Данилина Светлана Степановна

Сайт учителя начальных классов Данилиной С.С.

В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить.СОКРАТ

Профессия: Учитель начальных классов

Профессиональные интересы: Здоровьесберегающие технологии, ИКТ, личностно - ориентированный подход к обучению

Увлечения: Цветы, компьютер, автомобиль.

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: Станица Калининская, Калининский район

Место работы: Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, во

Звание, ученая степень: нет

Навигация

Последние записи в блоге
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/danilina-svetlana-stepanovna
Не прощай себе и тогда будешь в состоянии прощать других.
Талмуд

Самые правильные, разумные, продуманные педагогические методы не принесут никакой пользы, если общий тон вашей жизни плох. И, наоборот, только правильный общий тон подскажет вам и правильные методы обращения с ребёнком и прежде всего правильные формы дисциплины, труда, свободы игры и… авторитета. А. С. Макаренко.

   Древнегреческий философ Платон  говорил: «Если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей».   Какую ответственность перед обществом возлагал на учителя великий мудрец!          

  В наше стремительное, неспокойное время эта ответственность  возрастает многократно. Изменилась роль учителя. На смену авторитарному педагогу, требовавшему беспрекословного подчинения и строжайшей дисциплины,  приходит учитель -  наставник, учитель - старший товарищ, учитель– мудрый собеседник, учитель - мастер, способный научить своего воспитанника универсальным действиям, то есть таким, когда ученик может принимать решения не только в рамках заданного учебного предмета, но и в различных жизненных ситуациях.  Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуется мобильность,  креативность, умение мыслить нестандартно. Всё это вынуждает учителя уходить от традиционного ведения урока, традиционных педагогических технологий.  Какие качества современного учителя должны быть константными, не зависящими от времени, а какие - «подвижными»?  Какой учитель нужен современной школе, современной России? Высокий профессионал, прекрасно владеющий своим предметом? Творческий мастер-коммуникатор? Подлинный интеллигент? Инноватор?  Только тот, кто совместит всё названное, сможет выполнить отведённую ему обществом роль.                  

Годы работы в школе помогли мне сделать вывод: лишь увлечённый делом может увлечь других. Надо помнить, что наше отношение к своему преподавательскому делу передаётся детям. Необходимо понимать каждого ребёнка, видеть глаза своих воспитанников, «шагать» вместе с ними, учить их добывать знания, воспитывать каждым своим уроком. Да, да, именно воспитывать!

А что значит для меня быть учителем?  Не возможность чему-то учить детей, а  каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них  ответственность. Любить…

 Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня  быть учителем – это и значит жить. 

 "Я считаю, что миссия учителя - особая миссия. Помочь маленькому человеку увидеть мир во все его многообразии, помочь определиться в выборе ценностей, что может быть важнее!!!". "Роль учителя во все времена - это научить ребенка любить этот мир и с любовью изучать его. Так должно быть. Что нужно сделать, чтобы так было? Цепочка любви и добра для многих детей начинается с педагогов." "Учительство во все времена было профессией, в основе которой лежит готовность идти на жертвы.Вспомните годы революций, кого в первую очередь расстреливали бандиты - учителя!" "Роль учителя всегда была и остается актуальна в современном мире. Учить детей необходимо с развития интереса к школе,учебному материалу, с уважения друг к другу."

Каждый, кто сегодня трудится в школе, работает на будущее и в ответе за это будущее. И особенно счастлив в своей судьбе тот, кому встретился учитель, умеющий принести в класс увлеченность, любовь и, конечно же, знания, освещенные этой любовью. Благородство учителя непременно отзовется в сердцах его учеников.

Отличное знание своего предмета, методическое мастерство, эрудиция учителя высоко оцениваются учащимися. Большое уважение, любовь проявляют ученики очень часто именно к мастерам своего дела. Это обязывает учителя держаться на уровне современной науки. Путь учителя – всегда вперед, остановившегося непременно обгонит время – и молодость – самый точный хронометр века – сразу засечет отставание. Работа над усовершенствованием себя всегда тяжела – это знает каждый. Есть службы, которые заставляют человека подниматься над своими слабостями. Избравший профессию учителя, сам себя назначает на такую службу.

Не просто вложить в головы детей премудрости наук. Еще трудней научить их учиться – впитывать знания с охотой, любознательно добывать их из книг и из жизни. А ведь открывая ребенку мир, учитель учит его жить в этом мире.

Сегодня на наших глазах изменяется страна, изменяется школа. Все что бурлит вокруг, хлынуло в классы. Жизнь современного ученика не менее динамична, чем жизнь общества. Успешно идут процессы компьютеризации, технологизации школы, которые несомненно помогают учителю развивать интеллект школьников, но не будят его душу. Украинский философ Сковорода заметил: «Душа – это то, что делает траву травой, деревья – деревьями, а человека – человеком. Без нее трава – сено, деревья – просто дрова, а человек – труп».

