"Запоминаем с увлечением" (учительский проект)
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Работа по развитию памяти трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, помогая запоминать хорошо и надолго.
Развитие памяти - одна из проблем не только в начальной школе.
Сделать процесс запоминания более эффективным – задача проекта, в котором представлены редко используемые, но очень интересные и увлекательные виды заданий, позволяющие обогащать словарный запас детей, развивать речь, запоминать без усилий таблицу умножения. Представленный материал предназначен для учителей начальных классов и родителей, заинтересованных в успешном обучении детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zapominaem_s_uvlecheniem_wecompress.com_.docx | 600.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление учительского проекта «Запоминаем с увлечением»
Цель: ознакомить педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации методом мнемотехники.
Ход представления проекта
1. Организационный момент
- Добрый день, уважаемые коллеги!
- Мы рады вам представить проект «Запоминаем с увлечением» (слайд 1)
И начать мы его хотим словами А.Смита (слайд 2)
Сегодня проблема развития памяти актуальна как никогда. Человек должен справляться с огромным потоком информации, и при этом значимую часть его запоминать. Но далеко не каждый школьник может запоминать быстро, хорошо и надолго (слайд 3)
Цель нашего проекта: успешное и эффективное запоминание (слайд 4,задачи – 5, планир результат - 6)
Известный всем нам Шерлок Холмс сказал (слайд 7)
Но кем был этот человек? Почему ему удавалось гениально раскрывать преступления? Оказывается, это известный мнемонист, в совершенстве владеющий большим количеством приемов мнемотехники-науки, существующей более тысячи лет.
Мы в своем проекте постарались сделать опору на мнемотехнику. И весь материал, на который мы ссылаемся, также связан с мнемотехникой (слайд 8).
Мы провели эксперимент, в котором участвовали 2 группы детей. Одна из групп запоминала при помощи приемов мнемотехники, вторая не владеет данными приемами:
Вывод: при систематическом использовании приемов мнемотехники, можно добиться хороших результатов.
Предлагаем вашему вниманию методическое пособие «Секреты памяти», который представлен 7ю разделами.
- Одним из основных приёмов мнемотехники является создание мнемотаблиц, которые особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы
Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы.
Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.
Мы создали подборку таких мнемотаблиц и оформили их в едином стиле. Первые подборки сделаны на основе материала из интернета, следующие созданы нами самостоятельно на основе учебного материала, предлагаемого авторами учебника.
Предлагаем на них взглянуть (демонстрация презентаций с мнемотаблицами для разучивания стихотворений и скороговорок)
А теперь предлагаем видео с урока литературного чтения во 2м классе по работе с таблицами (видео по стих-ю Д.Хармса, С.Маршака «44 весёлых чижа» и отрывок с Веселых страниц)
А вам мы предлагаем разучить одно из стихотворений к Новому году
Работа в группах по составлению мнемотаблиц.
- А теперь мне хотелось бы предложить вам самим на практике освоить методы мнемотехники по составлению мнемотаблицы по пословице:
- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
- Без четырех углов изба не рубится.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Проверка: группа показывает рисунок, остальные угадывают пословицу.
2. Ещё одним удачным приемом по развитию памяти можно считать прием «Снежный ком»
Подобно тому, как мы катаем ком, и он становится всё больше и больше, мы добавляем слова в тексте для запоминания. Видео
3. Умение запоминать комбинации цифр
С помощью данной методики можно также запомнить номер своего паспорта, номер автомобиля (цифры), номер телефона и что актуально на сегодняшний день – пинкод банковской карты.
Способ этот старый и давно известный, существует множество его версий.
Для начала, необходимо поставить в соответствие цифрам 0-9 согласные буквы, а именно:
Слайд
0 = Н (Ноль)
1 = Р (Раз) *слово один тут не подходит, так как начинается с гласной
2 = Д (Два)
3 = Т (Три)
4 = Ч (Четыре)
5 = П (Пять)
6 = Ш (Шесть)
7 = С (Семь)
8 = В (Восемь)
9 = З (Занято) *девять не подходит, так как буква Д уже "занята".
Далее, для любой комбинации цифр любой длины нужно придумать слово (или фразу), обозначающее данную комбинацию. Чем необычнее слово (или фраза), тем легче его будет вспомнить.
Возьмём для примера ПИН-код 0576 - это НПСШ. Можно либо добавить гласных букв, получив слово (или несколько слов), либо придумать фразу, где каждое слово, начинающееся с согласной буквы, будет обозначать одну цифру.
