Развитие функциональной грамотности на уроках эстетического цикла
методическая разработка

Аксенова Валентина Аркадьевна

Одним из направлений внедрения инновационных технологий в школе, является развитие функциональной грамотности у обучающихся.

Важнейшая задача современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

        

 Развитие функциональной грамотности на уроках эстетического цикла

Одним из направлений внедрения инновационных технологий в школе, является развитие функциональной грамотности у обучающихся.

Важнейшая задача современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.

Обучение в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью.

Функциональная грамотность – способность применять приобретенные навыки, знания, умения для решения жизненных задач в различных сферах.

Функционально грамотный человек:

- успешно взаимодействует с изменяющимся окружающим миром;

- решает различные стандартные и нестандартные жизненные задачи;

- строит социальные отношения;

- обладает рефлексивными умениями оценивать свою грамотность;

- не останавливается на достигнутом уровне образованности.

Функциональная грамотность на уроках ИЗО и музыки включает в себя следующие компетенции:

- Математическая грамотность

- Читательская грамотность

- Естественно-научная грамотность

- Финансовая грамотность

- Глобальные компетенции

- Креативное мышление

Некоторые учащихся утверждают, что уроки изобразительного искусства и музыки им не пригодятся, что они не умеют рисовать, петь и им это не нужно. Одной из основных задач учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» является не обучение навыкам рисования отдельных объектов и разучивание песен, а художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, умение чувствовать и понимать искусство.

В любой учебной дисциплине после главного вопроса содержания обучения сразу же встает второй, какие методы и приемы целесообразно использовать при обучении детей? Уроки искусства не являются исключением. Школьный курс не ставит своей целью сделать детей профессиональными художниками или музыкантами. Изучение данных дисциплин призвано сформировать у обучающихся способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребенка творчески подходить к решению любых проблем. Иными словами - формировать индивидуальность.

Основой преподавания предметов эстетического цикла является деятельное освоение предмета через творческую деятельность.

Читательская грамотность

В программе по данным предметам повторяются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:

- осмысленно читать и воспринимать на слух тексты разных типов;

- уметь извлекать информацию из разных источников;

- уметь анализировать картины, музыкальные произведения, понимать условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов.

 Обучение любому предмету невозможно без сформированной читательской грамотности.   Урок музыки не исключение. Конечно, многие вспомнят то время, когда на уроках пения только пели, немного изучали нотную грамоту, но теперь все изменилось: наш предмет – музыка требует от нас, учителей, огромной компетентности.  Очень важно не просто дать знания, важно заинтересовать учеников, научить пользоваться музыкальными знаниями, полученными в ходе урока в дальнейшей жизни.

На своих уроках я провожу параллель между музыкой и литературой, объясняю, что без литературы не могли бы появиться ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета лежит литературное произведение. Если бы не было стихов, то песня, романс, кантата, к сожалению, бы не появились. Поэтому на уроках музыки я стараюсь систематически и целенаправленно вести работу над развитием читательской грамотности обучающихся. Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения, и понимания текста начинаю с начальной школы и продолжаю в среднем звене, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Как результат, дети с удовольствием слушают, выполняют задания и сами находят дополнительный материал о музыке и композиторах.

Изучая различные методики в процессе своей деятельности, наиболее результативными для формирования читательской грамотности оказались приемы технологии критического мышления.  Я применяю на своих уроках следующие приемы работы с текстом: «Тонкие» и «толстые» вопросы, «Чтение с остановками», «Синквейн», «Знаю, узнал, хочу узнать», «10 фактов из жизни и творчества композитора», «Незнакомые слова», «Словарики», «История одной песни», «Вопросы к тексту», «Музыкальный текст, с пропусками слов»

        

Используемые приемы

Группы читательских умений:

«Тонкие» и «толстые» вопросы

Поиск информации, заданной в явном виде. «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»). Интерпретация и обобщение информации «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

«Чтение с остановками»

Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте.

«Синквейн», «Знаю, узнал, хочу узнать», «Вопросы к тексту»

Интерпретация и обобщение информации.

«10 фактов из жизни и творчества композитора», «Незнакомые слова», «Словарики», «История одной песни», «Музыкальный текст, с пропусками слов»

Поиск информации, заданной в явном виде.

