Статья «Цифровые образовательные ресурсы в начальной школе»
статья на тему
Предварительный просмотр:
Авторская статья
«Цифровые образовательные ресурсы
в начальной школе»
Автор: Воробьева Л.Н.,
учитель начальных классов
ГБОУ Школа № 892
В последние годы интернет все больше и больше входит в нашу жизнь. В век информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. А образование должно шагать в ногу со временем.
По-этому современные подходы к обучению по всем предметам в начальной школе предполагают, что учащиеся должны владеть не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а еще при этом приобретать некоторую совокупность компетенций, которые им дальше понадобятся в практической деятельности и повседневной жизни.
А задача учителя заключается в том, что бы не только научить школьника учиться, но и воспитать в нем личность, ориентированную на саморазвитие, в этом и помогут цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и образовательные интернет-ресурсы.
Цифровыми образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов.
Цифровые образовательные ресурсы- совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети.
К ЦОР относят:
-цифровая фотография,
-видеофрагменты,
-статические и динамические модели,
-звукозаписи,
-символьные объекты и деловая графика,
-текстовые документы,
-презентации и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Самые мощные и интересные для образования продукты – это мультимедиа ЦОР.
Для их создания используется графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.
Центральным хранилищем цифровых образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
Адреса ФЦИОР в Интернет:
Основные характеристики ЦОР, размещенных во ФЦИОР:
- модульная архитектура (учебный электронный модуль (ЦОР) – законченный мультимедиа продукт, решающий определенную учебную задачу);
- доступность (свободное размещение в Интернет, небольшой объем, для воспроизведение требуется установка плеера и в ряде случаев дополнительного программного обеспечения, что несколько снижает доступность этих ЦОР и предъявляет требования к ИКТ-компетентности пользователей);
- вариативность (содержательная вариативность: уровень сложности, ориентация на различные учебники; стиль изложения учебного материала; форма предъявления учебного материала);
- мультимедийность (мультимедийные средства: текст; аудио; видео; модели; анимации; иллюстрации и их различные комбинации);
- интерактивность (интерактивные средства: интерактивные модели, интерактивные анимации, интерактивные задания разного типа с автоматизированной проверкой ответа).
В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематическийэлемент (ТЭ).
Для каждого ТЭ имеется три типа цифровых учебных модулей (ЦУМ):
- модуль получения информации (И-тип);
- модуль практических занятий (П-тип);
- модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).
И-модули содержат теоретический материал по предмету, используются для объяснения нового материала и нацеливают учащихся на активную познавательную деятельность с использованием мультимедийных учебных материалов различной степени интерактивности.
П-модули предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков (виртуальные лабораторные работы, тренинги, практикумы по решению задач).
К-модули предоставляют возможности для проверки уровня усвоения знаний при работе учеников под руководством учителя или в самостоятельном режиме (тесты, контрольные работы, исследовательские проекты).
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/ ) предлагает огромный каталог для учащихся и их учителей по всем предметам курса средней школы. Варианты мультимедиа решений различны - от простых карточек до полноценных мультимедиа дисков. Все ресурсы данной коллекции бесплатны и распространяются совершенно свободно, учитель может использовать их без нарушения чьих-либо авторских прав повсеместно.
Целью создания Единой коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального общего образования.
В настоящее время в Единой коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В ней представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.
Древняя китайская пословица гласит:
«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь».
Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.
Учить и учиться с интересом в современной школе уже сегодня можно с помощью цифровых образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога.
Активное внедрение и использование ЦОР нового поколения в образовательной деятельности в значительной мере повысит качество школьного образовательного процесса; заинтересованность обучающихся, а значит – повышение их успеваемости
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Использование новых информационных технологий в современной начальной школе является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса. Эффективное испол...
Современные цифровые образовательные ресурсы в начальной школе
Статья предназначена для учителей начальной школы. Для разработки собственных ресурсов с применением flash - технологий,целесообразно выяснить, что такое цифровые образовательные ресурсы и какие виды ...
Статья "Возможности использования цифровых образовательных ресурсов в начальной школе".
ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержан...
Использование цифровых образовательных ресурсов в начальной школе.
Статья отражает роль цифровых образовательных ресурсов при использовании их в начальной школе. Дано краткое описание некоторых ресурсов для использования их в работе....
ПЕРЕЧЕНЬ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПЕРЕЧЕНЬ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к урок...