Интеграция мультимедийных технологий в образовательный процесс
методическая разработка
«Истинная компьютерная грамотность означает
не только умение использовать компьютер и
компьютерные идеи, но и знание, когда
это следует делать»
Сеймур Пейперт
(математик, программист, психолог и педагог)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_multimediynyh_tehnologiy_v_obrazovatelnyy_protsess.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Истинная компьютерная грамотность означает
не только умение использовать компьютер и
компьютерные идеи, но и знание, когда
это следует делать»
Сеймур Пейперт
(математик, программист, психолог и педагог)
Интеграция мультимедийных технологий в образовательный процесс
Мы живём в эпоху стремительного внедрения новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности становясь неотъемлемой частью и в сфере образования на всех его уровнях.
Президент России В.В. Путин выступая с ежегодным Посланием Федеральному Собранию подчеркивает необходимость дальнейшего широкого внедрения в учебный процесс современных технологий и цифровых образовательных инструментов.
Внедрение современных компьютерных технологий значительно повышают эффективность работы педагога-психолога значительно расширяя возможности обучающего и развивающего компонента, способствуют успешной реализации образовательных и коррекционно-развивающих программ.
Что касается методического компонента, следует помнить, что компьютер остается лишь средством обучения. Учитель «должен видеть (прогнозировать) целесообразность применения компьютера на уроке, поскольку не каждый урок требует активного использования средств информационно-коммуникационных технологий (чаще всего это определяется именно спецификой изучаемого материала). Наличие такого рода прогностических умений педагога — очень важный фактор в плане создания рабочей обстановки на уроке» [1].
Я хочу рассказать об использовании в своей работе программы Microsoft PowerPoint являющейся одной из самых известных и доступных программ для создания слайдовых презентаций, с помощью которой можно анимировать текст и графику, добавлять звуковые эффекты, видео фрагменты позволяя сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, запоминающимся, привлекающим внимание учащихся игровой формой представления материала, красочностью, понятностью.
Мультимедийные пособия созданные с помощью программы Microsoft PowerPoint дают возможность представления материала учащимся в наглядном виде, что является одним из главных средств обучения младших школьников на протяжении всего учебно-воспитательного процесса обусловленное психофизиологическими особенностями данной возрастной группы.
Выдающийся русский педагог, основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824–1870) высоко ценил значение наглядности в обучении, неоднократно указывая на «великое значение наглядного обучения вообще и наглядности в первоначальном обучении каждому предмету» [2].
Слайдовые презентации находят широкое применение во всех видах деятельности педагога - психолога начиная от психологического просвещения и консультирования до диагностической и коррекционно-развивающей работы.
При использовании мультимедийных технологий структура занятия принципиально не меняется, сохраняются все основные этапы, изменения могут повлиять только на их временные рамки. Кроме того, презентацию можно использовать для организации различных форм познавательной деятельности: групповой, фронтальной, индивидуальной. Презентация повышая эффективность образовательного процесса, выступает средством интерактивного взаимодействия.
Достоинства применения слайдовых презентаций:
- осуществление полисенсорного восприятия материала;
- возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует лучшему усвоению материала детьми;
- возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- увеличение объём предлагаемого для ознакомления материала;
- активизация внешней мотивации;
- активизация познавательной деятельности [3].
Microsoft PowerPoint является дополнительным образовательным инструментом расширяя возможности использования настольных карточных игр, трансформируя «разговорные» настольные игры в интерактивные с визуальными эффектами. Перенося текстовый материал с бумажных карточек на слайды презентации появляется визуальная доступность обсуждаемого материала, возможность участия в игре и дискуссии большего количества детей, а также делая игру более привлекательной для учащихся.
Microsoft Power Point предлагает разнообразные варианты средств анимации, дающие возможность легко создавать эффект “переворачивания” или «открывания» картинки, что является незаменимым при создании таких развивающих игр как «Мемо», «Открой картинку», «Собери паззл», «Четвёртый лишний», «Подбери пару», «Что за спиной» и т.д., а также при создании викторин от развлекательных и познавательных до диагностических с выбором ответа.
Как только анимация и триггеры настроены и работают, появляется возможность использования файла в качестве “шаблона” и создания постоянных развивающих игр на концентрацию внимания, зрительную память, навыки наблюдения используя, по желанию, любую актуальную тему, изменяя текст или картинки по мере необходимости, в зависимости от запросов, учащихся, делая их более привлекательными.
Более подробно хочу остановиться на играх, созданных по аналогии настольных «разговорных» карточных игр и трансформированных с помощью программы Microsoft PowerPoint в динамические интерактивные игры, используемые в коррекционно-развивающей работе и содержащие диагностическую компоненту.
«Картинки» и «Азбука» серии «Сундучок знаний» от BrainBox.
Преимущества использования Microsoft PowerPoint для игр «Картинки» и «Азбука» очевидны: возможность использования игры в групповой работе, всем присутствующим представляется возможность лучше рассмотреть все детали картинки, что в настольной игре не очень удобно. Также, при варианте игры в программе Microsoft PowerPoint дети не могут видеть все вопросы, тем самым давая возможность использовать картинки несколько раз.
