Диагностика музыкального и психомоторного уровня развития детей
методическая разработка

Светлана Васильевна Алексеева

В данной работе предложены тесты и упражнения на выявления уровня развития: чувства темпа и метроритма; звуковысотного чувства - мелодического и гармонического слуха, музыкально-слуховые представления; чувства тембра; чувства музыкальной формы; эмоциональной отзывчивости на музыку; музыкально-эстетических вкусов детей; дыхательной системы; координации движений; ориентировки в пространстве.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная

школа-интернат №2»

Диагностика музыкального и психомоторного

уровня развития детей

Составила:

учитель ритмики

                                                                                              Алексеева С.В.

г. Улан-Удэ

2022 г.

 «Диагностика» - от греч. «Diagnostikos» - способный распознавать.

Общий смысл понятия «диагностика» сводится к следующему:

  •   всестороннее изучение организма детей;
  •   определение отклонений, дефектов жизнедеятельности;
  •   предсказание возможных отклонений в развитие организма;
  •   разработка методов и средств обнаружения дефектов развития.

Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей.

Задачи диагностики:

  • выяснение состояний развитости музыкальных  и вокальных способностей детей;
  • установление тех реальных изменений, которые произошли у детей под влиянием музыкально-вокального обучения;
  • выработка дополнительных упражнений и заданий для дальнейшего улучшения в музыкальном и двигательном развитие детей.

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе исполнительства и музыкально – ритмических движении под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных тестовых упражнений.

 Проведение диагностики необходимо для выявления начального уровня развития музыкальных, вокальных и двигательных способностей, состояния эмоциональной сферы детей.

При определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие критерии: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень (5)  – творческая активность, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи педагога, ярко выраженная эмоциональность.

Средний уровень (4)  – эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в нее при некотором затруднении в выполнении задания. Ребенок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе.

Низкий уровень (3) – ребенок малоэмоционален, ровно и спокойно относится к музыкальной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности.

Музыкальные способности детей - это совокупность  психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств ребенка, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной и певческой деятельности. 

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

Для определения уровня музыкальных и вокальных способностей детей в конце каждой четверти проводится диагностика по следующим критериям:

  • чувства темпа и метроритма;
  • звуковысотного чувства - мелодического и гармонического слуха, музыкально-слуховые представления;
  • чувства тембра;
  • чувства музыкальной формы:
  • эмоциональной отзывчивости на музыку;
  • музыкально-эстетических вкусов детей;
  • проверка дыхательной системы;
  • координация движений;
  • ориентировка в пространстве.

Диагностика музыкальных и вокальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов. Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:

  • опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом;
  • применимы для массового исследования;
  • дают сравнимые между собой результаты.

Практические диагностические тесты

1. Диагностика чувства темпа и метроритма

Тест - игра на изучение чувства ритма «Ладошки»

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Стимулирующий материал: детские песни «Антошка» и «Два веселых гуся».

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается «спрятать» голос и «спеть» одними ладошками.

Критерии оценки:

высокий уровень - точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов;

средний уровень - воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса - пропевание шёпотом;

низкий уровень - неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса.

2. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)

«Гармонические загадки»

Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

Педагог исполняет созвучие и затем предлагает ребёнку отгадать, сколько звуков «спряталось» в нём, а также определить, как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

Критерии оценки:

низкий уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия;

средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий;

высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий.

3. Диагностика чувства тембра

Тест - игра «Тембровые прятки»

Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении детского голоса, женского голоса, мужского голоса, хора, фортепиано, оркестра.

Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.

Критерии оценки:

низкий уровень развития тембрового чувства -  определение только однородных тембров;

средний уровень -  определение однородных тембров и смешанных тембров;

высокий уровень - определение различных тембровых соотношений в исполнении  музыкального фрагмента.

4. Диагностика чувства музыкальной формы

Тест-игра «Незавершённая мелодия»

Цель: выявить уровень развития чувства завершённости, целостности музыкальной мысли.

Стимулирующий материал: фонограммы известных детских песен.

Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие «спрятались» раньше времени. Стимулирующий материал строится в следующем порядке:

1-я мелодия - не доигрывается последний такт;

2-я мелодия - доигрывается до конца;

3-я мелодия - не доигрывается последняя фраза мелодии;

4-я мелодия - прерывается на середине второй фразы;

5-я мелодия - доигрывается до конца.