Под естественно-научной грамотностью понимают способность ребенка формировать мнение о проблемах, связанных с естественными науками. Для этого важны навыки интерпретации научных данных, умение спланировать и провести исследование, объяснить явления природы и технологии, найти доказательства.

Часто на уроках мы обращаемся к природе и искусству родного края. Изучая древние образы, орнамент, декор русской избы, народную вышивку, праздничный костюм. В 5 классе мы обращаемся к старинной символике, русским традициям.

Пример задания по теме «Бытовая картина» - трилогия картин Ф. Решетникова «Опять двойка», «Прибыл на каникулы» и «Переэкзаменовка»

Сравнение, сопоставление видов материалов при создании произведения искусств, декоративно-прикладного творчества (глина, дерево, железо, и другое.)

Изучение создания трех основных цветов (красный, синий, желтый – их химический состав).

Изучение состава старинных красок.

Смешивание цветов опытным путем.

Использование различных изобразительных материалов (гуашь, акварель, карандаши, восковые мелки, пастель, акриловые краски). Сравнение структуры, способы изготовления изобразительных средств.

Исследовательская работа «Мой волшебный пластилин» и др.

Под математической грамотностью понимается способность ребенка использовать математические знания в разных контекстах, на основе математических данных описывать, объяснять, предсказывать явления.

Большая часть людей просто не хочет замечать связи математики и искусства, и не считает ее значимой в силу сложившихся на протяжении жизни стереотипов.

Невозможно решить и составить ребус по искусству, например, «Зашифрованные символы» не используя знания математики.

Если посмотреть на плоский лист бумаги можно ничего не заметить, а если сжать его в руке, то он приобретает другую форму.

Геометрические фигуры везде вокруг нас. Куда бы мы ни посмотрели.  Например, картины и телевизор на стене имеют форму прямоугольника. А часы могут быть круглыми, овальными, квадратными и прямоугольными. Геометрия на улице. Геометрия в праздничных украшениях.

Закономерности в конструкции головы человека – где учащиеся определяют с помощью сантиметровой ленты закономерности симметрии человеческого тела.

Без знания законов линейной перспективы невозможно реалистично изобразить ни один объемный предмет, будь то человек или табуретка. Важно знать, что такое перспективный горизонт и горизонт географический.

B портретном жанре для изображения человека необходимо использовать математические знания деление на части, понятии симметрии и пропорции и просто не обойтись без форм и линий.

Геометрия в натюрморте: построение композиции, линия, симметрия, форма изображаемых предметов.

Изучает тему «Иллюстрирование литературных произведений» по сказке П.Ершова «Конек Горбунок», применяем задание: «В сказке говорится, что Конек-горбунок был ростом три вершка и имел уши длиной в аршин» ставим проблемную задачу: как выглядел конек-горбунок в натуральную величину? (вершок и аршин – старинные руские меры длины. Вершок – ширина двух пальцев 4,5 см, Аршин – длина руки от плеча до кончиков пальцев=71 см.)

Какая связь может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры? Но связь между музыкой и математикой существует. Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения. Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности, значение которых в наш прагматический век оспаривать невозможно.

Для развития математических способностей в помощь педагогам предлагается использование с учащимися малые формы фольклора. Устное народное творчество, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах, но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.

Удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на занятии. Это не только придаст национальный колорит занятию, но и сами игрушки несут в себе развивающий компонент. Их можно использовать для закрепления умения сравнивать предметы по величине и форме, формировать умение отсчитывать предметы по образцу. Например, в первом классе можно использовать

Игру с матрешками.

- Посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Кукла Матрешка)

- Давайте их сосчитаем. Сколько всего матрешек? (5) Развиваем навыки счета предметов от 1 до 5.

- Все матрешки одинаковые? Навык определения размера (больше, меньше)

- Матрешки решили танцевать.

Большая матрешка приглашает детей потанцевать и раздает платочки разного цвета. После танца дети должны собраться в кружок по цвету платочка. (Определение цвета).

Принципы отбора произведений устного народного творчества для младших школьников:

  • Фольклорная форма должна иметь математическое содержание;
  • Фольклорные формы должны быть разнообразны и интересны;
  • Словарный материал фольклора должен быть понятен современным детям.

Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки, сказки и др. Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка.

        Использование на уроках с детьми младшего школьного возраста музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма («Птички и птенчики”, "Три медведя”) способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, бывает высоким и низким. Подвижная музыкальная игра "Найди свой листик” способствует закреплению знания цвета и формы предмета

Игра «Угадай инструмент»

 Учитель открывает коробку, сообщает про инструменты и просит отгадать их по звучанию.

- На какую фигуру похож барабан? (Круг) - Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, треугольник, а также музыкальные инструменты данной формы.

- Как можно играть на барабане? (Громко и тихо)

Просим, чтобы кто-то из гостей сыграл громко и тихо.

- А сейчас на чем играю? (На бубне)

- Бубен какой формы (Круглой)

- Что можно делать под звучание бубна? (Маршировать, делать гимнастику) Сколько бубнов вы видите? (Один, порядковый счет)

- Назовите еще предметы круглой формы (ответы детей)

Учитель достает треугольник.

- А этот инструмент на какую фигуру похож? Он так и называется – треугольник. Послушайте, как он звучит. На что похоже звучание? (На капель, на дождик).

Предложить гостям поиграть на треугольнике.

Таким образом, элементарные математические представления у младших школьников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала.

Музыка поможет ребенку познать красоту математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен ее разглядеть и оценить.

Финансовая грамотность

Казалось бы, как изобразительное искусство и музыка могут соприкасаться с финансовой грамотностью?

 В современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку. Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватит ли им денег на все, что очень хочется купить в данный момент. Некоторым деткам такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.

Финансовая грамотность – это прежде всего знания и умения, показывающие степень осведомленности в финансовых вопросах. С ранних лет мы обучаем детей писать, читать, считать, но сейчас кроме этих умений мы строим уроки так, чтобы развивать финансовую грамотность на уроках в том числе и музыки. Хочу поделиться некоторыми приемами, которыми пользуюсь на своих уроках

Во время прохождения нотной грамоты нам необходимо приобрести нотную тетрадь и карандаш. Разделив класс на две группы, раздаю листы, в которых указаны названия магазинов, расположение магазина, стоимость товара, скидки. Детям предлагаю выбрать где можно купить необходимые принадлежности и при этом сэкономить деньги.

Таблица 1.

Итог: ребята 1 группы покупают товар с бесплатной доставкой и скидкой в «Озоне», т. к. за набор заплатят 247 рублей

                        Ребята 2 группы решили приобрести товар в магазине «Выбор». Они за комплект заплатят 251.50 копеек.

Вывод: После разбора мы сравнили, где выгодней купить товар и сэкономить деньги.

При прохождении темы Музыкальный театр. Опера. Балет.  мы виртуально посетили Театр оперы и балета. Как и в настоящем театре у нас был антракт. Детям предложено меню. У Ани и Вани по 500 рублей. Что можно купить на эту сумму.

Цель задания: научить планировать и считать деньги.

Наименование

Стоимость

1

Мороженое        

75 рублей

2

Сахарная вата

100 рублей

3

Лимонад

55 рублей

4

Сок

60 рублей

5

Шоколад (маленький)

20 рублей

6

Хот-дог

110 рублей

Аня купила сахарную вату-100 руб, сок – 60 руб, мороженое – 75 руб.= 235 рублей (остаток 15 руб)

Ваня купил Лимонад-55 руб, хот-дог- 110 руб, сахарная вата – 100=265руб

Вывод: При обсуждении мы выяснили, что Ваня купил на большую сумму, т. к . перед покупкой Ваня не просчитал стоимость покупки.

На уроке по темам «Моя визитка», «Ландшафтный дизайн», «Макет детской площадки», «Обложка для книги» и другое, использую интересный прием, представляю себя в роли работодателя (издателя, управляющего рекламного агентства, директора крупной компании). Объявляю конкурс на лучший проект. Такой прием очень интересен детям, и они с удовольствием выполняют работу.

Глобальные компетенции

Способность ребенка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы. Глобальные компетенции подразумевают развитие аналитического и критического мышления, эмпатии и способности сотрудничать.

