Обучение в сотрудничестве - залог успеха
методическая разработка
Обучение в сотрудничестве - это совместное обучение, в процессе которого учащиеся работают вместе, коллективно добывая новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде. Данная технология позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс. Каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обучение в сотрудничестве - залог успеха
Обучение в сотрудничестве - это совместное обучение, в процессе которого учащиеся работают вместе, коллективно добывая новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде. Данная технология позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс. Каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде.
Главной идеей обучения в сотрудничестве является - учиться вместе, а не просто выполнять вместе.
В основе главной идеи обучения в сотрудничестве лежат принципы обучения в сотрудничестве:
1) Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:
- единой цели, которую можно достичь только сообща;
- распределенных внутригрупповых ролей, функций;
- единого учебного материала;
- общих ресурсов;
- одного поощрения на всех.
2) Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.
3) Равная доля участия каждого члена группы.
Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.
4) Рефлексия - обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.
Таким образом, при обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который м.б. достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами при работе над темой подлежащей изучению. При этом важно, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик, т. е вся группа должна быть заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом.
В своей практике использую следующие варианты обучения в сотрудничестве на основе малых групп:
- Обучение в малых группах (группа из 4 человек разного уровня подготовленности);
- Обучение в команде на основе турнира (форма организации проверки знаний – турнир столов);
- Индивидуальная работа в команде (контроль за формированием знаний и умений ведут ассистенты – оценщики);
- Пила (учебный материал можно разбить на фрагменты)
Обучение групповой форме взаимодействия начинаю с первых дней пребывания ребенка в школе. Цель первого года обучения - создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Дети по желанию распределяются в группы на основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом, работать в парах.
2 этап: парная работа.
Существует много видов парной работы. Все они сводятся к четырем основным:
- работа ''хором'': учащиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, т. е. все выполняют вместе.
- по операциям: 1-й ученик называет слово, 2-й ученик кладет карточку,1-й ученик соглашается или протестует.
- деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку , 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.
- 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.
Во время работы помогаю парам, фиксирую удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение. Сначала я сама говорю парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее.
Со второй четверти начинаю первые попытки дифференциации. По результатам диагностики выявлю группы читающих детей или ребят с хорошими навыками письма, счета. На некоторых этапах урока эти дети выполняют задания в таких временных группах, а в своих постоянных выступают в роли консультантов. То есть дети учатся выступать с разных позиций – они могут быть и лидерами, и консультантами.
Первые полгода осуществляю систематизацию имеющихся знаний учащихся. ''Открытие'' нового для основного количества детей происходит в процессе систематизации или коррекции представлений о том или ином процессе. Небольшое количество детей, не имеющих представления о данном явлении, образуют группу и под моим руководством осуществляют совместное «открытие».
3 этап: групповая работа.
Подготовка к уроку с применением учебного сотрудничества на основе малых групп, включает следующие этапы.
1 этап: Выбирать тему, определить цель и задачи урока.
Определяю виды деятельности школьников на уроке и продумываю, какие из них целесообразно «передать» в группы.
2 этап: Определить объем учебного материала, подлежащего изучению на уроке.
Помню, что чаще всего он будет меньшим, чем при обычной организации обучения, а время, затрачиваемое на его освоение, соответственно большим. Следовательно, определяю возможный резерв учебного времени, продумываю, за счет чего возможна его экономия.
3 этап. Подготовить задания для групповой работы, необходимый дидактический и раздаточный материал.
Этот этап самый ответственный и трудоемкий. При подборе заданий для групповой работы в сотрудничестве следует иметь в виду следующее:
- Разные группы могут получить либо одинаковые, либо различные задания, что определяется темой урока, а также выбранным вариантом организации групповой работы, но важно, чтобы группы не соревновались между собой;
- Задание должно обеспечивать взаимозависимость участников группы, при этом чем разностороннее эта взаимозависимость, тем больший развивающий эффект даст ваше задание.
4 этап. Продумать вопрос о численности и комплектовании групп, расстановке мебели в аудитории. Слайд На первых уроках, комплектую небольшие группы, по 3-4 человека Слайд Желательно, чтобы в группу вошли ученики:
- с разными учебными возможностями;
- мальчики и девочки.
Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.
1. По желанию.
Этот метод применяется в случаях, когда владеют навыками групповой работы и могут за короткий промежуток времени объединится по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
- Разделитесь на группы по ……. человек.
- Разделитесь на …….. равные группы.
2. Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.
3. По определенному признаку.
Этот способ я использую чаще других, т.к. он требует определенных знаний по предмету. Перед уроком на парту каждому ученику кладется карточка. Например, при изучении величин дети объединяются, ориентируясь на то, единицы измерения какой величины написано на карточке (масса - т, ц, кг, г; длина - м, мм, см, дм). Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).
4. По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план. В том случае если в классе есть явные аутсайдеры (отстающие в учебе), для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».
5. По выбору педагога.
В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу
5 этап. Наметить возможные внутригрупповые роли.
Возможны следующие внутригрупповые роли:
- Организатор – отвечает за работу группы в целом.
- Спикер – выступает пред классом с готовым решением группы.
- Секретарь – записывает высказывание идеи и решения.
- Критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения.
- Контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение.
Часто бывает так, что во время выполнения задания дети меняются ролями.
Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил. У нас их минимальное количество, и они дополняют правила поведения на уроке:
• убедись, что в разговоре участвует каждый;
• говорить спокойно и ясно;
• говорить только по делу;
• не говорить всем сразу;
• возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
• обращаться друг к другу по имени.
Мы обязательно озвучиваем их перед тем, как они начнут работать в группах.
6 этап. Выделить этапы урока, на которых планируется организация групповой работы. Продолжительность групповой работы в начальной школе на первых порах составляет 5-7 минут, а 3-4 классах до 20минут.
К групповой работе на одном уроке можно обращаться несколько раз, на различных этапах урока, В таком случае говорю: "Собираем группы" или "Рассыпаем группы".
7 этап. Разработать правила индивидуального и группового оценивания. Оценивание результатов групповой работы - важный и обязательный момент такого урока. Наряду с учебными достижениями учеников и выставлением им отметок, необходимо оценивать и социальные достижения школьников, комментировать проявленные ими коллективистские качества, подмечать проявления помощи товарищам, взаимовыручки, подчеркивать вклад в общее дело.
Существует несколько правил такого оценивания, которые касаются учебных и социальных достижений школьников, а именно:
а) относительно учебных достижений
- производить оценку отдельных членов группы на основе сравнения с ранее достигнутыми этим учеником результатами;
-любой члени группы имеет право дополнять высказывания своего товарища по группе, за это поощрить группу дополнительным баллом;
- групповую работу надо оценивать одинаковым баллом для всех членов группы;
б) относительно социальных достижений:
-если группы работают охотно, хвалить и поощрять группы не следует;
-все члены должны получать одинаковое поощрение или не получать никакого;
- необходимо избегать выделения какой-либо одной группы, не устраивать соревнования;
- необходимо обсудить психологический результаты что удалось и почему, к чему следует стремиться;
- важно обсудить трудности, с которыми участники групп встретились на этом уроке, выявить приемы, которые помогли справиться с ними.
Использование на уроках учебного сотрудничества убедили меня в том, что:
- обучение в сотрудничестве помогает каждому ученику лучше освоить учебный материал, более глубоко вникая в его содержание;
-работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения, особенно если учитель создает, подмечает и поддерживает ситуацию успеха каждого ученика;
- при групповой работе в сотрудничестве все ученики класса работают на уроке, сама организация урока настолько захватывающая, что никто из них не может отсидеться, заняться не общим, а посторонним делом.
Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределения работы и ролей, а также принцип рефлексии приводят к тому, что ученики стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению школьника, помогает развитию его творческих возможностей.
Предварительный просмотр:
Обучение в сотрудничестве - залог успеха
Обучение в сотрудничестве - это совместное обучение, в процессе которого учащиеся работают вместе, коллективно добывая новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде. Данная технология позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс. Каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде.
Главной идеей обучения в сотрудничестве является - учиться вместе, а не просто выполнять вместе.