Человек, лишенный человечности – носитель зла. Поэтому сейчас больше, чем когда бы то ни было учителей волнует духовно-нравственный мир ребенка. Предотвратить пустоту души, убогость интересов, разбудить стремление работать над собой, воспитать отзывчивость сердца, тонкость и красоту чувств, научить управлять своим внутренним миром, помочь успешно войти в социум не менее важная задача школы. Одностороннее развитие интеллекта человека не дает оснований надеется на то, что его деятельность будет направлена на служение обществу. Для этого необходим внутренний этический кодекс. Воспитание человека состоит из воспитания интеллекта его и души.

Учитель творит превращение ребенка в гражданина. Творит постепенно, терпеливо. А как это трудно – направлять детей, не знающих ни цены времени, ни цены своему здоровью, ни цены бесчисленным жертвам, принесенным ради счастья. Но учительское сердце никогда не теряет веры в возможности ребенка и в свои возможности наставить его на путь истинный.

О себе

Стаж педагогической работы исчисляется с августа 1978 года. Их них 24 года работы в Государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школе-интернате VIII вида станицы Калининской Краснодарского края.

 

– Когда – то я попала в совершенно другой мир! Я подумала: с кем труднее работать, со здоровыми детьми из общеобразовательных школ, которые заласканы родителями и учителями  или с детьми с диагнозом умственная отсталость, которые ограничены в жизни, но улыбаются, имеют желание учиться и общаться.

– Низкий поклон педагогам таких школ, как наша, особенно учителям начальной школы. Они научили детей не только писать и читать, но и мыслить, знать и применять необходимые правила, пользоваться различными алгоритмами при вычислениях, рассуждать.

– Дети успевают за урок больше, чем я ожидала, конечно, с учётом того, что кому-то трудно писать, и он чаще говорит, а у кого-то проблемы с речью, и он лучше выражает свои мысли письменно.

– Дети коррекционных школ требуют больше времени для осознания материала и в этом хорошо помогают дополнительные часы коррекции (индивидуальной работы).

– Особая атмосфера царит в педагогическом коллективе коррекционной школы, не думаю, что только в нашей. Отзывчивость, чувство локтя, помощь при первой необходимости. А какие доверительные отношения у педагогов и учащихся! Узнав об этом, учителям позавидовал бы сам Макаренко.

– Настоящая помощь со стороны администрации, которая в школе не только контролирует учебный процесс, но и оказывает методическую помощь.

Задача образования в коррекционной школе не сводится только к вооружению учащихся определённой суммой знаний. Мы формируем у детей умение оперировать приобретёнными знаниями, применять их в быту, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных ситуациях, максимально формируем навыки самостоятельности, учим общаться. В практике нашей школы есть примеры, когда ребёнок попадал к нам в возрасте одиннадцати – двенадцати лет, обучаясь ранее только дома, почти не умел разговаривать, боялся сверстников. Он поступал в нашу школу и уже через год работы с учителями-предметниками, логопедами, дефектологами, мы видели его улыбку, у него появлялись друзья, он жаждал учиться. Педагогический состав коррекционных школ усилен специалистами по психологии, дефектологии, логопедии, чего так не хватает в общеобразовательной школе. В учебный план школы включены такие необходимые предметы, как социально-бытовая ориентировка, лечебно-физическая культура, психология. Возможны изменения образовательного маршрута после каждой ступени обучения с учетом программ обучения (VIII вид). Необходимость перевода учащегося с одного вида программы на другой решается психолого-медико-педагогической комиссией на основании результатов успеваемости с учетом мнения родителей. При согласии всех сторон ученик обучается по программе соответствующей его уровню развития, образовательный процесс становится для него комфортным.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Когда - то наше поколение зачитывалось книгами А.С.Макаренко. Трудно выделить какую либо одну.Достаточно только фамилии автора.

Мой взгляд на мир

У каждого - своя картина мира. Она складывается из тысячи мелочей, миллиона пустяков, пригоршни действительно важных деталей и кучи хлама, заслуживающего помойки, да все как-то руки не доходят. Мы пишем эту картину, добавляя мазок здесь, мазок - там; мы строим обжитую, уютную Вселенную и счастливы, когда кто-то снаружи подтверждает ее правильность, значимость и полезность. Если же внешнее возмущение - слово, факт, поступок - не вписывается в границы, очерченные резной рамой, мы готовы воевать с агрессором до победного конца. Упрямые сидельцы, мы скорее до смерти забьем освободителя, чем покинем камеру, где провели столько счастливых лет. Воздух свободы для нас мучителен. Генри Лайон Олди

Мои достижения

Самое главное моё достижение - это благодарность моих учеников. Первые мои ученики поступили в школу в 1978 году. Через столько лет они помнят обо мне и вспоминают обо мне с теплом. Спасибо им!

 

В своей педагогической деятельности использую современные обучающие технологии: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, цифровые информационные технологии, личностно – ориентированный подход.