"На посошок" вполне подойдёт для запоминания этого ПИН-кода. Женщина, снимающая деньги в банкомате, легко запомнит фразу "На Платьице, Сапожки и Шубку)
Можете сами поупражняться, главное, чтобы это слово (фраза) имело отношение либо к вам, либо к предмету запоминания. Чем смешнее или неожиданнее, тем лучше запомнится.
4. Ассоциации.
Ну или ассоциировать с цифрами какие-то образы. Цифры нужно визуализировать, как на картинке. Двойка похожа на лебедя, ноль — это шина, и так далее. Таким образом, вместо механического зазубривания включается эйдетическая (образная) память, которая гораздо эффективнее.
0 | БУБЛИК |
КОЛЕСО |
1 | ИГЛА | КАРАНДАШ |
2 | ЛЕБЕДЬ | УТКА |
3 | УСЫ | ТРЕУГОЛЬНИК |
4 | ПАРУСНИК | КВАДРАТ |
В таблицу включены и те образы, которые совсем не похожи на сами цифры. Пятёрка и звезда выглядят совершенно по-разному, тем не менее, у них есть общее – у звезды пять лучей. То же самое с цифрой 3 – в треугольнике три угла, 3 стороны, 3вершины. Очень важно выбрать только один образ для каждой цифры, чтобы не получилось путаницы. Например, чтобы запомнить число 19 – игла+шар (игла порвала шар). 354 (усы+звезда+табуретка) усы зацепились за звезду и упали на табуретку.
Предлагаем придумать запоминалку для пинкода симкарты либо банковской карты: 2801, 3615, 7648.
5.5.Запоминание таблицы умножения. Умножение и деление на 9 (подручный мнемоприем) - видео
5.6. Мнемоприем «Образование фраз из начальных букв запоминаемых слов», так называемые «запоминалки», с которых мы начали наш мастер-класс.
Название и порядок следования планет Солнечной системы:
Начиная от Солнца: 1 - Меркурий, 2 - Венера, 3 - Земля, 4- Марс, 5 - Юпитер, 6 - Сатурн, 7 - Уран, 8 - Нептун (Плутон — с 2006 года карликовая планета):
Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты
Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли
Мы Все Знаем: Многие Юные Сурки Учат Названия Планет
Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга, Стремясь Увидеть Незнакомый Порт
Мама Варит Земляничный Морс, а Юный Сын Уже Не Плачет
Для запоминания падежей:
«Иван (Ирина) Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку».
«Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали».
«Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу».
«Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь».
«Иван Родной, Дай Водицы — Тётя Просит».
Для запоминания цветов радуги по порядку:
Как однажды Жук-звонарь городской сломал фонарь.
Кот ослу, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан
Подведение итогов, рефлексия:
А теперь подведем итог.
Еще в Древней Греции было известно: «В здоровом теле здоровый дух». Термин «здоровье» обозначает не только отсутствие болезней, но и состояние полного душевного, физического и социального благополучия.
- Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат. Молодые специалисты, придя работать в школу, горят желанием проявить чудеса педагогики и желают стать настоящим другом для своих учеников. Однако вскоре они сталкиваются с непростыми профессиональными буднями.
Зрелость - это мудрость. Молодость - это энергия. Но только общими усилиями можно добиться значительных успехов.
"Молодость" перенимает опыт, а "зрелость" заряжается энергетикой молодых! Успехов и творчества в работе.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Запоминаем соединительные гласные о,е в сложных словах"
"Запоминаем соединительные гласные о,е в сложных словах"...
Как научить ребёнка запоминать стихи
Как учить стихи с ребенком...
Запоминаем словарные слова. Статья
Как запомнить словарные слова...
Урок русского языка в 3 классе на тему«Запоминаем соединительные гласные о и е»
Цели: создать условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала: самостоятельного выведения алгоритма действия; через составленный алгоритм учить детей правильно...
Презентация по русскому языку "Запоминаем словарные слова"
В презентации предложены 3 группы словарных слов с ассоциативными рисунками, а также каждое слово каллиграфически прописано. Слова для 3-4 классов....
литературная викторина "Читай, люби, запоминай"
Проверка знаний устного народного творчества и авторских сказок в игровой форме для 1-го класса....
Запоминаем соединительные гласные о, е. 3 класс.
С.В.Иванов. Русский язык. «Начальная школа 21 века»( под ред. Н.Ф.Виноградовой)...