В основе главной идеи обучения в сотрудничестве лежат принципы обучения в сотрудничестве:
1) Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:
- единой цели, которую можно достичь только сообща;
- распределенных внутригрупповых ролей, функций;
- единого учебного материала;
- общих ресурсов;
- одного поощрения на всех.
2) Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.
3) Равная доля участия каждого члена группы.
Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.
4) Рефлексия - обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.
Таким образом, при обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который м.б. достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами при работе над темой подлежащей изучению. При этом важно, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик, т. е вся группа должна быть заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом.
В своей практике использую следующие варианты обучения в сотрудничестве на основе малых групп:
- Обучение в малых группах (группа из 4 человек разного уровня подготовленности);
- Обучение в команде на основе турнира (форма организации проверки знаний – турнир столов);
- Индивидуальная работа в команде (контроль за формированием знаний и умений ведут ассистенты – оценщики);
- Пила (учебный материал можно разбить на фрагменты)
Обучение групповой форме взаимодействия начинаю с первых дней пребывания ребенка в школе. Цель первого года обучения - создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Дети по желанию распределяются в группы на основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом, работать в парах.
2 этап: парная работа.
Существует много видов парной работы. Все они сводятся к четырем основным:
- работа ''хором'': учащиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, т. е. все выполняют вместе.
- по операциям: 1-й ученик называет слово, 2-й ученик кладет карточку,1-й ученик соглашается или протестует.
- деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку , 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.
- 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.
Во время работы помогаю парам, фиксирую удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение. Сначала я сама говорю парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее.
Со второй четверти начинаю первые попытки дифференциации. По результатам диагностики выявлю группы читающих детей или ребят с хорошими навыками письма, счета. На некоторых этапах урока эти дети выполняют задания в таких временных группах, а в своих постоянных выступают в роли консультантов. То есть дети учатся выступать с разных позиций – они могут быть и лидерами, и консультантами.
Первые полгода осуществляю систематизацию имеющихся знаний учащихся. ''Открытие'' нового для основного количества детей происходит в процессе систематизации или коррекции представлений о том или ином процессе. Небольшое количество детей, не имеющих представления о данном явлении, образуют группу и под моим руководством осуществляют совместное «открытие».
3 этап: групповая работа.
Подготовка к уроку с применением учебного сотрудничества на основе малых групп, включает следующие этапы.
1 этап: Выбирать тему, определить цель и задачи урока.
Определяю виды деятельности школьников на уроке и продумываю, какие из них целесообразно «передать» в группы.
2 этап: Определить объем учебного материала, подлежащего изучению на уроке.
Помню, что чаще всего он будет меньшим, чем при обычной организации обучения, а время, затрачиваемое на его освоение, соответственно большим. Следовательно, определяю возможный резерв учебного времени, продумываю, за счет чего возможна его экономия.
3 этап. Подготовить задания для групповой работы, необходимый дидактический и раздаточный материал.
Этот этап самый ответственный и трудоемкий. При подборе заданий для групповой работы в сотрудничестве следует иметь в виду следующее:
- Разные группы могут получить либо одинаковые, либо различные задания, что определяется темой урока, а также выбранным вариантом организации групповой работы, но важно, чтобы группы не соревновались между собой;
- Задание должно обеспечивать взаимозависимость участников группы, при этом чем разностороннее эта взаимозависимость, тем больший развивающий эффект даст ваше задание.
4 этап. Продумать вопрос о численности и комплектовании групп, расстановке мебели в аудитории. Слайд На первых уроках, комплектую небольшие группы, по 3-4 человека Слайд Желательно, чтобы в группу вошли ученики:
- с разными учебными возможностями;
- мальчики и девочки.
Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.
1. По желанию.
Этот метод применяется в случаях, когда владеют навыками групповой работы и могут за короткий промежуток времени объединится по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
- Разделитесь на группы по ……. человек.
- Разделитесь на …….. равные группы.
2. Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.
3. По определенному признаку.
Этот способ я использую чаще других, т.к. он требует определенных знаний по предмету. Перед уроком на парту каждому ученику кладется карточка. Например, при изучении величин дети объединяются, ориентируясь на то, единицы измерения какой величины написано на карточке (масса - т, ц, кг, г; длина - м, мм, см, дм). Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).
