«Что такое функциональная грамотность?»
материал

Елена Вячеславовна Попова

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия,  функциональная грамотность уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Павлово – Посадского городского округа Московской области

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Что такое функциональная грамотность?»

Учитель- дефектолог:

  Попова Е.В.

2024-2025

Что такое функциональная грамотность?

Сто лет назад человечество говорило о необходимости ликвидировать безграмотность, а теперь мир требует от нас развивать функциональную грамотность. Что это и нужно ли развивать ее у учеников? 

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия,  функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Для начала разграничим эти два понятия: базовая грамотность и функциональная грамотность. Базовые умения читать и писать относятся к базовой грамотности. Но в современном мире этого недостаточно. Под функциональной грамотностью понимается некий набор навыков и компетенций, которые дают современному человеку возможность функционировать и гармонично себя чувствовать в современном мире.

 

Что значит быть функционально грамотным?

На практике это означает, что человек:

- умеет делать осознанный выбор в отношении собственного здоровья (например, читает инструкцию к лекарствам и узнает о побочных эффектах, которые он может испытать из-за их приема);

- знает свои права и обязанности как гражданина и как потребителя (например, понимает положения трудового договора, знает, что делать, если купил некачественный товар);

- критически осмысливает новую информацию (различает факты и мнение, анализирует информацию, делает обоснованные выводы);

- управляет своим личностным и профессиональным ростом (способен установить причинно-следственные связи, проанализировать информацию, эффективно управлять личными финансами, ставить и достигать цели).

К уровням функциональной грамотности относятся:

  • читательская грамотность
  • математическая грамотность
  • финансовая грамотность
  • естественнонаучная грамотность
  • креативное мышление

Существует 5 способов развития функциональной грамотности

  1. Изучать иностранный язык
  2. Заниматься музыкой искусством
  3. Решать логические задачи
  4. Участвовать в дискуссиях
  5. Медитировать

Преимущества функциональной грамотности заключаются в том, что на рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности. Некоторым педагогам кажется, что обучить функциональной грамотности сложно. Однако если следовать всем педагогическим наработкам, детям становится интереснее учиться, а учителю — работать. Анализ метапредметных результатов обучения показывает, что акцент на функциональной грамотности делает ребят вовлеченными в познавательный процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях. Это закономерно повышает успеваемость класса.

Основные правила развития функциональной грамотности школьников

Заданий разного вида по развитию функциональной грамотности начального и продвинутого уровня в школе все больше. Они должны быть равномерно распределены в учебном процессе на протяжении всего года.

Их основные особенности:

-привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;

-соответствие возрасту обучающихся;

-системность и взаимосвязь знаний и факторов.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе

Для развития функциональной грамотности у младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их практическому опыту. Близкая детям тема вызывает интерес и вдохновляет искать новые знания. Вместо землекопов и токарей для составления задач лучше выбирать героев любимых мультфильмов и компьютерных игр. Большую роль в формировании функциональной грамотности в начальной школе играет дополнительное образование. Занятия в кружках развивают творческие способности, креативное мышление, компьютерную и читательскую грамотность. Правильная синхронизация работы педагогов и метапредметные связи помогут быстро развить нужные компетенции.  

Формирование функциональной грамотности в основной школе

В средних и старших классах предлагают постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. С детьми можно поговорить о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты также оценивают по более строгим критериям. Задания дают на стыке разных наук и межпредметных занятиях, где одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают выводы на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность по естественно-научным и социологическим направлениям.

Для развития критического мышления в основной школе анализируют информацию и учатся определять фейки и вирусный контент. Усложняются задания и по финансовой грамотности. Ребятам можно предложить построить свою финансовую пирамиду и рассчитать сроки ее существования.

Формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.   

Таким образом можно сделать вывод: функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту. 

Литература:

  1. https://sky.pro/media/chto-takoe-funkczionalnaya-gramotnost-i-pochemu-ona-vazhna-dlya-ucheby/ Что такое функциональная грамотность?
  2. https://dzen.ru/a/ZLejafKa9HvNY3wI. Дзен для учителей. Учи. Дома.
  3. https://nsportal.ru/download/yandex.html#https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/12/19/statya_2.docx.  Функциональная грамотность – результат образования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

Статья: " Что такое функциональная грамотность в начальной школе"

О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней....

«Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Содержание позволит восполнить профессиональные дефициты в рамках формирования функциональной грамотности и позволит обновить форматы методического сопровождения педагогов....