Моя педагогическая находка
статья

Приём «фишбоун»

 

Суть дидактического приёма

«Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_moya_pedagogicheskaya_nahodka.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая находка»

Автор: Корнеева Елена Алексеевна

Организация: МБОУ Даньковская  основная школа

Населенный пункт: Смоленская область, Починковский р-н, д.Даньково

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, …тем легче будет учиться ученику.

Л.Н.Толстой

 

В Даньковской основной  школе я работаю учителем начальных классов  с 1987г, учителем русского  языка с 2022 года. Я задалась вопросами: «Как побудить интерес школьников к своему предмету? Как сделать урок необычным, а материал к нему приподнести в понятной и доступной форме?» Я знала, что основной предмет в школе – русский язык, по которому обучающиеся на выходе из 9 класса должны сдавать обязательный ОГЭ. А это серьёзная ответственность для педагога. Я понимала, как велика и ответственна роль учителя русского языка в школе. Он не только учит детей своему предмету, но и решает средствами русского языка и литературы важные воспитательные задачи. Я начала пробовать различные методы, приёмы на своих уроках. Конечно, не все мои находки прижились, но многие я использую по сей день и продолжаю искать что-то новенькое, интересное, подходящее для себя и конкретного класса, в котором работаю. Приёмов много, но я хотела бы сейчас описать один из них, который я открыла для себя  и который «прижился» на моих уроках русского языка.

 

Приём «фишбоун»

 

Суть дидактического приёма

«Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. В процессе составления «рыбьего скелета» ребята:

учатся работать в группе или парах;

визуализируют причинно-следственные связи;

ранжируют различные факторы по их значимости;

развивают способность критически мыслить;

обучаются давать оценку явлениям действительности.

Схема «рыбьего скелета» позволяет подбирать подходящее решение для любой проблемной ситуации, генерируя новые идеи, направленные на ускорение и облегчение процесса мышления. Особенно полезно пользоваться приёмом во время «мозгового штурма», чтобы дети учились быстро и чётко формулировать мысли.

https://files.1urok.ru/images/ed537fdc1cfc91d026aac6d3292cdb6003e10206.jpg

«Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с ребятами на уроке. Современные технологические возможности позволяют быстро сделать цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3 или доске. Существуют два типа расположения:

горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы;

вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем информации.

«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:

головы, в которой обозначается вопрос или проблема;

косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;

косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;

хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее.

Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления.

Пример «КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЧАСТЬ РЕЧИ»

https://files.1urok.ru/images/f1fdce3ff98a06797919b1eee3e6d297881fede2.jpg

Что дает нам этот прием?

1. Приём «фишбоун» помогает ребятам выделять проблему, находить её подтверждения и формулировать вывод.

2. Работа со схемой учит ребят работать индивидуально и в группах, а также с уважением и вниманием относиться к мнению других

3. Кроме того, «Рыбья кость» стимулирует творческое мышление и развивает критическое.

Данный приём активно использую в своей практике как на уроках русского языка, так и литературы в 5-9 классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мои педагогические находки. Проектная деятельность в начальной школе"

Выступление победителя ПНП "Образование - 2011" на предметной секции учителей начальных классов...

Презентация к выступлению "Мои педагогические находки. Проектная деятельность в начальной школе"

Презентация победителя ПНП "Образование - 2011" к выступлению на предметной секции учителей начальных классов " Стандарты второго поколения замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение: М...

материал конкурса Методическая находка

ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ: МОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК, МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ

В творческой работе отражены рассуждения автора о творческом поиске и педагогических находках при переходе на стандарты второго поколения....

Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка»

Урок знакомит с автором старинного учебника " Букварь". Помогает создавать вокруг себя мир прекрасного....

«Новые образовательные стандарты: Творческие поиски, методические находки – кейс-технологии, учебный диалог»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии....

Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014» в номинации «Лучший учитель»

Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапаВсероссийского конкурса «Учитель года России – 2014»в номи...