Знакомство на уроках с профессиями (музыканта, композитора, живописца, скульптора, архитектора, дизайнера, иллюстратора и другое). От выбора профессии зависит будущее, способность быть нужным в обществе.

На каждом уроке прослеживаются межпредметные связи c другими дисциплинами (математика, литература, технология, биология, история, краеведение, география, музыка и др.).

Важно стимулировать самостоятельный поиск нужной информации в различных источниках. Даю возможность выбора путей решения, выбора изобразительного средства по желанию, учимся работать в коллективе в парах, в малых группах, знакомимся с искусством и культурой родного края. Изучаем современно-выставочное искусство и декоративно-прикладное – чтобы знать и не забывать истоки, народные традиции своего края и страны.

Но все-таки главное в искусстве это - Креативность - это совокупность способностей, позволяющих генерировать принципиально новые, оригинальные, нешаблонные идеи и использовать ранее не применяемые средства для решения проблем и достижения целей.

Современный мир – это постоянно меняющийся мир инновационных технологий, безудержный и неконтролируемый поток информации. Все это требует от нас быстрой адаптации, гибкости, поиска решений в проблемных ситуациях.

«Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».   Л.Н. Толстой

           Креативностью называют способность продуцировать необычные творческие идеи, отклоняться от стандартных схем мышления и поведения, быстро и правильно решать проблемы и проблемные ситуации. Креативность позволяет человеку постоянно искать и находить оптимальный выход из ситуации, преодолевать или реконструировать ее. Именно уроки музыки могут способствовать развитию креативности у школьников.

          В своей работе для развития креативности у детей, использую методы Д. Кабалевского, Л.В. Горюновой.

- Метод размышления о музыке направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Его использование подразумевает не усвоение учащимися готового знания, а выбор проблемы учителем предъявление ее для самостоятельного решения ученикам, ведет к музыкально-педагогическому диалогу между учеником и учителем, между учеником и музыкой, между сверстниками. Столкновение мнений вызывает «творческий конфликт», который приводит к открытию новых, известных на практике, но ранее осознававшихся истин.

- Метод создания композиций направлен на объединение разных форм общения учащихся с музыкой при исполнении одного произведения, в процессе которого дети сами разрабатывают исполнительский план песни, подбирают оркестровку, создают пластические образы, что, несомненно, ведет в активизации креативности учащихся.

 - Метод создания художественного контекста направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, окружающий их мир, жизненные ситуации). Учащиеся проявляют креативность в свободном подборе ассоциативного ряда, в продуцировании необычных идей, в умении выйти за рамки привычного языка музыкальных образов, чтобы видеть новые грани музыкального произведения.

- Метод моделирования художественно-творческого процесса направлен на развитие творческого мышления, фантазии, воображения. Его сущность заключается в создании учителем на уроке необходимых условий для того, чтобы школьник смог ощутить себя в роли композитора, пройти путь рождения музыки. Таким образом, наделив «чужой» творческий процесс собственным личностным смыслом, происходит как бы соучастие слушателя в творчестве автора, активизируется процесс сопереживания, сочувствия, понимания, т.е. создаѐтся благоприятная почва для повышения уровня личностно-творческого отношения к данному явлению искусства и творчеству автора.

- Метод «сочинение сочиненного» направлен на виртуальное сочинение музыки. Прежде чем познакомиться с произведением композитора, дети «предсочиняют» это произведение, определяя основные средства музыкальной выразительности: лад, динамику, темп, тембр, регистр, особенности ритма, мелодии, форму. Фактически учащиеся мысленно «проходят» путь композитора, путь творчества: от замысла идеи до еѐ завершения в звуковом пространстве, и потом сравнивают, насколько совпали их представления с оригиналом.

 

Интересной формой индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, которая обеспечивает преемственность с начальной школой, являются различного рода импровизации: речевые, вокальные, ритмические, пластические, а также художественные импровизации (рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений) импровизации позволяют детям проявлять выдумку, фантазию, свободу интерпретации музыкальных произведений.