По результатам использования технологий осуществляя инновационную деятельность, распространила собственный педагогический опыт по теме «Личностно – ориентированный подход как условие  создания  продуктивного  образовательного  пространства для самореализации  личности». Для использования материала учителями школ для детей с ограниченными возможностями здоровья, классов коррекционной направленности и школ, имеющих учащихся, отстающих в обучении и в развитии представила опыт работы на методическом объединении учителей начальных классов ГС(К)ОУ общеобразовательной школы – интерната, МОУ - СОШ  № 8 ст. Андреевской, методического объединения учителей начальных классов МОУ СОШ № 15 ст. Старонижестеблиевской, Красноармейского района.

Опыт работы заинтересовал педагогов и используется ими, о чем свидетельствуют полученные рецензии.

Осуществляя методическую деятельность, выступила с обобщением опыта на всероссийской научно-практической     конференции «Технология продуктивного образования как основа профессионально – личностного самоопределения учащихся, которая проходила в Армавирском филиале ГОУ Краснодарского края ККИДППО  по теме «Личностно–ориентированный подход как условие  создания продуктивного  образовательного  пространства  для самореализации личности».

Данный материал опубликовала на страницах методического электронного издания СМИ NUMI.RU  г. Москва.

В 2007 году разработала модифицированные (авторизованные) программы по чтению, русскому языку, математике, живому миру, устной речи, занимательному труду, изобразительному искусству,  которые утверждены педагогическим советом школы №1 от 28.08.07 года. В результате использования модифицированных программ на начало обучения уровень знаний составил 12,5%. К концу 4 класса читают 100 % детей, счетом владеют 75 % детей и осознанно читают тексты 75 % детей. 50 % учащихся к концу 4 класса обучаются на «4» и «5»; 25% учащихся обучались с одной «3» при 100 % обученности.

На страницах СМИ NUMI.RU  г. Москва опубликованы разработки уроков, внеклассных занятий, авторских программ по предметам «Устная речь» 1 – 4 класс, «Живой мир» 1 – 4 класс, задания для проведения олимпиады.

Зарегистрирована и периодически публикую собственные разработки уроков на педагогических сайтах «Завуч – инфо», «Фестиваль педагогических идей», «Сайт учителей начальной школы», «Доживем до понедельника», «Сеть творческих учителей», сетевое образовательное сообщество «Открытый класс». Имею собственный сайт в Интернете, созданный с целью пополнения базы методических разработок, общения и обмена опытом с учителями – новаторами Краснодарского края, России, привлечения внимания к проблеме обучения детей с особыми образовательными потребностями, к коррекционной педагогике.

Разработала комплекты дидактических карточек по предметам русский язык, математика, живой  мир, для  проведения  коррекционной и дидактической работы в начальной школе.  Этот материал представила на заседании методического объединения учителей начальных классов школы – интерната, МОУ СОШ № 15 ст. Старонижестеблиевской, Красноармейского района . Данный накопительный материал успешно используют учителя начальных классов ГС(К)ОУ общеобразовательной школы – интерната, МОУ СОШ № 8 Калининского и МОУ СОШ № 15 ст. Старонижестеблиевской Красноармейского районов, работающие в классах коррекционной направленности, с детьми ЗПР и с учащимися, отстающими в обучении и в развитии.

Осуществляю внеурочную внеклассную работу. Учащиеся, подготовленные мною, участвуют в различных конкурсах, имеют грамоты.

Моё портфолио

 

Моё портфолио - это отражение моего опыта, моего внутреннего мира, моего жизненного настроя, моей жизненной позиции, оптимизма, наконец!

Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.
Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.
Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.
Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя не загонишь в формулу «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой.
С другой стороны, у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя. Таким «досье успехов» может стать «портфолио педагога».

В качестве рекомендаций хочу посоветовать коллегам следующее:

1) готовясь к выступлению на педсовете или семинаре, делайте записи; находите возможность оформить их связным текстом и в печатном варианте;

2) заведите тематические папки-накопители, в которые можно поместить созданные вами материалы;

3) составляйте картотеки имеющихся материалов и информации, что позволит вам качественно готовиться к урочной и внеурочной деятельности;

4) учитывайте и контролируйте процесс и результаты своего труда, так как без этого немыслимо своевременное исправление работы, её оценка и совершенствование;

5) составьте план по самообразованию; это поможет вам своевременно вносить в образовательный процесс элементы нового, прогрессивного и обеспечит систематический рост педагогического мастерства;

6) используйте любую возможность поделиться опытом работы, имеющим наилучший результат, независимо от того, будет ли это устное выступление или в печатном издании; если вам есть что сказать – говорите;

7) используйте компьютер в своей практической деятельности; при отсутствии его найдите возможность приобрести или работать на нём (у родственников, друзей или в компьютерном классе вашей школы); кроме того, для успешной работы на компьютере посетите курсы или обратитесь к специалистам компьютерных технологий. Не лишайте себя возможности получать ещё большее удовлетворение от процесса самообразования и обучения своих учеников! Удачи всем!

Мои публикации:
Воспитательная работа
Междисциплинарное обобщение
Общепедагогические технологии
Окружающий мир
Разное
Технология
Чтение
Добавить грамоту в портфолио