Диагностика музыкального и психомоторного уровня развития детей
методическая разработка
В данной работе предложены тесты и упражнения на выявления уровня развития: чувства темпа и метроритма; звуковысотного чувства - мелодического и гармонического слуха, музыкально-слуховые представления; чувства тембра; чувства музыкальной формы; эмоциональной отзывчивости на музыку; музыкально-эстетических вкусов детей; дыхательной системы; координации движений; ориентировки в пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная
школа-интернат №2»
Диагностика музыкального и психомоторного
уровня развития детей
Составила:
учитель ритмики
Алексеева С.В.
г. Улан-Удэ
2022 г.
«Диагностика» - от греч. «Diagnostikos» - способный распознавать.
Общий смысл понятия «диагностика» сводится к следующему:
- всестороннее изучение организма детей;
- определение отклонений, дефектов жизнедеятельности;
- предсказание возможных отклонений в развитие организма;
- разработка методов и средств обнаружения дефектов развития.
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей.
Задачи диагностики:
- выяснение состояний развитости музыкальных и вокальных способностей детей;
- установление тех реальных изменений, которые произошли у детей под влиянием музыкально-вокального обучения;
- выработка дополнительных упражнений и заданий для дальнейшего улучшения в музыкальном и двигательном развитие детей.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе исполнительства и музыкально – ритмических движении под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных тестовых упражнений.
Проведение диагностики необходимо для выявления начального уровня развития музыкальных, вокальных и двигательных способностей, состояния эмоциональной сферы детей.
При определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие критерии: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (5) – творческая активность, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи педагога, ярко выраженная эмоциональность.
Средний уровень (4) – эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в нее при некотором затруднении в выполнении задания. Ребенок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе.
Низкий уровень (3) – ребенок малоэмоционален, ровно и спокойно относится к музыкальной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности.
Музыкальные способности детей - это совокупность психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств ребенка, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной и певческой деятельности.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.
Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.
Для определения уровня музыкальных и вокальных способностей детей в конце каждой четверти проводится диагностика по следующим критериям:
- чувства темпа и метроритма;
- звуковысотного чувства - мелодического и гармонического слуха, музыкально-слуховые представления;
- чувства тембра;
- чувства музыкальной формы:
- эмоциональной отзывчивости на музыку;
- музыкально-эстетических вкусов детей;
- проверка дыхательной системы;
- координация движений;
- ориентировка в пространстве.
Диагностика музыкальных и вокальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов. Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:
- опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом;
- применимы для массового исследования;
- дают сравнимые между собой результаты.
Практические диагностические тесты
1. Диагностика чувства темпа и метроритма
Тест - игра на изучение чувства ритма «Ладошки»
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
Стимулирующий материал: детские песни «Антошка» и «Два веселых гуся».
Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается «спрятать» голос и «спеть» одними ладошками.
Критерии оценки:
высокий уровень - точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов;
средний уровень - воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса - пропевание шёпотом;
низкий уровень - неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса.
2. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)
«Гармонические загадки»
Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.
Педагог исполняет созвучие и затем предлагает ребёнку отгадать, сколько звуков «спряталось» в нём, а также определить, как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.
Критерии оценки:
низкий уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия;
средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий;
высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий.
3. Диагностика чувства тембра
Тест - игра «Тембровые прятки»
Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.
Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении детского голоса, женского голоса, мужского голоса, хора, фортепиано, оркестра.
Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.
Критерии оценки:
низкий уровень развития тембрового чувства - определение только однородных тембров;
средний уровень - определение однородных тембров и смешанных тембров;
высокий уровень - определение различных тембровых соотношений в исполнении музыкального фрагмента.
4. Диагностика чувства музыкальной формы
Тест-игра «Незавершённая мелодия»
Цель: выявить уровень развития чувства завершённости, целостности музыкальной мысли.
Стимулирующий материал: фонограммы известных детских песен.
Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие «спрятались» раньше времени. Стимулирующий материал строится в следующем порядке:
1-я мелодия - не доигрывается последний такт;
2-я мелодия - доигрывается до конца;
3-я мелодия - не доигрывается последняя фраза мелодии;
4-я мелодия - прерывается на середине второй фразы;
5-я мелодия - доигрывается до конца.