Значимым фактором в формировании функциональной грамотности является проектная деятельность обучающихся. Привлекательность этого метода в том, что в процессе работы над проектом у обучающихся развиваются организаторские способности, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Этой работой мы занимаемся с детьми как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Перед ребятами ставится творческая задача, которую нужно решить, используя различные способы, подходы для ее решения. Обучающиеся учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность. А это, как правило, влияет на повышение интереса к предмету и улучшает результаты обучения, развивает функциональную грамотность.

Нами реализованы следующие проекты:

- «В гостях у Пампалче» -  Республиканский сетевой проект "В гостях у Пампалче" Диплом II степени . Призер

- «Путешествие в Ремеслоград »- победители Межрегионального Сетевого проекта

- Республиканский творческий конкурс в рамках Этнофорума «Наш дом: Марий Эл – Россия» - победитель

 -участники Всероссийского патриотического конкурса детского творчества «Мои герои большой войны»

Функционально грамотный человек успешно взаимодействует с изменяющимся окружающим миром, решает различные стандартные и не стандартные жизненные задачи, строит социальные отношения.

Практически на всех этапах уроков музыки и ИЗО можно подобрать задания, выполнение которых приводит к формированию у учащихся целого ряда важнейших операций - умения для решения жизненных задач в различных сферах.

        

Полученные на уроках знания, умения и навыки обучающиеся применяют при подготовке к различным всероссийским, региональным, муниципальным творческим конкурсам таким как: 

- Районный конкурс детского творчества «Самырык тукым» _ победитель

- Республиканский конкурс детского творчества «Самырык тукым» -участник

- Республиканский творческий конкурс в рамках Этнофорума «Наш дом: Марий Эл – Россия» - победитель

 -участники Всероссийского патриотического конкурса детского творчества «Мои герои большой войны»

- Районный фестиваль-конкурс детского эстрадного творчества «Калейдоскоп» 2017г - лауреат конкурса

-  конкурс инсценированной военно-патриотической песни «К подвигам героев сердцем прикоснись», посвященном Дню защитника Отечества среди 1-2 классов - победитель

- Муниципальный конкурс инсценированной военно-патриотической песни «К подвигам героев сердцем прикоснись», посвященном Дню защитника Отечества среди смешанных ансамблей Грамота за 2 и 3 места

- Районный фестиваль-конкурс детского эстрадного творчества «Калейдоскоп» 2019г - Диплом победителя

- X районный фестиваль "Свет Рождественской звезды " – Грамота

 - Патриотический флешмоб в рамках месячника военно-патриотической работы «Связь поколений не прервется», 2021

- Республиканский форум учащихся и педагогов общеобразовательных организаций, посвященного памяти выпускников и военнослужащих российской армии «И выпала нам честь родиться на Руси!» в номинации Конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия» - Диплом III степени

Итак, на уроках эстетического цикла мы создаем условия для формирования индивидуальности, личности, которая будет легко адаптироваться в быстро меняющемся мире.

Мне хотелось бы процитировать высказыванием известного немецкого философа Эммануила Канта «Не мыслям надобно учить, а учить мыслить». И это сегодня особенно актуально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Слайдовая презентация в которой приведены уровни развития математической грамотности и примеры заданий для  её развития....

Развитие функциональной грамотности на уроках математики.

Данное пособие способствует формированию функциональной грамотности на уроках математики через решение нестандартных задач; решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления, комбинаторны...

Приём технологии критического мышления как средство развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Прием технологии критического мышления "корзина идей" позволяет:—быстро подготовить ребят к восприятию нового материала;—научить видеть ошибки и исправлять их самостоятельно;—научить видеть ...

Развитие функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства при использовании проектной технологии.

Развитие фукциональной грамотности на уроках ИЗО при использовании проектной технологии...

Упражнения для развития функциональной грамотности на уроках окружающего мира

В данной статье приводятся примеры заданий, формирующих умения использовать прочитанное в различных ситуациях, возникающих в процессе обучения, за пределами школы и ожидающих школьника во взрослой жиз...

Упражнения для развития функциональной грамотности на уроках математики

В данной статье приводятся примеры заданий, формирующих умения использовать прочитанное в различных ситуациях, возникающих в процессе обучения, за пределами школы и ожидающих школьника во взрослой жиз...

Упражнения для развития функциональной грамотности на уроках литературного чтения

Чтение – это основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, важнейший способ освоения базовой социально значимой информации....