Доклад на Муниципальном семинаре в режиме ВКС. Тема: «Организация коррекционной работы на уроке в условиях надомного обучения»
учебно-методический материал (3 класс)
Актуальность потребности в организации коррекционной работы на уроке обусловлена тем, что дети, обучающиеся на дому, кроме основного диагноза (умственная отсталость) имеют множественные нарушения в развитии физиологического и психологического характера. Это вызывает, в свою очередь, вторичные нарушения в развитии: речевые, графомоторные; затрагивает всю познавательную сферу ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад
Тема: «Организация коррекционной работы на уроке в условиях надомного обучения»
Докладчик: Столбова Людмила Николаевна,
учитель высшей квалификационной категории
ГКОУ школы № 8 г. Лабинска
Актуальность потребности в организации коррекционной работы на уроке обусловлена тем, что дети, обучающиеся на дому, кроме основного диагноза (умственная отсталость) имеют множественные нарушения в развитии физиологического и психологического характера. Это вызывает, в свою очередь, вторичные нарушения в развитии: речевые, графомоторные; затрагивает всю познавательную сферу ребёнка.
По признакам нарушений вследствие заболеваний можно определить следующие категории детей с умственной отсталостью, обучающихся на дому:
- дети с нарушением эмоционально-волевой сферы;
- дети с нарушением речи или полным её отсутствием;
- дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;
- соматически ослабленные дети, нуждающиеся в системном лечении;
- дети, имеющие нарушение слуха и зрения.
Как показывает практика, на дому обучаются дети, страдающие такими серьёзными заболеваниями, как РАС, эпилепсия, ДЦП, болезнь Дауна, умеренной и глубокой умственной отсталостью и другими.
Сегодня важно, чтобы ребёнок, обучающийся на дому, усвоил не только предметные знания, умения и навыки, но и получил необходимую коррекционную помощь в компенсации имеющихся у него недостатков в развитии.
Поэтому при построении урока кроме образовательной, воспитательной задач на первый план выходят коррекционно-развивающие цели и задачи, а именно:
- Развитие речи.
У детей с умственной отсталостью, обучающихся на дому, страдают все стороны речи – фонетическая, лексическая, грамматическая. Не сформированы анализ и синтез, наблюдается бедность словаря.
- Развитие слухового и зрительного восприятия.
Восприятие ребёнка, обучающегося на дому, недостаточно дифференцированно, замедленно, нарушена избирательность восприятия.
- Развитие внимания, памяти.
Внимание ребёнка характеризуется замедленной переключаемостью, малой усидчивостью, трудностями распределения, низким объёмом. Память механическая, не развита смысловая сторона.
- Развитие моторики.
Движения ребёнка недостаточно скоординированные, а в отдельных случаях, полностью отсутствуют.
- Развитие мышления.
Ребёнку с умственной отсталостью свойственна слабость регулирующей функции мышления. У детей с трудом формируются элементарные математические представления, понятия числа, навыков счёта.
- Развитие целенаправленной деятельности и волевой сферы.
У ребёнка с умственной отсталостью отсутствуют самостоятельность, целеустремлённость, инициативность, неразвита целенаправленность деятельности.
Учитывая психологические особенности обучающегося можно методически грамотно построить урок, в котором коррекционная работа проходила бы через все его структурные звенья.
Решение коррекционно-развивающих задач на уроке
- Развитие внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения работы с «лентой букв», разрезной азбукой, задания к упражнению, вставки пропущенных букв в словарных словах, звукобуквенного анализа слов, нахождение главных и второстепенных членов предложения, составных арифметических задач, примеров на таблицу умножения, тестов «Сравни картинки» и т.д.
- Развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение артикуляционной гимнастики, чистоговорок, скороговорок, ответов на вопросы к тексту, пересказа, выборочного и выразительного чтения и т.д.
- Развитие связной письменной речи - работа над деформированным текстом, сочинением, изложением, творческим диктантом и т.д.
- Развитие памяти (кратковременной, долговременной) - заучивание наизусть стихотворения, правила, таблицы умножения и т.д.