Критерии оценки:
низкий уровень - правильно определены 1-2 пункты;
средний уровень - правильно определены 3-4 пункты;
высокий уровень - правильно определены все 5 пунктов.
5. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
Тест «Музыкальная палитра»
Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.
Стимулирующий материал: музыкальные пьесы «Слон», «Баба Яга», «Кукла», «Лошадка», «Вальс снежинок».
Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.
1-й вариант задания - вербальный: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;
2-й вариант задания - невербально-художественный: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;
3-й вариант задания - невербально-двигательный: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.
Критерии оценки:
Низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме.
средний уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к отображению переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента;
высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется осмыслением эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:
- оригинальность, необычность, новизна отображения мыслеобраза, идеи;
- детализация, разработанность своей идеи или образа;
- беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;
- гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.
6. Диагностика музыкально-эстетических вкусов детей
Выявить уровень музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.
Примерные вопросы анкеты:
- Ты любишь музыку?
- Ты больше любишь слушать музыку или петь?
- Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
- Какую музыку предпочитаешь слушать: классическую или эстрадную?
- Где тебе нравится петь больше - в школе, дома, в гостях или на прогулке?
- Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
- Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
- Где ты чаще слушаешь музыку - дома по телевидению и радио или в каком-нибудь другом месте?
- Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
- Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
- Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
- Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
- Какие исполнители, певцы, музыканты тебе особенно нравятся и почему?
Критерии оценки музыкально-эстетической направленности ответов ребёнка:
низкий уровень развития музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;
средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров, конкретных произведений, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности, по названным ребёнком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров.
7. Проверка дыхательной системы
1. Продолжительность дыхания на вдохе. Посидеть спокойно 3 минуты. Затем сделать максимальный вдох, полный выдох, спокойный вдох и задержать дыхание. Зажать нос пальцами. Нормальная продолжительность задержки дыхания на вдохе 40-45 сек.
2. Продолжительность дыхания на выдохе. Сделать глубокий вдох. Затем выдох. Еще один раз спокойно выдохнуть и задержать дыхание, зажав пальцами нос. Если задержка дыхания на выдохе меньше 30 сек - неудовлетворительно, 32-35 сек- удовлетворительно, больше 35 сек - хорошо.
3. Положить карандаш на стол, сделав глубокий вдох, нужно сдуть карандаш стола. Если карандаш упал со стола с 3-его выдоха - удовлетворительно, с одного раза - хорошо.
8. Диагностика координации движений
1. Закрыть глаза, коснуться поочерёдно указательными пальцами правой и левой руки кончика носа.
2. Положить правую руку на живот и гладить его по часовой стрелке. В то же время левой рукой постукивать себя по голове.
3. Движение правой ноги вперёд, назад, в стороны одновременно с движением левой руки вперёд, назад, в стороны.
4. Отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу.
9. Диагностика ориентировки в пространстве
1. Назвать противоположное понятие. Учитель говорит: «Над окном…», ученик отвечает: «Под окном…». «К двери - от двери», в ящик -…, перед школой -…, далеко -…, высоко -…, вверху -…, справа -… и т.д.
2. Педагог даёт команды сделать два шага вперёд, три назад, повернуть направо и т.д.
3. Педагог показывает движения правой или левой рукой, различные сочетания рук и ног. Ученик должен зеркально всё повторять за учителем.
4. Дети стоят в кругу; через одного надо то приседать, то подпрыгивать, то наклоняться в быстром темпе по команде педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные особенности учащихся начальных классов. Диагностика темпа деятельности и уровня работоспособности детей 6-12 лет.
Как помочь детям научится хорошо читать. У каждого ребенка свои индивидуальные способности, разный уровень мотивации обучения....
Методы оценки психомоторного развития детей с умственной отсталостью
Данный методический материал включает в себя различные методы оценки состояния психомоторики ребенка с нарушением интеллекта...

Статья "Роль диагностики как средства изучения уровня развития ученика"
Давно стало крылатым высказывание Л.С.Выготского о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития»,то есть обучение должно ...

Диагностика уровня развития компенсаторных способов действия у детей с нарушением зрения
Материалы диагностики "Портрет ребенка"...