«Использование цифровых образовательных ресурсов в начальной школе»
статья

Плеханова Ольга Александровна

В данной статье представлен опыт использования ЦОР на уроках в начальной школе.  Использование ЦОР в начальной школе позволяет учителю создать условия для обеспечения качественного образовательного процесса и формирования универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.99 КБ
Файл interaktivnaya_igra_po_literaturnomu_chteniyu.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:

«Использование цифровых образовательных ресурсов в начальной школе»

     

    «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне,

и я запомню, вовлеки меня –и я пойму».

Сократ

Одна из важнейших задач современного учителя начальной школы – это умение организовать профессиональную деятельность в условиях электронной образовательной среды. В соответствии с ФГОС НОО результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования должны быть в том числе и умения по использованию средств информационно-коммуникационных технологий для решения познавательных задач.

Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными  компьютерными технологиями и способность применять полученную с их помощью информацию  для дальнейшего самообразования.

      Для реализации этих целей возникает необходимость использования цифровых   образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе. Использование ЭОР на  уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

       Использование ЭОР в начальной школе  позволяет эффективно решать большинство дидактических задач:

— ознакомление с учебной информацией;

— информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;

— наглядную демонстрацию изучаемых объектов, явлений и процессов;

— сопровождение разнообразных форм занятий, в том числе активных;

— тренировки навыков и умений любого характера, решение задач;

— контроль и оценка знаний учащихся.

Использование на уроках интерактивных ЭОР позволяет осуществлять дифференцированный подход, обучать способам самостоятельного получения знаний, обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения учебной программы, создают условия для продуктивной творческой деятельности учащегося. Поэтому современному учителю необходимо владеть данным ресурсом.

Приведу несколько примеров использования мною ЭОР на уроках в начальной школе.

На своих уроках применяю компьютерное тестирование.

Компьютерное тестирование, как эффективный способ проверки знаний находит в образовании все большее применение.

Одним из его достоинств является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля  и получение результатов практически сразу по завершении контролирующего теста.

       Для создания тестов использую конструктор шаблона тестов учителя информатики Россошанской школы Воронежской области Анатолия Николаевича Комаровского.

 Разработка заданий в тестовой форме проводится на основе ряда обоснованных требований в рамках единой методики. К таким требованиям относят следующие:

1) в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;

2) основная часть задания формулируется предельно кратко (как правило, не более одного предложения);

3) все варианты ответа к одному заданию должны быть приблизительно одинаковой длины;

4) из текста задания необходимо исключить все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки.

По форме вариантов ответов тестовые задания бывают:

– с выбором единственного правильного ответа;
– с выбором нескольких правильных ответов;
– на установление соответствий (с перемещаемыми объектами);
– на установление правильной последовательности.

Мною была освоена технология создания тестов с выбором единственного правильного ответа, с выбором нескольких правильных ответов,  на установление соответствий (с перемещаемыми объектами).

По конструктору тестов А. Н. Комаровского были разработаны серия тестовых заданий по окружающему миру за курс 1 класса.

          По математике разработана серия тестовых заданий за курс  3 класса.

Компьютерное тестирование позволяет более рационально использовать время занятия, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы.

   К активным формам обучения относятся интерактивные игры. Эффективность игры,  как средства развития личности особенно ярко проявляется в младшем школьном возрасте.

      Положительным моментом игры является то, что она способствует применению знаний в новых условиях. Таким образом, осваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, привносит интерес и разнообразие в учебный процесс.

В соавторстве с коллегой, Патриной В.Н., были  разработаны игры по русскому языку, по математике, по окружающему миру, по литературному чтению для 1 класса (Приложение 1. Интерактивная игра по литературному чтению «Сказка ложь, да в ней намёк…»).

       Игры состоят из четырех категорий.   В каждой категории 5 вопросов стоимостью 10, 20, 30, 40, 50 баллов. Переход на слайд с вопросом происходит по кнопке с баллами.

            Возврат на игровое поле осуществляется по нажатию на «домик» в правом нижнем углу.