4. По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план. В том случае если в классе есть явные аутсайдеры (отстающие в учебе), для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».
5. По выбору педагога.
В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу
5 этап. Наметить возможные внутригрупповые роли.
Возможны следующие внутригрупповые роли:
- Организатор – отвечает за работу группы в целом.
- Спикер – выступает пред классом с готовым решением группы.
- Секретарь – записывает высказывание идеи и решения.
- Критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения.
- Контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение.
Часто бывает так, что во время выполнения задания дети меняются ролями.
Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил. У нас их минимальное количество, и они дополняют правила поведения на уроке:
• убедись, что в разговоре участвует каждый;
• говорить спокойно и ясно;
• говорить только по делу;
• не говорить всем сразу;
• возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
• обращаться друг к другу по имени.
Мы обязательно озвучиваем их перед тем, как они начнут работать в группах.
6 этап. Выделить этапы урока, на которых планируется организация групповой работы. Продолжительность групповой работы в начальной школе на первых порах составляет 5-7 минут, а 3-4 классах до 20минут.
К групповой работе на одном уроке можно обращаться несколько раз, на различных этапах урока, В таком случае говорю: "Собираем группы" или "Рассыпаем группы".
7 этап. Разработать правила индивидуального и группового оценивания. Оценивание результатов групповой работы - важный и обязательный момент такого урока. Наряду с учебными достижениями учеников и выставлением им отметок, необходимо оценивать и социальные достижения школьников, комментировать проявленные ими коллективистские качества, подмечать проявления помощи товарищам, взаимовыручки, подчеркивать вклад в общее дело.
Существует несколько правил такого оценивания, которые касаются учебных и социальных достижений школьников, а именно:
а) относительно учебных достижений
- производить оценку отдельных членов группы на основе сравнения с ранее достигнутыми этим учеником результатами;
-любой члени группы имеет право дополнять высказывания своего товарища по группе, за это поощрить группу дополнительным баллом;
- групповую работу надо оценивать одинаковым баллом для всех членов группы;
б) относительно социальных достижений:
-если группы работают охотно, хвалить и поощрять группы не следует;
-все члены должны получать одинаковое поощрение или не получать никакого;
- необходимо избегать выделения какой-либо одной группы, не устраивать соревнования;
- необходимо обсудить психологический результаты что удалось и почему, к чему следует стремиться;
- важно обсудить трудности, с которыми участники групп встретились на этом уроке, выявить приемы, которые помогли справиться с ними.
Использование на уроках учебного сотрудничества убедили меня в том, что:
- обучение в сотрудничестве помогает каждому ученику лучше освоить учебный материал, более глубоко вникая в его содержание;
-работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения, особенно если учитель создает, подмечает и поддерживает ситуацию успеха каждого ученика;
- при групповой работе в сотрудничестве все ученики класса работают на уроке, сама организация урока настолько захватывающая, что никто из них не может отсидеться, заняться не общим, а посторонним делом.
Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределения работы и ролей, а также принцип рефлексии приводят к тому, что ученики стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению школьника, помогает развитию его творческих возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Создание коррекционно-развивающей среды - залог успеха в обучении младших школьников"
Методические рекомендации по коррекционно-развивающему обучению....
Презентация "Поиск и увлечённость - залог успеха в обучении"
В презентации представен опыт работы по использованию деятельностного подхода в обучении младших школьников...
Качественное образование - залог успеха школы
В докладе раскрывается политика, миссия школы по проекту: «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области», р...
Родительское собрание. Содружество семьи и школы -залог успеха в формировании ЗОЖ.
Забота о сохранении здоровья учащегося - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива, родителя и самого ребенка....
Качество образования – залог успеха школы.
Выступление на педсовете...
"Сотрудничество с родителями - залог успеха"
Все дети – это замечательный и озорной народ, и надо очень много потрудиться, чтобы за четыре года постепенно родилась большая, дружная семья, где бы все были за одного, и один за всех!Почти все...
Родительское собрание "Домашнее задание - залог успеха в обучении"
Родительское собрание во втором классе....