Критерии оценки:

низкий уровень - правильно определены 1-2 пункты;

средний уровень - правильно определены 3-4 пункты;

высокий уровень - правильно определены все 5 пунктов.

5. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Тест «Музыкальная палитра»

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

Стимулирующий материал: музыкальные пьесы «Слон», «Баба Яга», «Кукла», «Лошадка», «Вальс снежинок».

Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

1-й  вариант задания - вербальный: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;

2-й  вариант задания - невербально-художественный: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;

3-й вариант задания - невербально-двигательный: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.

Критерии оценки:

Низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме.

средний уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к  отображению переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента;

высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется осмыслением эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:

- оригинальность, необычность, новизна отображения мыслеобраза, идеи;

- детализация, разработанность своей идеи или образа;

- беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;

- гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.

6. Диагностика музыкально-эстетических вкусов детей

Выявить уровень  музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.

Примерные вопросы анкеты:

  1. Ты любишь музыку?
  2. Ты больше любишь слушать музыку или петь?
  3. Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
  4. Какую музыку предпочитаешь слушать: классическую или эстрадную?
  5. Где тебе нравится петь больше - в  школе, дома, в гостях или на прогулке?
  6. Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
  7. Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
  8. Где ты чаще слушаешь музыку -  дома по телевидению и радио или в каком-нибудь другом месте?
  9. Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
  10. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
  11. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
  12. Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
  13. Какие исполнители, певцы, музыканты тебе особенно нравятся и почему?

Критерии оценки  музыкально-эстетической направленности ответов ребёнка:

низкий уровень развития музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;

средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров, конкретных произведений, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;

высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности, по названным ребёнком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров.

7. Проверка дыхательной системы

1. Продолжительность дыхания на вдохе. Посидеть  спокойно 3 минуты. Затем сделать максимальный вдох, полный выдох,  спокойный вдох и задержать дыхание. Зажать нос пальцами. Нормальная продолжительность задержки дыхания  на вдохе 40-45 сек.

2. Продолжительность дыхания на выдохе.  Сделать глубокий вдох. Затем выдох. Еще один   раз  спокойно выдохнуть и задержать  дыхание, зажав пальцами  нос. Если задержка   дыхания на выдохе  меньше 30 сек - неудовлетворительно, 32-35 сек- удовлетворительно, больше 35 сек - хорошо.

3. Положить карандаш на стол, сделав  глубокий вдох,  нужно сдуть карандаш  стола. Если карандаш упал со стола с 3-его выдоха - удовлетворительно, с одного раза - хорошо.

8. Диагностика координации движений

1. Закрыть глаза, коснуться поочерёдно указательными пальцами правой и левой руки кончика носа.

2. Положить правую руку на живот и гладить его по часовой стрелке. В то же время левой рукой постукивать себя по голове.

3. Движение правой ноги вперёд, назад, в стороны одновременно с движением левой руки вперёд, назад, в стороны.

4. Отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу.

9. Диагностика ориентировки в пространстве

1. Назвать противоположное понятие. Учитель говорит: «Над окном…», ученик отвечает: «Под окном…». «К двери - от двери», в ящик -…, перед школой -…, далеко -…, высоко -…, вверху -…, справа -… и т.д.

2. Педагог даёт команды сделать два шага вперёд, три назад, повернуть направо и т.д.

3. Педагог показывает движения правой или левой рукой, различные сочетания рук и ног. Ученик должен зеркально всё повторять за учителем.

4. Дети стоят в кругу; через одного надо то приседать, то подпрыгивать, то наклоняться в быстром темпе по команде педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные особенности учащихся начальных классов. Диагностика темпа деятельности и уровня работоспособности детей 6-12 лет.

Как помочь детям научится хорошо читать. У каждого ребенка свои индивидуальные способности, разный уровень мотивации обучения....

Диагностика уровня готовности детей к школе

Анализ результатов диагностики...

Методы оценки психомоторного развития детей с умственной отсталостью

Данный методический материал включает в себя различные методы оценки состояния психомоторики ребенка с нарушением интеллекта...

Психомоторное развитие детей

Психомоторное развитие детей...

Статья "Роль диагностики как средства изучения уровня развития ученика"

Давно стало крылатым высказывание  Л.С.Выготского  о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития»,то есть обучение должно ...