Сыгравший номер при возврате на игровое поле окрашивается в другой цвет.

          К 80-летию победы в Сталинградской битве я разработала интерактивную игру «Сталинградская битва».

         Данные игры могут применяться как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

       Игра для младших школьников - любимая форма деятельности. Применение интерактивных игр способствует развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов, делает обучение более эффективным, повышает интерес к изучаемому предмету, повышает мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

        Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Использование ЭОР дает возможность  осуществить задуманное, решить образовательные задачи, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов, что способствует значительному повышению качества образования.

При подготовке статьи использованы материалы с сайта:

Учебный портал по использованию ЭОР в образовательном пространстве;

Электронные образовательные ресурсы.

Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах;

Обучение педагогов использованию ЭОР в учебном процессе-2011;

Публикации в журнале «Цифровое образование».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказка ложь, да в ней намёк… и нтерактивная игра по литературному чтению для 1 класса Выполнили: Плеханова Ольга Александровна Патрина Вера Николаевна 2022

Слайд 2

Кто я? Телеграмма Волшебные слова Угадай - ка 10 20 30 40 50 10 10 10 20 20 20 30 30 30 40 40 40 50 50 50 Сказка ложь, да в ней намёк…

Слайд 3

Этот сказочный герой С хвостиком, усатый, В шляпе у него перо, Сам весь полосатый, Ходит он на двух ногах, В ярко-красных сапогах.

Слайд 4

Родилась у мамы дочка Из прекрасного цветочка. Хороша, малютка просто! С дюйм была малышка ростом. Если сказку вы читали, Знаете, как дочку звали.

Слайд 5

Хоть он стоек был и смел, Но в огне не уцелел. Младший сын столовой ложки, Он стоял на крепкой ножке. Не железный, не стеклянный, Был солдатик…

Слайд 6

Долго-долго терпела посуда И решила: «Уходим отсюда!» Даже ложки ушли и стаканы, И остались одни тараканы. Все ушли от неё, без разбора. Имя этой неряхи — …

Слайд 7

Живи в спокойствии, столица, Дозор и день, и ночь несёт На шпиле золотая птица, И враг тайком не подойдёт. Был город птицей удивлён. Оставила свой птица шток, Наказан птицей был Дадон . Царя кто клюнул?

Слайд 8

«Ушёл от зайца, волка и медведя.»

Слайд 9

«Купила самовар. Приглашаю к чаю!»

Слайд 10

«Помни, всё исчезнет после 12 часов ночи.»

Слайд 11

«Приезжайте, доктор, В Африку скорей И спасайте, доктор, Наших малышей!»

Слайд 12

«Как услышите гром да стук, не пугайтесь. Это я в коробчонке к вам спешу!»

Слайд 13

"По щучьему веленью, по моему хотенью…"

Слайд 14

«Сивка-Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»

Слайд 15

«Свет мой, зеркальце, скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»

Слайд 16

«Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - Быть по-моему вели.»

Слайд 17

«Раз, два, три, Горшочек, вари!»

Слайд 18

«Теремок» Ответ

Слайд 19

«Сказка о рыбаке и рыбке» Ответ

Слайд 20

«Гуси - лебеди» Ответ

Слайд 21

« Мойдодыр » Ответ

Слайд 22

Конёк - горбунок Ответ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Использование новых информационных технологий в современной начальной школе является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса. Эффективное испол...

Современные цифровые образовательные ресурсы в начальной школе

Статья предназначена для учителей начальной школы. Для разработки собственных ресурсов с применением flash - технологий,целесообразно выяснить, что такое цифровые образовательные ресурсы и какие виды ...

Статья "Возможности использования цифровых образовательных ресурсов в начальной школе".

ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержан...

Статья «Цифровые образовательные ресурсы в начальной школе»

laquo;Цифровые образовательные ресурсы в начальной школе»...

Использование цифровых образовательных ресурсов в начальной школе.

Статья отражает роль цифровых образовательных ресурсов при использовании их в начальной школе. Дано краткое описание некоторых ресурсов для использования их в работе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к урок...