РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ,КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
статья

В данной публикации описаны приемы рефлексии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_publikatsiyu.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ,КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,тот и получает преимущества в движении вперед» Евгений Доманский.(Слайд 2)
«Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше». Б. Дизраэли.

Новые форматы в системе образования требует от современной школы сформировать у выпускников способность к саморазвитию.(Слайд 3)

«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» — говорили древние.Процесс самопознания человека, в котором формируется самооценка, и развивается способность к оцениванию вообще, чрезвычайно сложен. Самооценка развивает поведение человека, является началом становления его самопознания и предпосылкой к успешному самовоспитанию и саморазвитию личности. Обновление содержания образования – одна из главных задач современного общего образования. Наряду с предметными знаниями ставится вопрос о формировании универсальных способов мышления и деятельности учащихся. Эти умения позволили бы выпускникам школ быть успешными в самоопределении, находить себя в профессиональной сфере и целенаправленно строить жизненные планы. Мне кажется что, рефлексивные умения занимают здесь особое место. В процессе обучения весьма важно научится получать не готовые знания, а самому находить пути решения проблемных задач. А для этого в учебном процессе должны быть место, время и специально организованные процедуры по формированию таких умений. Необходимость использования современных приемов рефлексии на разных этапах уроков, способствует развитию функциональной грамотности учащихся.

Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.(Слайд 4) В данном случае нельзя говорить о личностно - ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Под функциональной грамотностью учащихся понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Эффективный путь развития функциональной грамотности – это развитие критического мышления учащихся и умения рефлексировать. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека. Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. Мы видим, что постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся. Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых, до производственных и социальных. С учетом данных позиций и опираясь на проведенные учеными исследования, определены группы ключевых компетенций. Особую значимость представляют учебно-познавательные компетенции, так как это- совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. (Слайд 5)

Современные образовательные технологии, такие, как метод проектов, педагогические мастерские, дебаты, исследовательские и дискуссионные технологии, Кейс-метод, технология портфолио, построены на рефлексии и в полной мере могут быть отнесены к технологиям определенного характера, технологиям по «обучению мышлению». Данные технологии обучают не только общим способам познания, но и вооружают ученика и учителя отдельными приемами, механизмами, усиливающими рефлексивную деятельность. (Слайд 6)

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. (Слайд 7) Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Чтобы рефлексия обеспечивала развитие личности, различают её виды:
Формальная рефлексия отражает зависимость действия от частных и единичных условий его выполнения. Направлена на рассмотрение оснований своих действий с целью вскрытия, каким образом выполняется некоторое действие, что нужно конкретно сделать, чтобы его выполнить.
Содержательная рефлексия отражает зависимость действия от общих и существенных условий его выполнения. Направлена на то, чтобы обнаружить, почему данное действие выполняется так, а не иначе, что является в этом действии причиной успешного его выполнения в различных условиях.
Индивидуальная рефлексия предполагает самоанализ урока, событий дня.

Интеллектуальная рефлексия даёт возможность ученику понять, осмыслить, зафиксировать сильные стороны своей деятельности и выявить «западающие» компоненты (самоконтроль и самооценка).
Рефлексии настроения и эмоционального состояния позволяет установить эмоциональный контакт в начале урока и в конце.
Рефлексия деятельности позволяет осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ, в конце урока, чтобы оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.
Рефлексия содержания позволяет выявить уровень осознания содержания пройденного. (Слайд 8)

Классифицировать рефлексию так же можно по функции, по типу, по способам проведения, по форме деятельности, по содержанию, по цели. (Слайд 9)

Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. А учителю нужно выстроить учебно-воспитательный процесс, в рамках которого ребенок чувствовал бы себя свободным. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Я думаю, чтобы получить новое качество начального образования, педагогу начальной школы сейчас необходимо проанализировать свой опыт работы с детьми. А это и есть рефлексия, без которой невозможно движение вперед как в жизни, так и в профессиональной деятельности.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Поэтому нам необходимо создать такую образовательную среду, которая побуждала бы ученика к самостоятельной деятельности, а это возможно, если у ученика хорошо сформированы рефлексивные умения.

Существует множество приемов рефлексии:
«Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
«Солнышко»
Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащимся предлагается выбрать солнышко, которое соответствует их настроению.
«Дерево»
Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.
«Градусник»
Используя такой символ можно определить состояние эмоций, новизнуматериала, урока, оригинальность ит.д.

«Письменное интервью»
Вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

«Ступени»
С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д

«Мишень»
Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая
1. свою деятельность
2. деятельность учителя
3. деятельность учащихся.

«10 баллов»
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
„Я“ 0________10
„Мы“ 0________10
„Дело“ 0________10

«Острова»
Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.
«Химс»
Этот метод помогает выяснить впечатления от урока или семинара по следующим вопросам:
• Хорошо…
• Интересно…
• Мешало…
• Возьму с собой…
Каждый участник должен откровенно ответить на вопросы, включая вопросы о своём самочувствии, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.
«Все у меня в руках»
Вопросы для проверки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:
• Большой палец – над этой темой я хотела бы ещё поработать;
• Указательный – здесь мне были даны конкретные указания;
• Средний – мне здесь совсем не понравилось;
• Безымянный – психологическая атмосфера;
• Мизинец – мне здесь не хватало.
Участники рисуют свою руку на листе бумаги, обводя контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются на выставку и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею.
«Пик взаимопонимания»
Настроение изображено в виде ступеньки.Первая - настроение крайне скверное. Вторая - плохое. Третья - хорошее. Четвертая - уверен в силах. Пятая – отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение.
«Звездочки»
На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.
«Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
«Что ты чувствуешь сейчас?»
Учащиеся могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует расширению лексического запаса.
Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:
- каша в голове
- ни в зуб ногой
- светлая голова (Слайд 10)

Очень хорошо рефлексия воспринимается наглядно. (Слайд 11-21)
Исходя из убеждения, что многие рефлексивные задания и игровые упражнения влияют на ситуацию успеха, а успех, в свою очередь, вселяет чувство собственного достоинства и уверенность, я считаем, что рассматриваемые выше приемы способствуют быстрому выявлению пробелов в знаниях, опросу темы на уроке, оценки деятельности и функциональной грамотности у учащихся. Подводя итог, отметим, что рефлексивные задания в рамках формирования функциональной грамотности и креативности направлены на осознание мотивации, собственных предпосылок учения, осмысление, самовыражение, самореализацию, самоанализ деятельности на уроке. (Слайд 22)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиск, выделение и представление информации как составляющая читательской грамотности учащихся.

В статье представлены практические рекомендации по работе с приёмами изучающего чтения....

Развитие логических умений младших школьников на уроках математики как составляющих функциональной грамотности

  Одной из  основных целей математического образования в рамках ФГОС является  формирование логических универсальных действий. Хорошо развитое логическое мышление позволяет ...

Развитие логических умений младших школьников на уроках математики, как составляющих функциональной грамотности

Функциональная грамотность - способность человека вступать в  отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Важнейшей  задачей школы является- формирование грамотных людей. Основы...

Статья "Математическая грамотность - как одна из составляющих функциональной грамотности"

Одна из составляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся: способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обос...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников

Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности.Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком  являются  читатель...

Работа с текстом в начальной школе как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности учащихся

Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности. Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком являются читательская грамот...

Презентация по теме: Формирование начальной составляющей математической грамотности - умения производить арифметические действия через совершенствование навыков устного счета в пределах 20 с переходом через десяток путем выделения математических закономер

Начальная школа является базовым фундаментом для формирования математической грамотности, а умение проводить арифметические действия ее основой при решении конкретных задач.Новизна опыта работы формир...