2. Дидактические игры с учениками в начальной школе, испытывающими трудности в обучении.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста, особенно для детей, которые испытывают трудности в обучении. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые моменты, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самим учебным предметам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_s_uchenikami_v_nachalnoy_shkole.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры с учениками в начальной школе, испытывающими трудности в обучении.
Использование дидактических игр в учебно-воспитательном процессе развивает познавательный интерес младших школьников, формирует мотивационную сферу слабоуспевающих учащихся.
Активно используя игры в учебно-воспитательном процессе, я соблюдала следующие требования к их проведению:
- Игра должна основываться на свободном творчестве учащихся. Это не значит, что участники игры не имеют никаких обязанностей. Опыт показывает, что ученики часто относятся к ним более ответственно, чем в учебной или трудовой деятельности.
- Игра должна вызывать у учащихся только положительные эмоции, т.е. позитивное настроение и удовлетворённость. Поэтому игры должны быть доступны и привлекательны.
- В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, что значительно повышает самоконтроль учащихся, приучает их к чёткому соблюдению установленных правил, а главное хорошо активизирует деятельность. Завоевание победы или какой-либо выигрыш очень сильно побуждает ученика к дальнейшим действиям.
- Игра должна учитывать возрастные особенности учащихся.
- Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов.
В своей практике работы я применяю следующие дидактические игры:
1. Игровые приёмы. Данный тип игр использую при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. К ним относятся: кроссворды, шарады, лото, игры в слова, подвижные игры. Игровую деятельность организую в индивидуальных, коллективных и групповых формах. Такой тип игр использую чаще всех остальных, т.к. для их проведения не требуется длительной подготовки, оказывают большое влияние на умственное развитие учеников, формируют самостоятельность.
2. Игры-путешествия. Цель — усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Данный тип игр требует длительной подготовки. Поэтому такие игры провожу не более одного раза в неделю. Примеры таких игр: «Путешествие в страну Здоровья», «По дорогам сказок», «Путешествие по лесу».
3. Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-либо сделать: "Помоги Буратино расставить знаки препинания", "Проверь домашнее задание у Незнайки". Игры-поручения чаще применяю в индивидуальной работе, т.к. они повышают уровень самостоятельности учащихся.
4. Игры-загадки. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Это описание лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться — это доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Поэтому регулярно предлагаю вниманию детей загадки, раскрывающие разные сферы нашей жизни и формирующие представление об окружающем мире.
5. Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Стараюсь избегать в беседе усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета—темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит "на поверхности": его нужно найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игрой-беседой воспитываю умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми. Примеры игр-бесед: «Вредные привычки», «Скрытые опасности на дороге», «Друзья Вода и Мыло», «Глаза – главные помощники человека», «Почему болят зубы».
6. Подвижные игры. Некоторые из них приближаются к спортивным. Они очень полезны для здоровья. Поэтому данный тип игр провожу регулярно. Кроме физических качеств, подвижные игры развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость. Примеры подвижных игр: «День и ночь», «Охотники и утки», «Третий лишний», «Капкан».
7. Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат от старших. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например, врача, учителя, пожарного, садовника и изображает соответствующую деятельность. В младшем школьном возрасте у мальчиков появляется интерес к технике. Они сами мастерят самолеты, автомашины, играют с ними. Девочки любят в играх заниматься делами бытового характера: шьют одежду для кукол, накрывают стол, моют посуд, гладят бельё. Подобные игры в дальнейшем постепенно переходят в трудовую деятельность. Дети организовывают игру самостоятельно, педагог лишь корректирует их действия. Ролевые игры развивают коммуникативные навыки учащихся, закладывают основы социального поведения.
8. Сюжетные игры. Сюжет этих игр бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане. Особенность сюжетных игр в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся. Такие игры подготавливает педагог. Примеры сюжетных игр: КВН «Птичьи разговоры», экологическая игра «Лукошко грибника».
9. Игры-соревнования. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры очень хорошо активизируют деятельность детей, развивают стремление к достижению цели, способствуют повышению самооценки, вызывают множество положительных эмоций. Организую соревнования в коллективной и групповой форме.
10. Коммуникативные игры. Общение имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка, для становления ребёнка как личности, развития его самооценки. Поэтому регулярно провожу коммуникативные занятия, на которых важным является: непринуждённая обстановка, отсутствие оценок, улыбка, похвала, атмосфера доверия. Примеры таких игр: «Жесты», «Иностранец», «Опиши друга», «Подарок».
Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста, особенно для детей, которые испытывают трудности в обучении. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые моменты, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самим учебным предметам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дидактические игры на уроках в начальной школе"
В презентации представлены дидактические игры и занимательные задания по математике для учащихся начальных классов....
Дидактические игры на уроках в начальной школе
Приведены в пример некоторые игры с уроков....
Дидактическая игра на уроках в начальной школе, как средство воспитания умственной активности детей.
В статье мне хотелось раскрыть роль игры в воспитании умственной активность детей, показать место дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Помочь учителю методически верно использовать игро...
Дидактическая игра на уроках в начальной школе
В данной статье рассказывается об использовании дидактических игр на уроках в начальной школе с целью повышения эффективности обучения и активизации познавательной деятельности младшего школьника....
Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении.
Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается учителем начальных классов в системе инд...
Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении.
Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается учителем начальных классов в системе индивидуа...
Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении
В статье рассматриваются проблемы в обучении детей с трудностями в обучении...