«Повышение мотивации учебной деятельности школьников»
статья
Статья содержит рекомендации по повышению мотивации учебной деятельности школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya.docx | 30.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Повышение мотивации учебной деятельности школьников»
Учитель нач. классов
МАОУ « СОШ № 7 г.
Балашова»
Шубина Е В
Оглавление
1) Введение, цель и задачи – стр3
2)Что такое мотивация?- стр4
3) Приёмы мотивации- стр.5
4) Методическая ценность приёмов .Вывод.- стр.9
5) Список используемой литературы- стр.10
Введение
Не раз применительно к процессу обучения цитируется древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного образования. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у учащихся приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.
Доказано, что устойчивый познавательный интерес учащихся, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса. Как же повысить интерес к своему предмету и повысить внутреннюю мотивацию школьника? Постараемся ответить на этот вопрос.
Цель: показать роль мотивационного этапа, как основополагающего в современном уроке.
Задачи:
- через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевом понятии «мотивация»;
- используя практический опыт выявить наиболее эффективные формы и приёмы формирования мотивации;
Мотивация…Что же это такое?
Если рассматривать это понятие с точки зрения психологии, Мотивация – это побуждение к действию.
Если рассматривать этот термин с точки зрения педагогики, то
Мотивация – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает ученика к самостоятельным действиям.
Что касается мотивации, как этапа современного урока, то это – начальный этап урока, который призван сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала.
Основная цель этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности – выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность т.е. («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности т.е («надо»);
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Приемы мотивации:
1. Яркое пятно
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, притчи, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности, просмотр фрагментов фильма.
Этот приём используют на уроках открытия нового знания.
2. Прием «толстые и тонкие вопросы».
Цель: формирование грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
Примеры: Объясните, почему…? Почему вы считаете…?В чем различие…?Предположите, что будет если…?На что похоже…? Мог ли…? Было ли…? Согласны ли вы…?
Верно ли…?
3 . Приём «Корзина идей»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Например, урок русского языка в 3 классе есть тема «Имя существительное и его роль в речи» можно начать со стихотворения:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
- О какой части речи говорится в стихотворении? Что вы знаете об имени существительном?
Далее проводится фронтальная или групповая работа, во время которой учащиеся вспоминают все то, что знают об имени существительном, приводят свои примеры.
4.Прием «Удивляй».
Это универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
Например, на уроке математики в 3 классе по теме «Случаи деления вида 87:29 для привлечения интереса учащихся к данной теме, можно использовать такой прием.
Предложить учащимся выполнить вычисления: 56:7, 40:2, 80:40,68:4, 98:14.
- Какой пример вызвал у вас затруднение? (98:14).
- Почему?
- Предложите способы его решения. Давайте проверим. Не получается.
- Вспомните взаимосвязь действий умножения и деления. (Надо найти число, которое бы при умножении на 14 давало бы 98.)
- Как найти такое число? (Подбором).
5.Прием «Отсроченная отгадка».
В начале урока задаётся загадка (какой- то удивительный факт), отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом. Загадку можно дать и в конце урока, чтобы начать с нее следующий урок.
6.Прием «Верите ли вы, что…».
Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в парах, группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.
Например, на уроке окружающего мира в 3 классе по теме «Тела, вещества, частицы» можно задать учащимся вопрос:
- Верите ли вы, что вещества состоят из частиц? (Ответы детей).- Давайте проведем опыт. Берем кусочек сахара. Опускаем его в стакан с водой и перемешиваем. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым.
- Попробуем воду на вкус. Какая она? (Она сладкая). Значит, сахар не исчез, он остался в стакане.
- Почему же мы не видим сахар? ( Потому, что сахар распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился).
Вывод. Этот опыт показывает, что вещества, а значит и тела состоят из частиц.
Этот приём можно использовать и на уроках рефлексии и на уроках открытия нового знания.
8. Проблемная ситуация
Под проблемными ситуациями в обучении мы понимаем чётко спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.
В учебнике литературного чтения в 3 классе есть раздел «Были-небылицы». Можно провести речевую разминку в начале урока:
Вез корабль карамель.
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
- К какому разделу УНТ можно отнести эту скороговорку? (Были- небылицы).
-Почему?
- А что вы знаете о произведениях устного народного творчества?
- А как вы думаете, могут ли русские писатели сочинять были-небылицы? (Ответы детей).
- Давайте проверим. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника, который называется «Были-небылицы».
- Прочитайте название рассказа, который мы будем сегодня читать, рассмотрите иллюстрацию к нему, подумайте, о чем он?
После прочтения рассказа, обсуждаем, можно ли назвать его сказкой или небылицей? Что могло произойти на самом деле, а что фантазия автора?
Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра.
Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Игра «Классификация». Можно соревноваться двум командам или играть просто так, не соперничая. Классифицировать можно самые разные множества. Очень интересно классифицировать литературных героев. Главное – чтобы множество было всем известно и четко ограничено.
Игра «Продолжить ряд». Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить.
Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.
«Игра с мячом».
Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е. сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему.
Множество примеров можно привести.
Суть всех этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.
Методическая ценность приемов:
-активное включение в работу всех учащихся;
- свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему знакомые и понятные);
-обеспечивается системность знаний и умений;
-обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с исследованием каких – либо фактов (вопрос для исследования ставят сами учащиеся);
-развитие математической “зоркости”, формирование произвольного внимания.
И так, мы ответили на вопрос, который стоял перед нами:
Как повысить интерес к своему предмету и повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.
Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
Список используемой литературы
1.Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников.– М.: Педагогика, 1984.
http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_2_p/gerasimova.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ."
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,если у ученика нет желания учиться. В. А. Сухомлинский...
Доклад«Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»
Доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»...
Развитие и поддержка высокой мотивации учебной деятельности школьников как результат инд. - диф. подхода к обучению.
Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?...
Применение АРТ - технологий на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности младших школьников
Урок, на котором используются АРТ – технологии, раскрепощает внутренние силы ребенка, облегчает ему общение, речевую деятельность, способность самовыражения, обучает проектированию, прогнозирова...
Работа со слабоуспевающими учащимися с целью повышения мотивации учебной деятельности с учетом их индивидуальных способностей.
Работа со слабоуспевающими учащимися с целью повышения мотивации учебной деятельности с учетом их индивидуальных способностей....
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБУДО ЦДОД ГОРОДА ТАМБОВА)
В статье рассматриваются вопросы повышения мотивации учебной деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования детей. Выявлены эффективные методы, приемы и формы развития положительной мо...
Приёмы и методы повышения мотивации учебной деятельности учащихся начальной школы
Чтобы ученики по - настоящему начали учиться, а не отсиживать уроки, их нужно заинтересовать – указать, что они не знают того, без чего больше не смогут жить, что на каждом уроке их жд...