На первом слайде показана картинка для рассмотрения и запоминания деталей которой даётся 40 секунд. По прошествую времени детям представляется слайд с номерами вопросов. Дети, бросая кубики, выбирают свой вопрос. На слайде поочерёдно открываются вопросы, номера которых выпали на кубиках детей. После того, как на вопросы получены ответы, возвращается слайд с исходной картинкой для проверки правильности ответов. Если игрок или команда правильно отвечает на вопрос, то получает один балл.
Учащиеся с большим удовольствием принимают участие в «разговорных» играх, т.е. в карточных играх с вопросами или утверждениями, касающихся их личности, интересов, вещей, которые важны для них. Детям важно осознавать, что окружающие проявляют интерес к тому, что они чувствуют, что им нравится и даже что не нравится.
«И это всё о ком?»
В центре слайда находится фотография учащегося, скрытая от взоров детей вопросительным знаком, по краям слайда расположены пронумерованные конвертики с утверждениями, характерными для одного из участников группы.
Детям предлагаются подсказки, характеризующие одного из одноклассников, которые могут быть связаны с личностными особенностями, учёбой, увлечениями, предпочтениями, достижениями в спорте и т.д., т.е. с теми вещами, которые помогли бы ребятам определить скрывающуюся от глаз личность.
Ребята поочерёдно открывают конвертики-подсказки. По описанию игроки по очереди индивидуально или группой выдвигают свои версии о том, кто из одноклассников находится на фотографии. Игра продолжается до тех пор, пока игроки не угадают, о ком идет речь.
Можно играть на баллы, чтобы мотивировать ребят на использование меньшего количества подсказок.
Игра «И это всё о ком?» способствует повышению самооценки, уверенности в себе, эмпатии, возможности быть открытым в среде сверстников, т.к. в описании используются только положительные характеристики, отмечаются достоинства каждого ребёнка, более внимательному отношению ребят друг к другу, расширению представлений о внешкольной жизни детей.
«Назови 5»
На слайде изображено 10 разноцветных или пронумерованных карточек. Ребёнок произвольно выбирает карточку, которая переворачивается, открывая тему, категорию или вопрос. Необходимо назвать 5 вещей, относящихся к выбранной теме или категории. Например, любимые продукты, мультфильмы, игры или категории: транспорт, одежда, насекомые и т.д. Ребенок должен рассказать о своих пяти любимых продуктах, мультфильмах или назвать пять видах транспорта, одежды, насекомых.
«Вы бы предпочли?» или «Это или То»
Это динамичная игра - провокация заставляющий детей мыслить критически. Оформление слайдов схоже с оформлением предыдущей игры. Также предоставляется произвольный выбор карточки (по цвету или номеру), которая при нажатии на неё переворачивается, открывая предложение сделать выбор из любых двух предметов, персонажей, нелепых вещей, двух сценариев. Ребёнку необходимо сделать свой выбор, не комментируя, хотя, детям постарше можно предоставить такую возможность.
Например, вопрос, может быть таким: вы бы предпочли молчать весь день или говорить без умолку? Надо делать выбор.
С помощью этой игры можно достичь нескольких целей. Во-первых, это поднимает настроение и веселит, когда воображение детей разыграется при мысли о безудержном говорении; во-вторых, заставляет задуматься о трудностях, которые на самом деле можно испытать лишившись возможности говорить и, в-третьих, предоставляется возможность для психолога получить представление о страхах детей.
При желании можно сделать игру интереснее. После того как игрок говорит свой выбор, другие игроки поднимают руки, если согласны с игроком. Если большинство рук поднято, то игроку начисляется бал.
Настольные карточные игры очень любимы учащимися младших классов. Красочные картинки, интересные сюжеты, возможность проявить свои способности, соревновательные моменты захватывают внимание детей как на развивающих занятиях, так и во внеурочной деятельности. Благодаря возможностям программы Microsoft Power Point используя эффекты анимации и триггеры настольная карточная игра трансформируется в интерактивную дидактическую игру.
Разговорные игры, групповые обсуждения ситуаций, волнующих детей содействуют созданию доброжелательной, безопасной атмосферы в детском коллективе. Эти игры очень полезны с диагностической точки зрения. Перечисляя причины того, почему нравится в школе или какие предметы нравятся, дети могут сказать и о том, что их беспокоит в школе и отношения какого преподавателя дети считают недоброжелательным по отношению к ним. Использование «игр для общения» создает чувство принадлежности ребёнка к коллективу или группе, вселяет ощущение нужности, укрепляя веру в том, что его слышат и понимают.
Неоценимую помощь в создании игр для занятий оказывают мультимедиа технологии, в частности программа Microsoft Power Point которая открывает новые возможности в образовательном процессе, повышая эффективность обучения, прививая навыки самообразования, самоорганизации, облегчая решение практических задач, позволяя сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывая у детей живой интерес, являясь прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятий.
Список литературы и электронных источников информации:
- Брыксина О.Ф. Информационно-коммуникативные технологии в образовании», Москва, ИНФРА-М, 2018
- Телегин М.В. "Апологетика традиционного обучения", М.: ДеНово, 2011.
- https://urok.1sept.ru/articles/649690
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...
Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе
Варианты использования мультимедийных технологий. Из опыта работы....
Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе
Материал поможет учителям при выступлении на методобъединении...
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс коррекционной школы
Сообщение на педсовете....
Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе
Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе...
Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе
Материал содержит разделы:1. Обоснование выбора.2. Системность использования.3. Результат....
Использование мультимедийных технологий в учебном процессе начальной школы
Внедрение мультимедийных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития инд...