения и конденсации. Превращения воды происходят при изменении температуры воды. - Волчонок доволен: мы много смогли ему рассказать, он даже успел сделать записи в своей книге. - А Капитошка, подружившись с Волчонком, остался жить поблизости? (Нет. Улетел на облачко.) - Почему? О каком свойстве воды говорит это явление? (Испарение). -Так что же, Капитошка и Волчонок больше никогда не встретятся? (Ответы детей) - Давайте попробуем доказать Волчонку этот природный процесс в бытовых условиях. Открытие новых знаний. Практическая работа. Проведение эксперимента. - Что это за тело? (ледяной кубик) - Какое вещество? (вода) - В каком состоянии? (твердом) - Что надо сделать, чтобы вода стала в жидком состоянии? (Необходимо нагреть) - Какой процесс происходит? (таяние, превращение из твердого состояния в жидкое) - Продолжим нагревать воду. Что произойдет? (при 100 градусах начнется процесс кипения и вода начнет превращаться в водяной пар) - Поставим над поднимающимся паром холодное стекло. Что произойдет? (начнется процесс конденсации – остывания воды и превращение в жидкое состояние) - Мелкие капли стекаются в более крупные и что же с ними происходит? ВЫВОД: - Также происходит и в природе, только за более длительный промежуток времени. - Говорят что вода «вечная путешественница». Как вы это понимаете? - Как называется этот процесс путешествия воды в природе? (Круговорот) - И вот какую историю поведала нам сама вода : Я живу в открытом море, Там гуляю на просторе. Путешествовать люблю, И подруг с собой беру. Лишь пригреет солнце жарко, В море мне сидеть уж парко. Рвусь из водной той среды К солнцу паром из воды. До небес я поднимаюсь, Там с подругами встречаюсь Образуя облака. Ветер нас несет, пока В туче нам не станет тесно. И тогда, скажу вам честно, То дождинкой, то снежинкой Я стремлюсь на землю вниз. Ну, дружок, теперь держись! В лесу, в городе и в поле, В речке, в озере и в море, И на тоненькой травинке, Побывала я не раз. И теперь в гостях у вас. – Какие слова спрятались в слове круговорот? (КРУГ и ВОРОТ.) – ВОРОТ – вращение. Так происходит и в природе. - А сейчас попробуйте зарисовать эти превращения, когда они происходят в природе. (Работа в группах, обсуждение на доске, ПОТОМ на СМАРТ) -Объясните, используя схему круговорота воды, какие процессы происходят с водой во время ее путешествия.(испарение, конденсация, замерзание, таяние) - В каких состояниях бывает вода, проходя круговорот в природе? - Проверим, правы ли мы в своих выводах. | Слайд 10 СМАРТ (модели) Слайд 11 (Игра) Слайд 12 СМАРТ Игра-флеш Слайд 13 Слайд 13 СМАРТ Проявление слов-названий процессов превращения воды. Слайд 14 таяние, замерзание, испарение, конденсация. Слайд 14 Круговорот Слайд 15 СМАРТ- картинка Слайд 16 флеш РОЛИК |
Работа с учебником | - Откройте учебник на 55 стр. Прочитайте статью учебника со слов: круговорот воды происходит и в природе. Делайте пометки карандашом, если что-то незнакомое «?» После чтения спросить у детей, что для вас оказалось незнакомым, непонятным. Так встретятся ли волчонок и Капитошка? (Да) Прочитайте вывод. (Чтение вслух учеником – с.56) | |
Систематизация и обобщение полученных знаний | - Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества, необходимые для жизни растений, из одного места в другое. Летом всё понятно: испарение, конденсация, осадки и вновь испарение…, а зимой дождей нет, значит, и круговорота воды нет. Получается, что Капитошка с Волчонком зимой не встретятся, а зима у нас длинная. -Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой. (Да, нет) - Может ли вода испаряться при низких температурах? (Нет) - Для чего хозяйки зимой вывешивают выстиранное бельё на улицу? (Сушить) - Поднимите руки, чьи родители сушат зимой бельё на улице. - Высыхает? (Да) - Значит, вода испаряется и в мороз. - В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твёрдого: из снега и льда. - Зимой в виде чего возвращается вода на землю? (в виде снега) А снег – это вода. Круговорот воды бесконечен. | |
Рефлексия деятельности на уроке Итог урока | - С чем познакомились (с каким процессом) сегодня на уроке? - ОЦЕНИТЕ продвижение по самооценочной линейке. - Что должен помнить каждый землянин о воде? (чтение стихотворения учащимися по строчке) Вода появляется из ручейка, Ручьи по пути собирает река. Река полноводно течет на просторе. Пока, наконец, не вливается в море. Моря пополняют запас океана. Над ним формируются клубы тумана. Они поднимаются выше пока Не превращаются в облака. А облака, проплывая над нами, Дождем проливаются, сыплют снегами. Весной соберется вода в ручейки, Они побегут до ближайшей реки. Как весь процесс называют в народе? Круговорот воды в природе. - Волчонок нашёл ещё много вопросов, связанных с водой
-На все ли из них вы можете сейчас ответить? (нет) -Чем же тогда мы займёмся на следующем уроке? (Продолжим разговор о воде) ОЦЕНИВАНИЕ Обсуждение. | Слайд 17 Слайд 18 |
Домашнее задание | Стр.53-56, р.т. стр. 23-25 на выбор:
СПАСИБО ЗА УРОК | Слайд 19 Слайд 20 Флеш РОЛИК |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Волшебница - вода". Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе" 1 класс
Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе". 1-2 класс.На занятии ребята узнают, какое путешествие совершает капелька, с помощью интересных опытов смогут увидеть некоторые эт...
Вода. Круговорот воды в природе.
На уроке учащиеся проследят, как вода переходит из одного состояния в другое, а также пробуют раскрыть, как происходит круговорот воды в природе....
Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды. Круговорот воды в природе"
Предлагаю конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды.Круговорот воды в природе." К нему прилагается и презентация к уроку....
Свойства воды. Круговорот воды в природе.
Задачи урока: закрепить полученные знания о свойствах воды, трех состояниях воды в природе, значении воды в природе и в жизни человека; формировать понятие о круговороте воды, как важнейшем явлении в ...
«Превращение воды. Круговорот воды в природе».
Цель : актуализировать знания детей о круговороте воды в природе.Задачи:Обучающие:- сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот со с...
Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека.
Цель урока:формирование у детей представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе,формировать бережное отношение к ресурсам водынаблюдение за учащимися с помощью методики критического ...
конспект урока окружающего мира 2 класс. Система Л. В. Занкова «Круговорот воды в природе. Экологическая проблема воды»
Урок окружающего мира 2 класс.Система Л. В. Занкова«Круговорот воды в природе.Экологическая проблема воды»...