Урок "Живой мир" по теме "Почва"
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

Данилина Светлана Степановна
Данный урок составлен в соответствии с краеведческими, сезонными, экологическими признаками и имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Какие же экологические связи устанавливаются на уроках данного курса? Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение позволяет школьникам приобрести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Pochva._Sostav_pochvy.docx542.08 КБ

Предварительный просмотр:

Живой  мир

ТЕМА: «Почва. Состав почвы. Охрана почвы.

Простейшие свойства почвы, их значение для растений».

ТЕМА: «Простейшие свойства почвы, их значение для растений».

ЦЕЛИ:

Образовательные:  формирование представления об образовании почв, их видах, о круговороте веществ в природе и роли почв в нем.

Коррекционные:  развитие познавательной активности детей, наблюдательности, умения анализировать и делать выводы.

Воспитательные:  воспитание чувства любви и заботы, бережного отношения к природе, привлечение внимания учащихся к проблемам экологии.

1. Организационный момент.

Внешний вид, готовность к уроку. Психологический настрой на урок. Сообщение темы, цели урока.

- Я рада этой новой встрече,
Мне интересно с вами, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

2. Актуализация знаний

Игра “Узнай меня”

- В ней есть живые существа: микробы, различные животные (черви, насекомые и другие). (Почва).

- Ее называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. (Почва).

- Плодородный верхний слой земли, на котором могут расти или растут растения. (Почва).

- Что можно назвать почвой?

- Разгадав, кроссворд мы повторим состав почвы.

http://festival.1september.ru/articles/210590/img1.jpg

Вопросы к кроссворду:

1. Масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной)

2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)

3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок)

4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)

5. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)

6. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)

7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)

- Назовите слово в выделенной строчке. (Плодородие)

- Что такое плодородие?

3. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, все ли почвы одинаковы по цвету и составу? (Предположения детей).

4. Открытие нового.

- Русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота. Объясните, почему?

- Ребята, а можно ли почву создать искусственно?

- Что нам для этого потребуется? Выполним практическую работу.

C:\Documents and Settings\Светлана\Рабочий стол\НА  КОНКУРС\DSC043796.JPG

4. Практическая работа

 1.Поместите камни и песок, глину в лоток. Перемешайте.

2.Добавьте листья, сорняки, макеты насекомых и червей. Перемешайте.

3. Добавьте в лоток немного воды. Перемешайте.

- Можно ли считать полученную смесь настоящей почвой?

- Сравните полученную смесь с настоящей почвой (образец почв), сделайте вывод.

5. Физминутка.

Солнце жаркое печет,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
Трещин прибавляется.
И заплакала Гора:
- Ох, стара я, ох, стара!
Пожалел Лишайник Гору:
Поселился, лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва,
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
- Вновь я стала молода!

- Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой?

6. Работа в группах:

В два цветочных горшка одновременно посадили одинаковые растения. Ухаживали за ними одинаково. Через некоторое время одно из них разрослось и зацвело, а другое стало увядать. Когда взяли пробу почвы из горшков, оказалось, что в одном из них почва была темная, а в другом – сероватая. В почве какого цвета выросло большое цветущее растение? Почему?

- Мы с вами выяснили, что почвы очень разнообразны и человек научился использовать их, обеспечивая себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами.

- Как надо ухаживать за почвой, чтобы растения чувствовали себя комфортно?

- Какие существуют приспособления для ухода за почвой?

ИНСТРУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБРАБОТКЕ ПОЧВЫ

http://festival.1september.ru/2005_2006/articles/311775/Image250.jpgImage254Image255

Image257Image258Image260Image261

- Как еще человек использует почву?

http://festival.1september.ru/articles/210590/img3.jpg

- Представьте себе: почвы вдруг не стало. Что произойдет?

- А почему не стало бы ни растений, ни животных, ни человека?

- Как вы уже отметили, почва образуется из измельченной горной породы, живых и отмерших организмов. В ней находятся бактерии, грибы, корни растений, черви, насекомые и другие животные. Все составляющие компоненты почвы должны взаимодействовать на протяжении длительного периода. Помимо почвообразующих пород и деятельности живых организмов, на образование почвы оказывают влияние рельеф: горы, холмы, равнины, низины; климат, время и деятельность человека.