- Развитие зрительных восприятий – рассматривание иллюстраций, картин, просмотр фрагментов сказок, презентаций, электронной гимнастики для глаз, тесты: «Недорисованные изображения», «Недостающие детали» и т.д.
- Развитие слухового восприятия - логопедические разминки, беседа, ответы на вопросы, пересказ, прослушивание музыкальных произведений, выполнение музыкальных физкультминуток, тесты: «Угадай, какие звуки нарушают тишину?», «Морзянка», «Музыкальные инструменты» и т.д.
- Развитие тактильного восприятия - работа с конструктором, лепка, рисование, тест «Волшебный мешочек» и т.д.
- Развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений) - чистописание, пальчиковая гимнастика, гимнастика для рук, лепка, раскрашивание картинок, вырезывание, работа с тканью, штриховка, обводка, работа с контурными картами и т.д.
- Развитие мыслительной деятельности (операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей) – работа с пословицами, загадками, составление плана работы, анализ выполненной работы, самооценка, тесты: «Раскрась правильно», «Сколько время», «Времена года» и т.д.
- Развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы - навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства и т.д.
Решение коррекционно-развивающих задач может происходить в любой структурной части урока, но важно, чтобы коррекционные цели решались на материале данного урока.
Отобрав методы для работы на уроке, учитель должен их скомбинировать таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащегося на уроке. Для этого необходимо продумывать задания с опорой на несколько анализаторов. Нельзя допускать такое планирование урока, в ходе которого ученик все время работает в режиме беседы, или долго пишет, или долго читает.
Методы, используемые на уроке:
- словесные: учащийся слушает (учителя), отвечает (беседа), рассказывает, рассуждает, сравнивает (рассказ ученика).
- наглядные: играет (кроссворд), составляет (разрезная азбука, задача по картинкам), показывает (контурные карты, предметные и сюжетные картинки).
-практические: думает и пишет (программированные задания), читает (работа с текстовым материалом) и т.д.
Основные требования к организации урока надомного обучения
- Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов.
- Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика.
- Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока.
- Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка.
- Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика.
- Опора на более развитые способности ребенка.
- Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащегося членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.
Только при рациональной дозировке содержания учебного материала, правильном выборе целей и средств обучения, побуждении ребёнка к деятельности, чередовании труда и отдыха можно создать оптимальные условия для организации учебной и коррекционно-развивающей деятельности на уроке в условиях надомного обучения.
Использованная литература:
- Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 2007.
- Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование. - 2006. - №1.
- Галанов А. С. Игры, которые лечат / А. С, Галанов. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО», 2004.
- Маллер А. Р. Помощь детям с недостатками развития. – М., АРКТИ, 2006.
- Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений. Составитель О.Е.Дугинова – Новокуйбышевск, МОУ ДПО «Центр повышения квалификации». 2010 г.
- Мозговая В. М. Основы олигофренопедагогики / В. М. Мозговая и др. – М.: Академия, 2008.
- Сабельникова С.И. Методические рекомендации по организации обучения на дому. // Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» - 2011. - №8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельной работы на уроке в условиях малокомплектной школы
материал для выступления на МО...
"Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения ФГОС"
Выступление на городском методическом объединение и презентация по теме:"Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения ФГОС"....
Статья на тему:Организация коррекционной работы с учащимися 2 класса, имеющими речевые нарушения, на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС
В работе представлена программа коррекционной работы с учащимися 2 класса, имеющими речевые нарушения. Особенности учащихся, имеющими речевые нарушения. Направления коррекционной работы....
Организация самостоятельной работы на уроке в условиях малокомплектной школы.
При планировании самостоятельной работы в условиях малокомплектной школы для учителя важно:хорошо понимать её цель;отчётливо видеть её место и роль в данном уроке;обосновано выбирать её объём;по возмо...
Статья "Организация коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС"
В статье описывается организация коррекционной работы в условиях ФГОС из опыта учителя-логопеда школы-интерната....
Организация самостоятельной работы на уроке в условиях индивидуально-дифференцированного обучения
Обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с интеллектуальными нарушениями уже само по себе предполагает дифференцированный подход. Разделение учеников на классы с учетом ...
Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС.
Выступление на МО...