- Какие факторы образования почвы в условиях помещения класса нельзя воссоздать? (Климат, рельеф, время)

http://festival.1september.ru/articles/210590/img4.jpg

Мы с вами убедились, что почву создать искусственно нельзя. Тогда за какое время она образуется в природе? Сообщение учителя.

 (1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см – за 5-6 тысяч лет. Слои почвы толщиной в 18 см вода сможет смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу - за 3225 лет, а там, где нет растений, - всего за 15 лет!)

- О чем говорят эти расчеты ученых? (Нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы).

- Что необходимо делать для защиты почвы на полях?

(Необходимо высаживать лесные полезащитные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву, умеренно применять удобрения, ядохимикаты и орошать.)

- В этой работе участвуют и школьники. Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы? (Сбор семян, помощь при посадке, прополке, поливе молодых саженцев).

- Чем опасно для почвы чрезмерное использование ядохимикатов? (Если вносить ядохимикаты больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате этого гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие.)

7. Решение экологической проблемы.

Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою. С течением времени все елочки перестали расти, и постепенно лес погиб. Почему?

Пустырь, заброшенный карьер, городская свалка, добыча полезных ископаемых, овраг...

-Чем опасны эти места? (Разрушение плодородного слоя почв, загрязнение воздуха, почв, воды).

- Какую опасность представляет загрязненная почва для растений, животных и человека?

- Что сделали бы вы, чтобы на Земле не было мест, которые вызывают боль?

- Человек пользуется земными ресурсами, строит огромные заводы и фабрики. Все промышленные предприятия дают колоссальное количество отходов. Это приводит к печальным последствиям: почва разрушается. Мы с вами уже сегодня можем внести частицу своей заботы в защиту и сохранение почв.

8. Проверка домашнего задания.

- В одной из стран подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно, ссыпать в одну гору, то потребуется почти три миллиона грузовиков, чтобы эту гору вывезти. Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. В Прибалтике уже существуют заводы по сортировке мусора. Некоторые предметы можно использовать вторично, например, какие? (Стеклянные банки и бутылки). Верно, эти предметы вновь послужат людям как вторичное сырье.

- А что же самое главное, на ваш взгляд, должно быть в людях по отношению к природе? (Люди должны бережно обращаться с Природой, уважать ее, быть ей благодарными, а главное – не причинять Природе боль, ведь почва – это тоже часть Природы).

- А может ли один человек разрешить экологические проблемы почвы? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям.)

- Охрана почвы – это задача всего человечества.

Наша почва серьезно заболела. Случилось это по вине людей. Быстрый рост промышленности оказывает губительное влияние на почву. При разработке полезных ископаемых, особенно открытым способом, на поверхности возникает много отходов и пыли, образуются глубокие большие карьеры. Их площадь постоянно растет, при этом уничтожается плодородный слой почвы и естественная растительность. Рост городов увеличивает потребность в новых земельных площадях для домов, строительства предприятий, дорог, под которыми оказываются огромные участки плодородной земли. Растут города, растут и горы мусора. Часто мусор сжигают, и тогда ядовитый дым и черные хлопья сажи отравляют воздух и почву на сотни метров вокруг. Загрязнение почвы угрожает здоровью и жизни самого человека. Это касается всех людей Земли, всего человечества.

- Очень важно, чтобы каждый из вас осознал, что от ваших действий, поступков зависит, насколько наша планета будет еще краше, и не будет таких мест, которые вызывают боль и обиду. Если процесс разрушения почв будет продолжаться, то существование всего живого на Земле окажется под угрозой.

МЕРЫ ОХРАНЫ ПОЧВЫ

http://festival.1september.ru/articles/210590/img5.jpg

9. Итог урока.

Блиц – турнир.

  1. Какую почву называют царем почв? Почему?
  2. Почему на месте осушения болот вырастают богатые урожаи?
  3. Почему нужно бережно относиться к почвам?
  4. Почему для защиты почвы от разрушения необходимо сажать растения?
  5. Мы привыкли к тому, что вода в почве – это благо. Если в почве нет воды, растения погибают. Но может ли вода быть для почвы горем? Почему?
  6. Какие почвенные организмы можно назвать невидимыми земледельцами, почему?
  7. Как надо охранять почвы?

10. Домашнее задание.

Расспросите взрослых, какая ведется работа в нашем крае по охране почвы. Подумайте, чем вы можете помочь взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Радуга урок окружающего мирп 1 кл

УМК Школа России урок по окружающему миру во 2 классе...